ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8-9
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
ПРЕДМЕТ И ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИСА
1. Место синтаксического уровня в языковой системе. Связь синтаксиса с морфологией, лексикой, фонетикой.
2. Слово и словоформа как объекты синтаксиса. Активная и пассивная валентность слова.
3. Синтаксические единицы и их различительные признаки. Возможные подходы к выделению синтаксических единиц.
4. Сущность присловной подчинительной связи.
5. Сочетаемость слова и факторы, которые ее определяют.
ЗАДАНИЯ
1. Укажите количество слов, словоформ и членов предложения в данных предложениях. Поясните случаи количественного несовпадения этих единиц.
1. В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко
росли (М.Лермонтов). 2. День впереди, однако, был еще длинный, и его следовало чем-то занять (Б.Акунин). 3. Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки (А.Куприн).
2. Составьте по 5 сочетаний, иллюстрирующих активную и пассивную сочетаемость следующих словосочетаний: нечто трогательное, беседовать с сыном, можно отдыхать, внезапный ливень, три персика, относиться с любовью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2000. С.4-11.
2. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А.
Леканта. М.,1991. С.275-277, 339-340.
3. Русская грамматика. М., 1980. Т.2. §1706-1710, 1720-1723.
4. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 2003. С.5-7, 20-23.
5. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989.
С.532-552, 570-588.
Синтаксис
Филология 3 курс
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Сущность синтаксических отношений.
2. Виды синтаксических отношений, выделяемые в “Русской грамматике”.
3. Классификация синтаксических отношений О.Б. Сиротининой.
4. Природа синтаксических отношений в концепции В.А. Белошапковой.
5. Типология синтаксических отношений в концепции Н.С. Валгиной.
6. Существует ли определенная зависимость между видом синтаксической
связи и видом отношений? Ответ мотивируйте.
ЗАДАНИЕ
1. Охарактеризуйте синтаксические отношения в данных словосочетаниях в соответствии с концепциями В.А. Белошапковой, Н.С. Валгиной, О.Б. Сиротининой, Н.Ю.Шведовой: очиститься от грязи, движение поезда, испепеляющий взгляд, строить без помощников, почти черный, половина торта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2000. С.37-46.
2. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А.
Леканта. М.,1991. С.340-341.
3. Русская грамматика: В 2 т. М.,1980. Т.2. §1724-1726.
4. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М.,2003.С.17 -20.
5. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1999.
С.628-630.
Синтаксис
Филология 3 курс
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ
1. Понятие обязательности/ необязательности, предсказуемости/
непредсказуемости подчинительной связи.
2. Узкое понимание управления в синтаксической традиции и современной науке (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Н.М. Александров, М.Д. Лесник, В.А. Федосеев и др.).
3. Широкое понимание управления в синтаксической традиции и современной науке (А.М. Пешковский, Н.С. Валгина и др).
4. Соотношение концепций управления в “Русской грамматике” и в «Краткой русской грамматике».
5. Понятие управления в современных школьных учебниках. Соответствует ли определению круг относимых к управлению в школьной грамматике фактов?
ЗАДАНИЯ
1. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях и заполните таблицу. Сделайте вывод о специфике понимания управления в отечественной науке.
Авторы концепций
| Примеры интерпретируемых фактов
| столкнуться с неприятелем
| три сестры
| очутиться на берегу
| писать карандашом
| гулять в парке
| Валгина
|
|
|
|
|
| Федосеев
|
|
|
|
|
| Лесник
|
|
|
|
|
| Шведова
(РГ-80)
|
|
|
|
|
| Александров
|
|
|
|
|
|
2. Выделите из представленных ниже предложений словосочетания, в которых реализуется связь управления (по концепции Н.С. Валгиной). Отметьте (х) опорное слово и задайте вопрос к зависимому компоненту.
3. Определите часть речи или форму опорного слова.
4. Охарактеризуйте словосочетание с точки зрения обязательности/ необязательности зависимого компонента.
5. Определите тип управления (сильное/слабое) в соответствии с концепцией Н.С. Валгиной.
6. Определите синтаксические отношения между компонентами сочетания в соответствии с концепцией Н.С. Валгиной.
1. Володя выловил ложкой дымящуюся паром картофелину, проткнул ее тонким прутиком и опять опустил в воду (В. Баныкин). 2. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска (К. Паустовский). 3. Александр Семенович поднес флейту к губам, хрипло пискнул и заиграл, ежесекундно задыхаясь, вальс из «Евгения Онегина» (М. Булгаков).
ЛИТЕРАТУРА
1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. М.,2013. С.193-194.
2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2000. С.51-54.
3. Краткая русская грамматика / Под ред. В.В. Лопатина и Н.Ю. Шведовой. М., 2002. §345, 346.
4. Львова С.И. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1. – М., 2011. С.86-87.
5. Русская грамматика. М.,1980. Т.2. §1727, 1728.
6. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 3-е изд. М., 2000. С.24.
7 Русский язык: Учеб. для 8 кл. сред.шк / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М., 2000. С.31-33.
8. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М.,2003. С.11-13.
9. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. М., 1971. С.10-27.
10. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989. С.562-568.
11. Федосюк М.Ю. Зачем нужны согласование, управление и примыкание // Русский язык в школе. 2011. №5. С.30-35.
