Сделай Сам Свою Работу на 5

Ш. Некоторые особенности техники бега в кроссе.





 

Технику бега в кроссе условно разделяют на следующие элементы: положение на старте, старт и стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование.

Положение на старте. В состязаниях по кроссу применяется групповой старт, т.е. забеги. Число участников в забеге не должно превышать 30 человек, а при сложной трассе - 20 человек.

В кроссах участники забега выстраиваются на линии старта в 1 или 2 шеренги (в зависимо­сти от размеров места старта и качества участников в забеге).

Старт и стартовый разбег. Для того чтобы быстро набрать скорость и занять место в голов­ной группе по команде «Марш!» необходимо, энергично выпрямляя ноги, вытолкнуться вперед и одновременно произвести взмах руками, одной - вперед, другой - назад. Первые 10-15 м преодолеваются небольшими, но частыми шагами с постепенным увеличением скорости. Туловище остается в наклонном положении. К концу стартового разбега оно постепенно выпрямляется, дли­на шага увеличивается и переходит на свободный широкий «Маховый шаг».

Бег по дистанции. Учитывая что кросс проводится по пересеченной местности, нужно хо­рошо уметь бегать как по ровной, так и по пересеченно местности, преодолевать искусственные и естественные препятствия.



По ровным участкам местности следует бежать свободным широким шагом. Корпус дер­жится прямо и слегка наклон вперед. Руки согнуты в локтях примерно до прямого угла расслаб­ленные в плечевых суставах, производят движения в переднезаднем направлении, действуют ме­нее энергично и движутся с меньшей амплитудой, чем в «гладком беге». При беге в сапогах или ботинках нога ставится с пятки с последующим перекатом на всю подошву или сразу на всю ступ­ню.

Однако при ускорении бега стопу надо ставить с передней ее части.

Основой хорошей техники бега является полное выпрямление ноги в момент окончания толчка. Она должна полностью выпрямляться, особенно в коленном и голеностопном суставах. В то же время другая (безопорная) нога максимально расслаблена, согнута в колене и быстро пере­носится вперед. В момент окончания толчка голень маховой ноги должна быть параллельна опор­ной ноге. Длина шага (при беге в сапогах) колеблется в пределах 150-160 см. Темп (частота шагов) бега- 180-190 шагов в минуту.



Финиширование. Начало финиширования (ускорение бега в конце дистанции) зависит от тренированности курсантов. Если участники забега бегут группой, финиширование целесообразно начинать раньше. Для этого необходимо увеличить частоту шагов, особенно при появлении чувст­ва усталости. Участить движения ног значительно легче, если начать чаще работать руками.

Пробежав линию финиша, не следует сразу останавливаться, садиться, а тем более ложить­ся. Необходимо еще 50-60 м пробежать медленно, постепенно переходя на шаг. Затем проделать несколько упражнений для расслабления мышц и успокоения дыхания. Не следует также срезу после финиша пить воду или курить. Все это отрицательно сказывается на деятельности сердца, затрудняет кровообращение.

 

Тренировка техники бега по пересеченной местности.

 

Кросс в равномерном темпе. При бегепо пересеченной местности положение туловища близко к вертикальному, руки согнуты в локтях под острым углом, пальцы сжаты в кулак, на не напряжены. При движении вперед, руки приближаются к средней линии тела, при отмахе назад, локти слегка отводятся наружу. Маховую ногу после отталкивания выносить вперед и вверх, согнутой в колене и, опуская сверху вниз, мягко ставить на внешний свод передней части стопы недалеко от проекции общего центра тяжести.

Особое внимание при тренировках в кроссе следует уделять преодолению препятствий. Их нужно преодолевать экономично с наименьшей затратой энергии. На подъемах следует бежать укороченными шагами, не выпрямляя полностью ногу, ставить ее с носка, энергично работать ру­камии, чем круче подъем, тем больше наклонять корпус вперед. При спуске с гор нужно макси­мально расслаблять мышцы тела и, используя инерцию, бежать широкими шагами, ставя стопу с пятки. Корпус при этом отклоняется назад. Квалифицированные бегуны на спусках развивают максимальную скорость за счет большей частоты шагов. Вдох – выдох должны производиться при определенном количестве шагов: 3-4 шага глубокий вдох через нос и полуоткрытый рот, а на по­следующие 3-4 шага – полный выдох. При утомлении дыхание, как правило, учащается. Однако и тогда надо стараться дышать в оптимальном ритме и глубже.



