Упражнения для обучения дыханию.
Главный смысл подготовительных упражнений по освоению с водой (как на суше, так и в воде) заключается в первую очередь не в имитационных движениях конечностями (что является великим заблуждением), а в овладении правильным дыханием.
Дыхание – самый важный элемент в обучении плаванию. Без его освоения невозможно обучиться спортивным способам плавания. А приобретенный навык плавания без способности делать выдох в воду очень ненадежен и накладывает некоторые сложности как на освоение различной техники плавания, так и на возможность человека держаться на воде во время волны, ветра, при попадании брызг, неожиданном погружении и т. д.
Для обучения основам дыхания в воде необходимо освоить следующие умения:
— открывать глаза под водой;
— задерживать дыхание на вдохе;
— дышать выдох-вдох и задерживать дыхание на вдохе;
— делать выдохи в воду.
С помощью имитационных движений на суше осваивается навык задержки дыхания и ритмичный вдох–выдох.
Далее навык дыхания осваивается непосредственно в воде. В первую очередь осваивается продолжительный выдох в воду — путем упражнения по «пусканию пузырей», открывание глаз под водой.
· Судейская коллегия соревнований по плаванию.
Если команда не имеет специального представителя, его обязанности выполняет тренер команды или капитан, назначенный из числа участников. Судейская коллегия .Состав судейской коллегии.
· Судейская коллегия назначается организацией, проводящей соревнование, с ведома соответствующего комитета по физической культуре и спорту.
· В состав судейской коллегии входят:
а) рефери;
б) главный судья;
в) заместитель главного судьи (в том числе врач);
д) секретари;
е) стартер и его помощники;
ж) судьи на финише;
з) судьи по технике плавания;
и) старший судья - секундометрист, его помощник и судьи-секундометристы;
к) судьи на поворотах;
л) судьи при участниках;
м) судьи-информаторы;
н) судьи по обслуживанию электронной аппаратуры;
о) судьи по награждению.
· Методы и принципы обучения в плавании.
МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ ПЛОВЦА: Применяются следующие основные методы:
· равномерный,
· переменный,
· интервальный,
· повторный,
· соревновательный.
Они отличаются друг от друга по длине дистанции, интенсивностью плавания, количеству повторяемых дистанций и по характеру отдыха.
Равномерный метод тренировки предусматривает плавание на дистанции от 400 до 1500 и более метров с относительно равномерной скоростью прохождения их частей. Оно приучает ритмично чередовать напряжение и расслабление работающих мышц, пульс от 120 уд. До 160 уд. в минуту. Развивает общую плавательную выносливость.
Переменный метод тренировки заключается чередованием нагрузок с разной интенсивностью. Проплыв отрезок с повышенной скоростью пловец продолжает плыть со значительно меньшей скоростью. Соотношение длин отрезков, проплываемых с повышенной скоростью и спокойно, зависит от подготовки пловца. Этот метод содействует воспитанию общей и специальной выносливости.
Интервальный метод тренировки состоит в проплывании серии отрезков заданной длины с определенной интенсивностью и интервалом отдыха между ними. Отдых подбирается так, чтобы обеспечить неполное, а частичное восстановление пульса. При этом стимул для совершенствования сердечно - сосудистой системы создается и во время отдыха, когда объем крови, выталкиваемой сердцем за одно сокращение, достигает высшего уровня. Длина дистанции-50, 100, 150, 200 метров, пауза отдыха- 5, 10, 15, 30 секунд, частота пульса-160- 180 ударов в минуту. Количество повторений 30 х 50, 20 х 100, 10 х 2ОО.Интервальная тренировка направлена в основном на развитие специальной выносливости. Это обычно достигается увеличением скорости при сохранении продолжительности пауз отдыха. Количество проплываемой дистанции подбирается с учётом длины, подготовленности спортсмена и интенсивности плавания.
Повторный метод тренировки заключается в повторении проплываемых дистанций 25, 50, 100, 400, 800 с высокой интенсивностью (90 -100%). Паузы отдыха 1, 2, 3 минуты и более должны обеспечить хорошее восстановление, количество повторений подбирается с учётом длины дистанции и подготовки спортсмена 10 х 50, 5 х 100, 4 х 200, т.д. Этот метод позволяет спортсмену в течении одной тренировки выполнить большой объём работы с предельной и около предельной скоростью.
Соревновательный метод тренировки - это прохождение основных дистанций в полную силу на соревнованиях или в условиях близких к ним, этот метод применяется перед соревнованиями для проверки подготовки спортсмена и для совершения прохождения дистанции (их место в подготовке пловца?).
