Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОД ОЦЕНКИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СПОРТСМЕНА





(на примере вольной борьбы - женщины)

Балыкин Александр Иванович
Москва, Россия, ген. директор ООО АРС «Гармония», психолог, член ППЛ

Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна
г. Москва, Россия, психолог, член ППЛ

Спорт развивается, мировые рекорды становятся выше, границы физических возможностей, тактико-технических приемов и методик тренировок практически на исходе. В настоящее время происходит осмысление тренерами возможности использования психологических и психофизиологических методов для выявления проблемных зон при подготовке спортсменов и поиска скрытого ресурсного потенциала спортсмена для повышения их результативности как субъектов спортивной деятельности.

Вопросами психологических и психофизиологических методов, изучения влияний эмоций на физиологические реакции в организме занимались многие как зарубежные (У.Джеймс; Г.Ланге; К.Г.Юнг) так и отечественные (П. К. Анохин; А.Р.Лурия) авторы. Разработкой методов диагностики психических процессов с использованием биологической обратной связи занимался известный психолог В. Н. Мясищев. Он, тщательно исследовав психологическое значение кожно-гальванических реакций человека (КГР), пришел к выводу, что «особое значение эмоций в кожно-гальванических реакциях представляется убедительно доказанным» (В. Н. Мясищев, 1935). С.Л.Рубинштейн, обсуждая психологическое значение КГР, писал: «несомненно, что КГР является реакцией вегетативной нервной системы и что эмоциональные состояния отражаются в ней» (С.Л.Рубинштейн ,1946).



Это натолкнуло авторов на создание метода оценки проблемных зон и ресурсного потенциала субъекта спортивной деятельности, посредством интервью и регистрации амплитудных показаний кожно-гальванических реакций. Нами был разработан способ выявления как осознаваемых, так и неосознаваемых спортсменом проблемных зон, влияющих на его эмоциональное состояние и понижающий профессиональные компетенции спортсмена (А.И. Балыкин, 2011, 2008).

Цель исследования: Выявление проблемных зон, влияющих на успешность соревновательной деятельности, и ресурсного потенциала у спортсменов-борцов (женщины).

Методы исследования. Наблюдение, тестирование, структурированное интервью с использованием биологической обратной связи (БОС) – индикатор психоэмоциональных реакций «ИПЭР-2К».



Организация исследования. Исследования проводились в МГФСО Спортивный комплекс «Измайлово», отделение вольная борьба (женщины) – 2013-2014 г. В эксперименте участвовало 18 спортсменок уровня от спортивного совершенствования до высшего спортивного мастерства. Выявление психологических проблемных зон и ресурсного потенциала спортсменок заключалось в проведении специализированной беседы и определении психической реакции на основные семантические понятия профессиональной спортивной деятельности, посредством регистрации количественных и графических показателей аппаратно-программного комплекса «ИПЭР-2К» (АПК). Для определения проблемной зоны и ресурсного потенциала спортсменок, были разработаны шаблоны вопросов структурированного интервью. В качестве раздражителей в шаблонах использовали понятия профессиональной спортивной деятельности по следующим блокам: тактико-технические характеристики вольной борьбы, понятия учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, телесные ощущения, взаимоотношения с тренером, взаимоотношения с соперниками, мотивация и целеполагание, личностные качества. Вопросы для исследования субъективной оценки спортсменок по изучаемым темам содержали бальную оценку, когнитивную точку зрения и эмоциональное отношение.

Анализ полученных результатов. После проведения исследований на каждую спортсменку была создана Карта ресурсного потенциала спортсменки. Степень эмоциональной напряженности, проблемные зоны спортсменки были отображены в Карте ресурсного потенциала спортсменки в виде белого, светлосерого и темно-серого цвета. Субъективная оценка спортсменки во время исследований обозначена, синей линией, а показания АПК - красной (рис. 1).



Рис. 1 Обозначения в Карте ресурсного потенциала спортсменки эмоциональной напряженности, субъективной оценки и показаний АПК.

Если синяя и красная линии на диаграмме расходятся (находятся в разных участках диаграммы), это интерпретируется как – спортсменка либо не осознает свою проблемную область, либо её скрывает (рис.2).

 

 

Рис. 2 Ресурсный потенциал спортсменки в тренировочном и соревновательном цикле

Анализируя полученные данные Карты ресурсного потенциала спортсменки можно сказать, что у данной спортсменки выявлена большая эмоциональная напряженность на участие в Чемпионате мира, при этом она ее не осознает. Также определены психологические проблемные зоны, связанные с бросками. В пунктах, где синяя и красная линии расходятся, в этой области скрыт потенциал спортсменки, который можно улучшить. Возле каждой диаграммы в зеленом квадрате указан процент нереализованного потенциала (ресурс) спортсменки (рис.2).

Рассмотрим другой момент психологической диагностики, который представлен на рис.3 – ресурс в техническом арсенале.

 

Рис. 3 Ресурс в техническом арсенале

Из диаграммы видно, что самым эмоционально напряженным техническим приемом во время схватки является «проход в ноги», а раздражает спортсменку больше всего в общении, – «принуждение и обвинение». Разницу показаний – расстояния между красной линией (показания АПК) и синей линией (субъективная оценка) можно интерпретировать как то, что в некоторых моментах спортсменка хочет выглядеть намного лучше, чем это есть на самом деле.

После проведения исследования спортсменкам была рекомендована программа по оптимизации ресурсного потенциала.

Выводы:

1. Психологические проблемные зоны спортсмена вольной борьбыможно определять по семантическим понятиям, отражающим содержание спортивной деятельности.

2. Психологическая готовность и ресурсный потенциал спортсмена к соревновательной деятельности тем лучше, чем меньше у него психологических проблемных зон.

3. В процессе исследования подтвердилось практическое значение разработанного авторами метода оценки проблемных зон и ресурсного потенциала спортсмена.

Литература:

1. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы/ П. К. Анохин – М., 1978.

2. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы / А. Р. Лурия – М., Педагогика,1970, Т.2 – С.13, 94-116.

3. Мясищев В. Н. Психологическое значение электрокожной характеристики человека / В. Н. Мясищев // Труды ин-та мозга им. Бехтерева. – Л., 1935.

4. Пат. 107482 Российская Федерация, МКП А61М 21/00. Устройство для оценки психоэмоционального состояния человека [Текст] /Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В. и др.; заявитель и патентообладатель ООО АРС «Гармония» –№ 2011102973/14; заявл. 21.01.11; опубл. 28.08.11, Бюл. № 23 – 7 с.

5. Пат. 2373965 Российская Федерация, МКП А61М 21/00, А61В 5/05. Способ гармонизации психоэмоционального состояния человека [Текст]/Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В. и др.; заявитель и патентообладатель ООО АРС «Гармония» – № 2008117272/14; заявл. 05.05.08, опубл. 27.11.09, Бюл. № 33 – 8 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии / С.Л. Рубинштейн – М., 1946.

7. Юнг К Г. Аналитическая психология / К. Г. Юнг – СПб., 1994.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.