Характеристика обучения навыкам футбола
ГЛАВА II Обучение технике игры в мини-футбол в секции школы
Общая характеристика методики обучения в мини-футбол
Процесс обучения в мини-футбол направлен на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками, постоянное их развитие и совершенствование, а также на формирование системы знаний по вопросам, техники, стратегии и техники, правил игры, методики тренировки и т.п.
Решение задач обучения предполагает вооружение занимающихся широким кругом знаний о современном мини-футболе, необходимых для понимания изучаемого материала и перспектив его развития, практическое осмысление их. Немаловажную роль здесь играет воспитание у учащихся стремления к постоянному развитию творческой мысли, к поискам самостоятельных решений.
Действенность знаний - необходимое условие для того, чтобы их можно было применять на практике и на их базе приобретать новые. Это особенно важно для футболиста, так как в процессе игры все решения должны приниматься самостоятельно, действовать необходимо быстро и четко.
Значительное место в обучении занимает не только развитие физических и моральных качеств, но и формирование специальных умений и навыков, которыми футболист должен владеть в совершенстве. Занимающиеся должны научиться рационально пользоваться приобретенными навыками, опираясь на знания и умения. В этом суть процесса обучения.
Освоение двигательных навыков предполагает такую степень владения движениями, когда управление ими осуществляется автоматизировано, а вся система движений устойчиво к действию обивающих факторов.
Как известно, в основе навыка лежит система закрепленных связей, для образования которых необходимо многократное повторение их в определенных условиях. Однако система этих связей должна обеспечивать возможность свободного варьирования элементами движения.
Умение - это способность осознанно действовать при выборе нужного движения. Формируя умения высшего порядка, необходимо проводить упражнения в постоянно меняющихся условиях.
В процессе обучения приемам игры важно с биомеханической точки зрения, но и умения применять эти движения в игре. Поэтому обучение техническим приемам и индивидуальным техническим действиям должны идти параллельно. В начале технику изучают раздельно по приемам; в дальнейшем изолированные приемы объединяют в игровые действия, в которые могут входить два и более разных приемов.
Приемы техники нападения изучают раньше, нежели приемы защиты. Они предваряют собою овладение соответствующими защитными действиями: лишь только после того, как изучены соответствующие приемы нападения, можно изучать контрприемы - приемы защиты, направленные на противодействия соответствующему приему нападения.
В процессе формирования двигательного навыка выделяются самостоятельные стадии, которым соответствуют тот или иной этап обучения. Принято выделять три стадии:
- формирование начального умения, когда футболист овладевает основными движениями, иначе говоря - его структурой;
- уточнение системы движений;
- совершенствование навыков.
Характеристика обучения навыкам футбола
Обучение - организованный планомерно и систематически осуществляемый процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого с целью формирования познавательной деятельности, элементов мировоззрения, будущей профессиональной, учебной или спортивной деятельности, овладения знаниями, умениями и навыками. В этом процессе обучающей (тренер) и обучаемый (спортсмен) - субъекты обучения. В процессе четко выделены два вида деятельности: преподавание и учение.
Преподавание - деятельность обучающего по отбору знаний, умений, навыков, необходимой информации и управлению процессом их усвоения обучаемым. Учение - деятельность обучаемого по усвоению учебной информации, знаний, умений и навыков.
Отличительной чертой обучения в физическом воспитании является то, что предметом обучения здесь служат двигательные действия и качества как средства физического совершенствования человека, воздействия на его технику и волевую сферу. Двигательное действия - это целенаправленное проявление человеком двигательной активности, с помощью которой решаются двигательные задачи.
В спорте предметом обучения являются приемы ведения соревновательного противоборства - спортивная техника и тактика; в футболе это технические приемы игры и тактические действия. Техника приема игры - это способ выполнения приема игры, при котором наиболее эффективно достигается решение двигательной задачи (рациональная техника). Под структурой приема игры понимают упорядочный состав взаимосвязанных частей целостного двигательного акта, систему, ориентированную на успешное решение двигательной задачи. При анализе техники движений выделяют кинематическую (пространственную, временную, пространственно-временную), динамическую (силовую) и ритмическую или координационную структуру движений. Эти вопросы изучает биомеханика. Тактические действия служат формой организации соревновательного пространства спортсмена и максимальной реализации в нем технических приемов.