Синтаксис
Филология 3 курс
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4-5
СОГЛАСОВАНИЕ И ПРИМЫКАНИЕ КАК ВИДЫ
ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ
1. Согласование как вид подчинительной связи. Виды согласования в концепции Е.С. Скобликовой:
а) собственно грамматическое согласование;
б) смысловое согласование;
в) условно-грамматическое согласование;
г) ассоциативно-грамматическое согласование.
2. Примыкание как вид подчинительной связи. Виды примыкания.
3. Специфика именного (падежного) примыкания. Его отличие от управления и собственно примыкания.
4. Понятие согласования и примыкания в современных школьных учебниках.
ЗАДАНИЕ
1. Выделите из представленных синтаксических конструкций сочетания, в которых реализуется согласование или примыкание. Отметьте (х) опорное слово и задайте вопрос к зависимому компоненту.
2. Определите часть речи или форму зависимого слова.
3. Охарактеризуйте словосочетание с точки зрения обязательности/ необязательности зависимого компонента.
4. Определите тип согласования (по Скобликовой) и примыкания (сильное/слабое).
5. Определите синтаксические отношения между компонентами сочетания в соответствии с концепцией Н.С. Валгиной.
1. Ночью я зажег толстую венчальную свечу с золотой спиралью (Булгаков). 2. Внезапно рядом как из-под земли выросла мать. Было приказано повести детей в буфет (Пастернак). 3. У нее мелькнула мысль встать и тотчас же уйти из каюты (Куприн). 4. Он отвел претензии Юлии Павловны, потребовав никогда не возвращаться к разговорам о его отношениях с семьей (Федин).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. М.,2013. С.193-194.
2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2000. С.50-55.
3. Львова С.И. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. Ч.1. – М., 2011. С.86-87.
4. Русская грамматика. М.,1980. Т.2. §1727, 1728.
5. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред.
М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2000. С.24.
6. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г.
Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М., 2000. С.31-
33.
7. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 2003. С.11-
17.
8. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. М., 1971.
С.174-199.
9. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1999.
С.631-632, 638, 644-646.
10. Федосюк М.Ю. Зачем нужны согласование, управление и примыкание
// Русский язык в школе. 2011. №5. С.30-35.
Синтаксис
Филология 3 курс
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6
ДИСКУССИОННЫЕ ВИДЫ СВЯЗИ
1. Специфика связи двух существительных в конструкциях с приложением в концепциях Е.С. Скобликовой, О.Б. Сиротининой, В.А. Белошапковой, Н.Ю. Шведовой.
2. Специфика связи между главными членами предложения в концепциях школьной грамматики, Н.Ю. Шведовой, Е.С. Скобликовой В.А. Белошапковой, О.Б. Сиротининой.
3. Охарактеризуйте признаки координации, отграничивающие ее от классического согласования.
4. Трактовка связи между подлежащим и сказуемым Ю.Т. Долина.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория. М.,2013. С.193.
2. Долин Ю.Т. Еще раз о грамматической связи сказуемого с подлежащим. - РЯШ.- №5.- 1982.
3. Михайлова М.С. Координация // Русский язык: Энциклопедия. М.,1997. С. 201-202.
4. Русская грамматика. М.,1980. Т.2. §1820-1823, 1912, 2244.
5. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М.,2003. С.13-
17.
6. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. М.,1971.
С.199-206, 216-225.
7. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989.
С.556-561, 568-569.
Синтаксис
Филология 3 курс
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8-9
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
1. Разработка учения о словосочетании в синтаксической традиции и в современной науке:
а) статус словосочетания в трудах Ф.Ф. Фортунатова, А.М.
Пешковского, А.А. Шахматова;
б) специфика словосочетания в работах В.В. Виноградова, Н.Ю.
Шведовой, Н.С. Валгиной, О.Б. Сиротининой;
в) словосочетание в концепции В.А. Белошапковой;
г) трактовка словосочетания в современной школьной грамматике.
2. Дискуссионные вопросы словосочетания и попытки их разрешения в различных концепциях:
а) словосочетание существует вне предложения, в предложение оно
входит в качестве “строительного материала”;
б) словосочетание существует в предложении, оно вычленяется из
предложения.
Какие аргументы можете добавить в пользу или против каждой из
точек зрения?
3. Охарактеризуйте существующие классификации словосочетаний.
4. Структурная схема и парадигма словосочетания.
ЗАДАНИЕ
Выделите из представленных предложений словосочетания (по Белошапковой) и проанализируйте их в соответствии со схемами разбора.
1. Русло реки затейливо извивается по широкому дну каньона (Соколов-Микитов). 2. Весенний, светлый день клонился к вечеру, небольшие розовые тучки стояли высоко в ясном небе и, казалось, не плыли мимо, а уходили в самую глубь лазури (Тургенев).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. М.,2013. С.194-197.
2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2000. С.19-37.
3. Лопатина Л.Е. Словосочетание // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997. С.507-509.
4. Львова С.И. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1. – М., 2011. С.85-87.
5. Русская грамматика: В 2 т. М.,1980. Т.2. §1881-1888.
6. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.,2000. С.27-28.
7. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 2003. С.24-40.
8. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М.,1999.
С.667-681.
Синтаксис
Филология 3 курс
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|