Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ





Управление подготовкой спортсменов в тайском боксе

Актуальность исследования. На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается феномен спонтанного проникновения азиатской физической культуры, в частности восточных единоборств, в практику отечественного физического воспитания и спорта. Это обуславливает необходимость их адаптации к психолого-педагогическим, социальным и культурным условиям подготовки украинских спортсменов.

К таким видам восточных единоборств относится тайский бокс. В настоящее время, как показывает практика, подготовка тай боксеров, осуществляется на основе общих положений теории спорта и спортивных единоборств. Вместе с тем, в этом виде спорта недостаточно изучены особенности соревновательной деятельности, необходима разработка методики обучения базовой технике, требуют исследования вопросы оптимального построения учебно-тренировочного процесса, развития и контроля физических качеств. Кроме того, существует насущная потребность в обосновании рационального построения тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей женского организма.



Все сказанное определяет актуальность и необходимость данного исследования.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработка методики спортивной подготовки тай боксеров с учетом требований соревновательной деятельности, а также индивидуальных особенностей женского организма позволит в значительной мере повысить эффективность спортивной деятельности.

Объект исследования. Тренировочно-соревновательная деятельность в ударных единоборствах.

Предмет исследования. Особенности методики подготовки спортсменов в тайском боксе.

Цель работы состоит в совершенствовании методики подготовки спортсменов с учетом особенностей соревновательной деятельности в тайском боксе.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1) выявлены особенности соревновательной деятельности, определяющие содержание подготовки спортсменов в тайском боксе;

2) разработана методика подготовки тай боксеров, включающая обучение базовой технике, контроль и развитие физических качеств, построение учебно-тренировочного процесса на этапе непосредственной подготовки, а также методика тренировки женщин учетом их индивидуальных биологических особенностей.



Теоретико-методологической основой решения поставленной проблемы являются:

- современные концепции теории и методики физической культуры и спорта, в том числе подготовки спортсменов-единоборцев.

- концепции совершенствования подготовки спортсменов на основе синтеза достижений культур Востока и Запада в сфере физического воспитания и спорта.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается комплексом методов исследования, организацией, адекватной математико-статистической обработкой фактических материалов, логикой осмысливания, описания и обсуждения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты дополняют знания в области теории и методики подготовки спортсменов - единоборцев, предоставляя новые данные о методике обучения базовой технике, комплексного контроля и построения учебно-тренировочного процесса, об особенностях подготовки спортсменок с учетом их индивидуальных биологических особенностей.

Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по реализации подготовки тай боксеров, включающей базовую техническую подготовку, контроль общей и специальной подготовленности, построение учебно-тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей спортсменок, а также планирование и построение учебно-тренировочного процесса на этапе непосредственной подготовки к ответственным соревнованиям.



На основе выявления особенностей соревновательной деятельности тайского бокса, состоящих в сочетании ударных и бросковых действий, разработана методика обучения базовой технике, включающая освоение технических элементов, операций, и технико-тактических действий, выполняемых на дистанции и в захвате, при атаке, защите и контратаке.

На основе проведенных исследований разработана методика обучения базовой технике тайского бокса. В первый год изучаются стойки, формируется умение контролировать дистанцию, изучаются захваты, производится обучение технике ударов руками и ногами. На втором году обучения помимо закрепления изученного материала, производилось обучение и совершенствование более сложных в координационном отношении ударов. Для формирования навыков ведения единоборства использовался специализированный игровой комплекс.

Выявлена высокая эффективность данной методики. Так, после окончания обучения спортсмены экспериментальной группы превзошли представителей контрольной по общему числу ударов (Р<0,001), имели более высокие коэффициенты атаки на всех дистанциях (Р<0,01-0,001) и коэффициент эффективности боевых действий в целом (Р<0,001), а также более эффективно защищались с помощью ног и туловища (Р<0,05).

Разработана методика развития и оценки уровня выносливости, учитывающая особенности двигательной деятельности в тайском боксе. А также методика сопряженного развития гибкости, координации движений (чувства равновесия при вращении вокруг вертикальной оси) и формирования навыков выполнения круговых ударов разработана следующая методика.

