Сделай Сам Свою Работу на 5

Указатель всего, содержащегося в этой Книге. 13 глава





 

334. Что все такое дано человеку на употребление, и составляет дарственные даяния, это очевидно по состоянию Ангелов в Небесах, которые также имеют Тело, Рассудливость и Духовность, как и Люди на земле: они даром имеют пищу, ибо ежедневно она дается им; даром одеваются, ибо одежда также им дается; даром живут, ибо домы также им даются; и таким образом они ни о чем этом нисколько не заботятся; и по мере того, как пребывают они рассудливыми и духовными, они получают также удовольствия, защиту и сохранение своего состояния. Различие здесь только в том, что Ангелы видят, что все это от Господа, ибо все это сотворяется у них сообразно состоянию любви их и мудрости, как это показано в предшествующем отделе, в N 322, а люди не видят этого, ибо все это ежегодно приходит к ним (в известном порядке), и бывает у них не сообразно любви и мудрости их, а сообразно заботам их.

 

335. Здесь, говоря о служениях, хотя и употребляю я слово служения, потому именно, что отношение к Господу имеют они через человека, но поэтому нельзя однако же сказать, что служения существуют от человека для Господа, ибо существуют они от Господа для человека; поелику все служения пребывают в Господе, как бесконечно единое, у человека же не бывает ни одного из них иначе, как лишь от Господа, ибо человек не может делать ничего доброго от самого себя, и делает оное только от Господа, а это-то доброе и составляет то самое, что называется служением. Естество любви духовной состоит именно в том, чтобы делать другим добро не ради себя, но ради их самих: и в этом же состоит Естество Любви Божественной, только в бесконечно-большей мере. Такое естество любви подобно юбви у родителей к детям; ибо родители из любви делают детям добро не ради себя, но ради их самих, как это ясно можно усмотреть по любви матери к детям. И хотя обыкновенно думают, что Господь, как требующий обожания, поклонения и прославления, любит обожание, поклонение и славу ради Себя Самого, но действительно Он любит их только ради Самого человека, так как человек только через них приходит в такое состояние, в котором Божественное может влиять на него и быть им воспринимаемо, ибо лишь таким образом человек отдаляет свое собственное, которое препятствует этому влиянию и воспринятию, ибо от собственного, состоящего в любви к самому себе, сердце огрубевает и затворяется, удаляется же это собственное единственно признанием того, что от самого себя не может человек делать ничего, кроме зла, а от Господа не может делать ничего кроме добра; таким признанием сердце умягчается и умиляется, вследствие чего и происходит богопочитание (adoratio) и поклонение (cultus). Так служения, которые Господь творит Себе через человека, состоят в том, чтобы из любви иметь возможность благотворить; а как в этом самом состоит Любовь Его, то воспринятие человеком этих благотворений и составляет самую приятность Его Любви. Почему отнюдь не должно мыслить, что Господь пребывает у тех, которые только оказывают Ему богопочитание, ибо Он пребывает единственно у тех, которые творят повеления Его, и таким образом творят служения; лишь у них, а не у тех имеет Он пребывание, о чем см. также выше в N 47, 48, 49.





 

336. Злые Служения не были сотворены Господом, но произошли вместе с Адом.

Все доброе, существующее на деле (in actu), называется Служением; равно и все злое, существующее на деле, называется также служением; но первое называется служением добрым, а последнее служением злым. А как все доброе происходит от Господа, все же злое происходит от Ада, то и следует, что лишь добрые служения сотворены Господом, служения же злые произошли от Ада. Под Служениями, о которых говорится особенно в этом отделе, разумею я все то, что проявляется на земле, как-то: животных и растения всякого рода; и в них все то, что служит на пользу человеку, происходит от Господа, а все то, что служит во вред ему, происходит от Ада. Под служениями происходящими от Господа, разумеется также все то, чем усовершается Рассудливое у человека, и вследствие чего воспринимает человек Духовное от Господа; а под злыми служениями разумеется все то, чем разрушается Рассудливое и вследствие чего человек бывает не в состоянии стать духовным. Причина того, почему служением называется также и все вредное для человека, та, что злые служения существуют, как для делания зла (ad malefacundum), так и для преграждения его (ad malignitates absorbendus), и таким образом для исцеления; почему слово служение и употребляется в двояком смысле, также, как и слово Любовь, ибо любовью называется, как любовь добрая, так и любовь злая; любовь же называет все то служением, что двигается ею.