 

Методические указания

 

Бег по пересеченной местности проводить в колонне по 1-2 в зависимости от местности проведения занятий. Дистанция между занимающимися 2-4 м. Бежать свободно, не напрягая (не закрепощая) мышцы шеи, туловища, рук, сохраняя постоянную длину и частоту шагов. На 3-4 ша­га делать вдох, на следующие 3-4 шага - выдох. При беге в гору обратить внимание на необходи­мость постановки ноги на переднюю часть стопы. Шаг делается меньшей длины, туловище накло­няется вперед, энергично работать руками. На спусках ногу ставить с пятки с последующем пере­катом на всю стопу и в момент отталкивания полностью не выпрямлять. Увеличить частоту шагов. При беге по булыжной мостовой, асфальтированному шоссе ногу необходимо ставить на всю по­дошву, шаг укоротить и внимательно следить за состоянием дороги. По скользкому грунту следу­ет бежать очень осторожно, короткими шагами, а на неровной местности - сбавить скорость бега. Заболоченные участки и канавы с водой удобнее преодолевать шагом или бегом, высоко поднимая бедро так, чтобы стопа проносилась над водой. По лесу, кустарнику следует бежать, защищаясь руками от ударов ветвей. Невысокие кустарники, траншеи, канавы и другие препятствия шириной до 2 м, поваленные деревья, изгороди и др. высотой до 0,5 м преодолеваются прыжком с призем­лением на одну ногу. В кроссах у каждого, даже высоко тренированного спортсмена, наступает, так называемая, «Мертвая точка», т.е. становится трудно дышать, появляется ощущение большой усталости. Руководителям занятий в процессе тренировок следует обращать внимание на то, что­бы усилием воли преодолеть «Мертвую точку». Для этого необходимо дышать глубже, стараться максимально расслабить мышцы рук и ног, несколько сбавить темп, но ни в коем случае не пре­кращать бег. С улучшением самочувствия скорость бега вновь увеличить. Ритм и дыхание не должны нарушаться при преодолении препятствий. Поэтому при обучении преодоления препятст­вий большое внимание необходимо уделять постановке правильного дыхания. До начала занятия необходимо предупредить (проверить) чистоту портянок (носков), белья, подгонку обуви, об­мундирования и снаряжения. Не рекомендуется надевать новую обувь и новое нестиранное белье. В процессе занятий необходимо следить (спрашивать) за самочувствием занимающихся.

 

При появлении внешних и других признаков утомления:

 

1. Прекратить занятия:

- при появлении потертостей;

- при резком покраснении (побледнении) - синюхе;

- при особо резкой потливости по всей поверхности тела;

- при сильном учащении (поверхностном) дыхания (непрерывное) через рот, отдельные глубокие вдохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием (отдышка);

- при резком покачивании, не координированных движениях;

- при замедленном выполнении команд;

- при жалобах на вышеперечисленные явления, кроме того, головная боль, жжение в груди, тошнота и даже рвота.

2. Снизить нагрузку:

- при значительном покраснении;

- при большой потливости на лице, в подмышечных впадинах, на спине;

- при большом учащении дыхания, периодически наступающем дыхании через рот;

- при неуверенной ходьбе, покачивании;

- при нечетности в выполнении команд, ошибках при перемене направления движения;

- при жалобах на усталость, боль в ногах, одышке, учащенном сердцебиении.

 

 

 


Примерные планы-конспекты занятий

Цель: научить курсантов правильно бегать короткие дистанции.

Задачи:

1. Обучить технике бега с низкого, высокого старта, по дистанции и на финише.

2. Повышение уровня скоростно-силовых качеств.

3. Воспитание морально-волевых качеств.

Время: 4 часа.

Место проведения: лесопарк.

Материальное обеспечение: секундомер, флажок.

