Анализ работы территориальных отделений СО России и перспектива развития
Специальной Олимпиаде России 17 лет. Организация не сбавляла темпов в своем развитии. Неуклонно выполняли поставленные стратегические задачи, доказывая важность и
необходимость развития Движения Специальной Олимпиады в нашей
стране.
За этот период из небольшой и малозаметной организации (в конце 1999 г. было всего 16 небольших организаций на базе школ-интернатов и детских домов, объединенных Российской Ассоциацией «Олимп»), «Специальная Олимпиада» превратилась в мощное Движение, структурно организованное, самое значимое и известное в стране, которое превосходит по масштабам привлечения людей к регулярным занятиям спор-
том и соревнованиям такие известные организации как Паралимпиада и Сурдлимпиада. По своей значимости в настоящее время Специальная Олимпиада России встала на одну ступень признания с вышеназванными организациями. Об этом свидетельствует и Закон №329-ФЗ «О физической культуре и спорта в РФ», вступивший в действие с 30 марта 2008г. Одновременно этот закон подтверждает, что Специальная Олимпиада России успешно выполняет и вторую свою стратегическую задачу – изменить отношение общества к проблемам людей с нарушенным интеллектам. Это уже неоспоримый факт, что руководство Администраций многих регионов не только с пониманием относятся к Движению, но активно и существенно помогают его развитию.
Спорт способен изменить судьбу многих людей, дать им ощущение полноты жизни и обогатить их внутренний мир, проявляется уже более чем в 15-ти регионах, в которых территориальными отделениями руководят или оказывают значимую поддержку представители высшего руководства региональных администраций.
Продолжается работа и по формированию новых территориальных отделений в новых регионах, а в нашей стране 85 субъектов РФ. Так что поле деятельности Дирекции в плане роста Специальной Олимпиады России «в ширь» достаточно большое. И можно с большой долей уверенности сказать, что если за первые 6-7 лет мы смогли охватить 2/3 страны программами Специальной Олимпиады (а первые годы работы всегда сложнее, чем последующие - по «накатанному пути»), то в ближайшее будущее это Движение будет известно во всех уголках страны. Необходимо отметить, что не смотря на изменения в работе ряда территориальных отделений, тренеры и воспитатели продолжали тренировки и готовили ребят к соревнованиям разного уровня.
Хотелось бы обратить внимание, что происходящие изменения не затормозили активную работу Специальной Олимпиады России в целом. В этом году решение нашей первой стратегической задачи, а именно – все большее привлечение людей с проблемами интеллекта к регулярным
занятиям по Специальным программам осуществлялось не «в ширь», а «в глубь». Иными словами, увеличение численности спортсменов происходило не за счет формирования территориальных отделений СО России в новых регионах, а за счет активизации внутренних резервов, привлечения детей и взрослых из семей, новых школ и ПНИ. Число занимающихся продолжает расти.
Рост числа атлетов за счет внутренних резервов отмечен не менее чем в 35 территориальных отделениях СО России. Наиболее высокие темпы роста числа атлетов, участвующих в соревнованиях, отмечаются в Смоленской, Вологодской, Костромской, Владимирской, Саратовской, Самарской, Томской, Иркутской областях, в Алтайском, Хабаровском краях, г.
Москве и др. регионах. Бесспорным лидером в развитии Движения Специальной Олимпиады остается Специальный Олимпийский Комитет г.Санкт-Петербурга. В этом регионе к регулярным тренировкам по СО программам привлечены практически все учащиеся специальных (коррекционных) школ 8-го вида, большинство воспитанников всех детских домов и около 500 человек из семей. Активно развиваются, используя все региональные возможности, Костромское, Вологодское, Марийское, Томское и др. отделения.
Рост числа атлетов в территориях сопровождался увеличением числа проводимых соревнований различного уровня - от школьных и городских до областных соревнований.
Основными видами спорта по числу занимающихся, остаются: легкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, плавание, лыжи, настольный теннис. Наряду с перечисленными активно развиваются: бочче, бег на снегоступах, фигурное катание, гимнастика, боулинг и др.
Активное развитие многих видов спорта позволяет Специальной Олимпиаде России заявлять большее число спортсменов для участия во Всемирных Олимпийских Играх. Так, в 2003 г. в Дублине (Ирландия) на Всемирных Летних Специальных Олимпийских Играх российская команда спортсменов состояла из 105 человек, которые представляли 19 регионов страны и выступали они по 10 видам спорта, а в 2007 г. в Шанхане (Китай) Россию представляли 270 спортсменов из 26 регионов, которые участвовали в соревнованиях по 16 видам спорта.
Наряду с ростом численности спортсменов, наблюдается и их качественный рост, а значит, укрепляется здоровье, увеличиваются достижения, ускоряется их развитие и социализация в обществе.