В процессе обучения решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Образовательные задачи проявляются в следующих особенностях.
Первая. Главным в процессе овладения технико-практическим содержанием служит активная двигательная деятельность, связанная с расходованием потенциальных сил, что требует учета закономерностей работоспособности человека, которая зависит от различных факторов: наследственных, приобретенных в процессе жизни и способов регулирования деятельности в конкретных условиях. Спорт является моделью для изучения резервных возможностей человека в экстремальных условиях. Все это требует системы знаний возможностей человеческого организма, возрастных особенностей занимающегося.
Вторая. Формирование системы двигательных навыков (в футболе - комплекс взаимосвязанных технических приемов и тактических действий). Такая система определяет характер и уровень физической подготовленности человека. Она выбирается в зависимости от задач и направленности физического воспитания, в данном случае в школе. В футболе это отражает уровень спортивного мастерства занимающихся.
Третья. Связь с развитием комплекса физических качеств: во-первых, формирование двигательных навыков, техники приемов игры неразрывно связано с развитием физических качеств - в процессе их выполнения проявляются, востребуются качества; во-вторых, освоение приема игры происходит успешнее при направленном развитии специфических для него качеств; в третьих, развитие специальных качеств будет более эффективным при одновременном развитии других качеств.
Воспитательные задачи. В процессе обучения решается комплекс воспитательных задач. Воспитывающее воздействие физкультурно-спортивных занятий полностью зависит от качества обучения, от социально-значимых целевых установок, без этого занятия положительной педагогической ценности не имеют. Тренер постоянно должен держать в поле зрения весь комплекс воспитательных задач. Специфика обучения в физическом воспитании накладывает отпечаток на методику решения воспитательных задач через свою специфику: воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями (физическая активность, здоровый стиль жизни); воспитания мужества и умения преодолевать физические трудности (риск, максимальные физические и психические напряжения); воспитание гигиенических навыков и умений; воспитание правильных взаимоотношений среди обучаемых в процессе совместного выполнения технико-тактических действий; воспитание самостоятельности в игровой и соревновательной деятельности, ответственности за свои действия. Решение задач протекает в условиях активного специфического контакта обучающего с обучаемым.
Оздоровительные задачи. Обучение в физическом воспитании и спорте связано с интенсивным воздействием на все функции организма обучаемых. Это выдвигает обязательное условие: не нанести ущерба здоровью обучаемых. Это относится ко всему комплексу средств физического воспитания и спорта, к содержанию и методике обучения, организации процесса обучения в спортивных играх (футболе).
Содержание учебного материала и нагрузки дифференцируются по возрасту, полу и подготовленности с учетом медицинских показателей. Соответственно подготавливаются места, оборудование, инвентарь и экипировка обучаемых и обучающего для занятий.
Эффективность обучения в футболе во многом зависит от соблюдения принципов обучения - основных теоретико-практических положений, отражающих общие научно-педагогические, физиологические и психологические закономерности деятельности человека применительно к специфике физического воспитания и спорта, к особенностям обучения технико-техническим действиям и развития физических качеств.
Принципы обучения
1. Принцип сознательности и активности.
· Формирование у спортсменов осмысленное отношение и устойчивый интерес (цели ближние и отдаленные в жизни и спорте, воздействие футбола на организм, его прикладное значение, структура техники, тактики и т.д.).
· Стимулирование сознательного анализа (самоанализ), самоконтроля (изменения в организме) и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений (обратная связь - срочная и отставленная информация, наблюдение, анализ ошибок, действие).
· Воспитание инициативности, самостоятельности и творческого отношения к занятиям. Сочетание руководящей, направляющей роли тренера и самонаправленной активности спортсменов.
· Стимулирование активности на основе заинтересованности посредством подбора увлекательного материала (средств, методов, организации занятия), достижение реального результата.
· Формирование простейших методических умений и навыков самоконтроля, умение корректировать свои действия по освоению приемов игры, тактических действий. Активность должна «выходить» за пределы занятий под руководством тренера, формировать физическую активность как основу здорового стиля жизни.
2. Принцип наглядности.
Наглядность - создание в процессе обучения приемам игры и развития физических качеств: зрительных, слуховых, мышечных ощущений, формирование у спортсменов более полного, точного чувственного образа техники, тактики, физических способностей, условий выполнения технико-тактических действий и их результатов. Наглядность - не цель, а средство для успешного обучения технике, тактике игры и развития физических качеств.