При их обосновании выявилось, что у спортсменов экспериментальной группы вырос уровень общей и специальной подготовленности. В условиях соревнований ими нанесено большее количество ударов (Р<0,001) и серий ударов (Р<0,05), показана лучшая эффективность боевых действий (Р<0,05) и коэффициент выносливости (Р<0,01).

С учетом биологических особенностей организма и фазности колебаний работоспособности спортсменок предложена методика построения учебно-тренировочного процесса спортсменок, включающая 4 микроцикла, различной направленности, продолжительности, использованию основных методов тренировки, интенсивности и величине нагрузки. При апробации данной методики определено, что у спортсменок достоверно (Р < 0,05 - 0,001) повысились показатели все показатели общей и специальной подготовленности (Р<0,001 - 0,05). Участвуя в соревнованиях они нанесли большее количество ударов (Р<001), увеличился коэффициент атакующих действий и коэффициент защиты вырос и коэффициент эффективности боевых действий (Р<0,05). У спортсменок возросла интенсивность атакующих действий в последнем раунде, что отразилось и в повышении коэффициента выносливости (Р<0,001).

С учетом необходимости сочетать учебу и тренировочно-соревновательную деятельность, разработана методика организации учебно-тренировочного процесса при непосредственной подготовке студентов - спортсменов к соревнованиям. Учебно-тренировочный сбор характеризуется следующими показателями: продолжительность - 25 дней; тренировочных дней - 22; дней с 2-мя тренировочными занятиями - 20; дней с 1-м тренировочным занятием - 2; количество тренировочных занятий 42; "чистое" время тренировочной работы -2327 мин; объем средств СП - 1003 мин; объем средств ОП - 1324 мин; СТТМ - 429 мин. Наиболее объемные нагрузки приходятся на второй микроцикл и постепенно снижаются, но растет их специфичность. ЧСС в процессе общей физической подготовки составляет 144 - 174 уд/мин. Специальная подготовка работа выполняется в высокоинтенсивном режиме (162-186 уд/мин), с тем, чтобы активизировать адаптационные процессы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Оптимальная продолжительность обучения базовой технике тайского бокса составляет 2 года.

В первый год обучения производится изучение стоек (левосторонней, правосторонней, фронтальной; открытой, закрытой; высокой, низкой). Формируются умения контролировать дистанцию (ближнюю, среднюю, дальнюю) с помощью различных способов передвижения. Изучаются захваты (за шею, руки, корпус, руки и шеи, шеи и туловища, шеи и руки). Производится обучение технике ударов руками и ногами: прямых, боковых ударов и снизу.

Для обучения умениям и навыкам ведения единоборства следует применять игры с касаниями, захватами, теснениями, а также с элементами борьбы 15-25 мин в занятии.

На втором году обучения продолжается изучение стоек, совершенствуется умение контролировать дистанцию с помощью различных способов передвижения, вход в захваты (за шею, руки, корпус, руки и шеи, шеи и туловища, шеи и руки). Закрепляется навык выполнения прямых, боковых ударов руками и ударов руками снизу. Производится обучение и совершенствование ударов обратной стороной кулака с разворотом, ударам кулаком сверху в прыжке, круговым ударам локтем с разворотом, боковым ударам ногой, боковым ударам ногой с разворотом.

В ходе обучения базовой технике осваивать правила: не закрывать глаза при выполнении движений и ударов соперником; держать голову в небольшом наклоне вперед, для этого в ходе отработки ударов зажимать теннисный мяч между подбородком и грудью; не опускать рук, не открывать подбородок, лицо; не делать лишних движений, не раскрываться; не отходить назад, с этой целью проводить учебный бой, когда спортсмен стоит в углу ринга (зала); сразу после удара принимать боевую стойку; незамедлительно переходить от защиты к атаке; в момент защиты отбивом делать выдох через нос и напрягать мышцы конечности, выполняющей защиту; в момент нанесения удара делать выдох через нос и напрягать мышцы конечности, выполняющей удар; держать челюсти стиснутыми; расслаблять мышцы в паузах; отбивать удар разноименной конечностью; прикрывать голову не только руками, но и плечами; не поворачиваться к сопернику спиной; вкладывать в удар максимально большую массу, удар наносить с максимальной скоростью; после удара конечности максимально быстро возвращать назад.

