Перечень методических рекомендаций
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор института
гуманитарных наук
_________________ В.И. Гальцов
«____» _____________ 2015 г.
| «СОГЛАСОВАНО»
Директор департамента образовательных программ и образовательной политики
____________ Д.Г. Житиневич
«___» ___________ 2015 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Историческая поэтика»
Направление подготовки: 45.03.01 «Филология»
Профиль подготовки:
Зарубежная филология (английский язык и литература)
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Год обучения: 4
Форма обучения: очная
Калининград – 2013
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Составитель: к.филол.н., доцент кафедры зарубежной филологии и сравнительно-исторического языкознания В.В. Малащенко
РП обсуждена и утверждена на заседании кафедры зарубежной филологии и сравнительно-исторического языкознания
Протокол № ___ от «____»______________ 2013 г.
Зав. кафедрой ___________ /С.С. Ваулина/
РП одобрена методической комиссией Института гуманитарных наук, реализующим ООП по указанному направлению (профилю).
Протокол № ____ от «____»__________ 2013 г.
Председатель методической комиссии: ___________/Т.В. Цвигун/
РП пересмотрена методической комиссией Института гуманитарных наук, реализующим ООП по указанному направлению (профилю).
Протокол № ____ от «____»__________ 20___ г.
Председатель методической комиссии: ___________/Т.В. Цвигун/
Ведущий менеджер ООП ________________ (А.И. Ткаченко)
Содержание
1. Наименование дисциплины …………………………………………..……4
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы ………...4
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………………………………………………………………… 7
4. Объем дисциплины (Тематический план) ……………………………….. 10
5. Содержание дисциплины (основные разделы и темы курса) ………….. 10
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…………………………….……………………… 15
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине …………………………………………… 22
8. Список основной и дополнительной учебной литературы…………… 25
9. Список ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»…………………………………..…………………………………..…..29
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины . 29
11. Перечень информационных технологий……………..………….………42
12. Материально-техническая база………………………………………..…43
I. Пояснительная записка
1. Наименование дисциплины (модуля)
«Историческая поэтика»
2. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
2.1.Место дисциплины в структуре ООП подготовки магистров
Дисциплина «Историческая поэтика» включена в вариативную часть общепрофессионального цикла ООП бакалавриата по направлению 45.03.01 «Филология» (профиль «Зарубежная филология (английский язык и литература).
Дисциплина логически взаимосвязана с такими курсами, как «Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Сравнительное литературоведение», «Историческая поэтика», «История зарубежной литературы», «Современная зарубежная литература», «История русской литературы», «История мировой художественной культуры», «Философия» и др.
Данная рабочая программа составлена на основе типовой программы дисциплины «Историческая поэтика» (Автор: д.ф.н., проф. С.Н. Бройтман) историко- филологического факультета РГГУ (М., 1999). Программа разработана в 2008 году и в качестве базового учебника опирается на следующее учебное пособие: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Т.2. // Теория литературы: учебное пособие для студ. филологических фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2010.
Мы несколько расширили список основной учебной, справочной и дополнительной литературы, включив в него ряд монографических и справочных изданий, которые наиболее полно отражают современную научную ситуацию.
Историческая поэтика - наука, до сих пор находящаяся в процессе становления и не получившая окончательного статуса, хотя основы ее были заложены более ста лет назад великим ученым А. Н. Веселовским (1838-1906). Несмотря на исследования отечественных и зарубежных ученых, специально посвященные проблемам исторической поэтики, ее общие очертания еще только вырисовываются.
Предмет курса - история поэтики. Цель и задачи его состоят в том, чтобы на материале всемирной литературы дать студентам знания об исторических стадиях развития поэтики и ее основных категорий, а также сформировать навыки исторического подхода к фактам литературы и теоретическим понятиям, обобщающим ее опыт.