 

337. Что служения добрые существуют от Господа, а служения злые от Ада, это будет доказано в следующем порядке: I. Что разумеется под служениями злыми на земле. II. Все, составляющее служения злые, существует в Аду, а все, составляющее служения добрые, существует в Небе. III. Из Мира Духовного на Мир Натуральный происходит непрерывное влияние. IV. Влияние из ада производит все то, что составляет злые служения в местах, где находится что-либо, соответствующее им. V. Последнее Духовное, отделенное от своего высшего производит эти служения. VI. Есть две формы, в которых оно производит их, через влияние: форма растительная и форма животная. VII. Обе эти формы приемлют способность размножать род свой, равно как и средства к размножению.

 

338. I. Что разумеется под злыми служениями на земле.

Под злыми служениями разумеется все вредное в обоих Царствах, как в Царстве животном, так и в Царстве растительном, а также и все вредное в Царстве минеральном. Бесполезно было бы перечислять все это вредное, ибо это значило бы приводить только имена, а такой свод имен, без означения того вреда, какой производится тем или другим родом этих предметов, не принес бы той пользы, которую имеет в виду эта Книга. Для известности достаточно назвать здесь только некоторые из них. Таковы в Царстве животном: Ядовитые Змеи, Скорпионы, Крокодилы, Драконы, Филины, Ястребы, Мыши, Саранча, Лягушки, Пауки, также Мухи, Трутни, Тараканы, Вши, Моль и, словом, все истребляющее зелень, листья, плоды, семена, пищу и питье, и наносящее вред скотам и людям. В Царстве растительном таковы все вредные, отравляющие и ядовитые травы, и такие же плоды, коренья и кустарники. В Царстве минеральном таковы все ядоносные земли. Из этого краткого описания видно, что разумеется под злыми служениями на земле: ибо злые служения составляют собою все, противоположное служениям добрым, о которых говорено было в предшествующем отделе.

 

339. II. Все, составляющее злые служения, существует в Аду; а все, составляющее служения добрые, существует в Небе.

Прежде чем я изложу подробно, что все злые служения, существующие на земле, существуют не от Господа, но от Ада, и должен сказать нечто о Небе и Аде; ибо без познания о них, все служения, как добрые, так и злые, могут быть одинаково приписаны Господу, и можно будет подумать, что все они вместе существуют от самого сотворения; или же могут они быть приписаны Натуре; а произведение их - ее Солнцу, и из таких заблуждений человек не может выйти иначе, как лишь через познание о том, что нет ничего существующего из Мира Натурального, что бы не заимствовало причины, а следовательно, и начала своего из Мира Духовного, и что доброе происходит от Господа, а злое от диавола, то есть от Ада. Под Миром Духовным разумеется вместе и Небо и Ад. В Небе представляется все, составляющее добрые служения, о которых сказано в предшествующем отделе, а в Аде представляется все, составляющее злые служения, о которых сказано выше в N 338, где они исчислены, и к которым принадлежат звери всякого рода, как-то: змеи, скорпионы, драконы, крокодилы, тигры, волки, лисицы, свиньи, ястреба, совы, филины, нетопыри, мыши и крысы, лягушки, саранча, пауки и все вредные насекомые различных родов; также представляются там яды и отравы всякого рода, и различные ядовитые предметы, как в травах, так и в землях: словом все, причиняющее вред и все смертоносное для людей: все это представляется в аду, совершенно так же живо, как представляется оно на земле и в земле. Я говорю, что все эти предметы представляются там такими же, как и на земле, но существуют они там иначе; ибо там составляют они точные соответствия тех похотений, какие, исторгаясь из адских злых любовей, проявляются в таких формах перед другими. Вследствие того, что в Аду существуют также предметы, Ад наполняется также и зловонием от них, как-то: трупным, испражнительным и гнилым, которым духи диавольские также услаждаются, как и животные издающие зловоние. Из чего можно видеть, что все такие предметы в Мире Натуральном, произошли не от Господа, и не были сотворены вначале, а равно произведены и не натурою через ее Солнце; но что все они происходят от Ада. А что все они произведены не от натуры через ее Солнце, это ясно из того, что духовное влияет на натуральное, а не наоборот; и что они происходят не от Господа, это очевидно из того, что Ад не от Него происходит, а следовательно, не от Него происходит и все то, что находится в Аду, и что соответствует злу Ада.

