Сделай Сам Свою Работу на 5

Информационно-аналитический и просветительский журнал «Этносфера» получил главный приз в номинации «Этнические СМИ. Печать».





Церковь Рождества Богородицы в Выскатке.

Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х (СПБ. 1885).

…При деревне есть остатки «Святого» леса, тут под высокими елями, у большого камня, ежегодно совершался старинный обряд братства. К Георгиеву дню (23 апреля) крестьяне варили братское пиво; вечером накануне, два парня, при звоне колокола и ружейной пальбе, обносили три раза вокруг деревни икону Св. Георгия, взятую из часовни, приносили икону в братскую избу, и здесь встречались народом. К парням присоединялись и некоторые старики, представляя собою пришельцев. Хозяева избы, приняв икону, ставили ее в передний угол. Зажегши свечи и помолившись, все садились на лавку, пришельцы располагались на полу, на соломе. Избранный распорядитель «боцарь» приносил из подполья пиво в липовой чашке или в деревянной кружке, возглашал «Христос воскресе» и, получив в ответ: «воистину воскресе», отведывал пиво, а потом чашка переходила к гостям. На ночь расходились, а у иконы оставляли дежурить двух человек; перед иконою зажигались на ночь свечи. Утром в 7 часов, по звону колокола, собирались к братскому столу, приносили с собою яства и передавали хозяину избы. Следовала молитва перед иконою и угощение. После обеда выгоняли скот, обносили его иконами и гнали освященной вербой. Вербу и освященное яйцо относили в муравейник, как предметы неприкосновенные. Потом старики ходили в святой лес, к большому камню и там, отведав пива и пирога, пиво возливали на камень, а пирог зарывали в землю подле камня, приговаривая: «как сей камень недвижим, так пусть будет наше братство нерушимо». Обычай братчины давно оставлен, а средоточием для охотников пить и угощаться сделался кабак, возникший в одно время с церковью, на позор миру и на великий вред для крестьян.



 

Варка пива, съезжие и престольные праздники в Архангельской области.

 

Лауреаты конкурса «СМИротворец-2009»

ПРАЗДНИКИ РУССКОГО СЕВЕРА

 

Информационно-аналитический и просветительский журнал «Этносфера» получил главный приз в номинации «Этнические СМИ. Печать».

О живых традициях северного гостеприимства и русско­го пивоварения рассказывает Андрей ТУТОРСКИЙ, научный сотрудник кафедры этнологии Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Отчет о студенческой этнографи­ческой экспедиции на Русский Север был опубликован в №2 (125) журнала «Этносфера» за 2009 год.



 

НИКОЛЬСКИЙ район находится в юго-вос­точной части Вологод­ской области, то есть на самом юге Русского Севера. Эти сло­ва правдивы вдвойне, поскольку сам город Никольск стоит на ре­ке Юг. Поэтому здесь, «на Юге», отдыхают все местные жители. «Где был на выходных?» - «На Юге отдыхал!»

Двенадцать часов на поезде по оживленному северному от­ветвлению Транссиба до стан­ции Шарья,затем два часа на маршрутке, и вы в Никольске. Способы добраться до Лешуконского или Мезенского районаАр­хангельской области выглядят куда более завораживающими: сутки на поезде, потом авто­бус, потом двое суток сплава на барже. Или так: сутки на поезде, потом двенадцать часов на «ку­кушке», а потом еще столько же по лесным дорогам с паромны­ми переправами...

Казалось бы, какие традиции могут оставаться так близко от столицы? Однако никольчан по сохранности традиций можно назвать одними из самых «се­верных» русских северян. Здесь помнят и традиции домашне­го пивоварения, и «съезжие» праздники, обряды завивания бородки после жатвы и многое-многое другое. А объясняется такая уникальная нетронутость края извечной русской бедой — дорогами.

Та самая дорога, по которой за 14 часов можно попасть из Москвы в Никольск, была по­строена только в 1996 году.До этого край представлял собой действительно таежный угол.