Развитие выносливости пловца - это способность противостоять утомлению при проплывании дистанции, из 2-х пловцов, имеющих одинаковые результаты в плавании на 100 метров, более вынослив то, у кого лучше результат на 200 метров. В спортивной практике различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость отражает способность пловца выполнять работу невысокой мощности на средних и длинных дистанциях, работа мышц характеризуется прежде всего аэробными возможностями. Эффективное повышение аэробных возможностей имеет место, если частота сердечного сокращения составляет 145-170 ударов в минуту. Общая выносливость вырабатывается при помощи проплывания средних и длинных дистанций с умеренной мощностью, длина дистанции 400-1500 метров.
· Подвижные игры на воде.
Игры делятся на три группы:
Первая группа - игры включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета. Такие игры проводятся с новичками на первых уроках плавания (у кого больше пузырей, кто быстрее спрячется под воду и т.д.).
Вторая группа - игры сюжетно образного характера (как только дети освоятся с водой). «Поезд идет в тоннель», «Рыбы и сеть», «Убегай - догоняй» и т.д.
Третья группа - командные игры, в которых участники объединяются в равные по силам команды и коллективно взаимодействуют в борьбе за победу своей команды.
Игры являются эффективным средством обучения плаванию, совершенствования отдельных элементов его техники; способствует развитию двигательных навыков и воспитанию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, позволяет переключаться с одного вида физических нагрузок на другой. Игра воспитывает такие качества, как коллективизм, взаимопомощь, дисциплинированность, решительность. И наконец, игры удовлетворяют естественную потребность ребёнка в весёлом отдыхе и развлечениях. Прежде чем приступить к играм в воде, надо провести их один раз на суше, сопровождая подробным объяснением и показом. Играм в воде уделяют 20-25 мин в основной и заключительной части занятия. В зависимости от задач время, отводимое для игр, можно увеличить. Например, на занятиях по освоению с водной средой с детьми младшего возраста играм можно посвятить 25-30 мин. В основном при обучении достаточно одной игры на одном занятии, а во время купаний можно проводить по две-три. Для проведения игр и развлечений на воде нужны шесты, плавательные доски, надувные круги, яркие пластмассовые игрушки и обручи, мячи, надувные камеры и т.д. В игре нужно использовать безопасные и удобные предметы. Игры должны соответствовать возрасту детей и быть доступными по силе, тренированности. К первой относятся игры, проводимые с новичками на 1-3-м занятии. Они просты по содержанию и не требуют предварительного объяснения. Эти игры помогают быстрее освоиться в воде, побороть чувство страха в непривычной среде, научиться отталкиваться от воды основными гребущими поверхностями - ладонью, предплечьем, стопой, голенью, что пригодится при изучении способов плавания. Ко второй группе относятся игры сюжетного характера. Эта группа игр направлена на закрепление основного учебного материала. Их можно включать в занятия уже после того, как произошла полная адаптация в воде, т.е. ребенок свободно ходит и бегает по воде, уверенно погружается и открывает под водой глаза. К третьей группе относятся игры, командного характера. Они требуют самостоятельности, воспитывают волю, смелость и уверенность в себе. В конце таких игр инструктор обязательно подводит итоги.
«ОХОТНИКИ И УТКИ».
ЗАДАЧИ: Совершенствование навыков ныряния, ориентирования в воде.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Занимающиеся делятся на две команды - «охотники» и «утки». «Охотники» становятся в круг, пропустив внутрь него «уток». Перебрасываясь футбольной камерой или резиновым мячом, «охотники» стараются попасть в «уток», которые могут прятаться от мяча ныряя. Игра продолжается 2-3 мин., после чего команды меняются ролями. Выигрывает команда, имеющая большее количество попаданий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Предупредить играющих, чтобы удары камерой были не очень сильными.
· Формы организаций занятий.
Урок — основная форма организации учебной работы. По своей структуре урок плавания делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть урока может проводиться только на суше или на суше и частично в воде, основная — только в воде, заключительная — в воде и на суше. Каждая часть урока имеет свои конкретные задачи, причем основная задача урока решается именно в основной его части. Урок строится таким образом, чтобы задачи подготовительной и заключительной частей были направлены на решение основной задачи урока, подчинены ей. Подготовительная часть (10 мин). Построение занимающихся, перекличка, объяснение задач урока в доступной форме, выполнение различных общеразвивающих и подготовительных упражнений (частично могут проводиться и в воде), знакомство с подвижными играми.
Основная часть (30 мин). Изучение нового материала и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, эстафет.
Заключительная часть (5 мин). Снижение физической и эмоциональной нагрузки. Самостоятельное плавание с индивидуальной работой, т. е. самопроверка освоения материала урока. Подведение итогов урока.
Учебный урок. Посвящается изучению нового материала.
