Сделай Сам Свою Работу на 5

Типы речевого поведения (2006)





 

Своеобразие нашей личности ярко проявляет себя в речи. Иногда, не видя собеседника, лишь услышав первые его фразы на другом конце телефонного провода, мы оказываемся способны оценить характер человека, предположить его сильные и слабые стороны. И, как ни удивительно, часто это впечатление подтверждается в дальнейшем. Еще древние подметили, что большинство говорящих имеют склонность к одному из следующих стилей.

Одни – «велеречивые, обладающие важностью мыслей и великолепием слов, сильные, разнообразные, обильные», другие – «сухие, изысканные, способные все преподать ясно и без пространственности», третьи же отличаются умеренностью и используют сильные стороны первых двух, но при этом избегают их крайностей.

Сегодня, сидя за столом переговоров, участвуя в совещании или беседуя по душам, мы вольно или невольно подмечаем те речевые характеристики нашего собеседника, которые позволяют оценить его индивидуальность и спрогнозировать тактику поведения, намерения и преследуемые цели. Вряд ли прогноз был бы возможен, если б не существовало тех закономерностей, что проявляются в речевом поведении самых разных людей. Особенно ярко бывают они выражены в условиях публичного выступления, поскольку оно требует приложения всех способностей говорящего.



Много лет обучая желающих ораторскому мастерству и слушая сотни публичных выступлений, я пришел к выводу, что, несмотря на уникальность личности каждого, есть некие общие качества, которые позволяют обнаружить типичное в речевом поведении. Прежде всего можно разделить ораторов на две большие группы: рациональных (технарей) и эмоциональных (гуманитариев). Это авторский вариант классификации. В свою очередь каждая из двух групп также делится пополам. Технари включают в себя системщиков и мыслителей, а гуманитарии – поэтов и вождей. Разумеется, что в чистом виде такие типажи редкость, но преобладание определенных черт позволяет квалифицировать ораторский тип.

Каковы их основные особенности?

1. Системщики. Для представителей этого типа характерно особо тщательное отношение к подготовке речи. Они возводят в абсолют конкретность примеров, точность цитат, исповедуют приверженность фактам, любят колонки цифр и ряды формул на доске, критично относятся к публичному выражению чувств. Говорят, как правило, спокойно, часто сухо и невыразительно, крайне редко позволяют себе шутку или неожиданную метафору. Во время выступления все их внимание обращено к содержанию, они не любят отступать от намеченного плана, и если происходит что-то, выбивающее их из колеи, им бывает очень трудно справиться с возникшей неразберихой. В этих случаях «системщики» могут потерять контроль над аудиторией, так как во время выступления они лишь опосредованно, через излагаемую информацию, поддерживают связь со слушателями. Этот тип ораторов идеален при подготовке материала, хорош при чтении научных сообщений и докладов, но проигрывает, когда необходимо добиться от аудитории сопереживания.



2. «Мыслители». Есть люди, которые любят порассуждать вслух, но их словесные построения лишены легкости и изящества. Это, скорее, публичный труд, медлительная работа шелкопряда, собирающего лапками пряди разрозненных мыслей и мотающего бесконечную нить силлогизмов. Наблюдать за рождением новых идей бывает очень занимательно, но, в силу отсутствия у оратора артистизма, не менее утомительно. «Мыслители» способны на неожиданные решения, им нередко свойственен парадоксальный взгляд на события. Они могут уводить внимание слушателей далеко в сторону от предмета речи, неизменно возвращаясь к нему спустя какое-то время. Хорошо, если материал выступления им знаком – основываясь на известном, они способны созидать нечто новое, но именно из «мыслителей» получаются выдающиеся демагоги в том случае, если они не владеют предметом. Ораторы этого типа не особенно заботятся о впечатлении, которое производят, бывают небрежны в жестах (например, засовывают руки в карманы), говорят тихо или, наоборот, громко, как бы забывая о других, склонны к использованию наглядных материалов, черчению разных графиков и диаграмм. «Мыслители» хороши в речах совещательного типа, когда важен процесс обнаружения решений, но им гораздо труднее работать в условиях ограниченного ресурса времени.