Общее положение Специально-Олимпийского движения в России
Основная цель Специальной Олимпиады - помочь людям с отклонениями в умственном развитии стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредством предоставления этим людям равных возможностей для демонстрации своих двигательных навыков и талантов в условиях спортивных соревнований и путем информирования общественности об их возможностях и потребностях. [3]
Задачи специальной олимпиады заключается в организации круглогодичных тренировочных занятий и соревнований по различным олимпийским видам спорта для детей от 8 лет и взрослых с отклонении в умственном развитии. Это создаёт условия для укрепления здоровья занимающихся, улучшения их физической формы, демонстрация ими мужества, получения радости и участия в развитии талантов, двигательных навыков и дружеских отношениях с членами семьи, другими спортсменами специальной олимпиады и общества в целом.
Основополагающие принципы Специальной Олимпиады.
Принципы, на которых была основана организация «Special Olympics International», и которые должны в будущем определять порядок деятельности и развитие глобального движения Специальной Олимпиады, включают в себя следующие положения:
а) люди с отклонениями в умственном развитии могут, при соответствующем обучения и поощрении, учиться, получать удовольствие и пользу от участия в индивидуальных и командных видах спорта, адаптированных при необходимости в соответствии с их потребностями;
б) целостный тренировочный процесс, организованный под руководством квалифицированных тренеров и сконцентрированный на улучшении спортивной формы участников тренировок, исключительно важен для развития спортивных навыков. Спортивные же соревнования среди людей равного уровня способностей являются наиболее корректным методом оценки навыков, определения прогресса и стимулирования личного роста:
в) в процессе спортивных тренировок и соревнований люди с отклонениями в умственном развитии совершенствуются физически умственно, социально и духовно; обеспечивается укрепление семейных взаимоотношений; в результате непосредственного участия в мероприятиях и наблюдения за ними происходит объединение общества в целом;
г) любой человек с отклонениями в умственном развитии, соответствующий критериям, определенным в настоящих Генеральных правилах, должен иметь возможность получать пользу от программ спортивных тренировок и соревнований, предлагаемых Special Olympics.
д) организация Special Olympics International должна преодолевать все расовые, половые, религиозные и географические границы, а также разделения по национальным и политическим признакам, создавая возможности для спортивных тренировок и соревнований согласно единым общемировым стандартам для всех людей с отклонениями в умственном развитии, соответствующих определенным ниже критериям;
е) Special Olympics International стремится развивать спортивный дух и любовь к участию в спортивных состязаниях. Для достижения этой цели каждому спортсмену предоставляется возможность участвовать в тренировках и соревнованиях, которые позволяют наиболее полно продемонстрировать потенциал каждого вне зависимости от уровня способностей. Именно поэтому организация Special Olympics International требует, чтобы в программу игр и турниров Специальной Олимпиады были включены виды спорта и типы программ для спортсменов всех уровней способностей, а соревнования по командным видам спорта предоставляли каждому спортсмену возможность участвовать в каждой из игр [14]
ж) Special Olympics International поддерживает развитие спортивного движения на местном и районном уровнях, в рамках отдельных сообществ (включая школы), что представляет собой средство вовлечения в программы наибольшего количества спортсменов, имеющих право принимать участие в деятельности «Special Olympics».
Этиология умственной отсталости
«Умственная отсталость» - это симптом, это результат тестов, это образовательная дилемма, это личная и социальная тревога, и причина для общественного беспокойства. Необходимо не только учитывать, но и критически оценивать имеющиеся знания об умственной отсталости .
Имеет место тенденция полагать, что деления умственной отсталости на категории важны для того, чтобы создать нужную обстановку, в которой можно будет успешно продвигаться в сторону более индивидуального описания предпосылок заболевания, их устранения с учетом потребностей каждого человека и общества в целом.
Наиболее часто употребляемое определение умственной отсталости было дано около 20 лет тому назад Американской ассоциацией по вопросам умственной неполноценности: «Умственная отсталость представляет собой общее интеллектуальное развитие (уровень развития) гораздо ниже среднего уровня в сочетании с периодами развития организма». Измерение степени умственного развития представляет собой сложный процесс. В понятии «коэффициент интеллектуальности IQ» / отношение умственного возраста к календарному имеются как положительные, так и отрицательные стороны.
На основании результатов тестов Станфорда-Бине можно различать следующие группы ( IQ ):
слабая отсталость 67-52
средняя отсталость " 51-36
тяжелая отсталость 35-20
явно выраженная отсталость Ниже 20
«Слабая отсталость» традиционно считалась степенью умственной отсталости поддающейся обучению в школах, такой ученик считался способным на частичную интеграцию в среду учащихся его возраста и слабые достижения.
