Приёмы, используемые в практике письма
Теоретическая часть
Структура урока письма по ознакомлению с новой буквой имеет следующий порядок:
1. 2 мин. Организационный момент:
а) проверка готовности к уроку;
б) повторение правил посадки;
в) подготовка руки к письму.
2. 2-3 мин. Работа со звуками:
а) установка внимания учащихся на цели предстоящей работы;
б) слого-звуковой анализ слов (выделение изученного нового звука и его характеристика);
3. 3-5 мин. Работа над новыми буквами:
а) звукобуквенный анализ слов;
б) ознакомление с начертанием новой буквы.
4. 3 мин. Усвоение последовательности начертания новой буквы:
а) показ учителем на доске с точными словесными указаниями;
б) подготовка к письму буквы (письмо в воздухе под счет, письмо влажной кисточкой на доске с комментированием);
в) письмо в тетради элементов букв (контроль, самоконтроль, взаимоконтроль);
г) показ учителем способов соединения элементов в букве;
д) повторный показ буквы учителем на доске.
5. 3 мин. Письмо буквы в тетради:
а) повторение правил посадки, держания ручки, положения тетради при письме;
б) рассматривание образца в «Прописи»;
в) самостоятельная работа.
6. 1 мин. Физкультминутка.
7. 5-10 мин. Письмо слогов, отработка соединений с новой буквой.
8. 5 -7 мин. Списывание слов.
а) чтение слов;
б) слого-звуковой анализ и составление звуковых моделей;
в) звукобуквенный анализ и печатание в кассах букв;
г) грамматико-орфографические наблюдения над словами;
д) составление предложений со словами (устно);
е) самостоятельная работа.
9. 1 мин. Физкультминутка.
10. 5 мин. Письмо под диктовку.
11. 5 мин. Конструирование предложений:
а) работа с деформированным предложением;
б) анализ структуры предложения;
в) запись предложения с комментированием.
12. Рефлексия. Подведение итогов урока:
- Чему научились на уроке?
- Что вам запомнилось, понравилось на уроке?
Письмо проводится непосредственно за уроком чтения. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке письма, а урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чтения. В последнее время распространяется практика проведения интегрированных уроков чтения и письма. Этапы уроков сохраняются. Однако учителю необходимо тщательно продумать их чередование. При этом последовательность этапов строго сохраняется, поскольку она определена звуковым аналитико-синтетическим методом.
Приёмы, используемые в практике письма
Первостепенное значение при обучении чистописанию имеет показ учи-телем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время показа. Этот приём учитель использует на классной доске для всего класса и индивидуально в тетради ученика. Задача ученика – увидеть, понять, как надо писать, и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец.
Показ письма буквы, буквосочетания должен сопровождаться объяснением учителя: где начинать писать букву, куда вести ручку, где сделать поворот, какой величины та или иная часть буквы. Сначала это делает учитель, а через некоторое время и ученик должен научиться объяснять, как писать, как соединять буквы.
Большое значение на уроках письма отводится восприятию формы буквы. Приём анализа формы буквы направляет внимание учащихся на элементы составляющих букву частей и на связь этих элементов между собой. Без такой предварительной подготовки в тетрадях учащихся появляются типичные ошибки в начертаниях букв ("зеркальное изображение", пропуск какой-либо части знака, слитное изображение двух знаков).
Последовательность первоначального ознакомления с формой буквы на уроке письма должна быть следующей:
1. Зрительное восприятие общего рисунка (начертания) знака.
2. Расчленение его на основные элементы с точными словесными указаниями учителя: откуда начинать написание знака или его части, как соединить эти части в знаке, как связать со следующим знаком.
3. Воспроизведение знака детьми.
Для сознательного овладения формой букв учащиеся должны знать:
а) общее, что характерно для письма всех букв, т.е. уметь выделять основной и соединительный элементы движения в написании любой буквы;
б) особенное, что образует характерную черту именно данной буквы (наличие петли, полуовала, овала, элемента, выходящего вниз за строку и др.), пропорции буквы;
в) написание буквы в пределах рабочей строки (где начинать, куда повернуть, закруглить и т.д.);
г) отличие правильно написанной буквы от неправильной, т.е. видеть ошибку и уметь её исправить.
