Сделай Сам Свою Работу на 5

Оптимизация слышимого: умейте услышать главное





 

Наверняка вам уже говорили, что мы запоминаем от 10 до 20 процентов от услышанного[59]. Этим можно объяснить, почему даже Конфуций – человек не самый простой – настаивал, что все, что он слышал, он забыл[60]. Утверждают также, что люди неспособны фокусировать внимание на том, что слетает с чужих уст, и сохранять это в памяти – на самом деле мы реагируем лишь на эмоциональное содержание речи, то есть на интонации. Мы больше сосредоточены на том, как, а не что люди говорят.

 

 

И это свидетельство разумности и эффективности человека. Ведь 90 процентов произносимого нами – шелуха, не имеющая отношения к делу[61]. Поэтому приобретение способности отличать значимое стоит того, чтобы потрудиться. Этот урок я усвоила из своего опыта.

Я переработала технику слушания и свела ее к нескольким удобоваримым правилам. Когда вы усвоите их и начнете им следовать, то, надеюсь, избавитесь от попыток слушать и абсорбировать все многоголосье вавилонского столпотворения. Слушать надо не все, а какие-то вполне конкретные вещи.

 

Понимание контекста – половина успеха

 

Наиболее типичными для вас как инфодудлера являются следующие ситуации: вы находитесь на лекции, совещании или конференции. Вряд ли вам приходится фиксировать информацию в аэродинамической трубе или слушать дельфинов под водой. Учитывая реалии, в которых приходится практиковаться, вам, возможно, будет утешительно узнать следующее: понимание контекста есть половина успеха в деле слушания. Если вы просто знаете, о чем идет речь, то можете настроить слух на улавливание самого важного. Инфодудлеры, всерьез относящиеся к своей работе, стараются предвосхитить контекст и содержание той информации, которую им предстоит наглядно отображать, чтобы обеспечить себе фору[62]. Если вы студент, это означает, что вы прилежно выполняете домашнее задание, назначенное в порядке подготовки к предстоящей лекции[63]. Участие в конференции подразумевает, что вы знаете темы докладов.



Что бы вы ни думали на этот счет, собрания, совещания и заседания не отличаются бесконечным многообразием типов и форм. Рискуя обидеть участников подобных мероприятий, осмелюсь утверждать, что всевозможные деловые совещания делятся на 6 основных типов[64].



1. Совещания по вопросам планирования (запуск проекта).

2. Совещания для решения проблем (генерирование идей, инновации).

3. Совещания для принятия решений (наем новых сотрудников, распределение бюджета).

5. Совещания о перспективах (определение контекста, научно-исследовательские презентации, отчет о состоянии дел, предложения по развитию проектов).

6. Совещания по вопросам оценки персонала (например, отчетные собрания, анализ достижений и успехов).

7. Комбинированные совещания (например, стратегическое планирование)[65].

 

Хорошая новость для начинающего слушателя заключается в том, что если известен тип совещания, то интересы его участников довольно предсказуемы – за исключением тех катастрофических случаев, когда никто не понимает, что происходит и что они там делают[66].

Если вам заранее известен тип совещания, вы можете соответствующим образом настроить свой слух еще до начала работы, просто напомнив себе о цели собрания. Это невероятно простое и быстрое действие – осознать, чем вам предстоит заниматься и зачем вы это делаете, – поможет вам более чутко реагировать на происходящее. Буквально за 10 секунд перед началом работы сосредоточьтесь на цели собрания и напомните себе о его контексте. Например, если совещание посвящено планированию проекта, вы знаете, что нужно прислушиваться в первую очередь к информации об этапах, заданиях, сроках, возможно, ролях и обязанностях участников. Если вас ждет отчетное собрание, вам предстоит слушать о достоинствах работников и благоприятных возможностях. Вы наверняка бывали на таких собраниях-совещаниях, и мне нет нужды распространяться. Если хотите услышать все необходимое, понимание контекста – половина успеха, поэтому постарайтесь узнать о контексте как можно больше еще до начала совещания. Подготовьте ментальный фундамент своего успеха.



 

Погружайтесь в процесс с головой

 

Итак, совещание (или лекция) начинается, и вам необходимо мобилизовать все навыки слушания, чтобы отсеивать не имеющую отношения к делу чушь. (Именно так, чушь. Мы с моей командой побывали на множестве совещаний в разных странах мира, и я могу сказать, что в большинстве организаций совещания проводятся лишь бы как и неизвестно зачем. Это универсальная болезнь, столь же распространенная, как простуда.) Призовите на помощь все методы, которые позволят вам сосредоточиться на том, что действительно имеет значение, и не растрачивать вхолостую умственную энергию, запасы которой истощаются очень быстро и которую нельзя восстановить, кроме как поев и поспав. Учитесь концентрировать внимание только на вещах, имеющих прямое отношение к целям разговора. И всегда разминайтесь, разогревайтесь перед началом работы, как это делают спортсмены[67]. Так вы сумеете избежать ненужных трат времени и энергии, гоняясь не за теми зайцами и отвлекаясь на никому не нужные мелочи.

 

Рекомендаций дудлеру, работающему на слух в режиме реального времени

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.