Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика творчества





Проект

На тему: «Великий русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев»

 

Подготовили ученики 9А класса:

Лаптев Андрей
Молодцов Антон

Преподаватель Варганова О.И.

 

Санкт-Петербург 2015-2016г.г.

 

Оглавление

 

 

1. Вступление.

2. Ранний период.

3. Зарубежный период.

4. Советский период.

5. Характеристика творчества.

6. Заключение.

 

Вступление

В 2016 году исполнилось бы 125 лет великому русскому композитору, Сергею Сергеевичу Прокофьеву. В связи с этим обстоятельством мы решили подготовить работу, целью которой является углубленное изучение биографии и творчества данного композитора.

Биография

Ранний период

Сергей Прокофьев родился в селе Сонцовка (сейчас это село Красное Донецкой области Украины) в семье учёного-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева. Воспитание сына взяла на себя мать, Мария Григорьевна, которая была хорошей пианисткой. Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки. В возрасте девяти—десяти лет мальчик-композитор написал две оперы: «Великан» и «На пустынных островах». Позже брал частные уроки у Р. М. Глиэра, знаменитого, выдающегося композитора того времени. С 1904 года учился в Петербургской консерватории: инструментовке, композиции, музыкально-теоретическим дисциплинам, фортепиано, дирижированию. С 1908 года выступал в качестве солиста, исполняя собственные произведения.



Окончил консерваторию: как композитор — в 1909 году, как пианист — в 1914 году. Ему присудили золотую медаль и премию им. А. Рубинштейна в виде рояля. По 1917 год включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа. В это время пишет множество небольших произведений, в основном для фортепиано.

В конце 1917 года Прокофьев задумывается об отъезде из России. В своём Дневнике он написал: «Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет. Весной я еду… И вот под этим флагом я встретил Новый год. Неужели он провалит мои желания?»



Зарубежный период

7 мая 1918 года Прокофьев выехал Сибирским экспрессом из Москвы и 1 июня прибыл в Токио; два месяца добивался американской визы и 2 августа отплыл в США.

И именно за границей Прокофьев пишет наиболее известные произведения. Хочется заметить, что произведения, написанные в зарубежный период творчества Прокофьева, были поставлены в России спустя большое количество времени, а опера «Борис Годунов» была поставлена спустя 74 года.

 

 

Рассмотрим творчество композитора за границей.

В 1919 году была завершена опера «Любовь к трем апельсинам». Она была написана по мотивам одноименной сказки итальянского писателя Карло Гоцци. Впервые поставлена в Чикаго на французском языке, в СССР впервые была поставлена спустя 5 лет, в Ленинграде.

Опера «Игрок», по мотивам романа Ф.Достоевского, впервые была поставлена в 1929 году в Брюсселе. Опера произвела огромный успех, но Прокофьев расстраивался из-за того, что мало кто интересовался его творчеством, а в частности данной оперой. После премьеры Прокофьев сказал так: «Обидно, что родные вороны проворонили премьеру».

Так же, безусловно, Прокофьев пишет множество инструментальных концертов, произведений для фортепиано и для оркестра.

Советский период

В 1936 году Прокофьев вернулся в СССР вместе с женой-испанкой Каролиной Кодина-Немысской (которую знакомые называли просто Лина),ставшей Прокофьевой. Главной причиной возвращения композитора считается тоска по Родине: «Я снова вжиться в атмосферу родной земли. Я снова видеть настоящие зиму и весну, что вспыхивает мгновенно. В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь не достает: свои песни, мои песни. Здесь я избавляюсь сил. Мне угрожает опасность погибнуть от академизма ».Прокофьев с семьёй окончательно обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу лишь дважды.



Первым произведением по возвращении на родину стала опера «Борис Годунов», написанная примерно в 1936-1937 году. Опера уже была готова к постановке в театре Мейерхольда, однако сам Мейерхольд был подвержен резкой критике, арестован, а театр закрыт. Так не состоялась премьера. В архивах сохранились записи, сделанные Мейерхольдом в работе над спектаклем, а также ноты Сергея Прокофьева. И впервые в концртном исполнении опера была поставлена в 2010 году, в Санкт-Петербурге.

Далее Сергей Сергеевич работал над балетом «Ромео и Джульетта». Собственно, эту тему в 1934 году композитору подсказал ,в то время — художественный руководитель Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (до того и ныне — Мариинский театр) С.Э. Радлов. Прокофьев вдохновился предложенным сюжетом и стал работать над музыкой по либретто, которое писали сам композитор, Радлов и А. Пиотровский. В течение 1935—1936 годов балет был написан. Премьера так же состоялась за границей, в Чехословакии, а в СССР премьера состоялась в 1940 году, в Ленинграде. Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт шекспировской трагедии – столкновение светлой любви с родовой враждой старшего поколения, характеризующий дикость средневекового уклада жизни. Музыка воспроизводит живые образы шекспировских героев, их страсти, порывы, их драматические столкновения.