3. Поэты. Название весьма условное – редко кто из ораторов этого типа пишет стихи. Их непременным преимуществом является богатый словарный запас и развитое чувство языка. Именно они создают неповторимые словесные образы, как жонглируя метафорами, гиперболами, аллегориями, оксюморонами и другими «вкусностями» русской речи. Если к этому добавлена приятная внешность, красивый голос, изящные манеры, то слушать такого оратора – редкое удовольствие. Поэты сильны, когда дело касается описания чувств, предметов, картин природы и историй. Они бывают великолепными рассказчиками, но им гораздо труднее существовать в жестких рамках плана и работать с информацией.

4. Вожди. Это ораторы, способные воодушевить толпу. Их энергия, мощь их воли и сила слова требуют простора площадей. В обычных жизненных ситуациях вы лишь ощущаете жар этой лавы, догадываетесь о ней по блеску глаз, по широкому жесту, по крепости голоса. Содержание их выступлений основано на сочетании безупречной аргументации и ярких жизненных примеров. Никому лучше не удается так уверенно держать зал, не отпуская его ни на секунду своего выступления. Если о других частенько можно сказать, что они лишь произносят слова, то эти ораторы всегда словом действуют. Однако с вождями случаются и печальные метаморфозы. Если предмет речи – что не так уж и редко бывает в жизни – не задевает их за живое, то они превращаются в аморфных беспозвоночных, теряя не только силу слова, но и силу звука.

 

Разумеется, публичное выступление – лишь одна из форм речевого поведения, и далеко не все являются ораторами. Зато оказываться в ситуации конфликта доводилось каждому и, как правило, чаще, чем того хотелось бы.

Давно замечено, что человек проявляет себя именно в ссоре, споре, столкновении интересов. Речевое поведение в ситуации эмоционального стресса многое говорит о личности.

В психолингвистике профессором Константином Седовым разработана весьма убедительная типология языковых личностей, которую вполне возможно использовать на практике. Исходя из доминирующей установки по отношению к другому участнику общения, мы выделяем три уровня коммуникативной компетенции: конфликтный, центрированный и кооперативный.

Что представляет собой конфликтный тип ? Это человек – агрессор или манипулятор, чьи действия открыто или завуалированно направлены против собеседника. Встреча с такими людьми не сулит радости. Как деловые партнеры они неудобны, потому что преследуют только собственные интересы. В конфликтах могут нагрубить или наговорить колкостей, получая удовольствие от унижения других людей. В речевом поведении их отличает неумение обращать внимание на окружающее пространство и уменьшать или повышать в зависимости от этого силу голоса. Как правило, они говорят громче, чем требуется. Они могут быть точно так же невоздержанны в жестах и словесных оборотах. Когда вы сталкиваетесь с таким типом, самое главное – сохранять спокойствие и не терять чувства собственного достоинства. Вспомните былую славу советской торговли.

 

Женщина из очереди: «Да можно там побыстрее, а? Копаются еле-еле!»

Продавщица: «Че орать-то! Не хочешь – не стой!»

 

Множество достойных продолжателей этой традиций бодрствуют в торговых залах современных супермаркетов. Среди них часто встречаются именно представители конфликтного типа. Такова сила привычки к самоутверждению за счет клиентов.

Центрированный тип речевого поведения любопытно наблюдать во время переговоров или собеседований. Главная особенность людей этого типа заключается в игнорировании собеседника и концентрации внимания на себе. Более активные эгоцентрики бывают шумными, с выразительной голосовой подачей, яркими словесными образами, но их меньше всего интересует мнение партнера, они слушают и слышат только себя.

 

Приятель (глядя по сторонам): «Да все слава богу! Детей вот на юг свозил… А ты где отдыхал? (Не дожидаясь ответа.) Видел из наших кого-нибудь? (Не дожидаясь ответа.) Говорят, Ленка замуж наконец-то вышла…»

 

Их более меланхоличные собратья по типу могут быть полностью закрыты. О таких говорят «ушел в себя». Они отвечают невпопад, неожиданно меняют тему, не слушают партнера. Такие люди скупы в жестах, эмоционально и интонационно не выразительны. Говорят, как правило, тихо, тембр их голоса тускл, речь монотонна. Вести с ними диалог трудно. Требуется постоянная работа по привлечению и удержанию их внимания. Иногда они способны своей манерой вызывать раздражение, но допускать проявления этого чувства нельзя – оно приведет либо к непониманию, либо к еще большей закрытости.