Исходя из назревших потребностей филологического образования, общий курс «Теория литературы» дифференцирован на курсы «Теоретическая поэтика» и «Историческая поэтика», изучаемые на четвертом курсе. Овладевая предметом «Теоретической поэтики», студенты знакомятся с системой литературоведческих категорий, терминов и понятий. Следующим этапом в развитии теоретических познаний студентов становится изучение происхождения и исторического развитие этой системы, что и является прерогативой «Исторической поэтики». Предложенный подход способствует дифференцированному и углубленному овладению предметом, и в то же время он опирается на авторитетную традицию отечественной науки, в недрах которой родилась новая филологическая дисциплина «Историческая поэтика», явившаяся вкладом России в мировую филологию.
Материал в программе излагается в историческом аспекте, хронологические рамки - от возникновения литературы до наших дней. Данное обстоятельство (в соответствии с целями и задачами), определило структуру курса, который мы сочли целесообразным, вслед за автором «Исторической поэтики», разделить на Введение и три основных блока, каждый из которых посвящен одной из больших стадий в истории поэтики. 1-й блок посвящен поэтике эпохи синкретизма. 2-й блок – эйдетической (традиционалистской) поэтике. 3-й блок – поэтике художественной модальности.
Каждая из этих стадий представлена как целостная эпоха художественного развития, имеющая свои исходные эстетические принципы, которые реализуются в основных теоретических понятиях: автор и герой, слово и образ, сюжет, род и жанр. В дальнейшем возможно расширение круга изучаемых категорий. В результате знакомства со сменяющими друг друга стадиями художественного развития, студенты должны получить целостную картину эволюции поэтики мировой литературы и обогатить историко-литературным содержанием уже усвоенную ими систему понятий теоретической поэтики. Они должен овладеть теоретически и практически основными понятиями исторической поэтики и уметь применять их в работе над текстом.
Основными целями и задачами курса являются, также, постижение типологии художественного творчества как соотношения формы и содержания в специфически жанрово-родовом, сюжетно-образном, композиционном и художественно-вербальном знаке; теоретическое обобщение прослушанных историко-литературных курсов; формирование навыков свободного теоретико-литературного мышления в целях дальнейшей научной работы и для общего самоутверждения.
Овладение курсом Историческая поэтика обеспечивает фундаментальную основу знаний студента-филолога в следующих общеэстетических и профессиональных компетенциях:
1. Формирование онтолого-этического и гностико-аксиологического восприятия художественной и реальной действительности.
2. Понимание значения литературного творчества и конкретных произведений в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи и человечества в целом, поскольку «единственным признаком благородства скоро станет знание литературы» (Августин Аврелий).
3. Овладение основными методами лингво-литературоведческого анализа.
4. Подготовка преподавания литературы и языка в школе или последующая профессиональная деятельность в сфере гуманитарных знаний.
Курс указанной литературы составлен с учетом требований, предъявляемых к студентам: знать необходимый минимум текстов, представлять характер времени, в которое они создавались, уметь их анализировать. При этом особенно важно уяснить происхождение и историческое развитие системы литературоведческих категорий, терминов и понятий, основные тенденции, закономерности и своеобразие развития русской и мировой литератур в тот или иной даже небольшой период в отдельной западноевропейской стране. Необходимо выработать целенаправленное постижение типологии художественного творчества как соотношения формы и содержания в специфически жанрово-родовом, сюжетно-образном, композиционном и художественно-вербальном знаке.
Студент должен обладать филологическим мышлением, быть готовым к самостоятельной научно-исследовательской деятельности и владеть навыками информационного поиска.
2.2. Цель и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся профессиональных компетенций в части, предусмотренной настоящей рабочей программой.
Главная цель курса - на материале всемирной литературы дать студентам знания об исторических стадиях развития поэтики и ее основных категорий и сформировать навыки исторического подхода к фактам литературы и теоретическим понятиям, обобщающим ее опыт.
