Сделай Сам Свою Работу на 5

Системы охлаждения, возбуждения.





 

В процессе эксплуатации генераторов изоляция обмоток постепенно изнашивается. Причиной того является воздействие целого ряда факторов: загрязнение, увлажнение, окисление кислородом воздуха, воздействие электрического поля, динамических нагрузок и т.д. Но главной причиной старения изоляции является её нагрев: чем выше температура нагрева изоляции, тем быстрее она изнашивается, тем меньше срок её службы. Срок службы изоляции зависит от температуры нагрева и регламентируется ГОСТ.

Срок службы изоляции T определяется по следующему выражению:

 

где T0 — срок службы изоляции при t = 0 °C (по разным источникам T0 = (1,5 — 5)104 лет; a — коэффициент, зависящий от скорости старения изоляции (a = 0,0865, в нормах МЭК принято шестиградусное правило и a = 0,112).

По восьмиградусному правилу, в диапазоне температур от 80 °C до 150 °C, при повышении температуры на 8 градусов срок службы изоляции уменьшается в 2 раза — при 105 °C — 20 лет, при 113°C —10 лет.

По способу подачи охлаждающего вещества к обмоткам статора и ротора существуют две системы охлаждения генераторов — косвенное (поверхностное) и непосредственное (форсированное) охлаждение.



При косвенном охлаждении охлаждающий газ (воздух или водород) с помощью вентиляторов, расположенных на роторе, подается внутрь генератора и прогоняется через воздушный зазор и вентиляционные каналы. При этом охлаждающий газ не соприкасается с проводниками обмоток статора и ротора, и тепло, выделяемое ими, передается охлаждающему газу через значительный «тепловой барьер» (изоляция обмоток и сталь зубцов).

При непосредственном охлаждении охлаждающее вещество (газ или жидкость) непосредственно соприкасается с проводниками обмоток генератора, минуя изоляцию и сталь зубцов.

В настоящее время выпускаются турбогенераторы с воздушным, водородным и жидкостным охлаждением.

Воздушное охлаждение. Существуют две системы воздушного охлаждения — проточная и замкнутая.

При проточном охлаждении холодный воздух забирается извне, прогоняется через генератор и затем выбрасывается в машинный зал. Эту систему охлаждения применяют редко и лишь в генераторах небольшой мощности (до 2 МВт), так как в этом случае через генератор проходит воздух, который загрязняет изоляцию обмоток статора и ротора, что в конечном счёте сокращает срок службы генератора.



При замкнутом охлаждении один и тот же объем воздуха циркулирует по замкнутому контуру. Нагретый в генераторе воздух, проходит через водяной воздухоохладитель и через камеру холодного воздуха вновь возвращается в генератор.

В настоящее время выпускают турбогенераторы с замкнутым воздушным охлаждением мощностью до 12 МВт включительно.

В связи с появлением потребности в электростанциях малой и средней мощности, работающих как в составе энергосистем, так и в автономном режиме, в 1990 г. ОАО «Электросила» разработало три серии турбогенераторов нового поколения с воздушным охлаждением:

• Серия ТА (1,5—23 МВт) — с косвенным воздушным охлаждением обмоток ротора и статора и непосредственным охлаждением сердечника статора.

• Серия ТФ (18—160 МВт) — с непосредственным охлаждением обмотки ротора и сердечника статора и косвенным охлаждением обмотки статора.

• Серия ТЗФ (50—165 МВт) — с воздушным охлаждением по трехконтурной схеме.

Генераторы серии ТФ предназначены для замены устаревших генераторов ТВ, ТВФ с водородным охлаждением, выработавших свой срок.

Турбогенераторы серии ТЗФ являются дальнейшим развитием серии ТФ. Применяемая в них трехконтурная схема отличается повышенной эффективностью. Улучшенные характеристики, повышенное значение КПД, надёжность и перегрузочная способность турбогенераторов достигается за счёт разделения потоков воздуха, охлаждающего статор и ротор. Исключение их взаимного отрицательного влияния позволяет снизить нагрев активных и конструктивных частей генератора. Применение встроенных центробежных вентиляторов со специальными направляющими и спрямляющими аппаратами позволило снизить потери в вентиляторах и повысить КПД генераторов.