Мастерство в общении демонстрируют приверженцы третьего типа речевого поведения, который мы называем кооперативным . Здесь очевидна настроенность на партнера в общении, но в одних случаях она может быть следствием боязни конфликта, необходимости поддерживать корректные отношения и выглядит скорее как имитация настоящего интереса (партнер поддакивает, кивает, повторяет ваши слова), а в других – это действительно желание понять собеседника, войти в его положение. Такой человек способен не только услышать и увидеть партнера, но и настроиться на его волну, заговорить на его языке. Подобное речевое поведение требует мастерства владения голосом, пластической выразительности, языкового богатства.

Разумеется, каждый человек способен к проявлению того или иного типа речевого поведения. Многое определяет здесь ситуация, в которой нам приходится высказываться. Но очевидно, что для достижения успеха в общении чаще оказываются полезными навыки кооперативного типа.

Безусловно, наблюдать за людьми в их речевых поступках бывает небесполезно. Однако не так уж важно, к какому типу вы отнесете своего собеседника. Гораздо важнее оценить собственные качества и привычки и постараться их исправить, если ваш речевой тип не способствует установлению хороших деловых или личных отношений. В конечном итоге лучше знать реку, чем, не зная брода, соваться в воду.

 

Речевой стиль лидера (2005)

 

Рассуждая о личностных качествах лидера, мы, как правило, особо выделяем его эмоционально-волевую сферу, характер, интеллект, способности, знания. Но самое полное определение личности лидера все же дает речевой портрет.

Мы можем представить себе лидера слепым – таким был легендарный Рэй Чарлз; мы можем представить себе лидера глухим – таким был великий Людвиг ван Бетховен, но вряд ли мы можем представить его молчащим, ибо в этом случае бессмысленным становится само определение лидерства как умения воздействовать на других в целях совместной деятельности.

Какие же навыки и качества, определяющие речевой стиль, отличают именно лидера?

Прежде всего, это та сумма базовых риторических качеств, которая является зеркальным отражением или, скорее, воплощением в речи присущих лидеру психологических свойств.

Чувство перспективы – это видение того, к чему нужно стремиться, в каком направлении двигаться и как достичь цели.

У себя в компании мы провели микроисследование. Определив тему самостоятельного речевого высказывания для участников одного из тренингов, мы задали по окончании работы вопрос: «А какова была цель вашей речи?» Он вызвал недоумение и обычные в таких случаях ответы: «Я хотел рассказать о…» или «Моя задача состояла в информировании коллег…» Лишь двое из пятнадцати участников сообщили о желании добиться понимания и участия аудитории. Большинству же был важен сам процесс говорения, но не изменение мнений, чувств и волевых посылов слушателей. Лидер в своем речевом поведении всегда знает, чего он хочет добиться от аудитории или конкретного человека. В этом смысле его осознанная цель порождает ясную перспективу речи (если конечная точка высказывания не определена, то о перспективе говорить не приходится).

Страстность – одержимость своей целью, эмоциональная вовлеченность.

Убежденная страстность в речи (которую не стоит путать со «страстью в клочья») является характерной чертой лидера. Недавно я перечитал воспоминания Ивана Куторги, посвященные ключевым фигурам политического движения начала XX века. Он характеризует ораторские способности многих из них (включая Ленина, Троцкого, Зиновьева, Чернова, Дейча и др.). И вот что любопытно. При очевидной индивидуальности речевой манеры каждого большинству из них присуща именно страстность в воздействии на толпу. Вот некоторое количество подтверждающих эту мысль цитат. «Через несколько минут своей находчивостью и страстностью Троцкий победил аудиторию настолько, что заставил себя слушать». О Керенском: «“Наполеоновская” поза, резкие повелительные движения, резкий повелительный голос и страстная, исполненная революционного пафоса речь <…> – все это, вместе взятое и усиленное общим воодушевлением и даже энтузиазмом, произвело на меня сильное впечатление, ярко памятное до сих пор». Кадет Родичев: «Родичев вдруг резким движением поднял голову, сбросил пенсне, и его какое-то как бы несвязное бормотание <…> – сразу превратилось в сильный и страстный поток патриотического красноречия». Но мы, говоря о страстности или, точнее, об эмоциональном переживании своей речи, не должны забывать, что существует грань между открытым, внешним и сдержанным, внутренним темпераментом. И если лидер говорит громко, активно жестикулирует, звучит высоко и неразумно применяет пафосные выражения, то он может добиться противоположного ожидаемому – комичного эффекта. Тот же, кто сдерживает проявления своих чувств, переживая их в себе, говорит спокойно, но с ощущением «внутреннего огня», кто скуп на жесты и убедителен в «красноречии фактов», тот, безусловно, добьется внимания любой аудитории.