Задачами изучения дисциплины «Историческая поэтика» являются:
- формирование у будущих специалистов целостного представления о месте исторической поэтики в современной системе гуманитарного знания и основных этапах её развития;
- постижение студентами типологии художественного творчества как соотношения формы и содержания в специфически жанрово-родовом, сюжетно-образном, композиционном и художественно-вербальном знаке;
- знакомство со сменяющими друг друга стадиями художественного развития;
- овладение научным метаязыком, исследовательским подходом и важнейшими категориями исторической поэтики;
- знакомство с отечественными и мировыми традициями и достижениями исторической поэтики;
- изучение широкого социально-исторического и культурологического контекста, развитие навыков ведения свободной дискуссии по актуальным проблемам развития современной культуры;
- теоретическое обобщение прослушанных историко-литературных курсов.
Знания и навыки, полученные в рамках данной дисциплины, имеют методологический характер и большую практическую ценность, поскольку позволяют студенту освоить современные практики анализа текста художественного произведения.
2.3. Объем дисциплины (модуля)
Количество академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем
| Лекции
| 26 ч.
| Лабораторные
| ‒
| Практические
| -
| Контролируемая самостоятельная работа
| 1 ч.
| Часов аудиторных занятий, всего
| 27 ч.
| Самостоятельная работа
| 45 ч.
| Часов, всего
| 72 ч.
| Зачетных единиц, всего
| 2 ЗЕ
| 3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
В результате изучения дисциплины студент должен достичь следующих результатов:
Результаты обучения по дисциплине
| Компетенции
| Код
| Содержание
| Знать:
историю и теорию исторической поэтики в ее основных этапах и положениях;
научные категории и понятийный минимум, необходимые для усвоения данной дисциплины;
современную научную методологию и методы исследования литературного произведения и литературного процесса
| ОК-7
| Способность к самоорганизации и самообразованию.
| ОПК-3
| Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных.
| ОПК-4
| Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
| ПК-3
| Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем.
| ПК-9
| Владеть базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов.
| ПК-15
| Понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом
| связь курса с другими гуманитарными дисциплинами; круг проблем, в ряду которых находятся проблемы и вопросы данного курса;
обязательные блоки и разделы курса;
важнейшие концепции теории и истории литературы; основные методологические проблемы современной филологии.
| ОК-7
| Способность к самоорганизации и самообразованию.
| ОПК-3
| Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных.
| ОПК-4
| Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
| ПК-3
| Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем.
| ПК-9
| Владеть базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов.
| ПК-15
| Понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом
| Уметь:
свободно ориентироваться в современных литературоведческих концепциях;
постигать смысл художественных текстов через анализ их структуры;
оперировать современным терминологическим аппаратом; работать с научным и художественным текстом;
расширять и углублять знания на основе самостоятельного изучения специальной литературы;
использовать полученные знания по дисциплине в будущей профессиональной дея-тельности.
| ОК-7
| Способность к самоорганизации и самообразованию.
| ОПК-3
| Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных.
| ОПК-4
| Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
| ПК-3
| Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем.
| ПК-9
| Владеть базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов.
| ПК-15
| Понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом
| Владеть:
современным понятийно-терминологическим аппаратом;
собственным комплексным представлением об исторической поэтике.
| ОК-7
| Способность к самоорганизации и самообразованию.
| ОПК-3
| Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных.
| ОПК-4
| Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
| ПК-3
| Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем.
| ПК-9
| Владеть базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов.
| ПК-15
| Понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом
|
4. Объем дисциплины (Тематический план)
Темы (разделы)
| Количество часов
| Аудиторные занятия
| Сам. работа
| Всего ауд.
| в том числе
| Лек.
| Лаб.
| Пр.
| КСР
| 4 курс VIII семестр
| Тема 1.1. Введение. Историческая поэтика. Предмет, метод и периодизация исторической поэтики.
|
|
| —
| —
| —
|
| Тема 2. Блок 1. Поэтика эпохи синкретизма.
