|
Георгий Федотов. Древо на камне / / Собрание сочинений в 12 тт. Т. 2. М. 1998. С. 301-302.
Некоторые представления о современной культурологии.
Культурология – новая отрасль научного знания, которая находится в стадии становления, уточняет свой предмет, методы, понятийный аппарат и т.д. Сегодня существует множество представлений о ее сущности, содержании, объекте. Культурологи и представители других областей знания указывают на три основных подхода.
Первый подход обнаруживает стремление рассматривать культуру как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.
Второй подход рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре.
Третий подход представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающих культуру. Существует и обратная позиция, согласно которой Культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур. В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.
Основные задачи культурологического исследования.
Культурология опирается на единство теоретического и исторического аспектов познания форм культурной жизни и изучает культурные объекты и процессы. Основными задачами культурологического исследования являются:
1) анализ культуры как системы культурных феноменов;
2) выявление типов связей между элементами культуры;
3) решение проблем социокультурной динамики;
4) исследование ментального содержания культуры;
5) исследование типологии культур и культурных единиц;
6) исследование культурных ходов и коммуникаций.
Тема II
Основные понятия культурологии
Практическое занятие 2.
Сущность культуры. Основные подходы к определению культуры.
План
1. Этимология (происхождение) слова «культура». Основные значения слова «культура».
2. Проблема определения культуры в социально-гуманитарной и антропологической традиции. Множественность определений культуры.
3. Сущность культуры (различные подходы к ее осмыслению) Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Г.П. Федотов, З. Фрейд и др. о сущности культуры (см. Приложение II).
4. А.Ф. Лосев о культуре и интеллигентности (По статье А.Ф. Лосева «Об интеллигентности» см. Приложение II).
5. Основные общие подходы к определению кульутры аксиомологическая и антропологическая трактовка культуры (по А.С. Кармину); деятельностный и аксиологический подходы (по Г.В. Драчу); технологическая, деятельностная и ценностная концепции (см. Приложение II), выделение ценностного и антиценностного содержания культуры (по В.М. Жаринову); понимание культуры как высокой духовной ценности; как универсального понятия; выделение в культуре антикультурных проявлений (см. материалы лекций).
6. Основные группы (виды) определений культуры. Целостность феномена культуры при различных подходах, направлениях ее осмысления.
7. Основные функции культуры. Единство и взаимосвязь функций культуры.
Практические задания
1. Законспектировать статью А.Ф. Лосева «Об интеллигенции» (См. приложение II).
2. Выписать в тетради слова Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Г.П.Федотова и З. Фрейда о культуре и проанализировать их.
3. Внимательно рассмотрите помещенные в приложении II таблицы. Перепишите их в свои рабочие тетради и используйте при подготовке к занятию.
Библиографический список.
Основной список
1. Кармин А.С. Основы культурологи: морфология культуры. – СПб.,1997. С.9-19, 43-54 (к вопросам 2,5,6,7).
2. Лосев А.Ф. Об интеллигенции //Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988. С.314-322 (См. приложение II).
3. Драч Г.В., Ерыгин А.Н., Заковоротная и др. Культурология. Конспект лекций. – Ростов н/Д., 2003. С. 16-25 (К вопросам 3,5,7).
4. Жаринов В.М. Культурология: Учебное пособие. –М., 2003. С.4-7 (К вопросу 5).
5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. –М., 2004. С.108-114 (К вопросам 1,3,6).
6. Кравченко А.И. Культурология. –М., 2003. С.11-16; 18-27 (К вопросам 1,2,3,5,7).
7. Культурология: Учебник /Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С.Кагана.-М., 2005. – С.60-66; 13-26 (К вопросам 1,2,3,5,6).
8. Мамонтов А.С., Мамонтов С.Н. Культурология: Учебник. –М., 2005. С.27-35 (К вопросам 2,3).