Убедительность – умение добиться своего, воздействовать на людей.

Разумно предположить, что содержание речи лидера имеет определяющее значение, но убедительность как черта речевого стиля – это умение владеть собой и умение «подать себя». И данное лидерское умение складывается из таких элементов, как правильная осанка, свобода мышц (незажатость, телесная раскрепощенность), гибкость и красота интонаций, сильное и «полетное» звучание голоса и многих других качеств.

Настойчивость – способность в случае неудачи не сдаваться, а предпринимать новые попытки в достижении цели.

В речи настойчивость проявляется во взаимодействии с любой, в том числе с трудной, аудиторией благодаря развитой технике волевого воздействия. Ярким примером послужит любая речевая ситуация, которая вызывает в нас неприятное чувство страха, порождаемого излишним вниманием к оценке себя со стороны слушателей или собеседников. Как сказал один умный человек: «Боишься? Делай шаг вперед!» Именно волевой посыл помогает справиться с чрезмерным волнением.

Терпение – умение ждать подходящего времени, не спеша продумывать все последующие шаги.

В речи это немногословность и выбор нужного слова в нужный момент. Терпение – своего рода «речевое хладнокровие». В оценке политических лидеров применяется такое понятие, как индекс многословия – средний объем ответа на один вопрос. Высчитывается он, как и все прочие параметры, отдельно для каждого интервью, а потом усредняется по всем, измеряется в знаках (буквах) текста. Вспоминая выступления политиков начала 90-х годов, вы сами можете интуитивно выставить каждому некоторое условное значение индекса, чтобы получить сравнительную картину.

Также добавлю, что для лидера важна инициатива . Исследования речевого поведения человека, сделанные учеными англо-американской лингвопрагматической традиции, показали, что важнейшие речевые черты социального лидера в беседе – это, во-первых, постоянное введение собственных новых тем (а не простое следование направлениям, заданным другими участниками беседы); во-вторых, постоянное стремление оценивать высказывания партнеров и словесно выражать свои оценки.

Очевидно, наконец, что лидеру должно быть присуще умение налаживать коммуникативное сотрудничество – это проявляется в свободном владении различными стилями речи – от разговорного до официального, в умении слушать и слышать партнера, в умении поддержать беседу, задавая уместные вопросы, и т. д.

Качества, перечисленные мной, – это некий базовый элемент, стиль же создается множеством деталей. Речевое поведение каждого лидера уникально, поскольку оно представляет собой сочетание его индивидуальности и качеств, составляющих основу речевой культуры человека. Это подобно сложению в неповторимую фигуру сотни кусочков стекла в калейдоскопе. Но одновременно само стекло остается стеклом. Так и речевые качества, оригинально сочетаясь друг с другом, создают индивидуальный стиль, оставаясь при этом сами собой.

Мы оцениваем их на сознательном и подсознательном уровнях, чаще обращая внимание на внешний вид выступающего, на его жестикуляцию, мимику, голос. За видимыми проявлениями скрываются вполне профессиональные приемы и навыки.

Так, приятная манера держаться легко и непринужденно связана с тренируемой техникой мышечной свободы (умением раскрепощаться), с хорошей осанкой и позовой активностью (отсутствием «развинченности» в теле).

Слуховое восприятие обеспечивает целый комплекс качеств. Здесь и хорошая дикция, и свободное звучание голоса, и богатство интонационных красок, и культура произношения.

Качества и техники, которыми владеет или должен владеть лидер, можно разделить на четыре группы: зрительное восприятие, слуховое восприятие, техники общения и содержание высказывания.

Конечно, это далеко не полный перечень свойств, определяющих индивидуальный речевой стиль. Однако и то, что я перечислил, дает ясное представление, насколько речевые стили могут различаться.

Исходя из вышеназванных свойств, я проанализировал составляющие речевого стиля некоторых известных политических лидеров. В качестве примера приведу в общих чертах речевые портреты Владимира Путина, Владимира Жириновского и Григория Явлинского.

