Сделай Сам Свою Работу на 5

Третье правило — прохождение намеченных путей





На стол выкладывается карточка с первым путем (в хронологическом порядке).
Для того чтобы преодолеть этот путь, клиенту необходимо выложить на стол свои три карточки с соответствующими намеченному пути возможностями. Например, чтобы «поступить в вуз», игрок использует следующие возможности: «согласие в семье», «большие планы» и «умение учиться». Правильность хода оценивается профконсультантом.
В зависимости от общего уровня развития клиента и его умения спорить, можно использовать различные варианты данного правила.
В игре со «слабым» клиентом путь считается пройденным, если из трех карточек с возможностями хотя бы две способствуют его прохождению. За неудачное использование своих возможностей наказания не следует (только путь считается непройденным).
В игре с «сильным» клиентом необходимо, чтобы все три возможности соответствовали намеченному пути. В наказание за неправильное использование карточек с возможностями можно сразу же перевернуть эти карточки обратной стороной (например, «воля» превращается в «безволие»). Это осложняет игру и делает ее более интересной. Но и здесь у игрока остается возможность поспорить с профконсультантом (по правилам, уже описанным выше).
Если клиент не проходит намеченный путь, то психолог с помощью заранее заготовленного перечня путей быстро определяет, какой же путь клиент прошел вместо намеченного, ведь какие-то свои возможности он все-таки активизировал (выложил соответствующие карточки). Для удобства определения таких путей мы рекомендуем в подобном перечне пометить явно непривлекательные пути, которые часто и предлагаются клиенту в наказание за то, что он не смог достичь запланированного.
Если клиент удачно проходит намеченный путь, то соответствующая карточка откладывается в отдельную стопку (пройденных путей). Но накапливать более пяти таких пройденных путей нельзя: необходимо использовать их для определения того, к каким же целям эти пути приводят.



Четвертое правило — определение достигнутых целей

Клиент должен самостоятельно выбрать три карточки из карточек пройденных путей, перевернуть их обратной стороной и отметить, какие номера встречаются больше чем на двух карточках (эти номера соответствуют номерам карточек с целями). В самом конце игры можно определять цели не по трем карточкам, а по двум.
Таким образом определяется, какие цели уже достигнуты игроком на данном этапе игры. Соответствующие карточки сразу же ему выдаются, и он складывает их в отдельную стопку (достигнутых целей).
Естественно, можно сразу посмотреть, насколько совпадают эти цели с намеченными в начале игры (на подготовительном этапе). Нередко бывает так, что на последующих этапах эти цели превращаются в свою противоположность. Например, в молодости достигается цель «честная жизнь», а ближе к зрелости — «нечистая совесть».
В награду за достижение цели игрок может оставить себе одну из трех карточек с путями, которая кажется ему наиболее привлекательной. В дальнейшем он может использовать ее в игре.



ПРАВИЛА ИГРЫ ДЛЯ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА, ВЫПОЛНЯЮЩЕГО РОЛЬ «ЧЕРТА»

Если клиент забывает бороться со своими недостатками, то профконсультант-«черт» борется с положительными возможностями игрока, используя для этого его же недостатки (например, «черт» выкладывает на стол явно положительное качество «умение общаться» и борется с ним при помощи имеющегося у клиента качества «безразличие, апатия ко всему»). Но клиент и здесь может попытаться в споре доказать психологу, что «безразличие» не снижает «умения общаться».

При борьбе клиента со своими недостатками профконсультант может нейтрализовать его усилия с помощью какой-либо отрицательной карточки, имеющейся у клиента, как бы актуализируя некоторые его недостатки. Например, клиент борется со своей «ленью», используя для этого «волю», а профконсультант-«черт» выкладывает карточку «необязательность в делах, забывчивость», которая как бы нейтрализует «волю». Это правило следует использовать только в работе с сильными и сообразительными игроками.



Аналогично профконсультант может «актуализировать» отрицательные возможности клиента при прохождении им намеченных путей.