Анализ формы буквы может проводиться по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания. Если более лёгкая по форме буква в букварный период идёт после написания более сложной (например, л после м), то достаточно провести сравнение с уже знакомой буквой, назвать состав и количество элементов и предупредить возможные или уже известные ошибки в написании данной буквы. При этом выясняется на какую букву похожа новая буква, в чём сходство и разница в их письме. Некоторые буквы, довольно сложные по форме, пишутся одним неделимым движением (например, в и б). В этом случае необходим анализ элементов движения руки при письме. Основными элементами движения при письме являются: вниз на себя (_/_/ / ) и соединительное движение (снизу вверх). Эти движения прослеживаются во всех буквах. Увидеть общее, понять, что при письме вниз всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных линиях одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв именно так, у них вырабатывается единый наклон в письме и правильная форма букв.
Неотъемлемой частью работы над формой букв является воображаемое письмо, так называемое письмо в воздухе. Этот приём отличается от копировального тем, что ученик не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копируя, ребёнок может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом обведении он видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усвоить как движение, так и правильную форму буквы.
Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске или в воздухе. Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образца, по памяти, с открытыми и закрытыми глазами, писать в воздухе, держа ручку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения, вызывают интерес к письму. Недостаток данного приёма заключается в том, что учитель в полной мере не может учесть, каков результат обучения, насколько дети точно воспроизводят движение и форму образца.
Одним из приёмов обучения письму можно считать приём показа ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог или слово написаны неправильно, и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. В первом классе этот приём применяется на доске ограниченно. Следует чаще предлагать детям самим найти у себя ошибку и проверить, все ли элементы в букве написаны верно, точно ли расположены буквы между линиями строки или выходят вверх или вниз за линии. Во втором и третьем классах общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску для анализа и исправления. Применяются также формы взаимной проверки, так как чужая ошибка всегда видна лучше, чем своя. При этом учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его исправить. Например, ученик может проверить не нарушен ли наклон в предложении, в тексте, на всей странице; проверить высоту письма слова, предложения, текста и др.
Введение в обучение правил также является не менее важным приёмом обучения графическим навыкам письма. Это способствует сознательному овладению навыком письма. Правила при письме должны формулироваться очень кратко. Они складываются в основном из тех задач, которые ставит учитель перед учащимися в процессе письма.
Сначала вводятся четыре правила, касающиеся посадки, положения тетради, держания ручки и ведения штриха.
Первое правило – посадка при письме. Учащиеся сидят за партой или за столом, имея три точки опоры: 1) корпус свободно находится на сиденье, спина при этом прямая, не опирается на спинку стула; 2) ступни ног стоят на полу или подставке; 3) руки лежат на столе или парте до локтя, только кончики локтей на 1-2 см могут свисать с края стола.
Второе правило –положение тетради во время письма. Тетрадь лежит наклонно (наклон влево, а для леворукого ребёнка вправо), угол наклона левого края страницы по отношению к линии стола или парты составляет примерно 25°, нижний левый угол страницы, на которой пишет ученик, должен находиться напротив середины груди пишущего. По мере заполнения страницы тетрадь передвигается вверх влево ( для леворукого ребёнка – вверх вправо), а левая рука придерживает её снизу.
Третье правило – умение держать шариковую ручку. Ручка удерживается при письме тремя пальцами: большим, средним и указательным. Очень важное значение имеет взаимное расположение трёх пальцев, удерживающих ручку. Слева ручка поддерживается внутренней частью ногтевой фаланги большого пальца, справа она прижата к первому суставу среднего пальца, сверху на ручку легко опускается указательный палец, который по сравнению с большим несколько выступает вперёд. Пальцы находятся от конца шарика на расстоянии 1,5-2 см.
Правильное держание ручки обычно проверяется так: учитель предлагает учащимся поднимать и опускать до 6-7 раз подряд указательный палец. При правильном держании ручка, удерживаемая с боков большим и средним пальцами, не выпадает из рук ученика и остаётся в одном и том же положении.
Четвёртое правило – ведение штриха. Учитель должен научить учащегося вести писчие (опорные) штрихи в буквах сверху вниз или перпендикулярно линии груди.
В период обучения грамоте на уроках письма постепенно вводятся правила, связанные непосредственно с процессом письма:
1. Буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном.
2. Надо писать легко, не нажимая на ручку.
3. Слог пишется безотрывно.
4. Необходимо писать буквы в словах на одинаковых расстояниях друг от друга.
5. Писать слова на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно.
6. Писать надо красиво.
Каждое из этих правил заключает в себе определённое содержание. Например, каким должен быть наклон, за счёт чего он получается и т.д. Это правило объясняется уже в букварный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном. При переходе к письму букв, слогов и слов формулируется правило о наклонном письме, а при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв в словах и слов в предложениях (примерно равной строчной букве о или и ).