 

Владимир Путин

 

Он обладает рядом таких качеств в общении, которым можно поучиться. Самое главное – он «живой» в своей речи, то есть позволяет себе роскошь создавать слово на глазах у слушателей. При этом он немногословен, умело использует психологические паузы. Он по-настоящему держит своего слушателя во внимании – и прежде всего за счет внутренней экспрессии. Его жесты не раздражают и не мешают восприятию речи, а дополняют ее. Тело – «умное» и активное. Несмотря на категоричность своей политики, президент не категоричен в утверждениях и часто прибегает к таким оборотам, как «мне кажется», «быть может», «думаю, что» и т. п. Общаясь с людьми в прямом эфире, он всякий ответ начинает с обращения по имени или имени-отчеству, что располагает к нему слушателей. Путин не растворяет нас бархатистостью касьяновского баритона, но голос имеет приятный, хотя и не сильный.

А вот над следующими элементами я посоветовал бы Владимиру Владимировичу поработать.

• «Многоударность» в речи – в одном предложении он достаточно сильно может выделить голосом три, а то и четыре слова. Как гвозди заколачивает.

• Мелодическое однообразие – мелодика фраз не отличается той степенью выразительности, на которую Путин в принципе способен.

• Иногда Владимир Владимирович неверно строит сложные предложения.

• И еще он не часто улыбается, хотя поводов для этого куда больше, чем кажется, и их стоит использовать.

 

Владимир Жириновский

 

Яркая личность политического бомонда. Многие считают Владимира Вольфовича выдающимся оратором. Я не соглашусь. В речевой манере Жириновского много женственных, изменчивых черт. Голос у него – не имеющий опоры, а потому скачущий из верхнего регистра в средний и обратно. Жесты – открытые или указующие, но маловыразительные. Кроме того, он несдержан в проявлении эмоций.

Сильная сторона лидера ЛДПР – это речевая находчивость и уличная образность текстов, так хорошо воспринимаемая многими слушателями и избирателями.

 

Григорий Явлинский

 

Григорий Явлинский так и не избавился от своеобразных «подвываний» в конце словосочетаний – это воспринимается как проявление обиды Григория Алексеевича. Речь у него грамотная, сильная аргументацией. Жестово-мимические средства однообразны. Эмоционально он сдержан, но если проявляет чувства, то в их тональности часто слышится скрытое недовольство. Он также хорошо владеет психологической паузой.

Сталкиваясь в своей практике со многими людьми, я пришел к простому выводу. В нашей стране лидер и руководитель – это разные, как правило, люди. И разобраться who is who довольно легко – достаточно прислушаться.

 

 

Три кита презентации (2009)

 

Имя Стива Джобса слышал даже мой девятилетний сын. Это один из самых известных ораторов среди бизнес-тусовки мирового масштаба. В интернете легко можно найти несколько роликов с его презентациями. Поделюсь своими наблюдениями, думаю, что они будут полезны тем, кто учится выступать публично. Итак, три кита успешной презентации от Стива Джобса.

 

Равенство

 

Что сразу бросается в глаза? Этот парень – миллиардер, а выглядит как натуральный айтишник: джинсы натянуты на ребра, ремешок остался еще от школьных брючек, водолазка сто раз побывала в стиральной машине. Ходит ли он одетым так всегда? Почти. Стив действительно предпочитает этот стиль и вне сцены, но мы видели его и в наряде академика, и в «фермерской» рубашке, и в костюме. Все зависит от ситуации. Своим внешним видом и своим поведением он разрушает барьеры между собой и слушателями. Он как бы говорит со сцены: «Я такой же, как вы! Меня интересуют гаджеты, а не понты. Я человек apple-племени!» И аудитория, которая, конечно, отдает себе отчет, каков настоящий статус Стива, с радостью принимает его, гордится им, доверяет ему как своему.

 

Любовь

 

Джобс любит, но не себя, а дело, которому он служит. Эта любовь дает ему огромное преимущество. Благодаря ей он остается вдохновленным на протяжении всего выступления. И в этом вдохновении нет фальши. Он заражает своим отношением аудиторию, он просто и без затей вселяет в нее любовь к тем вещам, которые презентует.

 

Простота

 

Говорить просто, двигаться просто, показывать простые картинки… Несмотря на то что речь все-таки идет о сложных технических изобретениях, все воспринимается и понимается легко даже людьми, не способными самостоятельно настроить почту в мобильном телефоне. Упрощай! Таков закон современного оратора. Упрощай, но не доводи до крайности.