 

340. III. Из Мира Духовного на Мир Натуральный простирается непрерывное Влияние.

Для кого не известно, что существует Мир Духовный, и что он различен от Мира Натурального, как предшествующее от последующего, или как причина от причиненного, тот ничего не может знать об этом влиянии. Так, все те, которые писали о происхождении растений и животных, не могли не производить их от Натуры, а если и производили от Бога, то думали, что Бог от начала вложил в Натуру силу к произведению таких предметов; и потому не знали того, что в натуре не вложено никакой силы, ибо сама в себе она мертва, и только так способствует к произведению всех этих предметов, как орудие способствует делу художника, действуя лишь по тому, что непрестанно приводится в действие. Истина же здесь та, что есть (начало) духовное, происходящее от Солнца, в котором пребывает Господь, - и простирающееся до последнего в Натуре, где производит оно формы растений и животных, и представляет все дивное, существующее в этих обоих формах, наполняя его материями из земли, дабы эти формы были остойчивы и постоянны. Но как ныне известно, что есть Мир Духовный и что есть Духовное, существующее от Солнца, в котором пребывает Господь, и которое происходит от Господа, и что оно приводит натуру в действие, точно так же как живое действует на мертвое, и что в этом Мире есть все то же, что и в мире Натуральном; то и можно видеть, что растения и животные восприяли существование свое никак не иначе, как лишь через Мир духовный от Господа, и что через Него они непрестанно существуют; и что таким образом из него простирается непрерывное влияние на Мир Натуральный. В подтверждение того, что это действительно так, в следующем отделе будут представлены многие примеры. Что все вредное производится на земле через влияние из Ада; это происходит по тому же закону попущения, по которому простираются и на людей злые влияния из ада: о законе этом говорится в Мудрости Ангельской о Божественном Провидении.

 

341. IV. Влиянием из Ада производится все, составляющее злые служения, в местах, где находится что-либо, соответствующее оным.

Служениям злым, как-то: зловредным травам и злым животным, соответствует все трупное, гнилое, испражнительное, кальное, тухлое и мочевое; почему в тех местах, где находится что-либо такое, получают существование такие травы и мелкие животные, о которых сказано выше; а в жарких климатах в большем виде, как-то: змеи, василиски, крокодилы, скорпионы, мыши, и т.п. Каждому известно, что болота, стоячая вода, кало и гнилая почва наполнены такими предметами, и что в таких местах вредные насекомые, подобно облакам, подымаются в Атмосферу, и вредные черви, подобно войскам, опустошают землю, и поедают травы до самого корня. Однажды я сам заметил у себя в саду, как все пыль на пространстве аршина, превратилась в мельчайших летучих насекомых; и, когда я тронул их палкой, то они поднялись, как облако. Что все трупное и гнилое согласуется с этими вредными и бесполезными мелкими животными, и что оно однородно с ними, это видно по самому опыту; но ясно можно усмотреть это также и по причине, которая состоит в том, что в Адах, где также представляются такие животные, находятся также гнилые и смрадные предметы, так что и самые Ады носят их название, и называются некоторые трупными, иные кальными, другие мочевыми, и тому подобными; и все они закрыты, дабы не исходило из них такое выдохновение; ибо, как скоро, хотя несколько они открываются, что бывает при вводе в них новых диаволов, то это выдохновение возбуждает рвоту, причиняет тяжесть в голове и даже обмороки, если бывает оно в то же время и ядовито; самая пыль там такова же; почему и называется она проклятою (damnatus); из чего видно, что всюду, где бывает такое зловоние, существуют и такие вредные предметы, ибо они между собою соответственны.

