IV. Формирование самосознания в юношестве.
Тема 10. «Юность в исторической перспективе» (16-17 – 20).
План.
1. Общая характеристика юношеского возраста. Социальная ситуация развития.
2. Познавательная сфера личности.
3. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника.
4. Формирование самосознания в юношестве.
5. Феноменология кризиса юности.
I. Общая характеристика юношеского возраста. Социальная ситуация. Первоначальный выбор жизненного пути. Начинается реализация планов. Наступает резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, появляется общение с новыми людьми. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.
В число важнейших задач юности входят:
- выбор жизненных ценностей, определение своей позиции по отношению к моральным ценностям;
- формирование внутренней позиции (Кто Я? Каким Я должен быть?);
- формирование позиции по отношению к другим людям;
- ролевая идентификация;
- профессиональное и личностное самоопределение.
В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие, заканчивается процесс полового созревания, приходит в гармоничное соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно возрастают мышечная сила и работоспособность.
Период юности — это период самоопределения.Самоопределение -социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста.
II. Познавательная сфера личности.
В юношеском возрасте происходят следующие изменение в когнитивной сфере:
- ведущим видом мышления является абстрактное мышление.Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей;
- развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объём внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов;
- развитие интеллекта тесно связанно с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Важнейший интеллектуальный компонент – преобладание дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов.
Умственное развитие старшеклассника заключается в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.
III. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника.
В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включённый в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая проблема юности. Основные закономерности развития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека.
Основным содержаниемюношеского возрастастановится профессиональное самоопределение.
Этапы становления профессионального самоопределения:
1.Первый этап – детская игра, в ходе которой ребёнок проигрывает разные профессиональные роли;
2.Второй этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной профессии;
3.Третий этап – предварительный выбор профессии, виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интереса и затем с точки зрения ценностей;
4.Четвёртый этап – практическое принятие решения, собственно выбор профессии. Этот этап предполагает выбор конкретной специальности. Однако ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.
Важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей – материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и пр.
Важнейшими психологическими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.
Характерное приобретение ранней юности – формирование жизненных планов.Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения.
IV. Формирование самосознания в юношестве.
Одним из достижений юношеского периода является новый уровень развития самосознания, который характеризуется следующими показателями:
- открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности;
- стремление к самопознанию;
- формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства;
- самоуважение;
- становление личного способа бытия;
Центральным новообразованием в формировании самосознания является процесс формирования личной идентичности.Э. Эриксон считает, что юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, при неразрешении которого у юноши формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырём основным линиям:
1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
3) размывание продуктивных творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.
Канадский психолог Джеймс Марша выделил 4 этапа развития идентичности:
1) «неопределённая, размытая идентичность» (индивид не выработал ещё чётких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности);
2) «досрочная, преждевременная идентификация» (индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру, авторитету);
3) Этап «моратория» (индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая свой единственный вариант развития);
4) «зрелая идентичность» (кризис завершён, индивид перешёл от поиска себя к практической самореализации).
Самый высокий уровень развития морального самосознания характеризует людей, находящихся в стадии «моратория» или «зрелой идентичности».
Ядро личности и самосознания юноши больше всего зависит от его профессионального самоопределения и достижений в избранной деятельности.
Самооценка юноши характеризуется относительной устойчивостью, высотой, сравнительной бесконфликтностью, адекватностью. Юношеская самооценка отличается повышенно оптимистическими взглядами на самого себя, на свои возможности. Такая самооценка обслуживает одну из центральных потребностей – необходимость жизненного самоопределения.
Другим важным компонентом самосознания является самоуважение.Это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что он может преодолевать трудности. Низкое самоуважение предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает отрицательное воздействие на самочувствие и социальное поведение личности.
Развитие всех компонентов самосознания приводит к формированию «Я - концепции» - это обобщённое представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.
Установки, направленные на самого себя, составляют:
1) «образ Я» - представления индивида о самом себе;
2) самооценку – эмоционально окрашенную оценку этого представления;
3) потенциальную поведенческую реакцию – те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.
V. Феноменология кризиса юности (кризис 17 лет).Проявление кризиса юности встречается у юношей и девушек, не поступивших в вузы или колледжи.Крушение надежд переживается очень тяжело - необходимо снова начинать работу по самоопределению.
Психологической основой кризиса юности является сравнение идеального «Я» с реальным.Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» ещё полностью не оценено самой личностью. Единственное средство снять это противоречие — творчески - преобразующая деятельность, в ходе которой субъект изменяет как самого себя, так и окружающий мир.
Кризис юности знаменуется существенными личностными перестройками,которые могут пройти бесконфликтно, если человек будет подготовлен к крупным переменам в его жизни, будет способен самостоятельно принимать решения и осуществлять их, намечать жизненные перспективы (далекие и близкие).
В силу недостаточности жизненного опыта молодые люди путают идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой и т.п. В поведении юношей и девушек проявляется внутренняя неуверенность в себе,сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости и даже представлением о собственной неполноценности. В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональном и жизненном выборе,несоответствие ожиданий и представлений о профессии.
Признаки кризиса:
1. изменение представлений о своей жизни;
2. переоценка ценностей;
3. нереализованность жизненных замыслов;
4. поиски смысла существования;
5. неудовлетворенность жизнью;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|