 

 

Внимание к структуре (2006)

 

Однажды мне пришло письмо, которое оказалось сложным в восприятии, и я сначала не понял почему. Но, прочитав его второй раз, я нашел ответ.

 

«Часто бывают ситуации, когда объясняешь, как куда-то доехать, как пользоваться каким-то прибором, компьютерной программой, объясняешь этапы оформления документации, а человек усваивает только первых два-три действия, потом начинает все путать, ситуация осложняется, если разговор происходит по телефону с незнакомым человеком и невозможно дать ему чертеж, схему, памятку. Проблема восприятия возникает, если мне сообщают какую-то нужную, но совершенно новую информацию, в голове словно блок появляется. Как преодолеть внутреннее сопротивление пониманию и запоминанию новой информации, сделать разговор эффективнее?»

 

На первый взгляд кажется, что это один вопрос. Но на самом деле здесь их целых два: как лучше объяснять что-то сложное для понимания и как преодолеть внутреннее сопротивление новой информации? Если бы первый абзац завершался вопросом, то структура письма была бы четче, и мне не пришлось бы дважды перечитывать его.

Итак, отвечу на оба вопроса.

1. «Как объяснять что-то сложное для понимания так, чтобы вся информация легко воспринималась и запоминалась?»

Одна из проблем выявлена – неструктурированность сообщения. Хотите, чтобы вас понимали лучше и запоминали сказанное, – обязательно структурируйте свою речь. Можете просто перечислять: «во-первых», «во-вторых», можете сравнивать черное с белым или прошедшее с настоящим, можете разделять свое сообщение вопросами на блоки – как угодно, но облегчите слушателю восприятие. Он не должен за вас думать и решать, что здесь к чему.

Один из важных элементов структурирования – пауза. Чтобы успеть обработать услышанную информацию из пяти или шести предложений, человеку нужна передышка. Если вы продолжаете говорить, то срабатывает защитная реакция, и часть информации просто выбрасывается сознанием. Так люди не запоминают сказанное. Делайте паузы, не спешите говорить, переспрашивайте. Результат не заставит себя ждать.

Последний совет, который поможет в передаче сложной информации, труднее всего исполнить. Звучит он так: перестаньте говорить на своем языке, переходите на язык собеседника.

Вот образец инструкции, которая лежит сейчас передо мной в номере гостиницы «Западная» городка Переславль-Залесский:

 

«С 0:00 до 6:00 часов оплата производится по тарифу за полные сутки, но которые при этом заканчиваются по тарифу в 12:00 текущего дня, после чего, если клиент продолжает проживание, для него наступают следующие сутки, подлежащие отдельной оплате».

 

Этот текст, слово в слово, я услышал по телефону от администратора гостиницы и ничего не понял. А вот так, думаю, все было бы куда яснее:

 

«Если вы приедете к нам ночью, то заплатить нужно будет за полные сутки, начиная с 12 часов предыдущего дня. Номер останется в вашем распоряжении все утро и первую половину дня до 12 часов. Вы можете хорошо выспаться, перекусить в нашем кафе (завтрак входит в стоимость номера). С 12 дня начнутся новые сутки, которые надо будет оплатить согласно действующему тарифу».

 

2. «Как преодолеть внутреннее сопротивление пониманию и запоминанию новой информации, сделать разговор эффективнее?»

Сегодня можно говорить о проблеме рассеянного внимания и информационной усталости, причина которых в том безумном количестве данных, которое обрабатывает наш мозг в течение дня. Совет один: грамотно перераспределить нагрузку, так, чтобы появились часы тишины и покоя, спорта и прогулок, когда в ушах не играет музыка, а глаза не пробегают одну колонку новостей за другой.

