Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы туристской подготовки.

Тема № 4 Подготовка туристов спортсменов.

Туристская подготовка.

Представляет собой процесс формирования системы знаний, умений и навыков, необходимых для занятий спортивным туризмом. По своей сути это процесс повышения уровня подготовленности туристов к преодолению естественных препятствий в условиях спортивных туристских походов и соревнований по туристскому многоборью.

Туристская подготовка может, рассматривается как многолетний процесс спортивного совершенствования (подготовка высококвалифицированного туриста) или сравнительно кратковременный период предпоходной подготовки в соответствии с периодизацией тренировочного процесса.

Спортивный туризм развивает и совершенствует необходимые человеку физические качества – выносливость, быстроту, силу различных групп мышц, ловкость. Кроме того, в туристских походах совершенствуются морально-волевые качества, такие как смелость, решительность, дисциплинированность, коллективизм, активность, воля и др.

Достижение высоких результатов в туризме возможно при решении основных задач учебно-тренировочного процесса: обеспечение всестороннего физического развития; воспитание высоких морально-волевых качеств; овладение туристской тактикой и техникой; приобретение необходимых знаний по основам теории, методики организации физического воспитания; и спортивной тренировки, совершенствование спортивного мастерства.

Эти задачи нужно решать комплексно, на всех учебно-тренировочных занятиях. Они обязательны для всех туристов, от новичков до мастеров спорта, при подготовке к соревнованиям любого масштаба. Лучшие результаты дают тренировки, на которых учитываются фактическое усвоение спортивных навыков при соответствующем дозировании тех или иных задач, поставленных тренером.

4.2. Принципы подготовки.Для успешного осуществления учебно-тренировочного процесса в системе физического воспитания разработана научно=методическая основа спортивных тренировок. Каждая тренировка планируется и осуществляется на принципах.



Каждая тренировка планируется и осу­ществляется на принципах/научности, все­сторонности, сознательности и активности, повторности и систематичности, постепен­ности, доступности, коллективности в соче­тании с индивидуализацией, наглядности и прочности. Перечисленные принципы взаи­мосвязаны, и только применение их в не­разрывной совокупности обеспечивает вы­сокую эффективность учебно-тренировоч­ного процесса.

Принцип научностиозначает обоснованность элементов тренировки и всего тренировочного цикла в целом. Примером научного подхода к обучению приемам техники страховки туристов является теоретический расчет силы рывка и демонстрация его по­следствий при различной технике страховки. Принцип всесторонности - повышение уровня всестороннего развития - главного условия роста высокой работоспособности. При всесторонней подготовке у спортсмена вырабатывается множество двигательных навыков, которые обеспечивают развитие физических качеств, необходимых для выпол­нения специальных приемов техники и тактики туризма. Всесторонняя спортивная под­готовка предусматривает гармоничное фи­зическое развитие и совершенствование морально-волевых качеств. Физическая и тех­ническая подготовки неотделимы от разви­тия морально-волевых качеств - это единый взаимообратный процесс. Примером всесто­роннего развития могут служить известные в туризме спортсмены. Они являются мастера­ми по нескольким видам спорта, призерами многих всесоюзных туристских и других со­ревнований. В то же время всестороннее и гармоничное развитие особенно необходи­мо новичкам. Тренировки начинающих тури­стов не должны носить узкоспециальный ха­рактер, поскольку для них самое главное -получить хорошую физическую подготовку и на ее основе совершенствовать свое спортивное мастерство,

Принцип сознательности и активности - это понимание целей и задач тренировки, сознательное и активное использование средств учебно-тренировочного процесса туристов.

Если физические упражнения и техничес­кие приемы выполняются туристами с увле­чением, разумной активностью, понимани­ем пользы от этих занятий, то усвоение ма­териала будет более глубоким. Умение тре­нироваться самостоятельно и активно, с чув­ством личной ответственности необходимо каждому туристу.

Принцип сознательности особенно важен при выполнении приемов, связанных с тех­никой страховки. Например, технический прием страховки веревкой с использовани­ем трения через карабин или выступ нельзя осваивать механически, поскольку для вы­полнения приема требуются разные углы ох­вата веревкой. Таких приемов в туристской технике много, поэтому здесь важна роль принципа сознательности в тренировках.

На тренировках все туристы получают за­дание от тренера, однако контролировать действия, самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки должен научиться каждый.

