Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ, КАСАЮЩИХСЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ С ОВЗ.





МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Башкирский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «БашГУ»)

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

Кафедра педагогики Направление: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Олигофренопедагогика, Курс 5

Контрольная работа по дисциплине «Нормативно-правовое обеспечение специального образования»

СОВРЕМЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ С ОВЗ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

 

 

Выполнила студентка 5 курса ОЗО

Мухина Л.Ф.

 

Проверил: к.психол.н., доцент И.Ш. Шавалиева

Уфа 2016

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение

Основная часть

1.1. Проблема изучения современных документов, касающихся изменения подхода к образованию лиц с ОВЗ.

1.2. Международные документы

1.3. Федеральные документы

1.4. Региональные документы

Заключение

Список литературных источников

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одно из важных направлений в системе образования России. Но в современных условиях, каждое государство ориентирует свою систему образования на мировую образовательную политику, чтобы быть более открытой, единообразной и преемственной.



Мировая образовательная политика имеет следующие требования: образование должно быть универсальным, то есть удовлетворить потребность в обучении и обеспечить равенство всех детей. Цель современной школы – помочь каждому ученику (и с ограниченными возможностями здоровья, и средних способностей, и талантливому) в достижении успеха, не допустить его исключения из жизни общества.

Термин “ребёнок с ограниченными возможностями” появился в обиходе российских специалистов по работе с детьми в 90-х годах ХХ века. Он заимствован отечественными специалистами из зарубежья. Этот термин объединил довольно широкую группу лиц, нуждающихся в обеспечении особых образовательных условий, социальной поддержке и медицинской реабилитации, в специально разработанных стандартах, методиках, содержании образования, при этом наличие инвалидности не всегда имеет место. В эту группу входят лица с сенсорными, двигательными, интеллектуальными, комплексными и иными нарушениями развития, при этом одна часть обучающихся данной группы имеет инвалидность, другие – нет. В то же время в российской педагогической науке используется множество разнообразных терминов, которые объединяются общим понятием «ребенок с ограниченными возможностями»: дети с нарушениями развития, дети с недостатками в развитии, педагогически запущенные дети и т.д.



Так какие документы регулируют современный подход к образованию лиц с ОВЗ? Вопрос о том, какие документы регулируют права и возможности предоставляемые лицам с ОВЗ, актуален в наши дни в связи с введением инклюзивного образования.

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов и подготовкой к ее последующей ратификации (от имени Российской Федерации Конвенция подписана 24 сентября 2008 года в штаб-квартире ООН в рамках «договорного мероприятия» 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, Министром иностранных дел С.В.Лавровым).

В России, основным источником права, является нормативно-правовой акт – официальный письменный документ, который принимается (издается) в определенной форме соответствующим органом (должностным лицом), содержит общеобязательные правила поведения, охраняется мерами государственного принуждения и направлен на установление, изменение или отмену правовых норм. Главное назначение нормативно-правового акта состоит в закреплении правовой информации, в придании изложенному юридического значения и в доведении правил поведения до адресата.



Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ составляют документы нескольких уровней:

- международные (подписанные СССР или Россией)

- федеральные (законы РФ, кодексы)

- правительственные (постановления и распоряжения Правительства СССР или РФ)

- ведомственные (документы Министерства образования)

- региональные (документы АТО, ДОО ТО)

- муниципальные (документы МОУО)

Наша задача состоит в том, чтобы познакомиться с важными документами, которые касаются изменения подхода к образованию лиц с ОВЗ в наши дни.

 

 

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ, КАСАЮЩИХСЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ С ОВЗ.

В ряде стран мира, начиная примерно с 1970-х годов, ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов в отношении расширения образовательных возможностей детей с ОВЗ. Внедрение таких законов и иных документов выражается в комплексе мер позитивной дискриминации. Это система привилегий в обществе для получения равных возможностей дискриминируемой группе. Инклюзия – это наиболее современный термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей.

Переход к инклюзивному образованию в отечественном контексте в принципе уже был предопределен тем, что Россия ратифицировала международные документы, касающиеся прав инвалидов. Основными нормативными документами, задающими концептуально-содержательные основы развития инклюзивного образования, являются следующие международные документы: «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Декларация (ст. 26, п.1) гласит: «…высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». «Декларация о правах инвалидов», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1975 г. В п. 6 Декларации подчеркивается право инвалидов на образование в целом. «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Этот документ вступил в силу 2 сентября 1990 г. и был ратифицирован Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Конвенция ныне действует на территории Российской Федерации как правопреемницы Советского Союза. В Конвенции (ст.28, п.1) говорится: «…государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств». Российская система образования на данный момент претерпевает существенные изменения в связи с переходом на личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию во 6 всех образовательных учреждениях – от детского сада до вуза.

