Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8-9





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

ПРЕДМЕТ И ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИСА

1. Место синтаксического уровня в языковой системе. Связь синтаксиса с морфологией, лексикой, фонетикой.

2. Слово и словоформа как объекты синтаксиса. Активная и пассивная валентность слова.

3. Синтаксические единицы и их различительные признаки. Возможные подходы к выделению синтаксических единиц.

4. Сущность присловной подчинительной связи.

5. Сочетаемость слова и факторы, которые ее определяют.

 

ЗАДАНИЯ

1. Укажите количество слов, словоформ и членов предложения в данных предложениях. Поясните случаи количественного несовпадения этих единиц.

1. В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко

росли (М.Лермонтов). 2. День впереди, однако, был еще длинный, и его следовало чем-то занять (Б.Акунин). 3. Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки (А.Куприн).

2. Составьте по 5 сочетаний, иллюстрирующих активную и пассивную сочетаемость следующих словосочетаний: нечто трогательное, беседовать с сыном, можно отдыхать, внезапный ливень, три персика, относиться с любовью.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2000. С.4-11.



2. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А.

Леканта. М.,1991. С.275-277, 339-340.

3. Русская грамматика. М., 1980. Т.2. §1706-1710, 1720-1723.

4. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 2003. С.5-7, 20-23.

5. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989.

С.532-552, 570-588.


Синтаксис

Филология 3 курс

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

 

1. Сущность синтаксических отношений.

2. Виды синтаксических отношений, выделяемые в “Русской грамматике”.

3. Классификация синтаксических отношений О.Б. Сиротининой.

4. Природа синтаксических отношений в концепции В.А. Белошапковой.

5. Типология синтаксических отношений в концепции Н.С. Валгиной.

6. Существует ли определенная зависимость между видом синтаксической

связи и видом отношений? Ответ мотивируйте.

 

ЗАДАНИЕ

1. Охарактеризуйте синтаксические отношения в данных словосочетаниях в соответствии с концепциями В.А. Белошапковой, Н.С. Валгиной, О.Б. Сиротининой, Н.Ю.Шведовой: очиститься от грязи, движение поезда, испепеляющий взгляд, строить без помощников, почти черный, половина торта.



ЛИТЕРАТУРА

 

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2000. С.37-46.

2. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А.

Леканта. М.,1991. С.340-341.

3. Русская грамматика: В 2 т. М.,1980. Т.2. §1724-1726.

4. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М.,2003.С.17 -20.

5. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1999.

С.628-630.


Синтаксис

Филология 3 курс

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ

1. Понятие обязательности/ необязательности, предсказуемости/

непредсказуемости подчинительной связи.

2. Узкое понимание управления в синтаксической традиции и современной науке (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Н.М. Александров, М.Д. Лесник, В.А. Федосеев и др.).

3. Широкое понимание управления в синтаксической традиции и современной науке (А.М. Пешковский, Н.С. Валгина и др).

4. Соотношение концепций управления в “Русской грамматике” и в «Краткой русской грамматике».

5. Понятие управления в современных школьных учебниках. Соответствует ли определению круг относимых к управлению в школьной грамматике фактов?

ЗАДАНИЯ

1. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях и заполните таблицу. Сделайте вывод о специфике понимания управления в отечественной науке.

Авторы концепций   Примеры интерпретируемых фактов
столкнуться с неприятелем три сестры очутиться на берегу писать карандашом гулять в парке
Валгина          
Федосеев          
Лесник          
Шведова (РГ-80)          
Александров          

 



2. Выделите из представленных ниже предложений словосочетания, в которых реализуется связь управления (по концепции Н.С. Валгиной). Отметьте (х) опорное слово и задайте вопрос к зависимому компоненту.

3. Определите часть речи или форму опорного слова.

4. Охарактеризуйте словосочетание с точки зрения обязательности/ необязательности зависимого компонента.

5. Определите тип управления (сильное/слабое) в соответствии с концепцией Н.С. Валгиной.

6. Определите синтаксические отношения между компонентами сочетания в соответствии с концепцией Н.С. Валгиной.

 

1. Володя выловил ложкой дымящуюся паром картофелину, проткнул ее тонким прутиком и опять опустил в воду (В. Баныкин). 2. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска (К. Паустовский). 3. Александр Семенович поднес флейту к губам, хрипло пискнул и заиграл, ежесекундно задыхаясь, вальс из «Евгения Онегина» (М. Булгаков).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. М.,2013. С.193-194.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2000. С.51-54.

3. Краткая русская грамматика / Под ред. В.В. Лопатина и Н.Ю. Шведовой. М., 2002. §345, 346.

4. Львова С.И. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1. – М., 2011. С.86-87.

5. Русская грамматика. М.,1980. Т.2. §1727, 1728.

6. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 3-е изд. М., 2000. С.24.

7 Русский язык: Учеб. для 8 кл. сред.шк / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М., 2000. С.31-33.

8. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М.,2003. С.11-13.

9. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. М., 1971. С.10-27.

10. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989. С.562-568.

11. Федосюк М.Ю. Зачем нужны согласование, управление и примыкание // Русский язык в школе. 2011. №5. С.30-35.


