Сделай Сам Свою Работу на 5

Каинитяне не могут жить изолированно от сынов Божьих.





Произошли одновременно цивилизационный взрыв и кончина каинской цивилизации.

Был человек, который засвидетельствовал о кончине. Это был… сам Ламех. Это дети его жен были изобретателями и двигателями «прогресса», при них все вдруг так многопланово и ярко развернулось… Но, не забудем, каинитяне религиозные люди: Ламех все понял и пропел… то ли пророчество, то ли плач. Это – песня Ламеха. Первая цивилизация кончилась с песней…

Цивилизация каинского духа не гибнет от внешних причин, она иссякает – гибнет от себя самой. Именно на подъеме она слаба...

Эта истина очень скупо изложена в Книге Бытия, и вполне развернуто она изложена в Апокалипсисе – применительно к последней всемирной каинской цивилизации «Вавилон».

«Песнь Ламеха» – первый памятник поэзии в Библии. Главный художественный прием песни Ламеха – параллелизм членов в стихе [2].

Фигура Ламеха пограничная… Песня Ламеха допускает диаметрально противоположные истолкования:

Сказал же Ламех своим женам:

Адá и Циллá, услышьте глас мой,

жены Ламеховы, вонмите словам моим.

Ибо мужа я убил – в рану мне

и юношу – в язву мне.



Ибо всемеро отмщается от Каина,

от Ламеха же семьдесят раз всемеро.

Быт. 4:23, 24

Ламех говорит: «отмщается от Каина» ― ™kded…khtai ™k Kain. Это он правильно говорит, Ламех правильно понимает «Каинову печать»: на Каине лежит знамение от Бога, и отмщение (если кто убьет Каина) происходит – «от Каина», от нарушенной печати. И ТМ допускает понимание, что отмщение произойдет от Каина (букв.: «отмстится Каин»). Если отмщение происходит «за Каина» (неверный перевод), то кто мстит? Бог не проклинает никого и никому не мстит.

Ламех говорит: отмщается от Ламеха «семьдесят раз всемеро» ― ˜bdomhkont£kij ˜pt£. Точное выражение из Евангелия от Матфея (18:22): прощать брату следует до «семидесяти крат седмерицею». «70 умноженное на 7» – символическое возвышение понятия до совершенной полноты. У Христа Спасителя «70 на 7» – полнота милости. У Ламеха, естественно, наоборот...

 

К

акие есть толкования на «песнь Ламеха»? Каков ее общий смысл?

1) Это победная песнь, гимн мечу, который отковал Тувал-каин. «Я убил», – говорит Ламех, – в значении «Я убью» всякого, будь то муж или отрок. «И если Бог за смерть Каина обещался воздать всемеро, то я, вооруженный оружием, сумею в семьдесят раз лучше постоять за себя сам!»[3]



2) Обратное тому полагает блаженный Феодорит (также св. Андрей Критский). По смыслу его толкования, Ламех спел покаянную песнь. Он убил не двоих, но «одного мужа, находящегося в юношеском возрасте. Ламех избежал наказания признанием в грехе, и, сам над собою произнесши суд, остановил тем суд Божий».

Нельзя исключать возможности ни первого толкования, ни второго, однако попытаемся включить «песнь Ламеха» в более широкий контекст. Семь поколений каинитян составили развитую цивилизацию, духовное средоточие которой – Каинова печать.

3) В иудаизме есть опыт такого толкования песни Ламеха, чтобы вопрос о Каиновой печати был снят. Это иудейское толкование таково. Выражение ТМ «всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» означает: «Не смейте убивать Каина! Он будет наказан после семи» поколений (Раши). Ламех убил Каина и своего оруженосца. Седьмое поколение от Адама, если считать Адама первым был Ламех. (Заметим, что считать Адама первым в череде поколений каинитов никак нельзя, Ламех же был пятое поколение после Каина.) Ламех вышел на охоту вместе с отроком. Ламех был слеп, и его лук направлял отрок. Праотец Каин к тому времени бежал из города Енох и, гонимый страхом, бродил, прятался, одевался в звериные шкуры. Отрок принял Каина за зверя, направил лук Ламеха, тот застрелил Каина, затем в гневе убил отрока. «Смерть «мужа» – Каина – для совести Ламеха «язва», а убийство отрока – «рана». О врагах бы так сказано не было»[4]. Есть и другое иудейское толкование: будто Ламех убил Каина и сына своего Тувал-Каина. Но суть одна: Каин был убит после семи, или на седьмом поколении, сбылось сказанное Господом о каиновой печати, и все, больше Каиновой печати нет, вопрос закрыт.