Критики отзывались об этом балете так: “«Ромео и Джульетта» Прокофьева — один из самых популярных балетов двадцатого столетия”.

С 1941 года Сергей Прокофьев жил уже отдельно от семьи. Позже советское правительство объявило его брак недействительным по Указа Президиума Верховного Совета СССР «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами» (отмененного впоследствии в 1953году). И без оформления развода в 1948 года композитор официально женился на Мире Александровне Мендельсон.

Во время Великой Отечественной войны Прокофьев много работал над балетом «Золушка», 5-й симфонией, сонатами для фортепиано № 7, 8, 9, сонатой для флейты и фортепиано.

Важнейшим сочинением военного периода стала грандиозная опера по роману Льва Толстого «Война и мир». Замысел оперы появился весной 1941 года, еще до начала Великой отечественной войны, параллельно с работой над другими произведениями. Однако начало войны побудило композитора отложить все прочие работы и вплотную заняться осуществлением именно этого замысла. Охваченный патриотическим порывом, композитор совместно создал в течение нескольких месяцев большую часть произведения. В последующие годы оно расширялось, дополнялось новыми картинами и эпизодами, редактировалось. 12 июня 1946 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде состоялась премьера первой части «Войны и мира», то есть начальных 8 картин (к этой постановке была дописана вторая картина — «Бал у екатерининского вельможи» и десятая — «Сцена военного совета русского генералитета в Филях», созданная для предполагавшейся постановки второй части оперы). Требовательный к себе автор, прислушиваясь к критике, продолжал работать над своим замыслом до последних дней жизни.

Опера Прокофьева «Война и мир» — выдающееся произведение современного музыкального театра. Глубина и размах замысла, монументальные масштабы придали этому произведению необычные черты. Правдивое раскрытие душевной драмы героев сочетается здесь с показом широких картин быта и исторических событий; лирическое начало, углубленный психологизм переплетаются с величавой эпичностью. Своеобразно построение оперы: ее первые семь картин посвящены личным взаимоотношениям основных героев, последние шесть раскрывают преимущественно тему народной борьбы. Стремительное развитие действия, быстрая, динамичная смена контрастных эпизодов подчеркивают драматизм музыки.

В 1948 году Прокофьев подвергся разгромной критике за формализм. Его 6-я симфония и опера «Повесть о настоящем человеке» подверглись резкой критике, как не соответствующие концепции социалистического реализма. Если 6-я симфония со временем получила признание, то «Повесть о настоящем человеке», опера нестандартная и экспериментальная, остается недооцененной. Творческая смелость композиторского замысла заключалась не только в идейном содержании, но и в том, что вся обстановка действия — воздушные бои, палата госпиталя, аэродром — ломала привычные представления об оперной условности. В значительной части произведения главный герой показан больным, физически неполноценным человеком. Основной драматургический конфликт выявлен косвенно, через описания событий, переживания действующих лиц, без непосредственного столкновения противоборствующих сил

С 1949 года Сергей Сергеевич почти не выезжал с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме писал сонату для виолончели и фортепиано, балет «Сказ о каменном цветке», и многое другое. Сергей Сергеевич скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями.

С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище . В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска.

 

 

Характеристика творчества

Особенности художественного мышления Прокофьева связаны с театральной природой его таланта, выраженной в тяготении к воплощению характера, комедийном даре, стремлении к повествованию, а не к лирической исповеди. Отсюда – ведущая роль музыкально-театральных жанров в творчестве этого мастера. Но и его сочинения других жанров – симфонии и концерты, камерно-инструментальные и камерно-вокальные произведения – отличает жанровая определенность тематизма, характеристичность образов. Театр, игровая природа таланта Прокофьева сказались и в том, что быстрота и прозорливость-характерная черта всех произведений Прокофьева. (6)

Вывод

За 50 лет творческой деятельности Сергей Сергеевич написал 130 музыкальных произведений. Талант композитора воплотился в широкую жанровую палитру: балеты, оперы, симфонии, музыка к кинофильмам и, конечно же, музыка для детей.

Леонид Сабанеев, в своей статье “Сергей Прокофьев”, писал: “Как подобает «классику», он испробовал свои силы во всевозможных формах: опера, балет, симфония, фортепианная музыка, романсы – всё было им затронуто. Превосходный и оригинальный пианист, он глубоко чувствовал «душу» фортепиано и едва ли не ему поверил свои наиболее интимные вдохновения”.

Список источников информации:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.