Сделай Сам Свою Работу на 5

Доклад «Образы растений в поэзии Николая Рубцова»





Литературный проект «Родина и природа в поэзии Н. Рубцова»

 

« Поэты помогают человеку открыть очи, направленные

внутрь» (Уильям Блейк)

 

Проект - долгосрочный

 

Цели проекта:

 

1) Помочь ученикам перейти от уровня содержания к уровню смысла, помочь прийти к осмыслению авторского отношения к изображаемому

 

2) Продолжить обучение языку словесного искусства (обучающая и развивающая цель)

 

3) Способствовать развитию литературных способностей ребёнка; эмоциональной чуткости к слову; образной конкретизации и образному обобщению словесных образов ( развивающая )

 

4) Продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать поэтический текст

 

5) Расширить культурный кругозор ребёнка ( развивающая )

 

6) Учить учащихся оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей

 

В течение определённого времени класс работал над проектом

 

Диагностические цели:

 

1) Что смогут узнать ученики из моих уроков?

Узнают о том, что Н.М.Рубцов – поэт, который смог ясно и точно, поэтично и любовно описать Россию, узнают трудную биографию поэта.



 

2) Какие понятия ученики освоят на уроках?

Познакомятся со средствами выразительности, которые использовал в своём творчестве Н.Рубцов

 

3) Чему научатся, какие умения будут осваивать ,на каком уровне?

Будут учиться работать с книгой

- отбирать нужный материал по заданной теме;

- передавать в выразительном чтении чувства автора;

- определять отношение автора к природе, Родине;

- совершенствовать умение определять тему, зрительно конкретизировать образы.

 

4) В какой самостоятельной деятельности проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома? (индивидуально)

Я поставила учебную задачу в творческой форме (но можно и в форме проблемного вопроса)

 

Творческое задание:

 

1) Подобрать живописные и музыкальные иллюстрации к стихам поэта.

2) Стать актёрами-чтецами

3) Изучить биографию поэта

4) Стать художниками-иллюстраторами

5) Составить киносценарий

6) Оформить папку по творчеству Н.Рубцова

7) Компьютерная презентация (если возможно)



 

Группы:

 

Биографы

Музыковеды

Сценаристы

Литературоведы

Художники

 

Презентация проекта

 

Оборудование: музыка, биографическая карта, портреты и фотографии, картины, иллюстрации

Я часть презентации

Исполнение песни на стихи Н.Рубцова «В горнице»

Фрагменты биографии

Зуйкова. Н.Рубцов родился в посёлке Емецк архангельской области, 3 января 1936 года. отец его работал в сельпо. Мать была с детьми, которых было шестеро. Через полгода после рождения Николая отца переводят на работу в Няндомский леспромхоз. Начинаются переезды, а вслед за ними страшные утраты в семье Рубцовых. В 40-м году умирает 17-летняя сестра Надя, уже работавшая счетоводом в райпо. В 1942 году уходит на фронт отец. Через месяц от хронической болезни сердца умирает мать – Александра Михайловна, главная опора и надежда своих детей

 

«Золотой ключик»

…Этот цветочек маленький

Как я любил и прятал!

Нежил его,- вот маменька

Будет подарку рада!

 

Кстати его, не кстати ли,

Вырастить всё же смог…

Нёс я за гробом маменьки

Аленький свой цветок

 

Я. На руках 13-летней Гали, сестры Рубцова, умирает маленькая Надя. Так умерла последняя надежда, третья. Двух умерших девочек звали Надеждами – странный символ видится в том.

Колю забирает к себе соседка. Других детей распределили по интернатам. Однажды в доме соседки пропадают карточки на хлеб, вина падает на семилетнего мальчика, и он убегает в лес. Живёт там неделю, а потом возвращается. Колю отправляют в детдом. Он пешком уходит оттуда в город, к сестре. Его снова находят и отправляют за сотни километров – в НИКОЛЬСКИЙ детский дом Тотемского района.



 

Лилька. Никольское Рубцов всегда считал своей Родиной. Здесь он закончил семилетку и отсюда отправился в г. Тотьму в лесотехнический техникум. Мальчишкой, не видевшим моря. бредил им. Мечта привела его, 16 –летнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно. Манили и большие города. В 1955 г. он уже работает в Ленинграде, отсюда на 4 года уходит служить на флот.

Вернувшись в Ленинград, он работает на Кировском заводе. заканчивает вечернюю школу, ходит в литературное объединение. в 1962 г. проходит творческий конкурс в литературный институт им. М.Горького. К этому времени уже были созданы такие его произведения, как: «Детство», « Видение на холме» и др.

Юля. В 1963 году перевёлся на заочное отделение и надолго исчез из Москвы - уехал в Никольское. Там много работал, создал за одно лето около 50-и стихотворений.

Всю короткую жизнь он прожил так, как будто ветер гнал…по ней, по всей земле – по сёлам и столицам».Он любил ходить пешком, любил облака над головой, кусты по обочине дороги. деревенские просёлки,вбирая в себя дорожные впечатления.