4) Каинова печать не исчезла со смертью Каина… «Каин» – это и личность, и общность. Смысл песни Ламеха – не победный гимн мечу, не раскаяние в предумышленном убийстве, не скорбь о невольном преступлении.

Песнь Ламеха есть осознание того, что «знамение Каина» – навеки запечатлелось на самом Ламехе, на детях его жен («Адá и Циллá, слушайте») и на всех каинитянах.

«Семьдесят раз по семь» (ТМ: «семьдесят семь раз»)[5] напечатано знамение Каина на Ламехе, поэтому убийства, которые совершил Ламех, это ему «рана» и «язва». Так ощущается «Каинова печать» в исторической общности, которая несет ее на себе. От Ламеха, который был пятым от Каина, могли ждать, что проклятие Каина на него не ляжет. Однако

При Ламехе стало ясно, что цивилизация сделала поворот на – изобретение, расширение, матриархальность, разврат и войну. Проклятие Каина навсегда останется на его потомках.

Ламех во всем поучаствовал – и косвенно, через жен и детей, и прямо, через убийство. Внутри первой, каинской цивилизации убийство приобретает какой-то новый смысл – новый вкус [6], что и отмечено в Писании первым поэтическим опусом.

Ламех – это второй Каин. Но Каин еще мог мечтать о прогрессе и желать счастья своим потомкам, Каин изобрел городскую жизнь и назвал город по имени сына своего «Енох»... Ламех уже отведал цивилизации и понимает, что не будет никакой «новой жизни»… «Новый мир» – построен, «новая жизнь» – иллюзия. «Каинова печать» – с этим надо жить, когда будущего нет.

Хочется узнать, конечно, с каким чувством была пропета эта «песня». Ведь перед нами поэзия… Поэзия, как и музыка, есть искусство амбивалентное. Вот «песнь Ламеха», – есть в ней плач, боль, страх, уныние, ужас... Есть, вместе с гордой решимостью (все решено!) – жить без Бога. «Стенающим и трясущимся будешь ты на земле», – сказал Бог Каину. В своем стенании Каин был трясущийся и решительный… Вот Ламех – стенающий: смертельное уныние и смертная решимость – один звук.

Св. Писание в великой скупости слов говорит о событиях перед Потопом. Подлинно, тут каждое слово на вес золота. И вдруг – достаточно пространная песнь Ламеха, на ней заканчивается рассказ о каинитянской цивилизации. Это ее итог. Ламеха не обманул расцвет внешних сил, изобретательство и подвиги детей Ады и Циллы, скорее, наоборот…

В кульминации Ламех увидел кончину. Не самый конец, а (что, может быть, страшнее) обреченность, кончину. Ламех увидел, что в его родовой общности смерть – есть, проклятие – есть, а жизни и будущего у каинской цивилизации нет…

Каинитяне не могут жить изолированно от сынов Божьих.

Когда Каин уходил от Адама, ему это не было ясно. Ламеху все стало ясно, и даже вполне – до «семидесяти крат седмерицею». В раю дьявол искусил первых людей: «откроются глаза ваши»; люди прошли путь грехопадения до конца, и открылись глаза их, и они познали, что наги. В истории с Каином дьявол подбил его уйти от Адама; когда потомки Каина прошли путь своей цивилизации до конца (конец – это «Ноема», дальше некуда), открылись глаза у Ламеха, и он познал, что здесь жизни нет. Как дьявол навсегда привязан к человеку, ибо «к человеку обращение его» (Быт. 4:17), так и каинитяне навсегда привязаны к сынам Божьим, им без них жизни нет.

И это важнейшая характеристика каинитян как исторической общности. Как только народ заражается духом Каина и проникается им, он в изолированном состоянии начинает вырождаться. Если не приходит вразумление, а каинская печать глубже и глубже отпечатывается на нем (как это Ламех на себе увидел), тогда народ привязывается к другому народу, одна общность – к другой общности. Каина никто не изгонял, каинитян никто не гонит по земле, а они все идут и идут… Песнь Ламеха свидетельство того, что каинитяне начали поход к сынам Божьим.

Медленно и неотвратимо мы приближаемся к этому страшному событию: когда «сыны Божии брали себе жен от дочерей человеческих», а после – Потоп.