 

№ п/п Содержание Время (мин.) Организационно-методические указания
  Вводно-подготовительная часть  
1.     2.   3.   4.     5. Построение, прием рапорта, приветствие, проверка внешнего вида. Сообщение цели и задач занятия. Переезд к месту занятия.   Разминка: Бег слабой интенсивности.   Общеразвивающие упражнения для мышц рук, ног, туловища, в движении и на месте.             Группа в двухшереножном строю. Единообразная форма, дисциплина строя.     Соблюдать дисциплину во время посадки в автобус.   В колонну по три. Пульс 120-140 уд./мин. Обратить внимание на последовательность выполнения упражнений.
  Основная часть  
1.     2.   3.   4.   5.   6.     7.   8. Специальные беговые упражнения: - бег с высоким подниманием бедра; - семенящий бег;   - бег с захлестыванием голени назад до касания пятками ягодиц; - бег прыжками;   - бег с выносом прямых ног вперед; Выполнение положений на старте (высокий, низкий). Бег с высокого и низкого старта по команде (5х30м).     Переход от стартового разбега к бегу по дистанции.     Ускоренный бег на финиш, с элементами техники финиширования.   Пробегание дистанции в полную силу (3х60-100м).   Общеразвивающие упражнения на расслабление, гибкость. Игра в футбол.                     Выполнять поточным методом. Бедро поднимать до горизонтали, а опорную ногу полностью выпрямлять (2х20м). Выполнять маленькими шагами, но с большой частотой (2х30м). Туловище и плечи не наклонять (2х30м).   Полностью выпрямлять толчковую ногу (2х50м). Ноги в коленных суставах не сгибать. Туловище назад не отклонять. Перестроить в две шеренги. Дистанция между шеренгами 6-8м. Выполнение команд: «На старт!»; «Внимание!». Начало бега без сигнала, самостоятельно. Начало бега по сигналу и стартовое ускорение. Объяснить курсантам, когда подается команда «Фальстарт». Бег по инерции после пробегания небольшого отрезка с полной скоростью (5-10 раз). Переход к свободному бегу по инерции после разбега с низкого (высокого) старта (5-10 раз). Переменный бег. Бег с 3-6 переходами от максимальных усилий к свободному бегу по инерции. Обращается внимание на обучение умению переходить от бега с максимальной скоростью к свободному бегу, не теряя скорости. Пробегать финиш без снижения скорости. Проводить бег в парах, подбирая курсантов, равных по силам или применяя форы. Следить за техникой выполнения всех элементов бега. Отдых между повторными пробежками 2-3 минуты. Проводить на месте.   Обратить внимание на профилактику травматизма.
  Заключительная часть  
1. 2. Переезд до академии. Построение, подведение итогов занятия. Задание на самоподготовку. Дисциплина при посадке и переезде. Указать на ошибки. Дать рекомендации по повышению уровня выносливости.

 


Цель: Научить курсантов правильно бегать на средние и длинные дистанции.

Задачи:

1. Обучить технике бега со старта и на финише.

2. Совершенствование техники бега по прямой.

3. 3. Повышение уровня развития физических качеств (быстроты и специальной выносливости).

4. Воспитание морально-волевых качеств.

Время: 4 часа.

Место проведения: лесопарк.

Материальное обеспечение: секундомер, флажок.

 

№ п/п Содержание Время (мин.) Организационно-методические указания
  Вводно-подготовительная часть  
1.     2.   3.     4.   5. Построение, прием рапорта, приветствие, проверка внешнего вида. Сообщение цели и задач занятия. Переезд к месту занятия.   Разминка: Бег слабой интенсивности.   Общеразвивающие упражнения для мышц рук, ног, туловища, в движении и на месте.             Группа в двухшереножном строю. Единообразная форма, дисциплина строя.     Соблюдать дисциплину во время посадки в автобус.   В колонну по три. Пульс 120-140 уд./мин. Обратить внимание на последовательность выполнения упражнений.
  Основная часть  
1.     2.   3.   4.     5.     6.     7.     8.   9.   Специальные беговые упражнения: - бег с высоким подниманием бедра; - семенящий бег; - бег с захлестыванием голени назад до касания пятками ягодиц; - бег прыжками; - бег с выносом прямых ног вперед; Выполнение положений на старте (высокий, низкий). Бег с высокого старта с предварительной командой «Внимание!» на отрезках (2х30м). Бег с высокого старта без команды «Внимание!» (2х30м).   Ускоренный бег на финишной прямой: ускорение 3х50 м с высокого старта. Совершенствование техники бега на средние и длинные дистанции: бег с высокого старта 2х400м/400м (трусцой).   Повышение уровня общей и специальной выносливости. Переменный бег 6км. (в конце каждого километра ускорение 150-200м). Общеразвивающие упражнения на расслабление, гибкость. Игра в футбол.                           Для увеличения плотности занятия перестроить курсантов в две шеренги. Упражнения выполнять активно.     Перестроить в две шеренги. Дистанция между шеренгами 6-8м. Толчковая нога впереди, вес тела перенести на опорную ногу , обе нога слегка согнуть. Старт по команде голосом. Начало бега должно осуществляться за счет потери равновесия. Старт принимать активно. Ускорения в полную силу. Пробегать финиш без снижения скорости.   По команде пробегание 400м на пульс 160 уд./мин., отдых 400м трусцой. Соблюдать дистанцию в беге, технику бега. После каждой пробежки указать на допущенные ошибки. Старт общий. Ускорение на пульс до 170 уд./мин. Следить за дыханием, работой рук, ног.     Проводить на месте.   Обратить внимание на профилактику травматизма.
  Заключительная часть  
1. 2. Переезд до академии. Построение, подведение итогов занятия. Задание на самоподготовку. Дисциплина при посадке и переезде. Указать на ошибки. Дать рекомендации по повышению уровня выносливости.

