Сделай Сам Свою Работу на 5

Процесс самовоспитания на примере юных спортсменов.





Самовоспитание. Психологические основы самовоспитания спортсменов.

Самовоспитание— это систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование у себя моральных, физических, эстетических, интеллектуальных качеств, привычек поведения в соответствии с социальными нормами.

Процесс работы человека над собой сложен и связан со всем многообразием внешних и внутренних условий его жизни. Самовоспитание — это не только личное дело каждого, оно имеет огромное социальное значение. Человек, который сам себя воспитывает, может лучше проявить себя, может быть более полезен обществу.

Цели и мотивы самовоспитания обусловлены конкретно-историческими условиями и стремлением человека занять в обществе активную жизненную позицию. Самовоспитание — наиболее активный вид самодвижения, когда сам человек формирует у себя необходимые ему качества.

Самовоспитание тесно связано с воспитанием, являясь его продолжением, развитием, углублением. Самовоспитание — это субъективное преломление воспитательного процесса как части внешнего мира, побуждающего личность изменяться. Воспитание и самовоспитание находятся в неразрывном единстве.



Способы саморегуляции.

Побуждение к самовоспитанию осуществляется через обучение приемам саморегуляции. Некоторые из приемов очень простые. Их необходимо просто запомнить и применять в нужный момент. Эти способы саморегуляции называют отключение и переключение. Регулирующую функцию здесь выполняют образы отражаемого и отношение к ним, которые сложились у спортсмена. Доминантный очаг уменьшается в результате создания нового очага возбуждения при сосредоточении на каких-то объектах внешнего мира. Эффективность снижения напряженности будет тем выше, чем привлекательнее объект наблюдения. Цель отключения и переключения состоит в том, чтобы спортсмен осуществлял длительное удержание направленного сознания в русле, далеком от травмирующей ситуации. В данном случае приемы саморегуляции базируются на отражении спортсменом (основной функцией сознания является отражение) окружающего материального мира.



1. Существуют способы саморегуляции, связанные с отражением своего физического «Я». Они в наибольшей мере насыщены специальными приемами:

Ø Контроль и регуляция тонуса мимических мышц.

Этот прием требует специальной тренировки. Наибольший эффект достигается, если в процессе овладения данным приемом спортсмен проверяет и закрепляет его в разнообразных жизненных ситуациях. Основным из критериев овладения этим приемом саморегуляции является способность ощущать свое лицо в виде маски (отсутствие мышечного напряжения).

Ø Контроль и регуляция мышечной системы спортсменов.

Психическая напряженность всегда вызывает ее избыточное напряжение. Тренировка в расслаблении мышц осуществляется с помощью словесных самоприказов, самовнушений, способствующих сосредоточенности сознания на определенных группах мышц.

Ø Контроль и регуляция темпа движений и речи.

Эмоциональная напряженность, наряду с мышечной скованностью, выражается в повышении привычного темпа движений и речи, при этом спортсмен начинает суетиться, беспричинно торопиться. В этом случае управление своим состоянием сводится к стремлению избавиться от суетливости, наладить четкий ритм своей деятельности, исключить необходимость спешки.

Ø Специальные дыхательные упражнения.

Спокойное, ровное и глубокое дыхание способствует снижению напряжения. Усвоенное и хорошо закрепленное ритмичное дыхание оказывается высокоэффективным способом саморегуляции эмоционального напряжения.

Ø Разрядка.

Этот прием дает «выход» эмоциональному напряжению. Как прием саморегуляции, разрядка реализуется обычно в специфических формах разминки (выполнение определенного упражнения в полную силу).



2. Наиболее эффективны способы саморегуляции, связанные с отражением своего духовного «Я» (направление сознания на самого себя). Для них характерны разнообразные приемы:

Ø Отвлечение путем сюжетных представлений и воображений.

Уметь воссоздать и удержать в сознании картины прошлого (связанные с ощущением спокойствия и уверенности) очень важно для саморегуляции эмоциональных состояний.

Ø Самовнушение.

В процессе спортивной деятельности спортсмен может давать себе наставления, приказы, обращаться к себе с просьбой и т.д. (в основе этого приема саморегуляции лежит принцип использования словесных формул).

Ø Самоубеждение.

Это своеобразная психотерапия, когда саморегуляция осуществляется в разговорах с самим собой или с кем-то другим.

 

3. Следует выделить способы саморегуляции, в основе которых лежит отражение спортсменом своего социального «Я». Для них характерны два приема:

Ø Регулирование цели.

Это умение вовремя поставить цель в точном соответствии со своими возможностями, отодвинуть ее в состоянии эмоциональной напряженности, а потом вновь актуализировать ее, когда придет время, что доступно только спортсмену с многолетним спортивным стажем и значительным опытом выступлений на соревнованиях.

Ø Ритуал предсоревновательного поведения.

В его основе лежат определенные стереотипы, вследствие чего нарушать его или изменять, особенно на крупных соревнованиях, нецелесообразно, так что его выполнение уже само по себе становится успокаивающим фактором.

 

 

Процесс самовоспитания на примере юных спортсменов.

Воспитательные воздействия на личность юного спортсмена в спортивной педагогике традиционно рассматриваются как три взаимосвязанных процесса: воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Однако, все усилия тренеров, направленные на воспитание и перевоспитание, малоэффективны без руководства процессом самовоспитания - сознательной деятельности человека при помощи собственных усилий изменять и совершенствовать себя. Воспитание в его новом, современном понимании является не чем иным, как создание условий развития личности через самовоспитание.