Исполняется песня на стихи Н.Рубцова «Букет»

 

Женя. Поэт часто менял профессии: он был слесарем – сборщиком, кочегаром. за публикации своих стихов получал гроши (публикации в районных и областных газетах )

Не зная чем заработать, он собирает для заготконторы то ягоды, то грибы. то вербуется на вырубку леса. До 1968 года у него нет своего угла. Наконец он получает место в общежитии. Рубцов много ездил и повидал, но ближе и родней северной природы ничего не нашёл.

Маланичева. Учащийся читает стихотворение «Тихая моя Родина»

Тихая моя родина!Ивы, река, соловьи...Мать моя здесь похороненаВ детские годы мои. - Где тут погост? Вы не видели?Сам я найти не могу.-Тихо ответили жители:- Это на том берегу. Тихо ответили жители,Тихо проехал обоз.Купол церковной обителиЯркой травою зарос. Там, где я плавал за рыбами,Сено гребут в сеновал:Между речными изгибамиВырыли люди канал. Тина теперь и болотинаТам, где купаться любил...Тихая моя родина,Я ничего не забыл. Новый забор перед школою,Тот же зеленый простор.Словно ворона веселая,Сяду опять на забор! Школа моя деревянная!..Время придет уезжать -Речка за мною туманнаяБудет бежать и бежать. С каждой избою и тучею,С громом, готовым упасть,Чувствую самую жгучую,Самую смертную связь.


 

Рубцовской лирике передались в наследство от Пушкина, Тютчева, Кольцова, Есенина интерес и любовь к природе.

 

Саня. Чтение стихотворения «Берёзы»


Я люблю, когда шумят березы,Когда листья падают с берез.Слушаю - и набегают слезыНа глаза, отвыкшие от слез. Все очнется в памяти невольно,Отзовется в сердце и в крови.Станет как-то радостно и больно,Будто кто-то шепчет о любви. Только чаще побеждает проза,Словно дунет ветер хмурых дней.Ведь шумит такая же березаНад могилой матери моей. На войне отца убила пуля,А у нас в деревне у оградС ветром и дождем шумел, как улей,Вот такой же желтый листопад... Русь моя, люблю твои березы!С первых лет я с ними жил и рос.Потому и набегают слезыНа глаза, отвыкшие от слез...


Гаврюша. Чтение стихотворения «Ласточка»

Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу,
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим...
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?


 

Я. В конце 60 – х годов жизнь поэта вроде бы наладилась. В Москве его окружили своим вниманием поэт – вологжанин яшин. Астафьев, Белов. В 1970 году выходит последнее пожизненное издание Н. Рубцова – книга стихов «Шум сосен». Поэт успел подготовить к печати книгу «Зелёные цветы», но его силы были подорваны. Поэт как бы предсказывал смерть сам « Я умру в крещенские морозы». Он погиб в крещенскую ночь 19 января 1871 года. На тот момент ему исполнилось 35 лет..

Звучит песня на стихи Рубцова «Плыть, плыть».

 

Лиля. В 1973 году на могиле поэта был поставлен памятник. На мраморной плите – бронзовый барельеф. у подножия памятника выбита на камне строка поэта «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Учащийся читает стихотворение Н.Рубцова «Россия! Русь» Храни себя, храни»

Продолжается монтаж стихов Н.М.Рубцова

Сазонова.

1) «Журавли»
Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу,
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим...
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?

2) Вика. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны»

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племен!
Как прежде скакали на голос удачи капризный,
Я буду скакать по следам миновавших времен...

Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность,
И сам председатель плясал, выбиваясь из сил,
И требовал выпить за доблесть, за труд и за честность,
И лучшую жницу, как знамя, в руках проносил!

И быстро, как ласточки, мчался я в майском костюме
На звуки гармошки, на пенье и смех на лужке,
А мимо неслись в торопливом немолкнувшем шуме
Весенние воды, и бревна неслись по реке...

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
Пустынно мерцает померкшая звездная люстра,
И лодка моя на речной догнивает мели.

И храм старины, удивительный, белоколонный,
Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, -
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..

О, сельские виды! О, дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица,
Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,
Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,
Что, все понимая, без грусти пойду до могилы...
Отчизна и воля - останься, мое божество!

Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!
Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!..

Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье
И тайные сны неподвижных больших деревень.
Никто меж полей не услышит глухое скаканье,
Никто не окликнет мелькнувшую легкую тень.

И только, страдая, израненный бывший десантник
Расскажет в бреду удивленной старухе своей,
Что ночью промчался какой-то таинственный всадник,
Неведомый отрок, и скрылся в тумане полей...

