Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблемы налогообложения имущества физических лиц





 

С налогообложением имущества связаны значительные сложности как экономического, так и политического характера. В России сейчас существует не рынок объектов недвижимости как таковых (участков земли со всеми неотделимыми от нее элементами), а рынок отдельных элементов объекта недвижимости - квартир, офисов, складских помещений и т.д. Причем "оборот" этих отдельных сегментов рынка ограничен с точки зрения как административных, так и экономических барьеров, а также проблемами, связанными с администрированием данных налогов.

Проблемы налогообложения земли: проведенная кадастровая оценка земель незаконна, фактически отсутствует рынок земли, проблемы администрирования данного налога, связанные с большими временными, трудовыми, финансовыми затратами, наличие значительного числа земельных участков, которые не имеют границ, т.е. не определены и не имеют правообладателя, речь идет о земельных участках, не прошедших государственную регистрацию, вследствие чего данные участки не подлежат налогообложению. Решение обозначенных задач заключается, прежде всего, в принятии Концепции реформирования налогообложения имущества и четком исполнении данного документа.



Проблемы налогообложения имущества физических лиц: многие объекты имущества на территории Российской Федерации не прошли инвентаризационный учет, инвентарная стоимость имущества физических лиц, которая является налоговой базой данного налога, не отражает реальной цены облагаемого имущества ввиду того, что используемая в настоящее время органами технической инвентаризации методика расчета инвентаризационной стоимости имущества необъективна, устарела и содержит массу противоречий.

Законодательство в сфере налогообложения недвижимости представляет собой совокупность законов и иных нормативно правовых актов, посредством которых государственные органы устанавливают, изменяют или отменяют соответствующие правовые нормы.

Традиционно налоги на недвижимость составляют основной гарантированный источник доходов местного уровня, поскольку объекты недвижимости характеризуются постоянным местоположением и их юрисдикция легко фиксируется; они используются на развитие городской инфраструктуры и являются механизмом регулирования социального неравенства, связанного с приобретением богатства.



Налог на имущество стал, по существу, налогом на строения, помещения и сооружения. Он является регулярным налогом и уплачивается ежегодно независимо оттого, эксплуатируется это имущество или нет.

 

Статьей 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" предусмотрено, что до введения в действие глав части второй Налогового кодекса о налогах и сборах, предусмотренных ст. ст. 12 - 15 части первой Налогового кодекса РФ, ссылки в части первой НК РФ приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ, т.е. до 1 января 2005 г.
В п. 4 ст. 12 НК РФ предусмотрены полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению местных налогов. Так, представительные органы муниципальных образований принимают нормативные правовые акты о местных налогах и сборах в соответствии с НК РФ; в принимаемых ими нормативных правовых актах определяются в порядке и пределах, установленных НК РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты местных налогов, а также могут предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения. При этом представительные органы муниципальных образований не вправе расширять предоставленные им Кодексом полномочия.
На основании положений ст. 12 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о налоге, вводится в действие и прекращает действовать на территориях этих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
При налогообложении имущества физических лиц следует руководствоваться Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", вступившим в силу с 1 января 1992 г.
Особенность правового регулирования налога на имущество физических лиц заключается в том, что представительным органам местного самоуправления (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлены полномочия лишь по установлению конкретных размеров налоговых ставок и их дифференциации в установленных пределах, а также по установлению дополнительных налоговых льгот. Между тем порядок и сроки уплаты налога установлены Законом N 2003-1.
Согласно п. 1 ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Так, применение индивидуальными предпринимателями системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1 НК РФ), упрощенной системы налогообложения (гл. 26.2 НК) или системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ) предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.1, п. 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Особенности исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц разъяснены в Инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Инструкция МНС России N 54), изданной на основании ст. 4 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации").
Так, ст. 4 НК РФ (в ред. Закона N 154-ФЗ) было предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. МНС России, Минфин России, ГТК России, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Впоследствии Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" были внесены существенные изменения в п. 2 ст. 4 НК РФ, согласно которым федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), и его территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
В связи с этим в настоящее время Инструкция N 54 применяется в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.
Закон N 2003-1 является единственным законодательным актом федерального уровня, регулирующим обложение конкретным видом налога, но не включенным в состав НК РФ.
В течение всего периода действия Закона N 2003-1 в него неоднократно вносились изменения, направленные на совершенствование налогообложения имущества физических лиц. К числу последних можно отнести изменения, внесенные Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ и Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования". Более подробно особенности внесенных указанными Федеральными законами изменений будут рассмотрены в комментариях к ст. ст. 2, 3 и 5 Закона N 2003-1.
Предполагается, что впоследствии налог на имущество физических лиц будет заменен местным налогом на недвижимость, принятым в рамках реформирования имущественного налогообложения в Российской Федерации.
10 июня 2004 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ уже принят в первом чтении проект федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым НК РФ должен быть дополнен главой "Местный налог на недвижимость".
Принятие этой главы позволит упростить процедуру исчисления и взимания налогов на имущество и земельные участки, а также установить в качестве налоговой базы единую стоимостную основу.
В 2010 г. Минфином России и Минэкономразвития России был разработан План реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость. Указанным Планом предусматривается подготовка поправок Правительством РФ к проекту федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не ранее IV квартала 2012 г.



