Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Психологические закономерности общения. Специфика их проявления и особенности реализации в следственной деятельности





Методические указания. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения. И профессиональная деятельность следователя не исключение.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного человека другому. Кодирование информации – это способ передачи ее от одного к другому. Информация может передаваться с помощью вербальных и невербальных средств.

Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств. У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).



Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При этом важно понимать, что в реальности мы имеем дело с процессом общения, как единым целым.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация, в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации - побудительную и констатирующую;

Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность;

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия «социальных объектов».



В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается, прежде всего, в следующих процессах и феноменах:

· процессе обратной связи;

· наличии коммуникативных барьеров (барьеры избегания и авторитета - это защита от «источника» коммуникации, а непонимания - от самого сообщения);

· феномене коммуникативного влияния;

· феномен существования различных уровней передачи информации (вербального и невербального).

Профессиональное общение сотрудников ОВД характеризуется рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям деятельности правоохранительных органов. Среди них:

1) Специфичность поводов для вступления в общение. В большинстве случаев поводом для вступления в общение является совершенное либо готовящееся преступление, правонарушение, асоциальное поведение. Следовательно, круг участников общения ограничен (пострадавшие, свидетели, правонарушители), что определяет содержание общения, его цели.

2) Наличие множественности целей в каждом акте общения. В каждом акте общения кроме получения информации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников, должна реализовываться задача воспитания человека, преодоление социально-негативных свойств и качеств личности, предупреждение преступлений и правонарушений со стороны как данного лица, так и его окружения.



3) Конфликтный характер общения. Специфика поводов вступления в общение - преступление или правонарушение - ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают (сотрудники - правонарушители), либо не понимаются в полной мере друг другом (сотрудники - свидетели). Это обуславливает конфликтность общения и, как следствие, необходимость специальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях.

4) Формализация общения, т.е. регламентация целей, характера и способов общения различными документами (Уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, УПК). Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характер регламентации общения (ситуация допроса) и гибкой (оперативное общение). Целями формализации являются: защита психики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерных психологических перегрузок, а также усиление активности участников общения.

5) Специфика психических состояний участников общения. Специфика поводов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон психическое состояние характеризуется следующими особенностями:

- повышенным нервным напряжением в связи с высокой ответственностью за результаты общения;

- доминированием отрицательных эмоциональных состояний.

6) Особое значение психологического контакта, в частности, начальной атмосферы взаимодействие, в ходе которой происходит формирование тенденции дальнейшего общения.

Профессионально важные личностные качества юриста, от которых в первую очередь зависит успех общения:

· Знание психологии другого человека, ценностных ориентаций, которые находят свое выражение в потребностях, мотивах, интересах. Это то, что человек считает для себя принципиально важным и значимым. Юристу необходимо быть ориентированным на людей. К сожалению, часто бывает ориентация на исполнение документа. В результате действия негативных факторов в профессиональной деформации некоторые юристы ориентируются на недостатки других людей, в первую очередь на слабости, ошибки.

· Качества, определяющими особенности психических познавательных процессов, предполагающие: достаточно большой объем внимания, умение его распределить по всему внешнему облику партнера по общению; наблюдательность, способность фиксировать изменение в настроении и поведении и связывать это с существенными явлениями в личности партнера по общению; особенности памяти, и в первую очередь памяти на лица, имена, факты биографии партнера по общению, на особенности эмоциональных реакций и т.п.; особенности мышления, способность анализировать поступки человека, видеть мотивы его поведения и прогнозировать поступки в различных ситуациях; интуицию и воображение. Воображение в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека. У людей без развитого мышления и воображения часто встречается типичная ошибка - приписывание партнеру по общению своих мыслей, намерений, состояний.

· Эмоционально-волевая устойчивость, эмоциональная воспитанность. От этого зависит, может ли человек сопереживать другим людям. Такое качество называется эмпатией.

· Умение человека выбирать оптимальный стиль общения, т.е. способ обращения с партнером.

· Учитывать возрастные, профессиональные и индивидуальные особенности личности.

Эффективность работы юриста во многом зависит от его умения общаться с другим человеком. Поэтому для юриста жизненно необходима высокая профессионально-психологическая подготовка по организации профессиональных контактов. Их эффективность напрямую зависит от знания психологических особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и т. д.), наличия конкретных психологических умений, позволяющих психологически грамотно подходить к конструированию актов профессионального общения, планируя в процессе их реализации решение служебных задач.

 

Вопросы к семинару:

1. Понятие, структура и функции общения.

2. Коммуникативная сторона общения, специфика ее проявления на стадии предварительного следствия.