3) Юдина.«Старая дорога»
Всё облака над ней,
всё облака...
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
и машет им прощальная рука.
Навстречу им июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам - качаются ромашки,
И зной звенит во все свои звонки,
И тень зовут росистые леса...
Как царь любил богатые чертоги,
Так полюбил я древние дороги
И голубые вечности глаза!
Коростелёва. То полусгнивший встретится овин,
То хуторок с позеленевшей крышей,
Где дремлет пыль и обитают мыши
Да нелюдимый филин-властелин.
То по холмам, как три богатыря,
Еще порой проскачут верховые,
И снова - глушь, забывчивость, заря,
Все пыль, все пыль да знаки верстовые...
Здесь каждый славен -
мертвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошел,
Перекликаясь с теми, кто проходит...
Здесь русский дух в веках произошел,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пройдет через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как мысли, облака...

4) Коваленко. «Над вечным покоем»
Рукой раздвинув
темные кусты,
Я не нашел и запаха малины,
Но я нашел могильные кресты,
Когда ушел в малинник за овины...

Там фантастично тихо в темноте,
Там одиноко, боязно и сыро,
Там и ромашки будто бы не те -
Как существа уже иного мира.

И так в тумане омутной воды
Стояло тихо кладбище глухое,
Таким все было смертным и святым,
Что до конца не будет мне покоя.

И эту грусть, и святость прежних лет
Я так любил во мгле родного края,
Что я хотел упасть и умереть
И обнимать ромашки, умирая...

Пускай меня за тысячу земель
Уносит жизнь! Пускай меня проносит
По всей земле надежда и метель,
Какую кто-то больше не выносит!

Когда ж почую близость похорон,
Приду сюда, где белые ромашки,
Где каждый смертный
свято погребен
В такой же белой горестной рубашке...

5) Кудрявцева. «В минуты музыки»
В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,

И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.

Но все равно в жилищах зыбких -
Попробуй их останови! -
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.

И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.

Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем...
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.


6) Чикова. «Доволен я буквально всем»
Доволен я буквально всем!
На животе лежу и ем.
Бруснику, спелую бруснику!
Пугаю ящериц на пне,
Потом валяюсь на спине,
Внимая жалобному крику
Болотной птицы...
Надо мной
Между березой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака,
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной...
Я так люблю осенний лес,
Над ним - сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой веселый свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать:- Я был в лесу листом!
Сказать:- Я был в лесу дождем!
Поверьте мне: я чист душою...

Я часть презентации

 

Доклад «Образы растений в поэзии Николая Рубцова»

 

Насколько важен для лирического героя Рубцова окружающий его растительный мир, можно судить по тому количеству и разнообразию образов деревьев, цветов, которые представлены в текстах стихотворений. Помимо упоминаний таких природных «стихий», как лес, поле, луг, в стихотворениях встречаются конкретные образы деревьев. – ивы, сосны, тополя, берёзы, дубы, осины и других, цветов – ромашек, колокольчиков, фиалок, трав – подорожника.

Стоят особняком в поэтическом мире Рубцова такие образы, как «зеленые цветы», «красные цветы», «аленький цветочек»,которые трудно соотнести с реальными прототипами растений. Отдельные образы вынесены в названия произведений. Нередко у Рубцова образ цветка или дерева составляет основу зачина стихотворения. По признаку национальной принадлежности в лирике Рубцова можно выделить образы, относящиеся к национальному русскому пейзажу (Например, образы ивы, берёзы, сосны, тополя, подорожника).

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи

Образ ивы связан у Рубцова с мотивами детских воспоминаний, образом матери.

Я лучше помню

Ивы над рекой

И запоздалый

В поле огонёк

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень

Образ ивы часто выступает у Рубцова как символ Родины, национальной судьбы.

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно

Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!

К образам, символизирующим «национальное, родное». можно отнести и образ «кривых тополей». Северные тополя не имеют той стройности, .которая свойственна южным.

Символически выделен образ ромашек в стихотворении «Над вечным покоем» Ромашки – это тоже символ Родины. Обобщённый образ цветов часто символизирует собой смерть. Например:

 

Среди цветов

В обыденном гробу

 

Когда ж почую близость похорон,

приду сюда, где белые ромашки…

 

По утрам, умываясь росой,

Как цвели они! Как красовались!

Но упали они под косой…

 

Замерзают мои георгины

 

И как антитеза у Рубцова цветы выступают символом творчества. Выращивать стихи для лирического героя означает творить, писать стихи. Так, в стихотворении «В горнице» рядом с образом матери появляется образ «красных цветов», которые завяли, но которые, благодаря усилиям лирического героя, можно оживить: «Буду Поливать цветы», // думать о своей судьбе»

мотив выращивания цветов связан с ощущением жизни, а главное – с пониманием лирическим героем судьбы как судьбы поэта.

 

Не купить мне избу над оврагом

И цветы не выращивать мне…

 

В стихотворении «наследник розы» образ георгина связан с перенесением осеннего состояния природы на внутреннее состояние человека.

 

Вот-вот подует зимним, снежным.

Всё умирает…Лишь один

Пылает пламенем мятежным –

Наследник розы – георгин!

 

Из поэзии Рубцова видно, что для лирического героя Рубцова переживание растительного мира связано с такими понятиями. как дом, родина, мать, путь, творчество.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.