«Средняя отсталость» рассматривалась как степень умственной отсталости, поддающейся тренировке - состояние, при котором дети находятся в специальных классах и считаются неспособными к обучению свободному чтению и самостоятельности.
«Люди с тяжелой» и «явно выраженной» отсталостью не имеют перспектив для обучения, так как этот уровень отсталости не оправдывает высоких затрат на образование.
Измерение степени умственной развития представляет собой сложный процесс. Люди, проявляющие меньшую скорость в обучении и ограниченную способность к учебе (как правило, IQ ниже 80 по стандартному коэффициенту умственного развития), считаются имеющими задержку умственного развития.
На заседании Комитета экспертов ВОЗ в 1954 году, была дискуссия по вопросу об умственной отсталости. При обсуждении методов исследования указывалось на необходимость проявлять крайнюю осторожность при определении границ умственной отсталости. Комитет счел целесообразным выделить из категории умственной отсталости слабоумие при текущих психических заболеваниях. Основой классификации умственной отсталости была признана клинико-психопатологическая характеристика, в связи с тем, что IQ не определяет всей картины умственной недостаточности. Однако большинство зарубежных исследователей, исходя из Международной классификации болезней (МКБ), фактически продолжают определять умственную отсталость по IQ
Вопрос об этиологии умственной отсталости остается спорным, сложным и до настоящего времени. Пенроуз (L. Penrose) подчеркивая значения наследственных факторов в этиологии олигофрении, выделяет и генные мутации, и хромосомные аномалии. Наряду с этим он указывает на роль экзогенных внутриутробных и постнатальных поражений центральной нервной системы в этиологии слабоумия .
Представление о наследственной передаче умственной отсталости существовала уже на самых ранних этапах изучения этой проблемы. Ряд авторов указывал на семейное распространение наследственных форм олигофрении.
До недавнего времени для определения врожденного слабоумия использовался термин «олигофрения».
Затем в отечественной и зарубежной литературе появилось множество других терминов: «психическая отсталость», «психическая задержка», «умственный дефицит», и другие.
Следствием хаоса терминологических формулировок, обозначающих «врожденное слабоумие», а следовательно и понимания самого слабоумия, явилось то, что по предложению Всемирной организации здравоохранения в классификации болезней и содержащейся там «Международной классификации психических и поведенческих расстройств» рассматриваются различные аспекты врожденного слабоумия под единым названием «Умственная отсталость».
Олигофрения - это один из видов аномального развития ребенка, сложный процесс, при котором нарушение развития в целом зависит от значения, занимаемого той или иной нарушенной функцией в общем психическом развитии ребенка, и от того на каком этапе онтогенеза наступает нарушение. Это положение Л.С. Выготского было в дальнейшем подтверждено рядом авторов (Лебединская, Сухарева, Певзнер, Власов).
Всемирная организация здравоохранения в 1979 году по вопросу об умственной отсталости придерживалась деления умственной отсталости лишь по степени выраженности дефекта. Н.И. Озерецкий, М.О. Гуревич различали олигофрению по этому критерию.
Большинство людей с задержкой умственного развития внешне неотличимы от других людей. Такие люди могут испытывать трудности в выполнении обычной повседневной деятельности, понимая при этом поведение других и определяя свой собственный социальный отклик (приспособляющее поведение)
Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость (олигофрения) является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития человека .
В различных регионах мира умственно отсталые составляют от 2 до 6% населения.
Задержка умственного развития встречается гораздо чаще, чем думает большинство людей. Считается, что примерно три процента всего населения земли имеют задержку умственного развития. Из них приблизительно 60 % имеют слабую задержку умственного развития , 30 % умеренную и 10% сильную задержку умственного развития.
Умственная отсталость может быть вызвана любыми обстоятельствами, препятствующими нормальному развитию ребенка до рождения, во время рождения или в первые годы жизни. Задержка умственного развития не поддается лечению, однако, при условии соответствующей поддержки, люди, имеющие задержку умственного развития, могут вести полноценную и продуктивную жизнь.
По определению Певзнера и Лебединской под умственной отсталостью следует понимать результат стойкого необратимого нарушения психического, в первую очередь - интеллектуального развития сходного с органическим обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга. Проблемы здоровья особенно актуальны для России, потому что здесь происходят активные социальные преобразования, а также имеет место пренебрежительно низкий уровень культуры отношений к своему собственному здоровью. Оно ухудшается не только у взрослых, но и у детей, причем особенно в школьный период. Результаты научных исследований говорят о том, что сложившиеся тенденции ухудшения здоровья школьников приняли устойчивый характер. Наблюдается неблагоприятная динамика роста основных показателей здоровья, а также увеличение удельного веса школьников с патологиями, инвалидностью и смертностью.