9. Культурология /Сост. И отв. Ред. А.А. Радугин. – М., 1997.- С.12-14 (К вопросу 3).
10. Романов Ю.И. Культурология. –СПб., 206. –С.7-8; 32-41 (К вопросам 1,2,3,5,6,7).
11. Культурология / Под ред. Проф. Г.В. Драча. – Ростов н/Д., 1997, - С.100-112 (К вопросу 7).
12. Розин В.М. Культурология. – М., 1999. –С.282-285.(К вопросу 6).
13. Культуроология: Учебник для студ. техн. вузов/Колл. Авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарян.-М., 1998. – С.36-54 (К вопросам 1,3,5,7).
14. Введение в культурологию /Отв. Ред. Е.В.попов.-М., 1995. –С.3,5; 57-79 (К вопросам 2,3,7).
Дополнительный список
1. Хорунженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов н/Д., 1997.
2. Культурология. XX век. Словарь. –СПб., 1997.
3. Культурология в вопросах и ответах /Под ред. проф. Г.В.Драча. –М., 2002.
4. Культурология в вопросах и ответах для зачетов и экзаменов /И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. –М., 2001.
5. Хрестоматия по культурологии /Сост.: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. – М., 1998.
Приложение II. Материалы к теме.
1. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1989. С. 231.
Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном (М., 1989. С. 231)
Культура человечества движется вперед не путем перемещения в "пространстве времени", а путем накопления ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые (если старые действительно настоящие), а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня. Поэтому ноша культурных ценностей - ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает. Чем большими ценностями мы овладели, тем более изощренным и острым становится наше восприятие иных культур - культур, удаленных от нас во времени и в пространстве древних и других стран. Каждая из культур прошлого или иной страны становится для интеллигентного человека "своей культурой" - своей глубоко личной и своей в национальном аспекте, ибо познание своего сопряжено с познанием чужого.
2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С.4.
Ю.М. Лотман. Беседы о русской культуре. СПб. 1994.
«Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как «негенетическую» память коллектива. Культура есть память.
Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может, сами того не подозревая, говорим об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру – культуру человечества».
3. Федотов Г.П. Дерево на камне // Собрание сочинений: В 12 т. Т. 2 – М., 1998. – С.301-302.
Георгий Федотов. Древо на камне / / Собрание сочинений в 12 тт. Т. 2. М. 1998. С. 301-302.
«..всякая культура имеет религиозный смысл. Теоретический смысле ее есть богопознание, практический- богоуподобление. Узел, связывающий в одно обе культурные сферы – познание и жизнь – есть богообщение… Чем отличается христианская культура от всякой иной? Тем, что целью ее познания и постижения является не просто Бог, но Бог воплотившийся, распятый и воскресший».
4. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой (Культурология/Под ред. Н.Г. Багдасарян. – М., 1998. С.259.
..."Культура" обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми...
...К культуре мы относим все формы деятельности и все ценности, которые приносят человеку пользу, подчиняют ему землю, защищают его от сил природы и т. п.
5. Лосев А.Ф. Об интеллигентности /Лосев А.Ф. Дерзание духа. –М., 1988. С. 314-322.
1. Что не есть интеллигентность. Интеллигентность не есть ни большое накопление знаний, ни владение какой-нибудь профессиональной специализацией, ни участие в общекультурном прогрессе, ни просто моральное поведение или художественная способность, ни просто какое-нибудь общественно-историческое происхождение, ни просто принадлежность к некоторой общественно-политической прослойке. Все эти качества и особенности либо являются выражением интеллигентности, но не самой интеллигентностью, либо нейтральны к интеллигентности, либо даже враждебны к ней.
2. Интеллигентность и личность. В первую очередь интеллигентность есть та или иная жизнь личности или, вообще говоря, функция личности. Но что такое личность? Личность есть индивидуальный сгусток (увел, связь, структура, система, тождество или какая-нибудь единичная закономерность) природных, общественных и исторических отношений. Но интеллигентность не только это, потому что и всякий человек, даже совсем неинтеллигентный, всегда тоже есть какая-нибудь личность, xотя бы и ничтожная.