Самовоспитание с полным правом можно отнести к самым древним, но всегда актуальным проблемам педагогической науки и практики. Методика самовоспитания древнейших школ оказалась забытой. По сути, все формы индийской йоги, известные всем буддийские школы и монастыри, библейские заповеди по самосовершенствованию ума, чувств, нравственности, физических и волевых качеств являются веками проверенной системой самовоспитания.

Прежде всего, юному спортсмену необходимо овладеть методами познания самого себя. Изучая себя, нужно детально и внимательно разобраться с различными состояниями своего сознания, психического и физического состояния организма во время спортивных тренировок, соревнований, отдыха и восстановления. Практика работы тренеров в сфере детско-юношеского спорта, анализ психолого-педагогических исследований и данные нашей экспериментальной работы позволяют выделить наиболее приемлемые методы самонаблюдения:

ü определение самочувствия по пульсу, ритмам дыхания, различным реакциям;

ü определению биоритмов (интеллектуального, эмоционального и физического);

ü контроль за весом спортсмена;

ü самооценка желания тренироваться и участвовать в соревнованиях.

Применение указанного минимального комплекса самоконтроля и самонаблюдения является необходимым для ведения дневников самоконтроля, комплекс этих показателей может быть усовершенствован и расширен за счет использования специальных компьютерных программ.

Юные спортсмены независимо от вида спорта и спортивной квалификации постоянно пополняют свои знания, расширяют кругозор, обогащают свою память необходимыми сведениями. Всему этому способствует так называемое умственное или интеллектуальное самовоспитание. Для удобства составления программы интеллектуального самовоспитания рекомендуется составить индивидуально для каждого юного спортсмена схему, в которой отражается динамика изменения умственных качеств человека. Например, от медлительности мышления - к смекалке и находчивости, от прямолинейности мышления - к гибкости и логичности, от пассивности - к познавательной активности и т.д. Рекомендуется использовать специально разработанные правила для развития памяти, мышления, совершенствования умственных качеств.

Немаловажное значение для самовоспитания юных спортсменов имеет методика волевой и эмоциональной подготовки. Действительно, среди выдающихся спортсменов трудно найти слабовольных и эмоционально неустойчивых. В работе с юными спортсменами тренеры обучают их методам и приемам эмоциональной и волевой подготовки. Это самоприказ- четкая команда самому себе, которая является стимулом для выполнения какого-либо действия или проявления волевого усилия.

Самовнушение – метод, основанный на воздействии словом, самопроговаривании целевой установки, преодолении робости, недомоганий. Самовнушение в сочетании с расслаблением, контрастным душем, самомассажем снимает усталость, восстанавливает силы, помогает мобилизоваться.

Самопринуждение – метод, когда выполняется действие, так сказать, "через не хочу". Это особенно важно в работе с юными спортсменами.

Самоодобрение – как метод самовоспитания юных спортсменов просто необходим. Он позволяет осмыслить проделанное, похвалить, поощрить себя, хотя этого никто и не слышит.

Самоуспокоение – метод, основанный на анализе своих ошибок и неудач, что неизбежно в спорте. Это приучает к объективности, учит умению настроиться на дальнейшую работу над собой, избежать отрицательного влияния эмоций досады, обиды, зависти и злости.

Арсенал методов и приемов эмоциональной и волевой подготовки очень большой. В практической работе тренеров ДЮСШ в различных регионах России мы наблюдали такие, как: специально подобранная музыка, песни, танцы, дыхательные упражнения, водные процедуры, аутотренинг, а также применение лекарственных препаратов, витаминов, других стимуляторов.

Надо иметь в виду, что среди этих препаратов, есть и такие, которые временно эффективны, но, в конечном счете, могут нанести вред организму юного спортсмена.

Детальная разработка методики самовоспитания по каждому из указанных направлений требует учета возраста и пола юных спортсменов, специфики избранного вида спорта, уровня спортивного мастерства.

В ходе экспериментальной работы по умственному (интеллектуальному) самовоспитанию юных спортсменов применяются спортивные и подвижные игры, игры на смекалку, находчивость, ролевые, деловые и сюжетные игры. Проводятся специальные занятия по развитию различных видов памяти, так как общая и специальная эрудиция человека связана с объемом знаний, которые накоплены в его памяти. Широкая эрудиция - это не только обилие разных сведений, но и разносторонность подходов к явлениям и предметам действительности, способность взглянуть на них с разных точек зрения. В условиях спортивной деятельности только тот достигает вершин самосовершенства, кто работает над своими умственными качествами и развитием памяти.

С целью саморегуляции эмоционального состояния используются также дыхательные упражнения, применяемые в разном ритме, с различным соотношением продолжительности вдоха, выдоха, паузы между ритмами дыхания. В экспериментальных группах юных спортсменов исследователи и тренеры обучают воспитанников методам концентрации, методам определения биологических ритмов (интеллектуального, эмоционального и физического), другим специальным приемам в зависимости от вида спорта и возраста занимающихся.

Серьезное внимание уделяется ведению Дневников самоконтроля, в которых фиксируются не только спортивные достижения, но и успехи в самовоспитании интеллектуальных, нравственных и волевых качеств личности в соответствии с экспериментальными программами.

Все это помогает юным спортсменам осознать воспитательное значение спорта. Способствует формированию умений строго следовать спортивному режиму, противостоять вредным привычкам курения, употребления алкоголя, воспитывать силу воли, руководить эмоциями в случае спортивных поражений. Контролировать работоспособность на основе биоритмов и других показателей, владеть методами аутотренинга, концентрации и др. Двигательная, волевая, умственная активность при занятиях физической культурой и спортом во многом способствует преодолению лени, пассивности, инертности, слабоволия и признаны мощными рычагами самовоспитания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.