Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗАНЯТИЯ ПЛАВАНИЕМ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЫХАТЕЛЬНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ





Занятия в плавательном бассейне включают в себя занятия на суше и на воде. Девяносто минут учебного времени распределяются следующим образом: занятие на суше – 35 минут, душ – 10 минут, занятие на воде – 45 минут. Вводная часть включает в себя организацию студентов, строевые и порядковые упражнения. В основной части широко используются упражнения основной гимнастики, общеразвивающие упражнения, корригирующая гимнастика, а также специальные подготовительные и подводящие упражнения для обучения плаванию.

Учитывая значительное разнообразие заболеваний опорно-двигательного аппарата, а, следовательно, и различные формы их проявления в занятиях с этой группой широко используется индивидуальный метод, что заключается в составлении индивидуальных комплексов физических упражнений, направленных на восстановление, совершенствование нарушенных двигательных функций, воспитание и закрепление навыка правильной осанки. Упражнения, выполняемые в воде, имеют цель – восстановление и совершенствование нарушенных функций опорно-двигательного аппарата. Используя сопротивление водной среды или, наоборот, выталкивающую силу, можно искусственно облегчать или затруднять выполнение движений. В воде создаются условия для более полного расслабления мышц для разгрузки позвоночника.



Упражнения выполняются на мелком месте, стоя по грудь в воде. Это разнообразные движения руками и ногами, сгибания и разгибания в суставах, отведения и приведения конечностей, повороты и наклоны туловища и т.д. Применяются упражнения без предметов, так и с предметами (мячами, пенопластовыми досками, отягощениями, палками, ластами). Упражнения в упоре о стенку бассейна, о поручень, о ступени бассейна, упражнения, имитирующие “чистые или смешанные висы”, упражнения, способствующие мышечной релаксации и растяжению позвоночника, дыхательные упражнения, разнообразные виды ходьбы в воде. Особый вид физических упражнений в воде: свободное (с элементами облегчения плавание) или с имитацией спортивных стилей плавания. При заболеваниях опорно-двигательного аппарата температура воздуха и воды 25-28°С.

Учебный программный материал является основным содержанием занятий по лечебному плаванию. Он включает в себя следующие разделы:



- теоретический раздел;

- общая физическая подготовка;

- спортивное плавание;

- неспортивное плавание;

- собственно - реабилитационное плавание;

- тесты.

Теоретические сведениявключают в себя сообщение знаний о воде, правилах поведения и безопасности в бассейне, гигиенических требованиях, влиянии плавания на воспитание правильной осанки и укрепление свода стопы; о профилактике простудных и грибковых заболеваний, а также о профилактике травматизма в воде.

Под общей физической подготовкойв занятиях плаванием подразумеваются упражнения для обучения нырянию, дыхательные упражнения, всплывание, скольжение и упражнения для отработки положений в воде, гимнастика в воде. Прежде, чем начинать изучать технику плавания, необходимо овладеть упражнениями для освоения с водой. Общие упражнения на погружение, всплывание, лежание, скольжение, изучение правильного дыхания выполняются на первых четырёх-шести занятиях, а упражнения на скольжение и постановку дыхания следует включать в последующие занятия.

Первая группа упражнений.

Погружение – погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде, выполнять погружения из различных исходных положений, делать глубокий вдох и полный продолжительный выдох в воду.

Вторая группа упражнений.

Всплывание – находиться в воде в безопорном положении, всплывание в группировке «Поплавок», а затем всплывание в выпрямленном положении тела – «Медуза».

Третья группа упражнений.



Освоение горизонтального положения тела – свободно держаться на воде, лёжа на груди, на спине, из положения лёжа на груди поворачиваться на спину и наоборот.

Четвёртая группа упражнений.

Скольжение – скользить на груди после отталкивания ногами о стенку бассейна в горизонтальном положении без движения ног и рук, с задержкой дыхания и с выдохом, на спине с задержкой дыхания с вытянутыми руками вверх, на груди с вдохом и индивидуальным положением рук при коррекции позвоночника.

Пятая группа упражнений.

Выдох в воду – упражнение на дыхание выполнять многократно, чередуя вдох и выдох, добиваясь свободного, без перебоев, дыхания.