 

342. Но теперь представляется вопрос: получают ли существование такие предметы в сказанных местах из яиц, занесенных туда в воздухе, или в дожде, или в притоках воды, или же начало их в самоц сырости и зловонии? То предположение, что такие вредные, как упомянутые выше животные и насекомые, выводятся из яиц, занесенных в эти места, не выдерживают опыта; так напр. есть черви, зарождающиеся в самых малых семечках, в орехах, в деревьях, в камнях и даже в листьях; есть мельчайшие насекомые на травах и в травах, сообразные с этими травами; множество мошек, появляющихся летом в домах, в полях и в лесах, не указывают ни на какую яйцеобразную материю, из какой бы могли они зачаться; таковы же и те из них, которые поедают луга и цветники, и в некоторых жарких местах наполняют и заражают воздух, не говоря уже о тех из них, которые невидимо летают и плавают в вонючих водах, в прокисших винах и в зараженном воздухе. Все эти опыты более благоприятствуют тем, которые говорят, что самый запах, дух и испарения от трав, земель и стоячих вод дает начало таким предметам; размножение же их после того, как они уже таким образом произойдут, состоит ли оно в распложении из яиц или через рождение, не исключает непосредственного зачала; ибо всякое животное, вместе со своими внутренностями, получает также и органы деторождения, и средства к распложению, о чем см. ниже, N 347. К этим опытам присоединяется еще новое, до сих пор не известное опытное доказательство, именно то, что все это существует также и в Адах.

 

343. Что вышеназванные Ады имеют не только сообщение, но и соединение с такими предметами на земле, об этом можно заключить из того, что Ады не удалены от людей, а находятся около них, или, точнее, в тех самых людях, которые злы, и что таким образом ады соприкосновенны земле: ибо человек в отношении расположений и похотений своих, и происходящих от них мыслей, а потому и относительно действий своих, которые все составляют собою или добрые, или злые Служения, находится или среди Ангелов Неба, или среди духов Ада; а как все то, что есть на земле, есть также и в небесах и в адах, то и следует, что влиянием оттоле непосредственно производится все сказанное, как скоро температура тому способствует; ибо все, что представляется в Мире Духовном, как в Небе, так и в Аду, составляет соответствие расположениям и похотениям; ибо все там существует сообразно им; почему, когда расположения и похотения, которые сами в себе духовны, встречают однородное или соответственное себе на земле, то духовное становится присуще ему и дает душу, а материальное, также присутствуя, дает тело; так как во всем духовном есть стремление облекаться телом. Что Ады находятся около человека, а потому соприкасаются и земле, это от того, что Мир Духовный не находится в пространстве, а находится там, где есть соответствующее ему расположение.

 

344. Я слышал однажды двух Президентов некоторого Английского Общества, Г.Слоана и Г.Фокка, разговаривавших между собою в Мире Духовном о существовании семян и яиц, и о произведении из них различных предметов на земле; причем первый приписывал его натуре, и утверждал, что от самого Сотворения вложена в них способность и сила к произведению предметов известного рода при посредстве теплоты Солнечной; второй же говорил, что эта сила дается натуре от Бога Творца непрестанно. Чтобы решить этот спор, Г.Слоану показана была прекрасная птичка и сказано ему было, чтобы он рассмотрел ее и нашел бы в ней какое-нибудь различие от такой же птицы на земле. Взявши ее в руки и рассмотрев ее, он сказал, что она ничем не разнится от птицы на земле; причем он узнал, что эта птица была не что иное, как расположение некоторого Ангела, представленное вне его, подобно птице, и что она исчезнет или уничтожится вместе с этим расположением, что и случилось. Из этого опыта Г-н Слоан убедился, что Натура совершенно ни в чем не содействует к произведению растений и животных; но что производит их только то, что влияет из Мира Духовного на Мир Натуральный; и сказал, что если бы эта птица, во всех самомалейших своих частях, наполнилась соответственною материею от земли и таким образом получила бы остойчивость, то она так же долго могла бы существовать, как и все птицы на земле, и что следовательно, то же должно заключить и о тех предметах, которые происходят от Ада. Причем он сказал, что если б он знал прежде, что знает теперь о Мире Духовном, то никак не приписывал бы Натуре чего-либо кроме того, что она служит духовному, происходящему от Бога, лишь сообщая остойчивость тому, что неразрывно на нее влияет.