3. Интеллигентность и идеология. Ясно, что интеллигентность есть функция личности, возникающая только в связи с той или иной идеологией. Такой термин редко употребляется в характеристиках того, что такое интеллигентность. Обычно это заменяется употреблением тех илииных частных и более или менее случайных признаков. Говорят, например, что интеллигентный человек — это умный, начитанный, добрый и внимательный к другим людям, вежливый, услужливый, мыслящий, симпатичный, живущий своей особой внутренней жизнью, помогающий людям в их добрых делах и в их бедах, надежный, бескорыстный, духовно благородный, широкий в своих взглядах, не эгоист и т. д. Такие характеристики часто бывают правильными и даже существенными, часто же необязательными и случайными. Но самое важное то, что всякая характеристика всегда бывает слишком частной и лишена необходимой здесь обобщенности. А необходимая здесь обобщенность ясно относится уже к сфере идеологии. И опять-таки не к идеологии вообще. Такая общая идеология тоже свойственна всем, и даже неинтеллигентным. И вообще никогда не существует человека без идеологии. Самый ничтожный, самый низкий и узкий, самый далекий от последовательного мышления человек не имеет, конечно, какой-нибудь сознательной идеологии, но эту идеологию мы можем за него и вместо него формулировать самым точным образом и всесторонне. Какова же в таком случае идеология интеллигентности?
Делая предельно общий вывод и подводя итог всем частностям, необходимо сказать, что интеллигентен тот, кто блюдет интересы общечеловеческого благоденствия. Интеллигент живет и работает в настоящее время так, как в будущем станет жить и работать человек в условиях общечеловеческого благоденствия. И при этом вовсе не обязательно, чтобы интеллигент сознавал это в подробностях и чтобы вообще это сознавал. В этом смысле интеллигентность почти всегда бессознательна. Наоборот, чересчур большая сознательность в этом деле может только помешать интеллигентности как живому процессу жизни. А в такой интеллигентности есть свои глубины, но совершенно необязательно, чтобы интеллигент это понимал. И в такой интеллигентности есть своя красота; но плох тот интеллигент, который понимает это совершенно точно; и еще хуже тот, кто это свое понимание выражает для других напоказ. Лучше будет сказать, что интеллигент не мыслит свою интеллигентность, но дышит ею, как воздухом. Ведьдышать воздухом не значит же понимать воздух только химически, а дыхание — только физиологически. Идеология интеллигентности вытекает сама собой и неизвестно откуда; и действует она, сама не понимая своих действий; и следует она цели общечеловеческого благоденствия, часто не имея об этом никакого понятия
4. Интеллигентность и переделывание действительности. Культурную значимость интеллигентности, всегда существующей среди общественно-личных и природных несовершенств, в наиболее общей форме можно обозначить постоянное и неуклонное стремление не созерцать, но переделывать действительность. Интеллигентность, возникающая на основе чувства общечеловеческого благоденствия, не может не видеть всех несовершенств жизни и не может оставаться к ним равнодушной. Для этого интеллигенту не нужно даже много размышлять. Интеллигентность есть в первую очередь естественное чувство жизненных несовершенств и инстинктивное к ним отвращение. Можно ли после этого допустить, что интеллигент равнодушен к несовершенствам жизни? Нет, здесь не может быть никакого равнодушия. У интеллигента рука сама собой тянется к тому, чтобы вырывать сорную траву в прекрасном саду человеческой жизни.Культура интеллигенции, как того требует само значение термина «культура», включает переделывание действительности в целях достижения и воплощения заветной и тайной мечты каждого интеллигента работать ради достижения общечеловеческого благоденствия.
