Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление бизнес-процессами: принципы и компромиссы





Процессный подход. Описание бизнес-процессов.

Процессный подход к управлению организацией позволяет менеджерам получать ощутимые успешные результаты, основываясь на простой идее расчета и учета затрат по бизнес-процессам.

Процессный подход отвечает на вопросы:

  • Какие действия (бизнес-процессы) осуществляются в нашей организации?
  • Почему наша организация должна осуществлять те или иные действия (бизнес-процессы)?
  • Сколько затрачивается ресурсов (временных, денежных) на эти бизнес-процессы?
  • На сколько эффективны эти бизнес-процессы в нашей организации?

Бизнес-процессы любого предприятия делятся на:

  • Основные процессы (закупка, производство, продвижение, продажа и т.д.)
  • Сопровождающие процессы (доставка, хранение, обработка документов и т.д.)
  • Управленческие процессы (администрирование, учет и т.д.)
  • Развивающие процессы (совершенствование технологии, производимого товара или услуги, разработка и внедрение новых)

Каждый бизнес-процесс, в свою очередь, делится на множество подпроцессов.

Описание и моделирование бизнес-процессов делает процессы прозрачными, оценивает стоимость, производительность и качество выполняемых действий. Описание бизнес-процесса помогает определить: кто, какое время и с какими ресурсами должен действовать, чтобы получить ожидаемый конечный результат.



Описание бизнес-процессов позволяет понять:

  • Какие операции дублируются?
  • Какие операции являются лишними?
  • На какие операции больше всего тратится ресурсов (временных, денежных)?
  • Какие операции являются узким местом во всей системе?
  • Какие операции можно отдать на аутсорсинг?

Процессный подход к управлению дает возможность:

  • Определить себестоимость каждого процесса с требуемым уровнем детализации
  • Определить эффективность использования рабочего времени сотрудниками организации
  • Определить эффективность использования мощностей
  • Выявить неэффективные бизнес-процессы, которые требуют реинжиниринга или передачи на аутсорсинг
  • Выявить ресурсы, перегруженные бизнес-процессами и являющиеся узким местом
  • Выявить резервы, скрытые в недозагруженности ресурсов.

Описание бизнес-процессов должно включать не только характеристики самого бизнес-процесса, но и установление взаимосвязей между отдельными процессами, а также влияние изменений одних бизнес-процессов на другие.



Основные бизнес-процессы

Процессный подход, разработанный Робертом Капланом и Робином Купером, основан на том, что ценность (стоимость) любого предприятия создается во внутренних бизнес-процессах. Основные бизнес-процессы являются движущей силой стратегии предприятия. Описание и моделирование бизнес-процессов помогает описать и смоделировать, каким образом стратегия может быть реализована. Компания должна определить основные бизнес-процессы, выделяющие ее среди аналогов и являющиеся наиболее важными с точки зрения потребительной ценности для клиентов. Постоянное совершенствование основных бизнес-процессов повышает эффективность компании и определяет ее конкурентоспособность .

В соответствии с методологией управления компанией на базе системы сбалансированных показателей основные внутренние бизнес-процессы разделяются на четыре блока:

  • Операционный менеджмент
  • Взаимоотношения с клиентами
  • Инновации
  • Вклад в развитие общества

Ранее считалось, что операционный менеджмент - это процессы производства и доставки товаров и услуг до потребителей. На самом деле основные бизнес-процессы операционной деятельности несколько шире:

  • Развитие и поддержание взаимоотношений с поставщиками
  • Производство товаров и услуг
  • Доставка товаров и услуг клиентам
  • Управление рисками

Каждый из основных бизнес-процессов операционного менеджмента делится на множество подпроцессов. Например, развитие и поддержание взаимоотношений с поставщиками делится на поиск, заказ, получение, входной контроль, возврат, хранение, оплату.