 

345. V. Последнее духовное, отделенное от своего внешнего, производит эти служения.

В Третьей Части было показано, что Духовное, от Солнца своего и до последнего в Натуре, распространяется (defluat) по трем степеням, и что степени эти называются степенью Небесною, степенью Духовною и степенью Натуральною; и в человеке от самого сотворения, а потому и от самого рождения его, существуют эти три степени и открываются в нем сообразно жизни его, таким образом, что с открытием Небесной степени, которая есть высшая и внутреннейшая человека становится Небесным; с открытием Духовной, или средней степени, человек становится Духовным, а с открытием одной только натуральной, или низшей и внешней степени, человек становится натуральным, и что если человек бывает только натурален, то любит он лишь то, что принадлежит телу и Миру, и в той мере, как он любит их, он не любит ни Небесного, ни духовного, и не обращается к Богу, становясь в такой же мере злым. Из чего видно, что последнее духовное, называемое духовным натуральным, может отделяться от своего высшего, и действительно отделяется у тех людей, от которых существует Ад: но оно не может отделяться от своего высшего и обращаться к аду ни само собою, ни у животных, ни в землях, а может отделяться и обращаться таким образом только у людей. Из чего и следует, что лишь последнее духовное, отделенное от своего высшего, каково оно у тех, которые в аду, производит на земле сказанные злые служения. Что все вредное на земле заимствует начало свое от человека, и таким уже образом из ада, это может быть подтверждено состоянием земли Канаанской, о которой говорится в Слове, что когда сыны Израиля жили по заповедям, то земля их произращала, и стада их размножались; когда же они жили противно заповедям, то земля была бесплодна, и, как сказано, проклятою; вместо жатвенных растений производила она волчцы и тернии; стада их выкидывали, и в земле их появлялись звери. То же должно заключить и по саранче, жабам и вшам в Египте.

 

346. VI. Есть две формы, в которых оно (последнее духовное) производит их (злые служения) через влияние: формы растительная и форма животная.

По двум Царствам Природы известно, что только две всеобщие формы производятся из земли, которые называются Царством животным и Царством растительным, и что все предметы одного Царства имеют между собою много общего, как напр. что в Царстве Животном все его субъекты имеют органы чувств и органы движения, члены и внутренности, приводимые в действие мозгом, сердцем и легкими; и в Царстве растительном все его субъекты пускают корень в землю, производят ствол, ветви, листья, цветы, плоды, семена. Оба эти Царства, как животное, так и растительное, относительно произведений их в формах, заимствуют начало свое от влияния и действования духовного их Солнца Неба, в котором пребывает Господь, а отнюдь не от влияния и действования Натуры из ее Солнца, кроме их остойчивости, как сказано выше. Все животные и малые и большие, заимствуют начало свое от духовного, называемого в последней его степени натуральным; и только человек один имеет начало от всех степеней, которых три, и которые называются Небесною, Духовною и Натуральною. А как каждая степень высоты, или раздельная, начиная от совершенного в ней, умаляется до несовершенного своего, как свет до тьмы, по продолженности, то также бывает и в животных; в них также есть (животные) совершенные, менее совершенные и несовершенные; животные совершенные это: Слоны, Верблюды, Лошади, Мулы, Быки, Овцы, Козы и другие, составляющие крупный и мелкий скот; менее совершенные - это птицы, а несовершенные - это рыбы и черепокожные, которые, как находящиеся в низшей степени, находятся как бы в тени, первые же как бы во свете. Но и высшие животные, как живущие из последней только степени духовного, которая называется степенью натуральною, не могут не обращаться единственно к земле, к находящемуся на ней корму, и к подобным себе для размножения; и душа у всех этих тварей составляет только натуральное расположение и чувственные побуждения. Субъекты Царства растительного состоят также из совершенных, менее совершенных и несовершенных; совершенные в них, это плодовитые деревья, менее совершенные - виноградник, и всякий другой кустарник, а несовершенные - это травы; но растения заимствуют от духовного, от которого они происходят, только то, что служит к употреблению (их другими); животные же заимствуют от духовного, от которого происходят, то, что сами составляют расположения и побуждения, как сказано выше.

 

347. Обе эти формы, вместе с существованием своим, получают и средства к размножению.