 


Цель: Повысить уровень специальной выносливости курсантов.

Задачи:

1. Совершенствование техники бега на средние и длинные дистанции.

2. Развитие специальной выносливости.

3. Воспитание морально-волевых качеств.

Время: 4 часа.

Место проведения: лесопарк.

Материальное обеспечение: секундомер, флажок.

 

№ п/п Содержание Время (мин.) Организационно-методические указания
  Вводно-подготовительная часть  
1.     2.   3.     4.   5. Построение, прием рапорта, приветствие, проверка внешнего вида. Сообщение цели и задач занятия. Переезд к месту занятия.   Разминка: Бег слабой интенсивности.   Общеразвивающие упражнения для мышц рук, ног, туловища, в движении и на месте.             Группа в двухшереножном строю. Единообразная форма, дисциплина строя.     Соблюдать дисциплину во время посадки в автобус.   В колонну по три. Пульс 120-140 уд./мин. Высокая плотность выполнения упражнений, без пауз.
  Основная часть  
1.   2.   3.   4.   5. Специальные беговые упражнения: - бег с высоким подниманием бедра (2х30); - прыжки с ноги на ногу (2х30м); - бег с забрасыванием голени назад (2х30м); - ускорение с высокого старта (2х30м). Повторный бег со старта. После каждого отрезка не останавливаясь пробежать 400м в слабом темпе в чередовании с ходьбой (2х1000м)   Бег средней интенсивности (2х3000м).     Общеразвивающие упражнения на расслабление, гибкость. Игра в футбол.         Упражнения выполнять в тренировочном режиме с повышенной плотностью. Упражнения выполнять активно. См. методические указания к 1 занятию. Упражнения выполняются по команде преподавателя «На старт!», «Марш!».   Старт групповой. Скорость бега контролировать по секундомеру. Время пробегания 1000 м – 3 мин 50 сек. Перед началом нового отрезка восстановить пульс до 120 уд./мин. Активный отдых с выполнением дыхательных упражнений в районе старта. Выполнять самостоятельно. Следить за равномерностью прохождения дистанции. Обратить внимание на работу рук.   Выполнять самостоятельно на месте.   Обратить внимание на профилактику травматизма.
  Заключительная часть  
1. 2. Переезд до академии. Построение, подведение итогов занятия. Задание на самоподготовку. Дисциплина при посадке и переезде. Указать на ошибки. Дать рекомендации по повышению уровня выносливости.

 


Литература

Макаров А.Н. Легкая атлетика. М.: Просвещение, 1977.

Воронин Б.С. Легкая атлетика и ускоренное передвижение. Ленинград, 1977.

Чихачев Ю.Т., Петин И.М. Преодоление препятствий. Ленинград. 1981.

Наставление по физической подготовке (НФП-2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы. М.: ГУИН Минюста России, 2002.

Войцеховский С.М. Книга тренера. М., Физкультура и спорт, 2005.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2001.

Хоменков Л.С. Книга тренера по легкой атлетике. М., Физкультура и спорт, 2007.

 

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.