Методы сбора и анализа социологической информации
Тема 9. Социологические исследования.
1. Виды социологического исследования и их особенности. Эмпирическое социологическое исследование.
2. Программа и методология социологического исследования.
3. Методы сбора и анализа социологической информации
Виды социологического исследования и их особенности.
Прикладное социологическое исследование является частью единого социологического знания науки об обществе.
Цельюсоциологического исследования является разрешение объективно существующих общественных противоречий.
Социологическое исследование может иметь несколько целей. Они обусловлены проблемами, существующими в различных сферах жизни общества.
Задачисоциологического исследования – это методические, организационные и содержательные этапы реализации цели.
Задачи можно разделить на основные и вспомогательные.
Объектсоциологического исследования – то, в чем состоит, что содержит социальное противоречие, социальную проблему.
Чаще всего в качестве объекта выступают социальные общности и группы.
Предметомсоциологического объекта выступают те свойства, стороны, составляющие объекта, которые наиболее ярко и полно отражают социальные противоречия, подлежащие изучению.
В качестве предмета могут выступать связи, взаимодействия, поведение, взаимообусловленности, свойства объекта и другое.
Один объект может иметь несколько предметов, подлежащих социологическому исследованию.
Существуют различные виды социологических исследований, которые значительным образом отличаются по целям, задачам, сложности и масштабу, методам сбора и анализа информации.
Виды социологического исследования:
- разведывательное – используется как предварительный этап более масштабных социологических исследований или для отработки и корректировки поставленных задач, используемого инструментария и т.д.
- описательное – дает более полное представление об изучаемом явлении, чаще всего этот вид используется при исследовании больших общностей, в которых изучают различные аспекты взаимодействия;
- аналитическое – углубленный вид социологического исследования, который не только изучает и описывает отдельные элементы социальной структуры, но и устанавливает причины и факторы, обуславливающие функции и взаимодействия;
- повторное социологическое исследование – используется при наблюдении объекта в различные периоды его жизнедеятельности;
- сравнительные – такие исследования, где основным методом исследования является сравнение и сопоставление полученной информации.
Самостоятельным видом социологического исследования является социальный эксперимент, когда создаются особые (экспериментальные) ситуации, условия функционирования изучаемого объекта.
Программа и методология социологического исследования.
Значительное влияние на проведение социологического исследования и результаты оказывает методология, методика и техника исследования, которые отражены в программе социологического исследования.
Методология социологического исследования определяет его общее направление, представляет собой систему основных принципов и способов организации проведения и анализ результатов.
Методика социологического исследования – набора приемов и операций по установлению, систематизации и анализу социальных явлений.
Техникасоциологического исследования обеспечивает надежность, достоверность и полноту собираемой информации и представляет собой различные методики и приемы сбора информации и ее анализа.
Программасоциологического исследования включает в себя методологическую и процедурную части. Программа должна четко установить изучаемую проблему, направление исследования, определить принципы их реализации, а также приемы, методы, средства, принципы получения и анализа информации.
Программа должна предписывать определенные действия социологам по эффективности сбора информации, обеспечивать контроль этой деятельности.
В программе социологического исследования фиксируется
инструментарий –система методических и технических приемов проведения исследования, заключающихся в определенных операциях и процедурах, которые оформлены и зафиксированы в инструкциях, анкетах, протоколах, диаграммах и других документах.
Программа дополняется рабочим планомисследования, где указываются этапы и сроки исследовательских работ, оцениваются и распределяются материальные средства и т.д.
Таким образом, программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методы сбора и анализа социологической информации
При всем разнообразии методов сбора информации обычно выделяют три основных метода: анализ документов, наблюдение и опрос.
Анализ документов - метод сбора информации, при котором основным источником информации являются текстовые сообщения. Как достоинство этого метода можно отметить возможность изучения информации не только о текущем событии, но и прошедшем, кроме этого, это один из самых экономичных методов. Так же можно отследить изменение изучаемого явления. Этот метод возможен на разных этапах социологического исследования. При использовании метода анализа документа важным является установление важности документа.
Социологическое наблюдение –представляет собой целенаправленную систематическую фиксацию особенностей, свойств, параметров социального процесса или явления. Инструментарий в данном исследовании может быть различный: кинокамера, фотокамера, теле- и видеотехника, дневники наблюдений, таблицы и т.д. Как правило, наблюдение ведется по заранее составленному плану, но и случайные наблюдения имеют научную ценность. Особенностью наблюдения является то, что любое наблюдаемое социальное событие трудно или невозможно повторить, поскольку социальная жизнь и отдельные ее проявления постоянно меняются.
Наиболее распространенным видом сбора социологической информации является социологический опрос. Существует два вида опроса: письменный (анкетирование) и устный(интервьюирование).
Интервьюирование – представляет собой личное общение интервьюера (человека, который опрашивает) и респондента (человека, который отвечает на вопросы). Интервью может быть прямым («лицом к лицу») или опосредованным (телефонное интервью).
Письменный вид опроса – анкетирование, где респондент (опрашиваемый) самостоятельно отвечает на вопросы анкеты. Анкетер (человек, проводящий анкетирование) может присутствовать при опросе или нет - респондент отвечает на вопросы самостоятельно. По формам проведения опросы делятся на:
- очные и заочные,
- индивидуальные или групповые.
Существуют почтовые, прессовые, массовые, специализированные (экспертные), выборочные, сплошные, разведывательные, глубинные и другие виды опроса.
Одним из новых методов сбора эмпирических данных являются метод фокус-групп. Основную методику и принципы этого метода сбора информации разрабатывали Эр. Мертон и Г. Герцог. Сущность этого метода сводится к проведению интервью по заранее подготовленному плану - сценарию.
Все выше приведенные методы социологического исследования, могут быть целесообразными и эффективными при условии правильно сформулированной выборки.
Любое эмпирическое исследование осуществляется путем изучения некоей совокупности социальных объектов. Совокупность этих объектов – это генеральная совокупность, она представляется различным количеством людей (от десятков до миллионов). Если количество исследуемых объектов не позволяет нам (с учетом материально-финансовых возможностей) провести сплошное социологическое исследование, то мы прибегаем к выборочному методу. В этом случае генеральная совокупность представлена очень большим количеством людей (от пятисот и более). Теория этого метода заимствована из математической статистики: выборка – процесс формирования выборочной совокупности путем отбора из генеральной совокупности некоторого подмножества элементов, которое по исследуемым характеристикам отражает свойства генеральной совокупности. Элементы выборочной совокупности, которые изучаются, называются единицами наблюдения (анализа).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|