Что касается нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, то к федеральным правовым документам относятся: Конституция РФ, в ст. 43 которой указано «Каждый имеет право на образование. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Федеральный закон «Об образовании»,² Закон N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в² Российской Федерации» от 24 ноября 1995. В Законе (Гл. IV, ст.19) указывается, что «государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки». Государство «обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». постановление Правительства РФ от 4 октября 2000² «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Одной из основных задач, поставленных в доктрине, является «…создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования … детьми-инвалидами». Лицам с ограниченными возможностями здоровья гарантируется общедоступное бесплатное специальное образование, а также бесплатное среднее и высшее профессиональное образование. Кроме того, права детей, с ограниченными возможностями здоровья казаны в следующих документах: от 24 июня 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав² ребенка в Российской Федерации», от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об Общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 №² 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении».

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование «Всеобщая Декларация прав человека» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948. Основа для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Историческое положение содержится в статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»

Международно-правовой документ обобщенного характера, признавший право инвалидов на удовлетворительную жизнь, а также все гражданские и политические права. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» - приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.1993 Основной всеобъемлющий документ, защищающий права инвалидов.

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является «Конвенция о правах инвалидов» - принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006. Подписана Россией 24.09.2008. «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».и Стремиться при этом: а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человеческого многообразия; б) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в полном объеме; с) к наделению инвалидов эффективно участвовать в жизни свободного общества».

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества; доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; создание условий для освоения социальных навыков; обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

Главным федеральным актом России является Конституция РФ 1993 г. Статья 43 Конституции РФ гласит «Каждый имеет право на образование»

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Закон РФ "Об образовании« от 10 июля 1992 г. N 3266-1 ( с дополнениями и изменениями). Закон регулирует вопросы образования лиц с ОВЗ и содержит ряд статей (№ 3, 5, 12, 17, 50 и др.), закрепляющих право детей с ОВЗ, в т.ч. детей- инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

В статье 1 Закона изложены основные понятия: Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид.

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования 1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью, нормы в нем прописаны более прогрессивно, чем в законе «Об образовании» Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями).

Статья 18 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают: дошкольное, внешкольное воспитание, образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Основной принцип инклюзивного образования сформулирован в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (документ утвержден Президентом РФ Д.А.Медведевым 04.02.2010., Пр-271) «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, которая позволяет обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов». Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы.

Федеральный закон 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статья 10 - от 24.07.1998 с изменениями. «Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ».

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

Разработан ряд региональных нормативных правовых актов, регламентирующих получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Нормотворческая деятельность в этом направлении в обязательном порядке должна быть продолжена. Это обусловлено, в том числе, изменениями социально-экономической ситуации, появлением и применением новых форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Однако развитию региональной нормативно-правовой базы во многом мешают отсутствие ряда нормативных правовых актов федерального уровня и противоречия в действующем законодательстве. До конца не отработаны механизмы реализации существующих законов, регламентирующих эту сферу и исполнение норм, связанных с реабилитацией и образованием детей-инвалидов, отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, законодательство субъектов Российской Федерации в области специального образования отличается большим разнообразием. Во многих регионах предпринимаются меры по законодательному закреплению дополнительных гарантий образования для детей с ограниченными возможностями, касающихся интеграции и создания специальных условий обучения и воспитания для детей с отклонениями в развитии. При общей позитивной оценке решений, которая применяется органами власти субъектов РФ, нельзя не отметить, однако, возникающую проблему неравенства правового статуса учащихся с ограниченными возможностями на всей территории России (в первую очередь по причине разной бюджетной обеспеченности регионов).

Эта проблема может и должна быть решена федеральным законодателем путем нормативно-правового закрепления механизма реализации и перечня дополнительных гарантий права на образование для детей с ограниченными возможностями. А пока, как справедливо отмечается в литературе, субъекты РФ по своему усмотрению либо вносят изменения, устраняют пробелы федерального законодательства, либо «дополняют» федеральное регулирование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Декларации о правах инвалидов // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/decl_disabled.shtml

2. Конвенция о правах инвалидов // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conv_disabled.shtml

3. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/convtheme.shtml

4. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

6. От социальной полезности к социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья//http://wallenberg.ru/science/435-ot-sotcialnoi-poleznosti-k-sotcializatcii-lichnosti-detei-s-ogranichennymi-vozmozhnostiami-zdorovia.html

7. Об образовании лиц с ОВЗ - Законы и подзаконные акты\\ http://roboi.ru/legislation/ikppmnds/#

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.