О каинитянской цивилизации больше сказать нечего: итоги подведены. Тогда Св. Писание о том же говорит косвенно, не впрямую, и еще раз итог подводит, заходит с другой стороны, – настолько это важный предмет.

 

П

овествование переходит к сыну Адама Сифу и сыну Сифа Еносу и предлагает нам разрешить задачу. О Сифе и Еносе будет рассказано дважды: первый раз после «песни Ламеха», второй раз Сиф и Енос появятся в отдельном родословии (толдот’е) сынов Божиих (глава 5 Книги Бытия).

Есть такой прием повествования в Св. Писании – «дважды об одном», он применяется, когда мы должны на одно событие взглянуть с разных точек зрения.

Первое упоминание о Сифе и Еносе идет сразу за историей каинитов и понадобилось для того, чтобы откорректировать наше понимание каинитянской цивилизации. Св. Писание поставляет нас на точку зрения, чтобы можно было «обернуться» на каинитянское сообщество, посмотреть на него в целом. Первый рассказ о Сифе и Еносе есть, прежде всего, рассказ о Каине и каинитянах. Каинитяне – создатели первой цивилизации со всеми ее тогдашними изобретениями. А чем занимались потомки Сифа, и кто такой Сиф?

И познал Адам Еву, жену свою, и, зачавши, она родила сына и +назвала+ имя [7] ему Сиф, говоря: [Сиф,] ибо восставил мне Бог семя другое вместо Авеля, которого убил Каин.

Быт. 4:25

Вновь (см. Быт. 4:1) имя сыну нарекает Ева. Древние могли в имени человека провидеть его будущую жизнь, имя Сифа очень высокое:

в Сифе восстановился дух Авеля [8].

Имя Сиф (Шет) происходит от глагола шит – «полагать, основывать». Сиф – это «возмещение» («вместо» Авеля), «основание, утверждение» (истинного богопочитания, духа веры). Сиф – от Бога, от Сифа произойдет Спаситель. Сиф «прославился между людьми» (см. Сир. 49:16/18).

И Сифу +родился+ сын [9], и +назвал+ имя [10] ему Енос: сей [возымел] надежду призывать имя Господа Бога.

Быт. 4:26

«Енос» ― Енош, человек, слабый. Слово «Енош» имеет те же буквы в корне, что глагол со значением «быть слабым, немощным, подверженным болезням». «Енош» – синоним «адам»: «Что есть человек (енош), что Ты помнишь его, или сын человеческий (бен-адам), что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:5)

И при таком человеке: который именуется не сильный, а слабый, – началось призывание имени Божьего? Почему так? Объясняет апостол Павел.

Апостол Павел просил Господа избавить его от некоторой немощи и услышал от Господа: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Так

в человека енош – слабого «вселяется сила Христова» (2 Кор. 12:9).

Апостол Павел это испытал: «Я благоволю в немощах, в досаждениях (наглых обидах), в нуждах (крайних нуждах: ™n ¢n£gkaj), в изгнаниях, в притеснениях за Христа, ибо когда немоществую, тогда я силен» (2 Кор. 12:10). Кстати, имя «Павел» означает «малый».

 

В

греческом тексте сказано о Еносе: «сей возымел надежду призывать имя Господа Бога». Иное в ТМ: «тогда началось призывание имени Яхве (во имя Яхве)»[11]. Различие LXX и ТМ – существенное. В ТМ неизвестно, кто начал призывание имени Божьего; согласно LXX, начал Енос.

Он «возымел надежду, вознадеялся» (½lpisen) призывать имя Божие. Почему надежда поставлена в греческой Библии на первое место?

Вспомним, при каких обстоятельствах апостол Павел удостоился откровения от Бога («сила Моя совершается в немощи»). Павел был «восхищен до третьего неба», которое есть «рай», и «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». А была у Апостола немощь: ему был «дан ангел сатаны, чтобы удручать» его (kolof…zw: бить по лицу, по голове; так били Христа; ср. Мф. 26:67). Этот ангел сатаны был – «жало для плоти». Когда Апостол был на третьем небе, он не знал, «в теле он был или вне тела», но он трижды молил Господа, чтоб этот мучитель «отступил» от него.

Теперь представим, какую вражду с сатаной имел Апостол, если на третьем небе, в раю, не ведая, в теле он или нет, память – в душе и в плоти – о своем противнике, заставила его молиться об избавлении (см. 2 Кор. 12:2–10).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.