Во всех генераторах серии применены:

- новейшая термореактивная изоляция обмоток статора и ротора;
- электротехническая сталь с малыми удельными потерями;
- современные конструктивные материалы;
- для изоляции обмотки статора применяется изоляция типа «Монолит-2» – сухими стеклослюдинитовыми лентами с последующей вакуумно-нагнетательной пропиткой и запечкой обмотки, уложенной в сердечник статора.

Преимущества турбогенераторов с воздушным охлаждением современной конструкции:

- повышенная надежность, обусловленная простотой конструкции;
- уменьшенный объем вспомогательного оборудования;
- простота и сокращение сроков профилактического ремонта;
- повышенная маневренность;
- безопасность при обслуживании;
- высокая заводская готовность агрегата, испытанного в заводских условиях;
- сокращенный срок монтажа.

Серия Т3Ф – турбогенераторы с воздушным охлаждением по трехконтурной схеме. Турбогенераторы этой серии являются дальнейшим развитием серии ТФ. Конструкция типа ТЗФ позволяет увеличить единичную мощность турбогенераторов с воздушным охлаждением до 350 МВт и выше. Надежность и перегрузочная способность достигается за счет разделения потоков воздуха, охлаждающего статор и ротор, исключения их взаимного отрицательного влияния. Это позволяет снизить нагрев активных и конструктивных частей генератора при одновременном снижении расхода воздуха. Турбогенераторы этой серии отличаются:

- более интенсивным и равномерным охлаждением активных частей;
- улучшенными характеристиками;
- повышенным значением КПД;
- лучшим использованием электротехнических материалов;
- меньшей монтажной массой статора.

 

Тип Номин. мощность, МВт Полная мощность, МВА КПД, % Напря- жение, кВ Частота вращения, об/мин Общая масса, т Масса статора, т Примечание  
ТЗФП-63-2М ТЗФГ-63-2М 63 78,75 98,4 10,5/6,3 3000 123 168 78 75 Замена ТВ-50-2*  
 
ТЗФП-80-2 98,45 10,5 168,7 83,4    
ТЗФП-110-2М ТЗФГ-110-2М 137,5 98,5 10,5 178 200 Замена ТВ-60-2, ТВФ-120-2*  
ТЗФП-130-2 162,5 98,45 10,5    
ТЗФП-160-2М ТЗФГ-160-2М 188,2 98,65 15,75 243 248 Замена ТВ2-100-2*  
ТЗФГ-180-2 211,8 98,65 15,75    
ТЗФП-220-2 264,7 98,7 15,75 302,5 200,5 Замена ТВВ-200(220)-2(А)*  
ТЗФП-350-2 411,8 98,75 211,5    


* - с установкой на существующий фундамент

на

ТУРБОГЕНЕРАТОРЫ С ФОРСИРОВАННЫМ ВОДОРОДНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ (ТВФ) ТВФ-165-2 ТВФ-660-2    
 
ТУРБОГЕНЕРАТОРЫ С ВОДОРОДНО-ВОДЯНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ (ТВВ) ТВВ-160-2Е ТВВ-220-2Е ТВВ-220-3600Т  
ТВВ-320-2Е ТВВ-350-2 ТВВ-500-2Е  
ТВВ-500-2М ТВВ-500-4 ТВВ-600-2  
ТВВ-660-2Т ТВВ-800-2Е ТВВ-1000-2  
ТВВ-1000-2/27Т ТВВ-1000-4 ТВВ-1200-2  
ТВВ-1200-4      
ТУРБОГЕНЕРАТОРЫ С ПОЛНЫМ ВОДЯНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ (Т3В) ТЗВ-63-2М ТЗВ-110-2 ТЗВ-220-2  
ТЗВ-320-2 ТЗВ-800-2 Т3В-890-2А  
Т3В-1200-2А      
ТУРБОГЕНЕРАТОРЫ С ПОЛНЫМ ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ (ТА, ТФ, Т3Ф) ТАП-6-2 ТАП-12-2К ТАП-15-2/6,6Т  
ТАП-25-2 ТАП-30-2    
ТФП-18-2Т3 ТФП-25-4 ТФП-35-2М5  
ТФП-36-2 ТФП-40-2М ТФП-110-2/13,8  
ТЗФП-63-2М ТЗФГ-63-2М ТЗФП-80-2  
ТЗФП-110-2М ТЗФГ-110-2М ТЗФП-130-2  
ТЗФП-160-2М ТЗФГ-160-2М ТЗФГ-180-2  
ТЗФП-220-2 ТЗФП-350-2    
АСИНХРОНИЗИРОВАННЫЕ ТУРБОГЕНЕРАТОРЫ ТИПОВ Т3ФА, Т3ФАУ и Т3ФСУ С ВОЗДУШНЫМ И КОМБИНИРОВАННЫМ ВОЗДУШНО-ВОДЯНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ТЗФА-110-2У3 ТЗФАУ-160-2У3 ТЗФСУ-320-2У3  
АСИНХРОНИЗИРОВАННЫЕ КОМПЕНСАТОРЫ (АСК) АСК-100-4      
ТУРБОГЕНЕРАТОРЫ МАЛОЙ МОЩНОСТИ ГМ-2000-2 ГС-2000-2 ГМ-2000/1  