3. Перцептивная сторона общения, специфика ее проявления на стадии предварительного следствия.

4. Интерактивная сторона общения, специфика ее проявления на стадии предварительного следствия.

5. Специфика профессионального общения сотрудников ОВД.

 

Доклады:

1. «Имидж сотрудника ОВД и его влияние на эффективность профессиональной деятельности».

2. «Невербальные средства общения в профессиональной деятельности следователя».

Практическое занятие №1:

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели - развитие навыков общения в ситуации применительно к деятельности следователей.

Учебные вопросы по теме:

1. Вербальное и невербальное общение.

2. Диагностические признаки психологических особенностей личности, которые могут повлиять на процесс общения в служебно-профессиональной деятельности следователя.

3. Возрастные особенности личности, оказывающие влияние на процесс и результат профессионального общения.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

Практическое занятие №2:

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели - развитие навыков общения в ситуации применительно к деятельности следователей.

Учебные вопросы по теме:

1. Вербальное общение.

2. Диагностические признаки психологических особенностей личности, которые могут повлиять на процесс общения в служебно-профессиональной деятельности следователя.

3. Возрастные особенности личности, оказывающие влияние на процесс и результат профессионального общения.

4. Невербальное общение. Диагностические признаки психологических особенностей личности, которые могут повлиять на процесс общения в служебно-профессиональной деятельности следователя.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

Практическое занятие №3:

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели - развитие навыков общения в ситуации применительно к деятельности следователей.

Учебные вопросы по теме:

1. Психолингвистический анализ речи подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей на предмет определения их профессиональной принадлежности, принадлежности к различным неформальных группам, определения этнической группы, уровня образования и его направленности, круга интересов, эмоциональности, агрессивности, доминирующего анализатора в восприятии информации.

2. Контент-анализ речевых высказываний собеседника на предмет их правдивости и ложности.

3. Определение ложных высказываний по невербальным признакам собеседника.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

Практическое занятие №4:

«Специфика профессионального общения при вступлении в должность сотрудника ОВД».

Цель занятия: получение и отработка навыков профессионального общения, в процессе взаимоотношений вновь назначенного сотрудника с коллективом и руководителем подразделения ОВД.

Место проведения: учебная аудитория

Введение в игру: объяснение преподавателем содержания и целей деловой игры, ее правил и порядка проведения; определение готовности курсантов к игре.

Разделение преподавателем группы на команды, распределение ролей внутри команд, определение конкретных задач участникам деловой игры.

Изучение участниками игры ситуации «Специфика профессионального общения при вступлении в должность сотрудника ОВД».

Обсуждение ситуации в командах, выработка группового мнения, позиция отдельных экспертов.

Игровой процесс. Участники команд анализируют действия вновь назначенного сотрудника, сотрудников подразделения и руководителя; моделируют психологические процессы в сознании вновь назначенного сотрудника в ходе его профессионального общения.

Подведение итогов игры: преподаватель анализирует позиции команд и экспертов, оценивает исполнение ролей, обосновывает возможные варианты профессионального общения сотрудников ОВД.

Учебные вопросы по теме:

1. Общение и индивидуальные особенности личности.

2. Психологические процессы в ходе профессионального общения.

3. Основные формы взаимодействия в общении.

4. Сущность и роль общения в профессиональной деятельности.

5. Модели поведения в процессе профессионального общения.

6. Приемы и способы эффективной коммуникации в деятельности сотрудников ОВД.

7. Значение самопрезентации и имиджа в процессе эффективного профессионального общения.

8. Содержание этики профессионального общения в психологии.

 

Тема 3. Психологические особенности предварительного расследования

Методические указания. Как известно, качество предварительного расследования преступлений является основой эффективности всей правоохранительной деятельности в области уголовной юстиции, а процесс предварительного расследования включает в себя систему следственных действий.

Предварительное следствие - это процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным в настоящем.

Основным определяющим компонентом психологической структуры деятельности следователя является его познавательная активность по собиранию и исследовании самых разнообразных фактов. Она осуществляется в двух направлениях:

- восстановление самого события преступления и объективных условий, которые способствовали его совершению (т.е. все взаимоотношения различных лиц, связанных с этим событием);

- познание личности субъекта, совершившего преступление в развитии механизма образования преступной установки, преступного умысла и субъективного отношения преступника к совершенному деянию.

В зависимости от обстоятельств дела осуществляются те или иные, но в первую очередь неотложные следственные действия, к числу которых относятся осмотр места происшествия, обыск, задержание обвиняемого (подозреваемого) и допрос.