Принцип повторности и систематичностипредусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе регулярных тренировок на протяжении недели, месяца, года, многих лет. Тренировки при этом дол­жны проводиться по системе: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Перерыв в за­нятиях отрицательно сказывается н спортивных результатах. Падает работоспо­собность, и теряются приобретенные навы­ки. Особенно быстро забываются наиболее сложные элементы техники страховки и скалолазанья. Поэтому в системе физвоспитания есть общее правило подтверждения спортивных разрядов каждые два года. Аль­пинист, не совершивший в течение двух лет восхождения соответствующей категории трудности (высшей в своем разряде), рас­сматривается как потерявший квалифика­цию на один разряд и не допускается к восхождению без определенного тренировоч­ного цикла.

Многие туристы, понимая необходи­мость регулярных занятий, тренируются ежедневно или несколько раз в неделю, тем самым, вырабатывая свою систему трениро­вок, хотя и не всегда оптимальную.

Функциональное состояние организма можно разделить на три фазы. Первая - утом­ление со всеми присущими ему признаками выражается в пониженной работоспособно­сти. Вторая - восстановление работоспособ­ности организма до начального уровня. Тре­тья - повышение работоспособности до уровня выше начального. Длительность каж­дой фазы зависит от степени тренированно­сти, интенсивности и продолжительности. Если последующее занятие совпадает с пер­вой фазой, т. е. с периодом утомления, то в организме развивается хроническое утомле­ние, так называемое переутомление. Если последующее занятие совпадает со второй фазой, то переутомление исключается, но и не создаются предпосылки для повышения работоспособности. Наибольший эффект дают повторные занятия в третьей фазе.

Педагогические наблюдения и экспери­ментальные исследования физиологов по­зволили рекомендовать большинству спорт­сменов третьего и второго разрядов прово­дить 2~3 тренировочных занятия в неделю продолжительностью от1,4 до 2,4 часов каж­дое. Спортсменам старших разрядов - 4~б раз в неделю и уделять более продолжитель­ное время отдельным занятиям. Трениро­вочные занятия с максимальными нагрузка­ми надо чередовать с занятиями, имеющи­ми небольшую нагрузку, а также с турист­скими походами разной сложности. Прово­дить их следует в конце недельного, месяч­ного и более продолжительного цикла тре­нировочного процесса.

Принцип постепенностиотражает науч­ный взгляд на основные принципы жизне­деятельности человека. И.П., Павлов подчер­кивал, что многие задачи, которые сначала кажутся невыполнимыми, в конце концов, при постепенности и осторожности оказы­ваются удовлетворительно решенными.

Равномерное нарастание нагрузки в пе­риод тренировки, увеличение объема и интенсивности выполняемой работы, посте­пенное усложнение задач и действий - все эти положения основаны на принципе по­степенности.

Органы и системы организма на трени­ровках включаются в усиленную работу не сразу, поэтому на каждом занятии необхо­димо предусматривать разминку. Весь тре­нировочный процесс должен строиться с учетом постепенного повышения нагрузок, достигается это за счет ступенчатого пере­хода от одного цикла занятий к другому.

В одном тренировочном цикле (недель­ном, месячном или годовом) сохраняются примерно одинаковые уровни средней ин­тенсивности и продолжительности занятий, а в следующем цикле они увеличиваются.

Принцип постепенностиучитывается не только в процессе подготовки к соревнова­ниям, но и на соревнованиях. Судейская коллегия соревнований на лучший турист­ский поход учитывает постепенный набор трудностей в путешествиях. Так, команда туристов получает штрафные баллы за пост­роение маршрута, начавшегося с предель­ных технических сложностей и физических нагрузок.

Принцип доступностипоказывает зависи­мость системы тренировочных занятий от подготовленности участников. Он тесно свя­зан с принципами систематичности и посте­пенности. Если какой-нибудь прием выпол­няется большинством туристов бессознатель­но, с грубыми ошибками, а некоторыми во­обще не выполняется из-за трудности, зна­чит, этот прием в данное время занимающим­ся недоступен. Трудно, например, освоить прыжок в кошках с ледорубом через трещи­ну, если обучающийся еще не умеет ходить на кошках и осуществлять самостраховку ле­дорубом, а ледовая трещина пугает его.