Учебно-игровой урок. Предполагает изучение новых упражнений и их последующее совершенствование в игре или игровой форме или же совершенствование материала предыдущего урока.
Игровой урок. Содержит игры и развлечения. Задачи такого урока могут быть самыми различными: изучение и совершенствование нового материала; проверка степени его освоения; эмоциональное воздействие и т. д. Сначала выполняются несложные упражнения, затем они повторяются в игровой форме, далее проводятся игры, с которыми дети предварительно знакомятся на суше, — таков путь детей, впервые вступивших в контакт с «большой» водой. Игровые уроки вариативны. В игровых, как и в любых других, уроках выполнение упражнений на дыхание строго обязательно.
Урок массового купания. Его можно проводить с дошкольниками в летнее время на естественных водоемах, соблюдая при этом необходимые правила.Уроки этого типа, как правило, призваны способствовать закаливанию детей, их активному двигательному развитию, выработке умения ориентироваться в воде, совершенствованию ранее приобретенных навыков. Основные средства, используемые на уроке, — игра и проведение упражнений в игровой форме
Урок индивидуального обучения. Проводят, как правило, родители в естественных условиях или домашних бассейнах. Независимо от условий проведения такой урок имеет свою специфику и требует тщательной организационной и методической подготовки. Индивидуальное обучение в домашних бассейнах имеет свои преимущества и недостатки. Во-первых, ребенок находится у себя дома, в привычной обстановке, в окружении родных и близких, и маленький домашний бассейн уже знаком ему. Во-вторых, он занимается у своего постоянного (что в данном случае обязательно) домашнего педагога. И в-третьих, все время и внимание взрослых уделяются только ему одному, что как раз можно отнести к недостаткам.
Контрольный урок. На нем анализируются результаты текущей и итоговой успеваемости. Под текущей успеваемостью подразумевается освоение отдельных групп упражнений плавательного курса или подготовительных упражнений (для освоения с водой и т.д.). Итоговая успеваемость (в условиях детских садов) отражает, как правило, итоги работы за год. Анализ текущей успеваемости целесообразно проводить в тестовой или соревновательной форме, итоговой — в соревновательной, однако при этом дети не должны выполнять какие-либо произвольно установленные, но введенные в ранг обязательных нормативы.
· Прикладное плавание.
Прикладное плавание - спасание и транспортировка тонущих, ныряние В длину и глубину, а также преодоление водных преград, с помощью поддерживающих средств или без них (плавание одежде, транспортировка вплавь различных предметов, плавание на боку, брассом на спине).
Транспортировка пострадавших на воде
Подплывание к тонущему. Прежде чем броситься в воду, нужно быстро оценить обстановку и выбрать способ оказания помощи. Не всегда нужно плыть к тонущему. Иногда, если происшествие случилось недалеко от берега, лучше бросить какой- либо предмет, за который может ухватиться тонущий. Это может быть доска, бревно, надутая шина. Если поблизости есть лодка, то до утопающего быстрее добраться на ней. Если тонущий находится далеко в стороне от спасателя, то это расстояние лучше пробежать по берегу, чтобы плыть пришлось как можно меньше. Если река с быстрым течением, то нужно войти в воду с таким расчетом, чтобы плыть к утопающему по течению. Не надо в воду прыгать в одежде. Нужно спокойно, без суеты, раздеться и обязательно снять обувь. Если спасатель не знает глубины воды и рельефа дна, он не должен прыгать с берега вниз головой. В таких случаях нужно прыгать с берега вниз ногами, сгибая их после входа в воду. К утопающему нужно подплывать таким образом, чтобы он не видел спасателя и не стал бы цепляться за него. Если тонущий скрылся под водой, спасателю придется нырять, чтобы определить его местонахождение.Если река с быстрым течением, то тонущего может отнести от места погружения, и его нужно искать вниз по течению.
Приемы освобождения от захватов тонущего. Нередко тонущий, безотчетно хватается за спасателя, чаще всего за шею, руки, туловище. Эти захваты могут привести к гибели обоих. Во избежание захватов последние 8-5 м до тонущего лучше проплыть под водой и взяв тонущего за голени, развернуть его , вынырнуть за его спиной и начать транспортировать, если захвата все-таки избежать не удалось, нужно применить соответствующий прием и освободиться от захвата
Транспортирование на боку. Потерпевший находится в положении на спине, а спасающий - на боку с помощью движений ног и гребков “нижней” руки. “Верхней” рукой спасатель держит тонувшего одним из следующим способов: а) за подбородок, пропустив свою руку сзади под одноименной рукой пострадавшего; б) за плечо и предплечье разноименной руки пропустив свою руку под одноименную руку пострадавшего и под его спину; в) за плечо разноименной руки, пропустив свою руку под одноименной рукой пострадавшего и обхватив спереди его грудь: г) за волосы; д) за предплечье одной руки (рис. 5).