В процессе обучения следует определять предрасположенность к преимущественному выполнению тех или иных технических действий. Следует совершенствовать коронные комбинации, определять дистанции, на которых предпочитают боксировать спортсмены, то есть формировать манеру ведения боя - техническую, темповую или нокаутирующую.

2. Для оценки выносливости тай боксеров использовать следующий тест. Сначала спортсмен пробегает отрезок 100 м в произвольном темпе за 30 - 35 секунд в одну сторону. В обратную сторону по сигналу тренера из положения низкого старта он бежит с максимальной скоростью. На финише отрезка фиксируется время пробегания и определяется ЧСС за 10 с. Таких сочетаний выполняется 3, то есть спортсмен пробегает в общей сложности 600 м: 300 м в максимальном темпе и 300 в произвольном, что соответствует одному раунду. Таким образом, в процессе выполнения упражнения (5 раундов) спортсмены выполняют 15 ускорений. Для выполнения данного теста достаточно 100-метрового отрезка дистанции, что весьма удобно в повседневной спортивной практике, при отсутствии беговых дорожек.

3. Для определения реакции организма спортсменов на нагрузки выполнять пробу со специфической нагрузкой следующим образом. Из положения боксерской стойки, в беге на месте, наносятся прямые удары в течение 30-ти секунд по неподвижно зафиксированной груше в максимальном темпе. Удар рукой наносится одновременно с подниманием разноименной ноги, согнутой в коленном суставе. Бедро поднимается до угла 45 градусов от горизонтальной линии.

Далее, без перерыва, в течение 30-ти последующих секунд наносятся удары ногами "лоу кик" на высоту собственных плавающих ребер (в корпус). Удары наносятся из положения боксерской стойки. Движение начинается с отталкивания бьющей ногой, переноса веса тела вперед, на опорную ногу. Колено бьющей ноги поднимается до уровня точки нанесения удара, с постепенным ее сгибанием. Разгибание бьющей ноги происходит с поворотом на опорной ноге до 140-150 градусов в точке нанесения удара. Опорная нога полностью не выпрямляется. Центр тяжести тела в момент удара переносится вперед, руки закрывают голову.

На второй минуте, по 30 секунд, производятся те же удары -сначала руками, затем ногами.

Данная проба проводится непосредственно перед тренировочными занятиями и через 10-20 мин после них. Реакция организма определяется по величине сдвигов ЧСС и АД под влиянием нагрузки и динамике восстановительных процессов. Как правило, у подготовленных спортсменов ЧСС возрастает на 90-120%; максимальное АД увеличивается на 20-40%, минимальное АД - уменьшается на 10-35% (нормотоническая реакция - оценка «удовлетворительно»). Другие типы реакций (гипотоническая, гипертоническая, дистоническая) могут свидетельствовать о недостаточной подготовленности спортсмена или его значительном утомлении в результате одного тренировочного занятия, либо выраженном физическом перенапряжении или переутомлении, а также возможном заболевании (оценка «неудовлетворительно»).

4. Тренировку женщин и девушек строить так, чтобы индивидуальный ОМЦ совпадал по продолжительности с одним тренировочным мезоциклом. В него входят 4 микроцикла. Специальный микроцикл в предменструальной и менструальной фазах ОМЦ, предусматривает применение равномерного и игрового методов тренировки при средней интенсивности (ЧСС - 150-162 уд/мин) и небольшом объеме нагрузки. Первый ударный микроцикл, в постменструальной фазе, включает в себя применение широкого круга методов тренировки с высокой интенсивностью (ЧСС 168-186 уд/мин), объем нагрузки - до 35-40% от всего объема нагрузки мезоцикла. В овулярной фазе спортсменок реализуется разгрузочный микроцикл, в котором, также как и в специальном, преимущественно используются равномерный и игровой методы, интенсивность снижается до 150-162 уд/мин, объем нагрузки - 5-10% всего объема нагрузки мезоцикла.

Во втором ударном микроцикле (постовулярная фаза), используются высокоинтенсивные методы тренировки (ЧСС до 168-186 уд/мин), позволяющие реализовать в этом микроцикле около 40-45% от общего объема нагрузки мезоцикла.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.