Управление бизнес-процессами, ориентированными на высокую эффективность и производительность, позволяет предприятию сделать клиентам привлекательное предложение потребительной ценности:

  • Конкурентные цены
  • Превосходное качество
  • Своевременная покупка
  • Отличный выбор

Бизнес-процессы управления отношениями с клиентами в современной конкурентной среде не менее важны, чем бизнес-процессы операционного менеджмента.

Основные бизнес-процессы взаимоотношений с клиентами:

  • Выбор клиентов
  • Привлечение клиентов
  • Сохранение клиентской базы
  • Развитие взаимоотношений с клиентами

Каждый из основных бизнес-процессов управления взаимоотношений с клиентами также делится на множество подпроцессов. Так, например, бизнес-процесс «выбор клиентов» означает процесс определения наиболее выгодных для предприятия клиентов, процесс разработки предложения потребительной ценности, процессы создания имиджа товаров и услуг, привлекательных именно для этих клиентов.

Для того, чтобы иметь устойчивое конкурентное преимущество, компания должна не останавливаться на достигнутом, а постоянно работать над инновациями товаров, услуг, технологий, процессов. Удачные инновации способствуют привлечению покупателей, расширению клиентской базы и росту прибыли.

Основные инновационные бизнес-процессы:

  • Выявление возможностей для создания новых товаров и услуг
  • Проектирование и создание новых товаров и услуг
  • Продвижение новых товаров и услуг на рынок

Любая компания должна постоянно подтверждать свое право на производство и продажу товаров и услуг. Компания управляет регулирующими и социальными процессами по нескольким направлениям:

  • Окружающая среда
  • Безопасность и здоровье
  • Трудоустройство
  • Инвестирование в общество.

Системный подход к управлению, основанный на управлении бизнес-процессами, позволит предприятию реализовать стратегию максимально эффективным способом.

Управление бизнес-процессами: принципы и компромиссы

Вопросы управления бизнес-процессами остро встают в компании, когда на определенном этапе ее развития сбои во взаимодействии подразделений, менеджеров, сотрудников начинают носить регулярный характер, при этом оказывая существенное влияние на эффективность деятельности самой организации. Сбои сопровождаются не только потерей информации, дублированием функций, лишними затратами и другими негативными последствиями, но и потерей качества продуктов компании, а значит и потерей лояльности потребителей. Диагностировать причины этих проблем без детального изучения деятельности компании невозможно.

В основе управления бизнес-процессами лежат работы по их описанию, оптимизации и регламентации, и такого рода проекты затрагивают интересы широкого круга сотрудников, требования которых существенно различаются, в зависимости от их роли в компании. Топ-мененджеры заинтересованы в повышении управляемости, гарантированности управленческих воздействий, прозрачности и т.д. (понимая под этим индикаторы, по которым можно определять, насколько успешна деятельность компании, и инструменты воздействия на персонал). Менеджеры среднего звена хотят, прежде всего, понимать границы своей деятельности и результаты, за которые они отвечают. Наконец, исполнители хотят иметь понятные, четкие правила своей работы. При реализации проекта необходимо учитывать интересы всех этих групп сотрудников.

Зачастую, приступая к подобного рода проектам, компании пытаются остановиться лишь на верхнем уровне анализа и оптимизации, экономя тем самым время проекта и удовлетворяя интерес высшего руководства. Но нужно понимать, что верхнеуровневый анализ хорош лишь для целей бизнес-диагностики, то есть выработки решений и рекомендаций относительно того, куда продвигаться и развивать проект далее (какие области наиболее проблемные и что теоретически с ними можно сделать). Вообще говоря, для того чтобы мы именно улучшили деятельность, а не закончили одними только лозунгами (или, как последнее время их стало модно называть,– принципами), мы вынуждены в проекте доходить до уровня исполнителей и их действий (упрощенно уровни детализации бизнес-процессов приведены на рис.1).

Рис 1. Уровни детализации бизнес-процессов:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.