Транспортирование вдвоем. Возможны следующие способы транспортировки: а) спасатели плывут рядом способом на боку, лицом друг к другу. Тонувший находится между ними в положении на спине. Спасатели держат тонущего, пропустив свои “верхние" руки под ближайшие к ним руки тонувшего и соединив их кисти под его спиной; б) спасатели плывут рядом с помощью движений ног кролем. Тонувший находится в положении на спине между ними. Каждый спасатель держит тонувшего одной или двумя руками за ближайшее к нему плечо. Руки при этом должны быть выпрямлены.
Вынос пострадавшего. Вынос пострадавшего на пологий берег не представляет собой трудности. Если вес пострадавшего большой, лучше взять его за плечи, со стороны головы, приподнять переднюю часть тела и двигаясь спиной, вытащить его на сухое место. Если же вес пострадавшего не большой, его можно вынести на руках или плечах.
· Плавание в дошкольных организациях, школах, летних лагерях.
Плавание в дошкольных учреждениях.
Задачи обучения плаванию дошкольников: укрепление здоровья, закаливание, привитие гигиенических навыков, адаптация к водной среде, развитие двигательных навыков и умений, обучение умению держаться на воде и перемещаться с помощью простейших движений.
Обучение проводится в форме групповых занятий. Для каждой группы не менее двух занятий в неделю. Группа может делиться на две подгруппы по 6-8 человек. В старшей группе число занимающихся в одной группе - 10-12 человек. Продолжительность занятий от 15-20 минут до 30 минут.
Плавание в общеобразовательной школе.
Одной из форм организаций занятий по плаванию на этапах начального обучения навыку плавания и начальной тренировки является урок.
Урок по плаванию и его отличительные особенности:
- высокие требования к оборудованию мест занятия;
- высокие требования к технике безопасности;
- преимущественная направленность занятий на обучение двигательным действиям;
- относительно небольшое количество занимающихся в одной группе;
- эффективный индивидуальный подход;
- высокая моторная плотность (главная причина - значительная потеря тепла);
- широкое использование в практике преподавания жестов: ориентировка в пространстве почти полностью становится функцией зрения;
- высокая эффективность игрового метода;
- быстрая утомляемость детей в связи с необычностью сенсорных воздействий;
- строгий учет состояния здоровья занимающихся на текущий момент.
В связи с основными и дидактическими целями и задачами, реализуемыми преподавателем, выделяют три типа уроков:
1) комбинированный, 2) по усвоению нового материала, 3) урок закрепления пройденного, урок проверки знаний, умения и навыков.
Урок по плаванию имеет три части: подготовительную, основную и заключительную. В отличие от традиционной последовательности этих частей, в уроке по плаванию они проводятся на суше и в воде. В зависимости от типа урока будет изменяться и расположение частей урока. Обычное расположение частей на уроке по плаванию выглядит так: на суше - подготовительная, основная;, заключительная; на суше - заключительная.
Плавание в летнем лагере.
Проведение занятий по плаванию в спортивно-оздоровительных лагерях способствует массовому обучению плаванию. Для успешного проведения работы по плаванию необходимо проделать большую подготовительную работу начиная с оборудования мест занятий, комплектование учебных групп.
Комплектование учебных групп начинается с выяснения плавательной подготовленности детей. Их делят на три группы: в первую группу включают детей не умеющих плавать; во вторую - детей, которые могут держаться на воде и проплывать любым способом 10-15 метров; в третью - детей плавающих относительно хорошо. Желательно комплектовать группы отдельно для мальчиков и девочек, с учетом их возраста и физической подготовленности. Количество занимающихся в одной учебной группе - 10-12 человек.
Время занятий плаванием - ежедневно с 10.30 до 13.30 и с 16.30 до 18.30.
Температура воды для старших детей не должна быть ниже 18 С, для всех остальных - не ниже 20 С; температура воздуха должна быть выше температуры воды на 4-5 С. Продолжительность занятий в начале лагерной смены для младших детей 5-7 минут, для старших 10 минут.
Форма работы - групповые занятия.
Работа по плаванию проводится под руководством инструктора, его задача - организация обучения, обеспечение безопасности при проведении занятий на воде.
Инструктором по плаванию могут быть утверждены специалисты - инструкторы, тренеры, студенты педвузов (не моложе 18 лет), прошедшие специальную подготовку, владеющие способами спасения, оказания первой помощи пострадавшим.
Проводят занятия вожатые и воспитатели. Они обязаны уметь хорошо плавать, знать приемы спасения тонущих.
В спортивно-оздоровительном лагере может работать секция по плаванию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|