Принцип коллективностив сочетании с индивидуализацией дает наилучшие ре­зультаты в тренировочном процессе туристских команд. Туризм - коллективный вид ,. спорта, но команда состоит из разных лю­дей. Каждый спортсмен имеет свои особенности физического развития и технической подготовленности, условия труда, отдыха, питания и др. Учет этих индивидуальных особенностей необходим, пои коллективных тренировках.

Принцип наглядностизаключается в том, что тренер не только объясняет, как выполнить тот или иной прием, но и показывает его выполнение в целом и пот частям сам или просит сделать это обученного данному приему туриста. Можно также использовать наглядный материал фильмы фотографии, схемы, плакаты и рисунки.

Принцип прочности определяет устойчивость накопленных знаний и уровня физической и технической подготовленности. Психологи различают 4 уровня усвоения заданного материала. Запоминание, умение воспроизводить, умение решать практические задачи, умение создавать новые подходы и методы решения проблем.

Методы туристской подготовки.

Методы тренировки должны обеспечивать выполнение задач учебно-тренировочного процесса. В практике спортивного туризма используют различные методы выполнения упражнений.

Равномерный метод характеризуется определенным уровнем интенсивности нагрузки, которая сохраняется постоянной в основной части тренировки. Он используется в основном для втягивания организма в работу после соревнований и развития общей выносливости в подготовительном периоде.

Переменный метод характеризуется изменением уровня интенсивности нагрузки при выполнении непрерывной работы. Этот метод можно считать универсальным, так как он представляет широкие возможности для тренера и туристов, особенно при самостоятельных тренировках. Изменение нагрузки производят постепенно, в соответ­ствии с самочувствием тренирующегося человека. Здесь можно использовать «рваный» бег, или «фартлек», т. е. переменные скорости при беге на длинные дистанции.

Контрольный методсвязан с применени­ем в тренировочном цикле контрольных нормативов, используемых для определения уровня подготовки и внесения изменений в ход дальнейших тренировок. Контроль производится по общефизической и техни­ческой подготовке.

Интервальный методприменяется для ре­шения специфических задач, например, развития в короткий срок максимальных возможностей сердечно-сосудистой систе­мы. Метод заключается в многократном че­редовании нагрузок самых высоких и низ­ких по интенсивности с небольшим отды­хом после серии упражнений и повторений этой серии.

Повторный метод заключается в повтор­ных, обычно максимальных по интенсивно­сти нагрузках с отдыхом между ними. При этом объем на грузок может быть различным.

Соревновательный методоснован на ис­пользовании соревновательных нагрузок (типичных для туристских соревнований) в тренировочном процессе. При этом жела­тельно воспроизводить специфические ус­ловия соревнования на тренировках и при­нимать участие в достаточно большом ко­личестве соревнований.

Метод отягощения предусматривает вы­полнение упражнений с добавочной нагруз­кой (отягощения грузом). В туризме этот метод целесообразно использовать при со­вершенствовании мастерства преодоления естественных препятствий, например скал.

Метод выполнения упражнений до отказа характеризуется высоким уровнем нагрузки. При этом упражнение выполняется до пре­дельного состояния, при котором выполнить упражнение уже практически невозможно.

Игровой метод основан на сочетании раз­личных ситуаций и соответствующих само­стоятельных действий занимающихся - иг­роков. Метод стимулирует проявление ак­тивности, двигательного творчества, ловко­сти; отличается эмоциональностью и комп­лексным характером физической и умствен­ной деятельности. При всех достоинствах этого метода следует учитывать и его недо­статки: невозможность дозирования инди­видуальных нагрузок для развития тех или иных качеств туристов. Метод следует при­менять преимущественно в переходном пе­риоде при восстановлении сил и в подгото­вительном периоде в сочетании с другими методами для развития координации дви­жений и быстроты.

Круговой метод заключается в выполне­нии специально подобранных комплексных упражнений, в их чередовании с целью раз­вития различных групп мышц и спортивных качеств. В тренировках туристов этот метод должен быть преобладающим, так как по­зволяет наиболее эффективно использовать преимущества каждого метода выполнения упражнений в определенном сочетании. При круговом методе тренировки чередуются упражнения, технические приемы заменя­ются игрой. В случае правильно подобран­ного чередования упражнений достигается высокая интенсивность нагрузки при срав­нительно небольшом утомлении, что дает возможность увеличить объем тренировоч­ных нагрузок.



©2015- 2020 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.