Место происшествия - источник информации о личности преступника, поэтому первоочередным следственным действием, производство которого возможно до момента возбуждения уголовного дела, является его осмотр. Во многом именно итого этого следственного действия предопределяют дальнейший ход расследования. Психологическими особенностями осмотра места происшествия являются: незаменимость, неопределенность, неотложность и комплексность.

Специфической формой следственного осмотра в ходе предварительного расследования является обыск, который представляет собой следственное действие, в ходе которого путем поиска обнаруживаются объекты, имеющие значение для расследуемого дела либо социальную ценность, которые, как правило, целенаправленно сокрыты обвиняемым.

В психологическом аспекте обыск является сложным и специфическим действием, одним из доминирующих элементов которого является: принуждение по отношению к обыскиваемому.

Также одно из центральных мест среди следственных действий занимает допрос, он является неотъемлемым и обязательным при проведении любого расследования.

Допрос является одним из основных и наиболее психологизированным следственным действием, связанным с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психическим взаимодействием между ними.

Психологическими особенностями допроса являются: строгая регламентированность процедуры нормами уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с которыми следователь наделяется функцией управления общением, принудительность общения, что влияет на психическое состояние последнего, а также тот факт, что результаты должны быть удостоверены в протоколе допроса.

Психологическое содержание деятельности следователя при проведении допроса включает в себя:

· изучение психологических особенностей личности допрашиваемого: его мотивов, интересов, особенностей темперамента и характера и т.д.;

· изменение психического состояния допрашиваемого: аффективного, фрустрационного и т.п.;

· установление психологического контакта с допрашиваемым и развитие доверительных отношений с ним;

· оказание правомерного психологического воздействия на допрашиваемого;

· использование тактико-психологических приемов для получения информации по расследуемому делу.

Сам допрос, как процессуальное действие имеет следующие стадии, каждая из которых наделена собственной психологической спецификой:

1.Психологическая подготовка к допросу.

2.Осуществление допроса.

3.Применение методов психологического воздействия.

4.Фиксация результатов допроса.

5.Анализ и оценка результатов допроса.

Очная ставка по своей сути может быть представлена как разновидность допроса, обладающая рядом специфических особенностей, к которым относятся:

1. По существу очная ставка разновидность допроса не одного, а нескольких лиц, преследующих собственные цели;

2. Производится при наличии противоречий, что приводит к эмоциональной напряженности между участниками;

3. Конфликтный характер приводит к необходимости постоянного наблюдения за участниками со стороны следователя;

4. Сильное средство психологического воздействия на участников.

Все остальные следственные действия (опознание, проверка показаний на месте, следственный эксперимент, назначение ряда судебных экспертиз) объединяет то, что их осуществление возможно только после проведения допроса.

 

Вопросы к семинару:

1. Общие психологические закономерности следственной деятельности.

2. Психология осмотра места происшествия.

3. Психология допроса и особенности очной ставки.

4. Психологическая характеристика обыска и задержания.

5. Психологические аспекты опознания.

6. Психология следственного эксперимента.

7. Психология проверки показаний на месте.

 

Доклад: «Анализ психологических особенностей допроса подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля»

 

Практическое занятие №1:

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели – развитие навыков и умений использования психологической составляющей в проведении первоначальных следственных действий.

Учебные вопросы по теме:

1. Психология осмотра места происшествия.

2. Место происшествия - источник информации о личности преступника.

3. Особенности психической деятельности сотрудника ОВД на месте происшествия.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

Практическое занятие №2:

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели – развитие навыков и умений использования психологической составляющей в проведении первоначальных следственных действий.

Учебные вопросы по теме:

1. Психология обыска и задержания.

2. Психологические особенности поведения обыскиваемого и обыскивающего во время обыска.

3. Этапы подготовки и проведения обыска.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

Практическое занятие №3:

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели – развитие навыков и умений использования психологической составляющей в проведении первоначальных следственных действий.

Учебные вопросы по теме:

1. Общие социально-психологические условия ведения допроса.

2. Психология допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых.

3. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего.

4. Наиболее распространенные коммуникативные ситуации во время допроса.

5. Психология лжи. Психологические приемы и методы разоблачения лжесвидетельства.

6. Психология очной ставки.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

Практическое занятие №4:

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели – развитие навыков и умений использования психологической составляющей в проведении первоначальных следственных действий.

Учебные вопросы по теме:

1. Психология опознания.

2. Психология предъявления для опознания.

3. Симультивное и сукцессивное узнавание.

4. Психология следственного эксперимента.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.