5. Интеллигентность и культура. Латинское слово «культура» означает «обработка», «разработка», «переработка», «возделывание». Это значит, что культура никогда не может быть наивной. Она всегда есть сознательная работа духа над своим собственным совершенствованием и над упорядочением всего того, что окружает человека. В этом смысле интеллигентность уже перестает быть просто наивной. Интеллигентность наивна только в своей основе; но в своих реально-жизненных функциях она всегда сознательна, предприимчива, предусмотрительна и, где надо, осторожна, а где надо, решительна. Человеческая личность погружена в конкретные природные, общественные и исторические условия. Эти условия часто оказываются благоприятны для личности, но чаще бывают враждебны к ней. Поэтому интеллигентность существует только там, где есть вооруженность против всякого рода природных, общественных и исторических несовершенств. Но для этого необходима длительная подготовка, а для нее — идеологически ознаменованный труд.
Быть интеллигентом — значит постоянно и неустанно трудиться. И притом интеллигентность не есть просто вооруженность, но и готовность вступить в бой. А чтобы вступить в бойнадо ориентироваться в общественно-исторической обстановке. Но так как подобная ориентация требует уже критического подхода к действительности, то интеллигентность свойственна только такому человеку, который является критически мыслящим общественником. Интеллигент, который не является критически мыслящим общественником, глуп, не умеет проявить свою интеллигентность, то есть перестает быть интеллигентом. При этом вступать в бой для интеллигента часто даже не нецелесообразно. Ему> надо знать, когда вступать в бой, а когда не вступать. Все эти вопросы интеллигент решает на основе своей общей идеологической направленности и на основе критического понимают общественно-исторической обстановки. Это и есть культурное дело интеллигентности. Такой культурный труд не есть печальная необходимость, но всегдашняя радость, всегдашняя духовная легкость и всегдашний праздник. Для интеллигентного человека труд есть праздник вечной молодости и радостного служения общечеловеческому счастью.
6. Интеллигентность и общественно-личностный исторический подвиг. В истории весьма редки и непродолжительны такие периоды, когда можно быть интеллигентом и в то же самое время быть уверенным в своей полной безопасности. Чаще и продолжительней те периоды, когда интеллигентность заставляет людей заботиться о себе и о своей культуре, когда она вынуждена обстоятельствами заботиться о своем вооружении и о своей защите. Однако еще чаще, и
продолжительней такие периоды, когда наступает необходимость боя. Да и не только в истории как в общей картине человеческого развития. Самый обыкновенный быт, самая мирная и обывательская жизнь всегда полны забот и тревог, опасностей и потерь, всегда бурлят неизвестно какими возможностями. Поэтому подлинная интеллигенция вооружена не только для открытого в полемическом споре обнаружения истины, но и ради необходимости борьбысо всякого родаскрытыми несовершенствамижизни.
Но это значит, что подлинная интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существования; не обязательно бой, но ежеминутная готовность к бою и духовная, творческая вооруженность для него. И нет другого слова, которое могло бы более ярко выразить такую сущность интеллигентности, чем слово «подвиг».
Интеллигентность — это ежедневное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенциальное.
Интеллигентность и простота. Если поднести итог всему сказанному, можно наметить такую предварительную форму интеллигентности.
Интеллигентность есть индивидуальная жизнь, или функция личности, понимаемой как сгусток природно-общественно-исторических отношений, идеологически живущей ради целей (общечеловеческого благоденствия, не созерцающей, но переделывающей несовершенства жизни, что повелительно требует от человека потенциального или актуального подвига для преодоления этих несовершенств.