Правило – писать надо красиво – является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чётко, без помарок, не заходить за поля, стараться писать так, как в прописях, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды. В третьем классе к этому правилу добавляется требование писать не только красиво, но и быстро.
На разных этапах обучения степень применения того или иного приёма будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.
Последовательность отработки начертания изучаемого знака на уроке письма следующая (по Н.Г.Агарковой):
1. Восприятие образца буквы и составляющих её двигательных элементов.
2. Пробное воспроизведение двигательных элементов и буквы в целом по вспомогательным пунктирным линиям с фиксацией внимания учеников на начале и направлении движения, т.е. соединительной точке.
3. Вторичное изучение образца с целью исправления возможных ошибок в начертании элементов и буквы.
4. Отработка начертания буквы по вспомогательным пунктирным линиям.
5. Упражнение в самостоятельном письме буквы.
6. Упражнение в письме соединений этой буквы с ранее изученными в слогах, сочетаниях, словах.
В целях отработки орфографических навыков, которые и являются неотъемлемой частью процесса обучения письму, проводятся различные упражнения в звуко-буквенном и слого-звуковом анализе слов, в соотнесении звуковой и буквенной форм этих слов с их условно- графической схемой. Подобные упражнения содействуют совершенствованию наглядно-образного мышления и способствуют формированию орфографической зоркости у уча-щихся уже в период обучения грамоте.
В тетради-прописи имеется система логических упражнений по анализу-синтезу, сравнению, обобщению письменных букв: а) назвать общие и разные элементы букв данной группы (например, д, а, б - ?); б) продолжить данный ряд букв; в) определить, почему одна из букв является лишней в данном ряду и др.
При выполнении подобного вида упражнений у детей формируются мыслительные приёмы, развиваются интеллектуальные способности. Так, например, на уроке на тему письма строчной буквы д учащимся даётся следующая система логических упражнений:
- Узнайте, из каких элементов состоит строчная буква д?
- Сконструируйте букву д и объясните, как вы это делали?
- С какой стороны овала присоединяете линию: слева или справа от овала?
- Куда направлена петля: вверх или вниз?
- В какую букву можно перестроить строчную букву д ?
- В каких ещё буквах есть строчной овал? Запишите их и подчеркните овал.
- Если нам дадут ещё один элемент – линию с закруглением внизу, тогда какую букву можно получить из строчной буквы д ?
Логические упражнения способствуют формированию у детей умения аналитически воспринимать буквенные знаки и делать элементарные обобщения на основе вычленения и дифференцировки в них общего элемента. Активное оперирование элементами букв, вначале практическое, а затем по представлению, способствует формированию у учащихся дифференцированных образов букв, что создаёт благоприятные условия для осмысленного и прочного усвоения ими всей системы письменных знаков русского алфавита и является прочной основой для выработки у них зрительно-двигательного звена навыка письма.
В тетрадях-прописях остаются свободные строки, не заполненные образцами. Их можно использовать для дополнительной работы, предлагая детям различные виды упражнений:
1) графико-каллиграфический диктант: запись изученных букв, буквосочетаний, слов, правописание которых не расходится с произношением, под диктовку; можно предложить учащимся записать буквы, имеющие в своём составе какой-либо сходный по начертанию элемент;
2) зрительный диктант: на доске или на карточках предлагаются для записи буквы, буквосочетания, слова, предложения. Сначала проводится их предварительный анализ, а затем запись под диктовку;
3) списывание с печатного текста (с доски, из "Букваря" или "Азбуки");
4) письмо по памяти: предлагаемый для записи материал сначала анализируется, запоминается, затем закрывается и записывается по памяти. После этого запись на доске открывается и учащиеся самостоятельно проверяют написанное (сверяют с доской);
5) письмо с комментированием, т.е. запись предложенных учителем букв, сочетаний, слов, предложений с подробным объяснением вслух;
6) составление и запись ответов на вопросы учителя;
7) распространение предложений и их запись с комментированием;
8) соотнесение звуковых моделей слов с напечатанными словами (на доске или карточках) с последующей записью в тетради-прописи;
9) конструирование предложений из отдельных слов и запись с комментированием;
10)игровые задания: "Как превратить одну букву в другую?", "Как превратить одно слово в другое?" и т.п.
На заключительном (послебукварном) периоде обучения письму систематизируются знания первоклассников по всей графической системе письменных букв русского алфавита.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|