Еще в 1950-е гг.,для того чтобы выбраться из Никольска в столицу, надо было про­делать долгий путь. Сначала пешком или на лошадях до Ве­ликого Устюга.Затем пароходом до Котласа,который находится ни много ни мало в Архангель­ской области. А от Котласа уже поездом до Москвы. Если мы прибавим к этому не самому короткому пути деревенскую неспешность и «частоту» хожде­ния пароходов и поездов, то по­лучится, что путь от Никольска до столицы занимал примерно неделю (...).

Некоторые традиции сохра­нены здесь почти в первоздан­ном виде. Так, во многих дерев­нях на важные даты - свадьбу, дожин (завершение уборки уро­жая), Рождество, рождение ре­бенка, проводы в армию, помин­ки- и сейчас «варят пивА».

Приготовление начинает­ся с того, что рожь замачивают. Обычно в небольшую речуш­ку или ручей кладут несколь­ко мешков и держат там их три дня. Потом привозят эту рожь домой, «в гнёты». Мешки скла­дывают один на другой в сарае или на повети и сверху «пригружают» чем-нибудь тяжелым. За те сутки, пока зерно находится под прессом, оно успевает дать небольшие росточки. Далее его необходимо посушить - и здесь опять нужна помощь со­седей. Сушат пророщенную рожь на лежанке русской печи. А три мешка, кстати, занима­ют по площади больше четырех лежанок. Приходится пивовару идти к соседям и разбрасывать будущий солод по разным до­мам. Снова коллективизми ко­операция- в действии. Когда рожь высушится, ее собирают обратно в мешки и везут молоть. Смелют, и готов солод - первая составляющая будущего пива.

Далее следует собственно варка. Для варки нужна огром­ная емкость — чан, или шан,как говорят никольчане. Шан - это кадушка высотой около метра и диаметром около 80 сантимет­ров. Стоит такой шан обычно вдали от домов, позади деревенской улицы, в строении, которое называется поварня. Рядом с по­варней располагается очаг для нагревания камней. Приготов­ление начинается с того, что в шан засыпают часть солода, по­том заливают его горячей водой. Потом еще часть солода и еще горячей воды, потом еще слой и еще. Пока весь солод не будет замочен. После этого смесь надо довести до кипения. Чтобы сде­лать это, в шан «садят пожиг».

Делается это так. «Тут каме­нья в груду складываешь, в кучу. Потом сухими дровами все эти каменья оцепляешь и подсвечаешь их со всех сторон. Это на­зывается пожиг»,— рассказывает нам местный специалист. Разо­гретые в костре камни-голыши размером в два кулака деревян­ными щипцами кидают в шан, пока вода не закипит. Это надо сделать быстро, пока камни не остыли: «По-быстрому, кто бы­стрей, все в шан кладем это. За­кипело, прокипело — оставляем. Закрываем плотно и остужаем».

После этого сусло должно сбе­жать, то есть отделиться от замоченного солода. Если переложить солод, то сусло не сбежит и по­лучится кисель. Такой кисель в пищу не употребляли - отдава­ли скотине. Ржаной кисель счи­тали невкусным: «Кисель уж ми­мо - скотине. Животные были, дак скотине уж и давали. Кисель есть кисель. Из гороха кисель — вот тот кисель! Хороший!»

Полученное сусло перелива­ли в особые сосуды - лагуны, где пиво бродило. В них же подавали его на праздничный стол. Иногда у лагунов был специальный кран, как у самовара, через который пиво наливали в стаканы. Дере­венское пиво по цвету и конси­стенции напоминает яб­лочный сок с мякотью, а по вкусу похоже на живое городское пиво.

 

Съезжие праздники, престолы,всегда были важной частью русской крестьянской культуры. В день, посвященный святому местной церкви, в деревню собирались жители окрестных селений. Де­вушки одной деревни приезжали в дом к своей родственнице, куме или просто знакомой, переодева­лись в праздничные наряды, пе­ли, плясали.

Еще в середине XIX векаде­вушки танцевали медленные танцы. Водили хороводы или хо­дили парами одна за другой под протяжную песню. В конце XIX века под влиянием городской культуры, принесенной кресть­янам отходниками, медленные танцы сменились на частушки.