1. Синкретизм как художественный принцип. 2. Субъектная структура эстетического объекта.
|
|
| —
| —
| —
|
| Тема 3. 3. Словесный образ. 4. Сюжет.
|
|
| —
| —
|
|
| Тема 4. 5. Литературные роды. 6. Жанры.
|
|
| —
| —
| —
|
| Тема 5. Блок 2. Эйдетическая (традиционалистская) поэтика. 1. Художественные принципы эйдетической поэтики.
|
|
| —
| —
| —
|
| Тема 6. 2. Субъектная сфера. 3. Словесный образ.
|
|
| —
| —
| —
|
| Тема 7. 4. Сюжет. 5. Жанры.
|
|
| —
| —
| —
|
| Тема 8. 6. Завершение эйдетической поэтики.
|
|
| —
| —
| —
|
| Тема 9. Блок 3. Поэтика художественной модальности. 1. Принципы поэтики художественной модальности.
|
|
| —
| —
| —
|
| Тема 10. 2. Субъектная сфера.
|
|
| —
| —
| —
|
| Тема 11. 3. Словесный образ.
|
|
| —
| —
| —
|
| Тема 12. 4. Сюжет.
|
|
| —
| —
| —
|
| Тема 13. 5. Деканонизация жанров.
|
|
| —
| —
| —
|
| Итого часов
|
|
| —
| —
|
|
| Итоговый контроль
|
| | Всего по дисциплине
| часов
|
| | ЗЕ
|
| | 5. Содержание дисциплины (основные разделы и темы курса)
№ п/п
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| 1.
| Тема 1.1. Введение. Историческая поэтика. Предмет, метод и периодизация исторической поэтики.
| Предпосылки возникновения данной научной дисциплины. А.Н. Веселовский - основатель исторической поэтики. Сравнительно-исторический метод А.Н. Веселовского. Методология исследований в работах А.А. Потебни, О.М. Фрейденберг, М.М. Бахтина. Методология в современных работах по исторической поэтике (Вяч.Вс. Иванова, В.Н. Топорова, С.С. Аверинцева, Е.М. Мелетинского, А.В. Михайлова, П.А. Гринцера и др.). Проблемы периодизации. «Большое время» исторической поэтики и выделяемые ею 3 стадии развития мировой литературы: эпоха синкретизма (дорефлексивного традиционализма), эйдетическая поэтика (эпоха риторики или рефлексивного традиционализма) и поэтика художественной модальности (эпоха индивидуально-творческой (неканонической) поэтики.
| 2.
| Тема 2. Блок 1. Поэтика эпохи синкретизма.
1. Синкретизм как художественный принцип. 2. Субъектная структура эстетического объекта.
| Поэтика эпохи синкретизма (дорефлексивного традиционализма). 1. Временная локализация стадии синкретизма в мировой литературе. Принцип синкретизма и его действие в мировосприятии, мышлении, культуре и искусстве. 2. Субъектная сфера в поэтике эпохи синкретизма и формы его отражения в фольклоре. Синкретизм автора и героя. Архаические и сакральные формы речеведения. Пение как архаическая форма «высказывания» и его историческая семантика. Донарративные формы высказывания и рождение наррации. Прямая речь и нерасчлененность в ней функций автора и героя. Постепенное развитие шаблона косвенной речи и появление «рассказа», разделение субъекта и объекта, автора и героя. «Неосознанное авторство» эпохи синкретизма. Эволюция авторства: от певца к поэту. Архаические формы героя. Совпадение героя и его поступков. Появление образа-характеристики.
| 3.
| Тема 3. 3. Словесный образ. 4. Сюжет.
| Субстациональная модальность синкретического (мифологического) слова. Неразличение слова и обозначаемого им предмета. Образный синкретизм и его исторические формы. Кумуляция и параллелизм. Начало разложения образного синкретизма и рождение тропа. Архаические формы тропа как «иное сказывание» (О.М. Фрейденберг). Соотношение тропа с кумуляцией и параллелизмом. Историческая семантика тропа и роль этого образного языка в последующие эпохи поэтики. Сюжет в эпоху синкретизма. Кумулятивный сюжет и принципы его организации. Рудименты кумулятивного сюжета в классическом эпосе (сюжетная семантика «Одиссеи» в трактовке О.М. Фрейденберг). Переход от кумулятивного сюжета к циклическому. Первоначальная кумулятивная связь мотивов и более поздняя циклическая организация их. Циклический сюжет и принципы его организации. Связь циклического сюжета и мифа. Вегетативный и солярный варианты циклического сюжета. Циклический сюжет в эпической драме и волшебной сказке. Соотношение циклического и кумулятивного сюжетов в эпоху синкретизма. Позднейшая историческая судьба двух архетипических сюжетных форм.