Что всем произведениям земли, принадлежащим, как сказано, к Царству растительному, или к Царству животному, присущ некоторый образ сотворения, а также некоторый образ человека, и некоторый образ Бесконечного и Вечного, это показано выше в N 313 до 318, где показано также, что образ этот проявляется в том, что все эти предметы могут размножаться до бесконечности и вечно; почему самому и получают они все средства к своему размножению: субъекты Царства животного через семена, развиваясь из него или в яйце, или в матке, или по рождении, а субъекты Царства растительного через семена в земле. Из чего можно видеть, что хотя и животные и растения, несовершенные и вредные, происходят через влияние непосредственное из Ада, однакоже после того размножаются они посредственно через семена, яйца, или прививки, и потому одно положение не уничтожает здесь другого.

 

348. Что все Служения, как добрые, так и злые, происходят от начала духовного, и таким образом от Солнца, в котором пребывает Господь, это может быть объяснено следующим опытом. Однажды я слышал, что от Господа через Небеса ниспослано было в Ад доброе и истинное, и что по принятии оного по степеням, до самой глубины, оно превратилось там в злое и ложное противоположное ниспосланному доброму и истинному. Причина этого превращения была та, что воспринимательные субъекты (subjectis) обращают всегда все влияющее на них, в такие предметы, какие сходны с их формами, совершенно так же, как белый свет Солнца обращается в темные и даже в черные цвета, в тех субъектах (in objectis), у коих внутреннейшие субстанции состоят в такой форме, которая потемняет и погашает свет; или, как стоячие воды, испражнения и трупы обращают теплоту Солнца в зловоние. Из чего можно видеть, что Господь не сотворил и не творит никаких служений, кроме добрых, а что злые служения производит Ад.

 

349. Все, видимое в сотворенной Вселенной свидетельствует, что Натура не произвела и не производит ничего, а что все произвело и производит Божественное из Самого Себя и через Мир Духовный.

Многие в Мире, по казательности говорят, что Солнце через теплоту и свет прозводит все, что видимо в полях, лугах, садах и лесах; также, что Солнце через теплоту свою выводит из яиц червей, и сообщает плодотворность животным земли и птицам Неба, и даже, что оно оживляет человека. Те, которые говорят так только по казательности, могут так говорить, только бы не приписывали они всего этого Натуре, о чем они и не мыслят, говоря таким образом; точно так же, как говоря о Солнце, что оно восходит и заходит, что оно производит дни и годы, что оно находится на той или на другой высоте, все это говорят также лишь по казательности, и каждый может так говорить, пока не приписывает всего этого (действительно) Солнцу; ибо при таких выражениях никто не мыслит о неподвижности Солнца и о вращении земли. Но те, которые утверждают себя в том, что именно Солнце через теплоту и свет производит все предметы, видимые на земле, приписывают уже все натуре, даже и сотворение Вселенной, и становятся натуральными, и, напоследок, доходят до атеизма. Все такие после того, хотя и могут говорить, что Бог сотворил Натуру и вложил в нее такую способность производительности, все это говорят единственно из опасения уронить свою репутацию, и под Богом Творцом разумеют одну Натуру, а некоторые внутреннейшие ее, и тогда ни во что уже ставят то Божественное, какому учит Церковь.

 

350. Некоторые, приписывающие Натуре многое из видимых предметов, могут быть однако же извинены по двум причинам. Первая причина та, что они не знают ничего ни о Солнце Неба, в котором пребывает Господь, ни о Влиянии этого Солнца, ни о Мире Духовном и его состоянии, ни о присутствии его при человеке; и потому они не могут не думать, что духовное есть только чистейшее натуральное; и таким образом, что Ангелы находятся или в эфире, или в звездах; а о диаволе, что он должен быть или только зло у человека, или, если он действительно существует, то, что он находится или в воздухе, или в глубине (земли), и что души людей по смерти пребывают также либо во внутренности земли, либо в другом каком месте, или пространстве (pu), до самого дня суда, и многое т.п., производимое их фантазиею, вследствие неведения их о Мире Духовном и о его Солнце. Другая же причина к извинению их состоит в том, что они не могли знать, каким образом Божественное произвело все видимое на земле, в котором столько же злого, как и доброго; почему и опасались утверждать себя в идее о происхождлении всего от Бога, из боязни приписать Ему также и зло, или же составить о Нем идею материальную, по которой Бог и Натура как бы нечто одно, и потому смешиваются между собою. Эти две причины действительно извиняют тех, которые думают, что натура производит видимые предметы через вложенную в нее от самого сотворения способность производительности, но те однако же, которые, через утверждение себя в пользу натуры, становятся атеистами, не могут быть извинены этими причинами, ибо они могли утвердить себя в пользу Божественного; и неведние их, хотя и может служить частию к их извинению, не может однако же отнять у них утвержденной лжи, ибо такое ложное связано бывает со злом, а потому и с Адом: почему самому все, утвердившее себя в пользу натуры, до такой степени, что отделяли от нее Божественное, не признают ничего за грех. И как всякий грех есть грех против Божественного, а Божественное они отделяют и потому отвергают, то все они, как не признающие в духе своем ничего за грех, по смерти, ставши духами, бывают связаны адом и ввергаются во все беззаконное, смотря по тем похотениям своим, каким опустили они бразды при жизни.