Гости разбивались на кружки во главе с тальяночником. Таль­янка— северный ва­риант гармони-трех­рядки. В Никольске клавиши левой ру­ки связаны с удар­ным механизмом, который бьет по не­большим колоколь­чикам. В кружок вы­ходил человек и пел частушку, потом вто­рой и так далее. Слу­чались даже целые частушечные дуэли. Например, одна из наших информаторов Елена Камкина так «общалась» со своим будущим мужем: Он:

 

Голубые, голубые,

Голубые небеса!

Кабы были голубые

Узалеточки глаза!

Она:

Голубые, голубые,

Голубые нипочем:

Мы и карими глазами

Кого надо завлечем!

 

Вколхозные тридцатые празд­ники запрещались как кулацкие попойки. В военные сороковые было не до них. В хрущевские пятидесятые шла антиалкоголь­ная кампания. Варить пиво ва­рили, но пили по домам, дере­венских праздников не собирали.

А в шестидесятые правительство решило возрождать народные традиции. Вновь, теперь уже по линии культотдела, стали соби­рать жителей деревни, пригла­шать фольклорные коллективы. Такой праздник начинался с ре­чи председателя селькома, затем следовали выступления фольк­лорных коллективов, а потом танцы. Порой под традицион­ную тальянку с частушками. В девяностые селькомы исчезли, да и культотделам было не до де­ревенских праздников, а празд­ники все живут.

Деревенские праздники в Ни­кольском районе приходятся на Петровский пост:конец июня — начало июля, когда сев уже за­кончен, а сенокос еще не подо­спел. Мы приехали на Вологодчинув августе, и почти все говори­ли нам, что на праздники мы уже никак не попадем: «Уже прошли». Но судьба была благосклонна к этнографам: в деревне Ирдановопраздник назначили на 15 авгу­ста: никто не жнет и не пашет, а картошку копать еще рано.

С утра деревня выглядела де­ловой и оживленной. По улице мимо библиотеки то и дело про­езжали автомобили. В них были родственники ирдановцев, жи­вущие в Никольске и окрестно­стях.

Несколько человек собрали по всей деревне лавки и выстроили

Петровский пост:конец июня — начало июля, когда сев уже за­кончен, а сенокос еще не подо­спел. Мы приехали на Вологодчи-нув августе, и почти все говори­ли нам, что на праздники мы уже никак не попадем: «Уже прошли». Но судьба была благосклонна к этнографам: в деревне Ирдановопраздник назначили на 15 авгу­ста: никто не жнет и не пашет, а картошку копать еще рано.

С утра деревня выглядела де­ловой и оживленной. По улице мимо библиотеки то и дело про­езжали автомобили. В них были родственники ирдановцев, жи­вущие в Никольске и окрестно­стях.

Несколько человек собрали по всей деревне лавки и выстроили подобие зрительного зала. Гости принялись занимать места. Впе­реди справа на лавку с подло­котниками и спинкой сели са­мые старшие и уважаемые люди. Слева и сзади от них — среднего возраста. И позади всех рядов, на поленнице, - ребятишки. Пора­зительным образом оказались со­блюдены все правила проксемики(науки о пространственных отно­шениях) и семантики: впереди и справа сидели наиболее почет­ные жители деревни и гости, по­том обыкновенные, а ребята ока­зались немного в стороне.

Библиотекарь рассказал о том, что такое деревенский праздник, потом фольклорные коллекти­вы и все желающие пели пес­ни. В итоге на сцене побывали около трети зрителей. Принцип «себя показать идругих посмот­реть» - в действии! И наконец тальяночник взял в руки свою тальянку, а женщины образова­ли кружок и стали петь частуш­ки. Словесных дуэлей, конечно, не было: и возраст у певиц не для озорства, и мужчин в дерев­не мало. Зато проводили нашу экспедицию специальными ча­стушками:

 

До свиданья, до свиданья,

Тебе до свиданьица!

И еще раз до свиданья,

Милое созданьице.

До свиданья, до свиданья,

До свиданья три раза!

Никогда я не забуду

Эти серые глаза!

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.