 

Суд над подсказками (2008)

 

В судебной практике нашей страны сложилась традиция, когда произнесение речи в суде карается гневом и проигрышем дела. Традицию трудно нарушать, ведь у нас в таких ситуациях принято бормотать речи защиты и обвинения. Я встречал судей, которые на попытку молодых юристов произнести речь, не заглядывая в бумаги, реагировали абсолютно неадекватно. Поэтому молодые специалисты и не стремятся развить свои ораторские навыки. Примерно такая же ситуация произошла с одним нашим читателем. Он работает юрисконсультом около 25 лет, и от эффективности его выступлений зависят результаты судебных решений. Вот что он пишет:

 

«Хочу вам признаться, что очень часто мои выступления и неэффективны, и неэффектны, хотя в основном судебные решения выносятся в мою пользу. Этому, наверное, способствует знание судей – знакомство с ними за длительный период работы, но, надеюсь, не только. Сам я часто бываю недоволен своими выступлениями, читаю из текста исковых заявлений или отзывов и др. Я не умею говорить свободно, без бумаги. Можно это изменить и улучшить?»

 

Я уверен, что развить в себе навык свободного говорения без бумажной подсказки под силу каждому человеку.

1. У вас есть написанный текст, который вы хотите воспроизвести, но сделать это без бумажки невозможно. Значит, надо изменить принцип подготовки. Хватит писать тексты. Пишите только ключевые мысли, а потом несколько раз проговаривайте про себя будущую речь, опираясь на этот каркас из словосочетаний и предложений.

2. Хорошо при подготовке использовать учебную доску и рисовать на ней схему будущей речи. Так логические связки станут для вас гораздо яснее. У меня в офисе, например, есть доска и флипчарт. Когда мне надо подготовить материал, я беру в руки маркер. Это как создать план будущего сражения. Обратите внимание: так легче запомнить всю речь, потому что видишь ее «с высоты птичьего полета», а не ползешь на брюхе по абзацам.

3. Тренируйтесь говорить всегда и везде. Пошли в баню? Нечего отмалчиваться по поводу головы Зидана и живота Матерацци. Взяли и произнесли речь на двадцать минут, пока вас не погнали из парной.

 

Уверяю, что если идти таким путем, то однажды дурная привычка говорить по бумажке оставит вас навсегда.

 

Зеркало страха (2006)

 

Лицо – это кладезь информации. Какой? Начнем с того, что в лице три уровня – три группы мимических сигналов. Первая – постоянные сигналы: цвет кожи, форма лица, строение костей и хрящей и т. п. По этой информации мы часто определяем расовую и национальную принадлежность человека, его пол, иногда делаем не вполне обоснованные выводы о чертах его характера (высокий лоб – умный, твердый подбородок – волевой). Вторая группа – медленные сигналы. Это наши постоянные морщины, шрамы, изменения упругости кожи… Вот уж действительно прав был Гюго, говоря, что «лицо человека вылеплено его совестью и жизнью». Так и ходят одни с маской вечного недовольства на лице, а другие – с печатью жизнерадостности и доброты. Третья группа – быстрые сигналы, мгновенные изменения мимики под воздействием внешних обстоятельств или внутренних переживаний.

Мимика подчеркивает, уточняет произносимое нами, а может против нашей воли выражать то, что хотелось бы скрыть. Однажды мне пришлось прочитать нотацию маленькому мальчику по имени Егор. Но как же трудно хмурить брови, когда улыбка так и лезет на лицо! Само собой, шалун это заметил, и все дальнейшие «угрозы» были как горох об стену.

 

Нам бывает очень трудно скрыть свои чувства. Можно научиться успокаивать дыхание, освобождать тело от лишних зажимов, но как справиться с мгновенной реакцией лицевых мышц, с покраснением щек, с расширением зрачков? Вероятно, подобное под силу человеку, великолепно контролирующему себя, – этакому Быстрому Оленю из племени Сиу. Я к подобным не отношусь и больше интересуюсь не умением скрыть, а умением продемонстрировать.

Зная один из важнейших законов речевого общения – «говорить больше глазам, а не уху», – надо помнить и о выразительности собственного взгляда. Что мешает этому? Скрытность, неуверенность в себе, настороженность в отношении других людей и нелюбовь к ним. Глаза – зеркало души. Если существуют барьеры между мной и другим человеком, то говорить о выразительности сложно. Взгляд, ищущий что-то на полу или на потолке, уходящий от прямого контакта с глазами собеседника, бегающий, суетливый – какая уж тут выразительность! Чтобы «взгляд зажигал», необходимо позаботиться о том, что будет поддерживать огонь, то есть о внутреннем содержании: узнать материал и увлечься темой, загореться желанием изменить слушателя и найти свою точку опоры. Важно следить за тем, чтобы слушатели могли видеть ваши глаза, – не прикрывать веки, не надевать очки с затемненными стеклами, не переводить суетливо взгляд с одного лица на другое, не закончив мысль.