 

Плательщики налога

 

Согласно ст. 1 Закона N 2003-1 плательщиками налога на имущество признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Для целей актов законодательства о налогах и сборах под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. При этом институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они применяются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Так, отношения, связанные с гражданством РФ, регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". В соответствии со ст. 3 данного Закона под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства, а лицом без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество физических лиц вне зависимости от их возраста, имущественного положения и иных критериев, а также независимо от того, эксплуатируется ли ими это имущество.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в собственности несовершеннолетних граждан, а также граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, обязанность по уплате налога исполняется их законными представителями.
На основании п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Так, согласно положениям Гражданского кодекса РФ законными представителями налогоплательщиков выступают:
- родители, усыновители, попечители - в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет (ст. ст. 26, 33);
- родители, усыновители, опекуны - в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (ст. ст. 28, 32);
- опекуны - в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности гражданам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32);
- попечители - в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности гражданам, ограниченным судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 33).
Так, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в т.ч. исполняют обязанности по уплате налогов.
Порядок уплаты налога на имущество физических лиц несовершеннолетними налогоплательщиками разъяснен в Письме Минфина России от 10.09.2009 N 03-05-06-01/171.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Закон N 2003-1 связывает возникновение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц с моментом приобретения физическим лицом права собственности. В силу ст. 209 ГК РФ право собственности включает правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности на имущество возникает с момента его государственной регистрации. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с гл. 16 ГК РФ имущество, признаваемое объектом налогообложения, может находиться в общей собственности, т.е. собственности двух или нескольких лиц. При этом имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
В связи с этим п. п. 2 и 3 ст. 1 Закона N 2003-1 установлены особенности определения плательщиков налога на имущество в отношении имущества, находящегося в общей собственности.
Так, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц (физических лиц и организаций), налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.
До 1 января 2010 г. в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, плательщиком налога могло быть определено одно из лиц, имеющих в совместной собственности имущество, по соглашению между ними. Между тем применение соглашения между собственниками объекта налогообложения о признании одного из них в качестве налогоплательщика приводило к проблемам администрирования налога на имущество физических лиц. В связи с этим Законом N 283-ФЗ внесены изменения в п. 3 ст. 1 Закона N 2003-1, исключившие возможность применения такого соглашения. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2010 г.
Таким образом, согласно Закону N 2003-1 обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества, признаваемого объектом налогообложения.

 

Объекты налогообложения

 

Законом N 283-ФЗ внесены изменения в ст. 2 Закона N 2003-1, уточняющие перечень объектов налогообложения, а также предусматривающие в качестве самостоятельного объекта обложения налогом на имущество физических лиц долю в праве общей собственности на имущество. Указанная норма Закона N 283-ФЗ, вступившая в силу с 1 января 2010 г., распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Так, в соответствии со ст. 2 Закона N 2003-1 (в ред. Закона N 283-ФЗ) объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанное имущество.
В ст. 16 Жилищного кодекса РФ определены виды жилых помещений:
- жилой дом - индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;
- квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;
- комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
До внесения изменений в Закон N 2003-1, предусмотренных Законом N 283-ФЗ, доля в праве общей собственности на имущество не была выделена в качестве самостоятельного объекта налогообложения, что приводило к неопределенности толкования норм Закона N 2003-1.
Примеры исчисления суммы налога на имущество физических лиц в отношении отдельных видов объектов налогообложения приведены в комментарии к ст. 5 Закона N 2003-1.

 

Ставки налога

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.