Профконсультант может давать клиенту «добрые советы», когда тот размышляет над тем, какую карточку ему лучше использовать для борьбы со своими недостатками или при прохождении путей, а после сделанного игроком хода сразу же начать «сомневаться» в его правильности. Данное правило привносит в игру достаточно высокий эмоциональный заряд и может использоваться только с сильными игроками.

РЕФЛЕКСИЯ ИГРЫ

Рефлексию игры можно провести следующим способом. Психолог-консультант и клиент на отдельных листочках обозначают пять временны’х этапов игры и оценивают каждый из них по условной пятибалльной (или по десятибалльной) шкале. При этом действия игрока оцениваются по двум основным критериям: первый — общая успешность игровых ходов и споров; второй — самообладание игрока.

После этого оценки психолога и клиента сопоставляются и доброжелательно обсуждаются. Мы советуем немного подыграть клиенту (оценить его действия немного выше, чем он того заслуживает): одним из результатов данной методики должно стать повышение у клиента уверенности в своих силах.

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук,
г. Москва

Для того чтобы использовать данную игру в своей профориентационной практике, нужно самостоятельно изготовить (нарисовать) карточки по представленным образцам. Несколько раз нужно проиграть эту методику на себе, внимательно изучив основные игровые правила, «потренироваться» на близких людях или знакомых.
Опыт использования данной игры другими профконсультантами показывает, что у них возникают собственные идеи по совершенствованию игровых правил и по изменению перечней карточек. Это свидетельствует о высоком творческом потенциале данной методики.
При самостоятельном изготовлении карточек к игре «Человек-судьба-черт» необходимо использовать плотный ватман. Надписи лучше делать с помощью печатной машинки, а все декоративные линии проводить фломастером или мягким карандашом. Общее время на изготовление карточек — примерно 6–10 часов.

ПЕРЕЧЕНЬ КАРТОЧЕК "ЦЕЛИ"

«Звезды» обозначают относительную привлекательность карточек,

«дырки» — непривлекательность, а отсутствие знака — неопределенную степень привлекательности.
Нечетные номера — лицевая сторона карточки, а четные — оборотная сторона. Оформление карточки см. на рис. 1.

Рис. 1. Пример карточки из перечня «Цели». Размер карточки: 6 х 8 см. 1а — лицевая сторона; 1б — оборотная сторона. Декоративная линия, а также номера в верхней части делаются голубым фломастером. Дробный номер показывает: числитель — номер цели на лицевой стороне карточки, знаменатель — номер цели на оборотной стороне.

ПЕРЕЧЕНЬ КАРТОЧЕК "ПУТИ"

На оборотной стороне карточек указаны номера карточек целей, которые достигаются при прохождении данных путей. Знаками «звезда» и «дырка» отмечены привлекательность или непривлекательность путей. Оформление карточки см. на рис. 2.

ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА ОБОРОТНАЯ СТОРОНА
1.Успехи в школе 2,15,23,27,33,43
2.Кружки, факультативы, лектории, курсы 1,9,13,15,25,35,39
3.Спортивная секция 1,6,7,9,19,35,41
4.Самоподготовка (постоянная работа над собой) 9,19,25,27,33,35,39,43
5.Платная подготовка к поступлению (репетитор, курсы)   2,23,32,41,43
6.Драки, спекуляции, сомнительные дела 1,2,6,11,17,20,28,32,38,41
7.Кайф, балдеж, загул 1,2,4,6,8,10,16,17,22,28,30,32,40
8.Консультация у специалиста (врача, психолога, юриста) 13,27,33,41
9.Знакомство с условиями поступления и обучения (самому сходить, узнать) 13,19
10.Подготовительные курсы 1,13,35,39
11."Активизировать" родных и близких для помощи   2,5,20,23,32,33,43
12. Постановка на учет 6,20,28,32,36,38,40
13. Культурная жизнь (посещение театров, музеев) 1,15,25,31,32
14.Самостоятельное творчество (рисовать, сочинять, конструировать, выращивать) 2,9,11,15,19,25,31,35
15.СПТУ (начальное профессиональное образование 7,19,24,34,37,42,44
16.Техникум (среднее профессиональное образование) 13,24,34,37,42,44
17.Училище (медицинское, педагогическое, художественное) 6,9,23,25,31
18.Вуз (высшее профессиональное образование) 2,9,11,13,17,25,27,31,33,43
19.Служба в армии 1,6,7,35
20.Вынужденная работа (вы мечтали не об этом) 14,20,26,36
21.Основная работа (то, что вы хотели и что можете) 1,13,19,27,37
22.Диссертация 2,3,5,9,11,19,23,25,27,31,33,35,39,41,43
23.Работа по совместительству (подработка, дополнительные дежурства) 2,3,8,11,17,21,26
24.Нарушить закон, но не попасться 2,6,8,9,11,17,20,32,36,38,43
25.Продать совесть не нарушая закон 2,4,8,10,11,14,16,17,20,22,28,30,32,38,40,41
26.Свадьба. брак по любви ( или дружба с любимым человеом) 3,5,7,21,29
27.Брак по расчету (дружба с выгодным человеком) 2,4,8,10,11,20,22,30,32,41,43
28.Рождение ребенка (усыновление. удочерение) 3,12,18,20,21,26,29,42,44
29.Ссора с любимым человеком, развод 8,12,22,28,30,40
30.Уход в себя, богоискательство   2,4,12,18,22,25,29,30,40
31.Снимать комнату или жить в общежитии (попробовать самостоятельности) 1,12,20,34,44
32.Тюрьма (терпеть, работать, думать...) 2,6,8,10,20,22,24,28,36,38
33.Общественная деятельность 1,2,25,27,32,33,35,43
34.Официально нигде не работать и не учиться   10,12,16,18,20,28,30,32,40
35.Бескорыстная деятельность, помощь, опека слабых 1,25,27,29,31,37,42,44
36.Пьянство, измены... 4,8,10,12,16,17,22,28,30,32
37.Вы никому не нужны (никто не любит и не уважает) 2,4,10,22,28,30,38,42,44
38.Вас уважают и поддерживают коллеги по работе 1,9,13,27,31,35,37,39,43
39.Участие в склоках, травле коллег и знакомых 2,6,8,14,26,32,38,40,41
40.Значительные успехи на работе 2,9,13,33,35,39,
41.Увольнение (отчисление) за плохую работу (учебу) 2,10,12,14,28,40,44
42.Руководство с вами считается (уважает и поддерживает) 2,13,27,32,33,35,39
43.Дорогая покупка (дача, машина, квартира, яхта) 2,3,11,17,21,32,38
44.Заграничная командировка, стажировка, работа с иностранцами 2,3,6,11,17,23,32,33,39,41,43
45.Создать свою фирму, заняться бизнесом   2,6,8,9,11,17,23,33,35,38,41,43

 

Рис. 2. Пример карточки из перечня «Пути». Размер: 6 х 8 см. 2а — лицевая сторона; 2б — оборотная сторона. На оборотной стороне написаны номера карточек целей, достижению которых способствует данный путь. Декоративные линии и номер наверху делаются зеленым фломастером.

ПЕРЕЧЕНЬ КАРТОЧЕК "ВОЗМОЖНОСТИ"

«Звезды» обозначают относительную привлекательность карточек,

«дырки» — непривлекательность, а отсутствие знака — неопределенную степень привлекательности.
Нечетные номера представляют лицевую сторону карточки, а четные — оборотную сторону (см. рис. 3).

Рис. 3. Пример карточки из перечня «Возможности». Размер карточки: 6 х 8 см. 3а — лицевая сторона карточки; 3б — оборотная сторона. Декоративные линии и номера в верхней части делаются красным фломастером. Дробный номер показывает: числитель — номер возможности на лицевой стороне карточки, знаменатель — номер возможности на оборотной стороне.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.