Отечественные психиатры определяют умственную отсталость как сборную различных по этиологии и клиническим проявлениям не прогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.
Для всех состояний общим является следующее:
- все они являются результатом дизонтогенеза головного мозга и организма в целом;
- у всех ведущем нарушением является интеллектуальная отсталость и недоразвитие эмоциональной сферы;
- отсутствие прогредиентности (развитие болезни с нарастанием позитивных и негативных симптомов) .
При олигофрении имеет место раннее внутриутробное недоразвитие коры головного мозга, обусловленное либо наследственными факторами, либо отрицательным влиянием окружающей среды. Это недоразвитие происходит в пренитальный, перинатальный и ранний постнатальный периоды. При олигофрении характерным признаком является отсутствие нарастания интеллектуального дефекта .
В среднем, 7-10 из 1000 детей имеют интеллектуальную недостаточность и нуждаются в специальном обучении
В настоящее время выделяют следующие причинные факторы, обусловливающие неполноценность умственной деятельности:
- наследственные расстройства,
- ранние нарушение эмбрионального развития,
- другие аномалии хода беременности,
- приобретенные детские болезни,
- влияние социальной сферы, а также ряд не установленных причин. Клинические исследования свидетельствуют о том, что при олигофрении ведущим является не очаговое, а диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга и нарушение корковой нейродинамики, При этом органическая недостаточность головного мозга обнаруживается преимущественно при тяжелых степенях умственной отсталости (идиотия, имбицильность). У детей же с легкими степенями умственной отсталости она выявляется в 20 - 25 % случаев
Большое количество клинических форм умственной отсталости побудило исследователей к созданию их классификации. Среди множества существующих классификации у нас в стране общепринятой является систематика и классификация МКБ ВОЗ (1994).
Все клинические формы умственной отсталости подразделены на три группы
Первая группа.
Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве (до 3-летнего возраста):
-олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией;
-олигофрения, обусловленная перенесенными в детстве энцефалитами, менингитами и менингоэнцефалитами;
Вторая группа.
Эмбриопатии и фетопатии:
-олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью
новорожденных;
- олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, цитомегалия, паротит, инфекционный гепатит);
-олигофрения, обусловленная гормональными нарушениями у матери и токсическими факторами (экзо - и эндогенными агентами);
- олигофрения, обусловленная вирусом краснухи, которой мать переболела во время беременности (рубеолярная олигофрения);
- олигофрения, возникшая на фоне сифилиса. Третья группа.
Олигофрения эндогенной природы (поражение генеративных клеток родителей):
- истинная микроцефалия;
- формы олигофрении в сочетании с недоразвитием костной системы, кожи и слабоумия (дизостозические и ксеротермические олигофрении);
-болезнь Дауна;
-энземопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена -- фенилпировиноградная олигофрения.
По некоторым данным, только у 6 % детей можно говорить о причинных заболеваниях, тогда как в 94 % случаев этиология остается неясной (29).
Ряд авторов считают возможным установить причину только в 35 % случаев заболевания, все остальные случаи умственной отсталости относятся к недифференцированным формам.
Отмечается, что даже при самом тщательном исследовании учащихся вспомогательных школ, основу которых составляют дети с олигофренией в степени дебильности, нозологический диагноз можно установить только у 20 - 25%, а у 75 - 80 % учащихся имеется клинически недифференцированная умственная отсталость.
У некоторых детей можно установить ряд причин заболевания, но ни одна из них не является основной, что не позволяет прийти к окончательному выводу. В других случаях история болезни и текущее наблюдение также не позволяют выдвинуть надежную гипотезу относительно пути развития умственной отсталости. Вообще же такие категории умственно отсталых людей служат живыми свидетелями неполноты нашего современного понимания, и уязвимости к предрасположениям растущего человеческого организма
Существует и другой подход к созданию систематики олигофрении, который основывается на выявлении характера нейродинамических сдвигов. Этот подход предполагает, что от особенностей патофизиологических механизмов зависят принципиальные отличия одних форм от других.
Эти патологогенетические классификации имеют, на наш взгляд, определенные недостатки. Во-первых, современное состояние учения об умственной отсталости далеко не всегда позволяет с достаточной долей определенности устанавливать ее причину и патогенез, особенно в конкретных случаях.. Во-вторых, эти классификации вполне приемлемы для клинических исследований, лечения, профилактики, но для социального прогноза или для оценки обучаемости и функциональной подготовленности к различным видам спортивной и трудовой деятельности они недостаточны. Ценность этиопатогенетических классификаций снижается еще и в связи с тем, что в них не учитывается возможность возникновения тождественных психопатологических проявлений при различных причинных факторах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|