| 4.
| Тема 4. 5. Литературные роды. 6. Жанры.
| Синкретизм литературных родов. Разложение синкретизма и начало дифференциации поэтических родов. Лиро-эпические песни, соотношение в них повествовательного и лирического начал. Ранние формы эпоса. Эпическая поэма. Эпическое событие. Симметрия в эпической поэме и ее семантика. Сюжет эпической поэмы. Жанровое своеобразие волшебной сказки. Выделение лирики из обрядового синкретизма. Обрядовая и необрядовая лирика. Дифференциация лирических жанров. Драма и ее выделение из родового синкретизма. Корифей, хор и актер в драме. Драматический сюжет. Дифференциация драматических жанров.
| 5.
| Тема 5. Блок 2. Эйдетическая (традиционалистская) поэтика. 1. Художественные принципы эйдетической поэтики.
| Эйдетическая поэтика(эпоха риторики или рефлексивного традиционализма). 1. Временная локализация стадии эйдетической (традиционалистской, риторической) поэтики в мировой литературе. Принцип различения в эйдетической поэтике и границы его действия. Своеобразие рефлексивной процедуры в европейской и восточной (индийской и китайско-японской традиции). Неполная дифференциация «идеи» и «образа» при акцентировании «идеи» и редукции «образа». Развитие чувства личности в эпоху риторики и его границы. Самосознание литературы, рождение науки о литературе, первые поэтики и риторики. Роль канона в эйдетической поэтике. Классицизм как возрождение и завершение канона этой эпохи.
| 6.
| Тема 6. 2. Субъектная сфера. 3. Словесный образ.
| 2. Субъектная сфера в эйдетической поэтике. Принцип различения и следы синкретизма в субъектной сфере. Эволюция авторства. Автор и герой. Эволюция героя. От образа- характеристики к образу- характеру. Целостность и индивидуальность характера. Саморазвитие характера. 3. Слово и образ в эйдетической поэтике. Риторическое и мифологическое слово. Самосознание риторического слова в поэтиках и риториках. Теория тропов и фигур в античной традиции. Своеобразие образных принципов в разных поэтических традициях мировой литературы.
| 7.
| Тема 7. 4. Сюжет. 5. Жанры.
| 4. Сюжет в эйдетической поэтике. «Готовый сюжет» эйдетической эпохи. Соотношение кумулятивного и циклического сюжетов в сборниках сказок и новелл. От сюжета-мотива к сюжету-ситуации. Аллегорический и символический сюжет. Принцип сюжетной неопределенности. Зарождение метасюжета и метаповествования. 5. Роды и жанры в эйдетической поэтике. Жанровое мышление. Формирование жанровых канонов и процесс «затвердения» жанра. Устойчивое и изменчивое в канонических жанрах. Роман как маргинальный жанр в эйдетической поэтике. Эволюция романа. Эпос и роман. Незавершенное настоящее в романе. Рождение метароманной структуры. «Дон Кихот» М. Сервантеса как «роман романа».
| 8.
| Тема 8. 6. Завершение эйдетической поэтики.
| Два этапа в истории эйдетической поэтики. Эпоха Возрождения и начало утверждения самоценности жизни и человека. Воздействие народно-смеховой культуры на литературу. Идея становления и ее формы в романе «Гаргантюа и Пантагрюэле» Ф.Рабле. Рождение сюжета-ситуации в «Декамероне» Д. Боккаччо. Изменение традиционного соотношения «идеи» и «жизни» в романе Сервантеса. Идея и «тайна» у Шекспира в свете исторической поэтики.
| 9.
| Тема 9. Блок 3. Поэтика художественной модальности. 1. Принципы поэтики художественной модальности.