Этот итог звучит слишком сложно. Тут много разных подробностей, которые возникли на основании попытки не перечислять основные признаки интеллигентности, но выбрать из них существенные н систематизировать их. Однако этоеще далеко не конец. Ведь то, что мы сейчас, есть логический анализ интеллигентности, а не просто сама интеллигентность. Интеллигентность не знает этих расчленений, сопоставлений, классификаций, обобщений логически последовательных элементов, необходимых для получения их определенной суммы. Это есть анализ интеллигентности. Поэтому, например, детская психология тоже изучает разные моменты, из которых складывается душевная жизнь ребенка. Но отсюда следует, что сам ребенок умеет расчленить эти элементы и тоже занят их систематизацией. Они у него даны сразу, единовременно и не отчлененно. Поэтому что касается интеллигентности, то интеллигентен также вовсе не тот, кто умеет производить тот или иной анализ интеллигентности, пусть даже максимально правильный. Все указанные нами отдельные признаки интеллигентности существуют в ней безо всякой раздельности и расчлененности, существуют как неделимая единичность, как некая духовная чистота. Подлинный интеллигент всегда прост, незатейлив, всегда общителен и откровенен и не склонен аналитически вдумываться в интеллигентность. Интеллигент тот, кто, как сказано, всегда целесообразно трудится; всегда настолько прост душой, что даже не чувствует своего превосходства над людьми неинтеллигентными. В этом смысле интеллигентности нельзя научиться, но она требует длительного воспитания и самовоспитания. Она не есть философский трактат об интеллигентности; но она есть та культурная атмосфера, которою дышат люди; и она есть простота, которая где-то и когда-то и часто неизвестно почему сама собой возникает в человеке и делает его интеллигентным.
Вот почему интеллигентность не может получить свое определение от тех частных ее свойств,с которых мы начали свое сообщение. Естественно поэтому возникает проблема уже чисто воспитательного характера, но как воспитывается интеллигентность — это уже предмет совсем другого рассуждения.
8. Об осуществимости интеллигентности. В заключение мне бы хотелось ответить на один вопрос, который возникает у многих при ознакомлении с моей теорией интеллигентности. Говорят, что такая интеллигентность чересчур уж высока, чересчур недосягаема и потому практически неосуществима. На это я должен сказать, что для большинства людей учебник дифференциально-интегрального исчисления тоже очень труден, тоже требует больших усилий для усвоения и многих лет учебы в области элементарной математики. При этом одни усваивают такого рода учебник глубоко и даже становятся профессиональными математиками. Другие с успехом применяют математику в астрономии и в технике. Третьи усваивают такой учебник с большим трудом — лишь бы сдать этот предмет на экзамене. Наконец, четвертые — а их подавляющее большинство — и вовсе не приступают к изучению этой науки. Значит ли это, что специалист-математик не имеет права писать свои трудные учебники? Быть интеллигентным в моем смысле слова — это, конечно, нелегко и тут требуется длинный ряд лет самовоспитания. Но я исхожу из того, что теория интеллигентности должна быть принципиальной, логически последовательной и систематически обработанной. Не забудьте;математика требует максимально больших усилий для своего усвоения, но зато она абсолютно бесспорна. Теория интеллигентности нереальна, в смысле буквальной и моментальной осуществимости, но в смысле терпеливого и целенаправленноговоспитания, и если многолетнего, - то пусть многолетнего.
6. Культурология в таблицах (по книге Хорунженко К.М. Культурология: Структурно-логические схемы. –М., 2003).
1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
2. Частные научные представления о культуре (по А. Кармину).
ЧАСТНЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О КУЛЬТУРЕ
(по А. Кармину)
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Этнографическое
Под культурой понимается специфический для определенного этноса комплекс обычаев, верований. Особенностей труда и быта людей
| | | Археологическое
Культура рассматривается как совокупность продуктов человеческой деятельности, в которых «овеществлены» следы духовного мира и поведения людей («материальная культура)
| | | | |
3. Наиболее общие современные подходы к анализу культуры
Генетический
Предполагает такое исследование культуры, которое позволяет понять это явление с точки зрения возникновения и развития.
Компаративный
Предполагает сравнительно-исторический анализ разных культур или конкретных областей культуры в определенном временном интервале.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|