Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1 Роль воображения на ранних ступенях развития культуры

 

С древнейших времен воображение воспринималось как естественное качество, человека данное ему от природы, наряду с врожденными способностями видеть, слышать, наблюдать размышлять и т.д.

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда.

Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции.

Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве.

Наиболее активно и ярко способность воображения на первых ступенях развития общества проявилась в искусстве.

Уже первые изображения, будь то наскальные рисунки - изображения животных или декорированные деревянные и костяные предметы, украшения оружия и домашней утвари, выражали впечатления от жизни, от конкретного предмета или животного. Они реалистичны, хотя чаще всего были выполнены не с натуры, а по памяти, т.е. на основе накопленных представлений, воссозданных с помощью воображения.

Новым этапом в развитии понятия воображения вносят фантастические представления древних, созданные по принципу уже не столько подражания природе, сколько соперничества с ней.

Человек стал создавать новые формы, которые в природе не существуют. На этой ступени развития сознания человек наделяет мир фантастическими существами, чудовищами и необыкновенными божествами, вид которых представляет собой причудливую смесь частей человеческого тела и тела животных (таковы древнеиндийские изваяния богов, а также драконы, гидры, rpифы, медузы; в древнеегипетской мифологии - сфинкс, который оказывается мудрее человека и загадывает ему загадки, и т.п.).



Фантастический образ дает возможность соединить в воображении то, что невозможно соединить в реальности.

Способность представить естественно невозможное - одна из специфических особенностей воображения.

Однако, психология, в частности, утверждает, что поскольку в своем воображении человек всегда оперирует представлениями, постольку даже самый необычный, самый фантастический образ состоит из реальных элементов. Ни один человек никогда не может придумать образ с такими элементами, которых нет в материальном мире. (НЛО)

Итак, у нас имеется достаточно оснований, чтобы утверждать, что в дописьменную эпоху, когда еще не существовало текстов, основную смысловую нагрузку в процессе освоения человеком действительности нес образ; общались люди также с помощью языка образных представлений. В силу этих объективных факторов активно развивались весьма характерные для образного мышления черты - яркость, наглядность, понятность и общедоступность образа.

 

Глава 2 Общая характеристика воображения

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Итак, воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно творческом.

Своеобразие воображения как формы отражения действительности состоит в следующем:

1. Воображение представляет собой мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого человеком.

2. Воображение способствует предвосхищению будущего.

3. Воображение «оживляет» то, что было ранее.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе промежуточного и конечного результатов.

Таким образом, процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

 

Глава 3 Физиологическая основа воображения

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определенной программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных.

Если такого больного послать в магазин и дать ему список покупок, то он выполнит задание достаточно аккуратно. Но, закончив покупки, он уже не сможет понять, что надо с ними делать, и станет бесцельно бродить, пока не получит новую инструкцию о необходимых действиях или пока не наткнется на какой-либо предмет, который вызовет у него привычные реакции, например на зеленый свет светофора. Такие больные в состоянии повторить ряд цифр, прочитанных им, или отрывок из книги, но они не в состоянии наметить даже простой план действий и предвидеть их последствия.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.