Из существующих видов спортивного плаванияна учебных занятиях изучается брасс, плавание на спине, старты, повороты, вольный стиль. По времени брассу отводится самое большое место, так как он лучше всего зарекомендовал себя для развития выносливости у данного контингента занимающихся. Не включены в программу прыжки в воду и плавание стилем баттерфляй, так как движения в этом виде плавания могут привести к ослаблению позвоночника. Для успешного овладения техникой плавания существует следующая последовательность:

- техника дыхания;

- техника движения ногами с задержкой дыхания на воде, с произвольным дыханием, с выдохом в воду;

- согласование движений ногами с дыханием;

- техника движений руками с произвольным дыханием;

- согласование движений руками с дыханием;

- согласование движений ногами и руками с задержкой дыхания;

- плавание в полной координации, согласование движений руками,

ногами и дыхания.

Значительное место на занятиях отводится неспортивным видам плавания. Плавание на спине вперёд ногами, комбинированные виды плавания, плавание с препятствиями, плавание со связанными руками и ногами, плавание на спине равномерными движениями. Эти виды плавания получили высокую оценку благодаря присущим им возможностям сделать занятия более разнообразными и интересными, что в значительной степени способствует повышению эмоциональности занятия, а это особенно важно для работы со студентами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата.

В группах реабилитационного плаванияизучаются способы плавания и упражнения в воде, подобранные с учётом диагноза, характера заболевания. При выборе способов плавания отдаётся предпочтение равномерности гребковых движений ног при повреждении тазобедренных суставов. Этот вид плавания применяется в виде отдельных движений на спине и на груди. Плавательная доска и другие снаряды служат при этом для фиксации не участвующих в работе конечностей и применяются также в качестве средств по дозированию сопротивления воды. Изолированные плавательные движения подбираются и для других видов повреждений опорно-двигательного аппарата.

Используются специальные гимнастические упражнения, выполняемые на неглубоком месте, стоя на дне, на глубоком месте, держась за поручни, упражнения, направленные на улучшение осанки, например, брасс с доской на голове, плавание в ластах и так далее.

Значительное место в занятиях занимают игры с мячом и эстафета.

Следует отметить, что проводимое во время игр измерение частоты сердечных сокращений, как правило, указывает на высокую степень нагрузки, тем самым повышается значение этого раздела учебного материала и во многих отношениях оправдываются затраты времени.

Тестыи прикидки стимулируют сознательное отношение студентов к занятиям. В начале первого года обучения рекомендуется проводить степ-тест для определения общей работоспособности. Студенты с индексом работоспособности ниже двадцати направляются к врачу для регулярных наблюдений. В конце второго и третьего годов обучения проводится ещё раз степ-тест. Осуществляется годовая проверка по спортивным стилям плавания – 100 метров брасс, 100 метров кроль на спине, а также 15 – минутное непрерывное плавание любым стилем, при этом регистрируется стиль, дистанция в метрах и частота сердечных сокращений в конце нагрузки.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физкультура и спорт у нас стали общедоступными. Сотни тысяч людей посещают плавательные бассейны, проводят свой отдых на бесчисленных водоемах. В связи со строительством искусственных плавательных бассейнов все большее число - вовлекается в занятия водными видами спорта. Рост массовости плавания требует подготовки специалистов по начальному массовому обучению.

Однако, особенно в разгар летнего сезона, когда в каждом пионерском лагере ведется обучение плаванию детей, специалистов по этому виду не хватает. А ведь успешное изучение спортивных способов плавания зависит от умения преподавателя подобрать необходимые упражнения, дать точное и образное объяснение движениям, вовремя исправить неправильные действия. Основой для этого служат многолетний опыт, годы преподавательской деятельности.

Опыт показывает, что нет таких людей, которые по каким-то причинам не смогли бы научиться плавать. Но как бы то ни было, работая с такими людьми, ведущий занятие должен проявлять терпеливость и неторопливость в изучении упражнений, и тогда успех в овладении спортивным плаванием будет достигнут.

Не следует забывать и о лечебном значении плавания. Лечебное плавание включает разнообразные комплексы специальных физических и плавательных упражнений, использование различных стилей плавания и их элементов. Особое внимание придается сохранению позы коррекции при выполнении всех упражнений. Для увеличения экскурсии грудной клетки, диафрагмы, функционального совершенствования основной и вспомогательной дыхательной мускулатуры применяются разнообразные дыхательные упражнения в воде. В программу дозированного плавания также включается проплывание отрезков с повышенной скоростью и ныряние в длину. Занятия по лечебному плаванию часто проводятся в виде игр, что придает им эмоциональную окраску.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://to-swim.ru/

2. Булатова М.М., Сахновский К.П. Плавание для здоровья. - Киев, 2001;

3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001;

4. Круглий А.В. Применение лечебного плавания при заболеваниях опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие. – Ухта: УГТУ, 2000;

5. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник. - М.: Советский спорт, 2003;

6. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005;

7. Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт, 2001;

8. Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей. - Киев, 2001.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.