Основные положения этого принципа.
· Наглядность как необходимая предпосылка освоения приема игры (создание представления «образа»). Все анализаторы помогают «строить» образ. Выделяют комплексный анализатор («чувство меча»).
· Взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности. Непосредственная - зрительный, двигательный анализаторы, опосредованная - слово; с помощью аудиовизуальных средств - сочетание зрения и слуха.
3. Принцип доступности и индивидуализации.
Главным здесь является учет особенностей обучаемых и посильность предлагаемых им занятий, а также обеспечение оздоровительного эффекта обучения (не вредит здоровью).
Основные положения этого принципа.
· Определение меры доступного - одна из самых важных и сложных проблем физического воспитания и спорта. Здесь можно выделить два главных аспекта: первый - возрастно-половой (многолетний), второй - учет индивидуальных особенностей (на любом уровне многолетнего периода).
· Методические условия доступности: оптимальная преемственность содержания занятий и постепенность нарастания трудностей (развитие специальных физических качеств, подводящие упражнения и пр.). В этом принципе выделяют правило: от известного к неизвестному. Чем богаче двигательный опыт обучаемых, тем лучше предпосылки для успешного овладения двигательными действиями, приемом игры и условие: от простого к сложному, от легкого к трудному (развитие специальных качеств, подводящие упражнения, целостное выполнение приема игры в постепенно усложняющихся условиях, сочетание технических приемов и тактических действий, переключение и т.д.). Особое значение имеют подготовительные и подводящие упражнения, «методические лесенки» - системы упражнений (ведение мяча в футболе по прямой, с изменением направления, попеременно правой и левой ногой, при противодействии «защитника» и т.д.).
· Индивидуализация предполагает учитывать индивидуальные особенности обучаемых при использовании средств и методов, при построении занятий и осуществлять индивидуальный подход к ним. Как бы не подбирались обучаемые в группу, даже двух лиц с одинаковыми возможностями не найти. При этом создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей. Индивидуализация широко используется в футболе: в процессе спортивной ориентации и отбора; при выборе игрового амплуа в команде.
4. Принцип систематичности.
Согласно принципу обучение - это процесс, построенный по определенному плану, постоянно повторяющийся, образующий систему (упорядочную целостность).
Здесь выделяют следующие положения:
· Непрерывность и преемственность процесса обучения, оптимальное чередование физической нагрузки и отдыха (несоблюдение этого может привести к утрате положительного эффекта занятий).
· Повторяемость и вариативность. Повторяемость необходима для формирования технико-тактических действий на уровне двигательных умений, навыков и суперумений, а вариативность обеспечивает эффективность приемов игры в различных условиях, в экстремальных соревновательных ситуациях.
· Последовательность занятий, средств, методов. Она тесно связана с требованиями доступности, которая во многом определяет последовательность. Последовательность обучения особенно важна в футболе, где имеет место обширный арсенал технико-технических действий (атакующих и оборонительных). Последовательность здесь выражается в трех аспектах: первый - локальная последовательность, применительно к способам отдельного приема игры или виду тактических действий; второй - региональная последовательность, отдельно для всей технической подготовки, отдельно для тактической; третий - общая последовательность для технико-тактической подготовки - в динамике многолетней подготовки. Последовательность играет важную роль в развитии физических качеств (нагрузки скоростного характера должны предшествовать нагрузкам, требующим проявления выносливости, а не наоборот; хорошо сочетаются скоростные и силовые нагрузки).
5. Принцип постепенности.
Он выражается в следующем:
· Необходимо регулярно обновлять с общей тенденцией к увеличению нагрузок.
· Усложнять задания и формы повышения нагрузок. Это необходимо для того, чтобы избежать отрицательного влияния адаптации к однообразным нагрузкам, что уменьшает сдвиги и может привести к застою результатов. По мере освоения технико-тактических действий необходимо постоянно варьировать условия их выполнения, совершенствование техники сочетать со специальной физической подготовкой, способствующей повышению двигательного потенциала, от которого во многом зависит уровень спортивного результата.
Принципы обучения тесно связаны, ни один из них не может реализован в полной мере, если игнорируются другие.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|