|
Условия проведения испытаний
5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.
5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.
Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
5.2.1 Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.
5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0—100 °С и погрешностью измерений не более ± 2,5 % верхнего предела измерений.
5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0—6000 мин~1 и погрешностью измерений не более ± 2,5 % верхнего предела измерений.
5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.
5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ Р 41.24.
Подготовка к измерениям
5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.
ГОСТ Р 52160—2003
5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем, но не ниже 60 °С.
Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.
5.3.3 Измеряют значения nmin и птах, которые должны быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем.
5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следую щей последовательности:
- заглушают двигатель (при его работе);
- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;
- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (для автобусов категории М3 и грузовых автомобилей категорий N2, N3);
- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;
- запускают двигатель;
- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передач для автомобилей с автоматической коробкой передач — селектор) в нейтральное положение и включают сцепление.
Примечание — При измерении дымности в помещении необходимо обеспечить вентиляцию этого помещения.
Измерение дымности
5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:
- при работе двигателя в режиме холостого хода на nmin равномерно перемещают педаль за 0,5 — 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2—3 с. Отпускают педаль и через 8—10 с приступают к выполнению следующего цикла;
- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
- измеряют значения ХM на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;
- измеренные значения ХM считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м-1;
- определяют среднеарифметическое значение XM четырех последних измерений ХM, которое принимается за результат измерения.
График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.
5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение ХM, полученное в одной из выпускных труб.
ГОСТ Р 52160—2003
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Пересчет значений к в N (для дымомера с L, равной 0,43 м)
k, м-1
N, %
| 0,0
0,0
| 0,1
| 0,2
| 0,3
| 0,4
| 0,5
| 0,55
| 0,6
| 0,65
| k, м-1
N, %
| 0,7
| 0,75
| 0,8
| 0,85
| 0,9
| 0,95
| 1,0
| 1,05
| 1,1
| k, м-1
N, %
| 1,15
| 1,2
| 1,25
| 1,3
| 1,35
| 1,4
| 1,45
| 1,5
| 1,55
| k, м-1
N, %
| 1,6
| 1,65
| 1,7
| 1,75
| 1,8
| 1,85
| 1,9
| 1,95
| 2,0
| k, м-1
N, %
| 2,05
| 2,1
59,5
| 2,15
| 2,2
| 2,25
| 2,3
| 2,35
| 2,4
64,4
| 2,45
| k, м-1
N, %
| 2,5
| 2,55
| 2,6
67,3
| 2,65
| 2,7
| 2,75
69,3
| 2,8
| 2,85
| 2,9
71,3
| k, м-1
N, %
| 3,0
72,5
| 3,05
| 3,1
73,6
| 3,15
| 3,2
| 3,25
75,3
| 3,3
| 3,35
76,3
| 3,4
| k, м-1
N, %
| 3,45
77,3
| 3,5
| 3,55
78,3
| 3,6
| 3,65
79,2
| 3,7
| 3,75
80,1
| 3,8
80,5
| 3,85
| k, м-1
N, %
| 3,9
81,3
| 3,95
81,7
| 4,0
| 4,05
82,5
| 4,1
| 4,15
83,3
| 4,2
83,7
| 4,25
| ¥
|
Примечание – Пересчет значений N в k проводят по формуле
,
где k – коэффициент поглощения света, м-1;
L – эффективная база дымомера, м;
N – коэффициент ослабления света, %.
|
ГОСТ Р 52160—2003
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное)
Характерные формы графиков зависимости частоты вращения (л) и дымности (к) от времени (t) за единичный цикл свободного ускорения

а — начало 1-го цикла свободного ускорения;
б — окончание 1-го и начало 2-го цикла свободного ускорения
1 — частота вращения коленчатого вала двигателя (n);
2 — дымность отработавших газов двигателя (k); nmin — минимальная частота вращения;
nтах — максимальная частота вращения;
t0 — общее время одного цикла свободного ускорения (12—15 с);
tСУ — время свободного ускорения от nmin до птах (1—2 с);
tНПУ — время нажатой до упора педали (2—3 с);
tХХ — время работы на nmin (8—10 с);
ХМ— максимальное значение дымности в режиме свободного ускорения
ГОСТ Р 52160—2003
УДК 502.3:006.354 ОКС 43.060 Д24 ОКП 45 6132
Ключевые слова: автомобиль, двигатель с воспламенением от сжатия, дымность отработавших газов, нормы дымности, методы измерения дымности
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|