 

Косвенное водородное охлаждение. Генераторы с поверхностным водородным охлаждением имеют такую же систему вентиляции, как и при воздушном охлаждении, но вместо воздуха в генераторе циркулирует водород. Водородное охлаждение значительно эффективнее воздушного, поэтому оно применяется в настоящее время во всех турбогенераторах, начиная с мощности 30 МВт.

Как охлаждающий газ, водород имеет по сравнению с воздухом ряд существенных преимуществ:

• теплоёмкость его более чем в 14 раз выше теплоемкости воздуха, что обеспечивает более высокий коэффициент теплопередачи от нагретой поверхности (обмоток и активной стали) к охлаждающему газу;

• водород имеет меньшую плотность по сравнению с воздухом, что позволяет уменьшить вентиляционные потери в 8—10 раз, КПД генератора при этом возрастает на 0,8—1,0 %;

• в среде водорода отсутствует окисление изоляции обмоток, что увеличивает срок ее службы;

• водород не поддерживает горения, следовательно в генераторах с водородным охлаждением можно отказаться от устройств пожаротушения.

Главным недостатком водородного охлаждения является то, что водород в смеси с воздухом (от 5 до 75 %), образует взрывоопасную смесь. Поэтому у машин с водородным охлаждением должна быть обеспечена высокая газоплотность корпуса и уплотнение торцевых щитов.

Стремление обеспечить безопасность технологии привело к намерениям в будущем отказаться от производства и эксплуатации турбогенераторов с водородным охлаждением. Однако это возможно лишь при появлении определенных организационных и технико-экономических условий.

Непосредственное водородное охлаждение.Еще больший эффект по сравнению с косвенным водородным охлаждением дает непосредственное или, как его иногда называют, форсированное водородное охлаждение, когда водород подается внутрь полых проводников ротора и статора.

Непосредственное жидкостное охлаждение. В этом случае в качестве охлаждающих жидкостей применяют дистиллированную воду или масло, которые обладают более высокой теплоотводящей способностью по сравнению с водородом и, следовательно, позволяют еще больше увеличить единичные мощности генераторов при сохранении предельных размеров. Также необходимо отметить, что такой вид водяного охлаждения пожаро- и взрывобезопасен.

Обмотка статора выполняется из полых медных стержней прямоугольного сечения, по которым циркулирует вода.

С целью дальнейшего улучшения системы охлаждения и сокращения размеров турбогенераторов разработано водяное охлаждение статора и ротора. Все гидравлические соединения выполнены с одного торца — со стороны турбины.

Выполнение непосредственного (форсированного) охлаждения обмотки возбуждения турбогенератора связано с определенными трудностями, особенно в части подвода воды к вращающемуся ротору.

Таким образом, наиболее эффективными системами охлаждения турбогенераторов предельных мощностей, достигнутых энергомашиностроителями во всех странах, являются непосредственные жидкостные системы. Дальнейшая реализация эффекта укрупнения генераторов возможна за счет применения криогенных систем охлаждения, а также других, например, испарительных.

Исследования и опытно-конструкторские разработки в этом направлении проводятся во многих странах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.