 

351. Те, которые верят Божественному действованию во всем в натуре, могут из многого, видимого в ней, утвердить себя в пользу Божественного, в той же мере, и даже более еще, чем те, которые утверждают себя в пользу Натуры; ибо все, утверждающие себя в пользу Божественного, (видят его), вникая в то дивное, какое представляется в произведениях растительных и животных, как напр. в произведениях растительных: что из семечка, брошенного в землю, исходит корень, через корень ствол, и, потом, постепенно ветви, листья, цветы, плоды и, наконец, новые семена; так что всякое семя совершенно как будто знает весь порядок этой последовательности, или тот процесс, по какому оно должно возобновиться; и какой же рассудливый человек может подумать, что Солнце, которое есть чистый огонь, знает все это, или что оно может сообщать своей теплоте и своему свету способность такой производительности, и может само творить все эти чудеса, имея в виду служение? Всякий, у кого возвышена Рассудливость, видя и взвешивая все это, не может не мыслить, что все это происходит от Того, Который обладает бесконечною Мудростью, и, следовательно, от Бога; и все, признающие Божественное, видят и мыслят таким образом; но не признающие Божественного, не видят и не мыслят так, от того, что они не хотят этого; почему и низводят Рассудливость свою в чувственность, которая все идеи свои почерпает единственно из того света, в каком пребывают чувства тела, и, утверждая их обманчивости, говорят: ужели не видно, что одно Солнце через свою теплоту и через свой свет производит все это; и что такое то, чего не возможно видеть; может ли оно быть чем-либо? Те, которые утверждают себя в пользу Божественного, вникают также в то дивное, какое видят они в Произведениях животных, так напр. скажу хотя о Яйце: в нем скрывается цыпленок в своем семени или в своем Зачале, со всем необходимым для него до самого его вывода, и после вывода для всей последовательности его развития до самого того состояния, когда он сам станет птицею или летающим в форме своего отца; и если вникнуть в самую эту форму, то она такова, что не возможно не придти от нее в изумление, если глубоко размыслить, что как в самых малых ее частях, так и самых больших, как в невидимых, так и в видимых, есть органы чувств, или органы зрения, обоняния, вкуса, осязания, также органы движения или мускулы; ибо все эти животные и летают и ходят; есть также и все внутренности около сердца и легких, приводимые в действие от мозгов; и что даже самые низшие насекомые имеют у себя то же самое, это известно из их анатомии, представленной некоторыми учеными, в особенности же Сваммердамом, в его книгах Натуры. Те, которые все приписывают Натуре, при виде всего этого, мыслят только то, что все это действительно существует; и говорят, что все это производит Натура. Говорят же они так потому именно, что они отвратили дух свой от мышления о Божественном; а отвратившись таким образом от мышления о Нем, они не могут, при виде чудес в Натуре, мыслить рассудливо, и тем менее духовно; почему и мыслят только чувственно и материально, и таким образом мыслят лишь в Натуре, и лишь из натуры, а отнюдь не возвышаются над нею; точно так же, как все те, которые в Аду. При таком мышлении, они тем только различаются от животных, что имеют рассудливость, то есть, ту способность, по которой могли бы уразуметь (истину), и, следовательно, могли бы мыслить иначе, если бы только захотели.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.