 

Мамочки, я слова забыл (2013)

 

Однажды каждый из тех, кто выступает публично, сталкивается с проблемой потери нити речи и лихорадочного поиска слов.

Что делать в такой ситуации?

1. Вам необходимо изменить способ подготовки к выступлению. Старайтесь не записывать текст и не учить его наизусть. Потратьте время на уяснение для себя того, что именно вы будете говорить, при этом письменно фиксируйте лишь ключевые мысли. Потом многократно проговаривайте речь про себя, чуть меняя акценты, но не заучивая ее. Когда вы пишете текст целиком, а затем пытаетесь его воспроизвести, вы резко усложняете себе задачу. Во-первых, вы вынуждены в режиме реального времени «переводить с одного языка на другой», ведь устная и письменная речь отличаются друг от друга. Во-вторых, вам приходится тратить больше усилий на то, чтобы вспомнить материал, и меньше – на установление отношений с аудиторией, что приводит к потере контакта и появлению чувства неловкости, дискомфорта. Люди сразу различают ложь «неживого» текста и уже не воспринимают вас как опытного оратора.

2. Вы можете использовать карточки, написав на каждой из них ключевое слово или словосочетание и создав таким образом каркас из опорных точек. Только обязательно потренируйтесь работать с карточками. Выберите подходящий формат и толщину картона.

3. Всегда нужно точно формулировать ответ на вопрос, что именно вы хотите сказать публике. Желательно одной звучной фразой, одним предложением. Как это делали большевики: «Земля – крестьянам, фабрики – рабочим, мир – народам». Если вы потеряли направление речи, повторите про себя или вслух главную мысль и начните развивать ее вновь другими словами, размышлять о ней. Это вернет вас к реальности, а слушатели не заметят сбоя, так как вы не отдалитесь от главного.

4. Если совсем плохо и вы ничего не соображаете, честно признайтесь, что переволновались, и попросите слушателей подождать, пока вы полистаете свои записи. В любом случае надо идти на контакт с людьми, а не прятаться от них, как того хотелось бы.

5. В такие секунды физическое состояние резко ухудшается, во рту может стать сухо. Прикусите слегка кончик языка. Появится слюна, а боль вернет вас к реальности.

 

Резонансы аудитории (2009)

 

Одной из причин стресса во время выступления оказывается неверная настройка на аудиторию. Как бывает обидно, когда после хорошей подготовки начинаешь говорить – и вдруг понимаешь, что твои мысли не вызывают никакого интереса. Аудитория ведет себя вовсе не так, как хотелось. Нет живой реакции: никто не улыбается, не кивает. А бывает еще хуже: какой-нибудь слушатель вдруг подаст голос и что-нибудь скажет, совершенно тебе ненужное, а аудитория поддержит его дружным смехом. Как хочется в эту минуту спрятаться, провернуть часы назад, исчезнуть с глаз долой. Но ты прикован к месту и лишь ощущаешь, что теряются все мысли и остаются лишь обрывки слов. Внимание становится рассеянным, взгляд начинает суетливо выхватывать отдельные лица, спина нервически напрягается, губы искривляет глупейшая улыбка, а в голосе появляются предательские попискивания. Спрашивается, а разве заслуженно? Разве не были потрачены часы на подготовку материала, или ты впервые говоришь с людьми? Нет.

В чем дело? Произошла неправильная оценка аудитории, ее ожиданий, ее настроений. Мы как-то привыкли к тому, что аудитория изначально обязана быть нашим союзником. А с какой стати? Наоборот, сегодня уровень критического мышления очень высок. Никто не желает кушать мякину. Потому стоит привыкнуть, что вас всегда будут оценивать именно критически. Это в Западной Европе или Америке выдают аванс в виде аплодисментов каждому, кто появляется на ораторском месте. Там похлопают и неудачному выступлению. У нас аплодируют редко, чего ладони-то отбивать? Вот и получается, что вышел выступающий, увидел лица сидящих в зале и растерялся. Еще бы…

Речь – это борьба. Не стоит ждать милости от природы. Лучше раз и навсегда понять, что любовь публики обращена не на человека, который соизволил появиться перед ней, а на ту пользу, что люди могут получить взамен потраченного времени.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.