Синтаксис

Филология 3 курс

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4-5

СОГЛАСОВАНИЕ И ПРИМЫКАНИЕ КАК ВИДЫ

ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ

1. Согласование как вид подчинительной связи. Виды согласования в концепции Е.С. Скобликовой:

а) собственно грамматическое согласование;

б) смысловое согласование;

в) условно-грамматическое согласование;

г) ассоциативно-грамматическое согласование.

2. Примыкание как вид подчинительной связи. Виды примыкания.

3. Специфика именного (падежного) примыкания. Его отличие от управления и собственно примыкания.

4. Понятие согласования и примыкания в современных школьных учебниках.

ЗАДАНИЕ

1. Выделите из представленных синтаксических конструкций сочетания, в которых реализуется согласование или примыкание. Отметьте (х) опорное слово и задайте вопрос к зависимому компоненту.

2. Определите часть речи или форму зависимого слова.

3. Охарактеризуйте словосочетание с точки зрения обязательности/ необязательности зависимого компонента.

4. Определите тип согласования (по Скобликовой) и примыкания (сильное/слабое).

5. Определите синтаксические отношения между компонентами сочетания в соответствии с концепцией Н.С. Валгиной.

 

1. Ночью я зажег толстую венчальную свечу с золотой спиралью (Булгаков). 2. Внезапно рядом как из-под земли выросла мать. Было приказано повести детей в буфет (Пастернак). 3. У нее мелькнула мысль встать и тотчас же уйти из каюты (Куприн). 4. Он отвел претензии Юлии Павловны, потребовав никогда не возвращаться к разговорам о его отношениях с семьей (Федин).

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. М.,2013. С.193-194.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2000. С.50-55.

3. Львова С.И. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных

учреждений. В 2 ч. Ч.1. – М., 2011. С.86-87.

4. Русская грамматика. М.,1980. Т.2. §1727, 1728.

5. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред.

М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2000. С.24.

6. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г.

Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М., 2000. С.31-

33.

7. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 2003. С.11-

17.

8. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. М., 1971.

С.174-199.

9. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1999.

С.631-632, 638, 644-646.

10. Федосюк М.Ю. Зачем нужны согласование, управление и примыкание

// Русский язык в школе. 2011. №5. С.30-35.

 


Синтаксис

Филология 3 курс

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6

ДИСКУССИОННЫЕ ВИДЫ СВЯЗИ

1. Специфика связи двух существительных в конструкциях с приложением в концепциях Е.С. Скобликовой, О.Б. Сиротининой, В.А. Белошапковой, Н.Ю. Шведовой.

2. Специфика связи между главными членами предложения в концепциях школьной грамматики, Н.Ю. Шведовой, Е.С. Скобликовой В.А. Белошапковой, О.Б. Сиротининой.

3. Охарактеризуйте признаки координации, отграничивающие ее от классического согласования.

4. Трактовка связи между подлежащим и сказуемым Ю.Т. Долина.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория. М.,2013. С.193.

2. Долин Ю.Т. Еще раз о грамматической связи сказуемого с подлежащим. - РЯШ.- №5.- 1982.

3. Михайлова М.С. Координация // Русский язык: Энциклопедия. М.,1997. С. 201-202.

4. Русская грамматика. М.,1980. Т.2. §1820-1823, 1912, 2244.

5. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М.,2003. С.13-

17.

6. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. М.,1971.

С.199-206, 216-225.

7. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989.

С.556-561, 568-569.

 

 


Синтаксис

Филология 3 курс

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8-9

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

 

1. Разработка учения о словосочетании в синтаксической традиции и в современной науке:

а) статус словосочетания в трудах Ф.Ф. Фортунатова, А.М.

Пешковского, А.А. Шахматова;

б) специфика словосочетания в работах В.В. Виноградова, Н.Ю.

Шведовой, Н.С. Валгиной, О.Б. Сиротининой;

в) словосочетание в концепции В.А. Белошапковой;

г) трактовка словосочетания в современной школьной грамматике.

2. Дискуссионные вопросы словосочетания и попытки их разрешения в различных концепциях:

а) словосочетание существует вне предложения, в предложение оно

входит в качестве “строительного материала”;

б) словосочетание существует в предложении, оно вычленяется из

предложения.

Какие аргументы можете добавить в пользу или против каждой из

точек зрения?

3. Охарактеризуйте существующие классификации словосочетаний.

4. Структурная схема и парадигма словосочетания.

ЗАДАНИЕ

Выделите из представленных предложений словосочетания (по Белошапковой) и проанализируйте их в соответствии со схемами разбора.

1. Русло реки затейливо извивается по широкому дну каньона (Соколов-Микитов). 2. Весенний, светлый день клонился к вечеру, небольшие розовые тучки стояли высоко в ясном небе и, казалось, не плыли мимо, а уходили в самую глубь лазури (Тургенев).

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. М.,2013. С.194-197.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2000. С.19-37.

3. Лопатина Л.Е. Словосочетание // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997. С.507-509.

4. Львова С.И. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1. – М., 2011. С.85-87.

5. Русская грамматика: В 2 т. М.,1980. Т.2. §1881-1888.

6. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.,2000. С.27-28.

7. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 2003. С.24-40.

8. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М.,1999.

С.667-681.


Синтаксис

Филология 3 курс

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.