| Поэтика художественной модальности (эпоха индивидуально-творческой (неканонической) поэтики). 1. Становление поэтики художественной модальности. Идея самоценной и автономной личности. Реакция на рационализм в поэтике сентиментализма. Начало размыкания монологических моделей в литературе и культуре. Эстетическая установка на оригинальность и борьба против «правил» канонического искусства в литературном процессе. Принципы становления, «неопределенности» и «возможности» в поэтике романтизма. Роль литературной критики. Реализм как неканоническое литературное направление. Кратчайшая формула реализма: «Никакого предрассудка любимой мысли. Свобода» (А.С. Пушкин) и ее эстетический смысл. Реализм как искусство, правила которого не даны до начала «игры», а создаются в процессе самой «игры» (Ю.М. Лотман).
| 10.
| Тема 10. 2. Субъектная сфера.
| Автор в поэтике художественной модальности. Обращенность автора к герою и возникновение диалогической речи. Автор и герой в прозе. Кризис монологического авторства. Превращение героя из объекта в субъекта художественного события. Возрастание автономности и повышение статуса героя. Образ-личность и его отличие от образа-характера. Новые формы отношения автора и героя. Объективное и многосубъектное повествование. Несобственная прямая речь, внутренний монолог и поток сознания. Автор и герой в поэзии. Автор и герой в ролевой лирике. Природа лирического «я». Лирический герой. Субъектный неосинкретизм в неканонической лирике и его художественные функции. Субъектная структура неканонической поэзии.
| 11.
| Тема 11. 3. Словесный образ.
| Диалогичность прозаического слова. Двуголосое слово в прозе. Рождение «простого» (нестилевого) слова в поэзии. «Простое» и «прозаическое» слово как третий исторический тип слова (наряду с мифологическим и риторическим). Самоценность слова в поэзии. Эволюция тропеического образного языка в поэтике художественной модальности. Соотношение компаративного и бытийного планов в образе. Идея «соответствий» и образный неосинкретизм. Новая жизнь архаических образных языков кумуляции и параллелизма. Взаимоосвещение исторических образных языков (кумуляции, параллелизма, тропа) и «простого» слова в неканонической поэтике. Поэтическая модальность как отношение образных языков. Метаобразные структуры. Самоценность и «субъектность» образа. Образ как порождающее новые образы устройство (В.Н. Топоров).
| 12.
| Тема 12. 4. Сюжет.
| «Готовый сюжет» эйдетической эпохи и «новый» сюжет. Сюжет-ситуация и его неканонический характер. Индивидуальность в сюжете. Внешнее и внутреннее действие в сюжете. Принцип сюжетной неопределенности. Реальный и возможный сюжеты. Рождение неокумулятивного сюжета. Исторические типы сюжета и их взаимоосвещение в неканонической поэтике. Метасюжетные структуры.
| 13.
| Тема 13. 5. Деканонизация жанров.
| Деканонизация жанров и роль романа в этом процессе. Своеобразие неканонических жанров по сравнению с каноническими. «Внутренняя мера» в неканонических жанрах. Роман как неканонический жанр. Неканоническая поэма. Неканоническая баллада. Деканонизация драмы. Неканонические жанры в лирике и диалог жанровых «идей» в неканонических жанрах. Метажанровые образования.
| 5.1. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине
С целью реализации компетентностного подхода предусмотрено использование в учебном процессе следующих форм и методов личностно-ориентированных образовательных технологий:
1. В лекционном курсе:
— информативная лекция;
— проблемная лекция;
— лекция-беседа (лекции-диалога).
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине
Перечень методических рекомендаций
№
| Название
| Автор
| Точка доступа
|
| Методические рекомендации по написанию контрольной работы
| Малащенко В.В.
| УМК «Историческая поэтика»
|
| Методические рекомендации по изучению дисциплины
| Малащенко В.В.
| УМК «Историческая поэтика»
|
| Историческая поэтика. Т.2. // Теория литературы: учебн. пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. заведений: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2010.
| Бройтман С.Н.
| Библиотека БФУ им. И. Канта: НА, ч. з. N 4.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|