Сделай Сам Свою Работу на 5

Перечень методических рекомендаций





ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

«УТВЕРЖДАЮ» Директор института гуманитарных наук _________________ В.И. Гальцов «____» _____________ 2015 г.   «СОГЛАСОВАНО» Директор департамента образовательных программ и образовательной политики ____________ Д.Г. Житиневич «___» ___________ 2015 г.    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине «Историческая поэтика»

 

Направление подготовки: 45.03.01 «Филология»

Профиль подготовки:

Зарубежная филология (английский язык и литература)

 

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Год обучения: 4

 

Форма обучения: очная

 

Калининград – 2013

 

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Составитель: к.филол.н., доцент кафедры зарубежной филологии и сравнительно-исторического языкознания В.В. Малащенко

 

РП обсуждена и утверждена на заседании кафедры зарубежной филологии и сравнительно-исторического языкознания

Протокол № ___ от «____»______________ 2013 г.

Зав. кафедрой ___________ /С.С. Ваулина/

 

 

РП одобрена методической комиссией Института гуманитарных наук, реализующим ООП по указанному направлению (профилю).

Протокол № ____ от «____»__________ 2013 г.



Председатель методической комиссии: ___________/Т.В. Цвигун/

 

 

РП пересмотрена методической комиссией Института гуманитарных наук, реализующим ООП по указанному направлению (профилю).

Протокол № ____ от «____»__________ 20___ г.

Председатель методической комиссии: ___________/Т.В. Цвигун/

 

 

Ведущий менеджер ООП ________________ (А.И. Ткаченко)

 

Содержание

1. Наименование дисциплины …………………………………………..……4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы ………...4

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………………………………………………………………… 7

4. Объем дисциплины (Тематический план) ……………………………….. 10

5. Содержание дисциплины (основные разделы и темы курса) ………….. 10

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…………………………….……………………… 15

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине …………………………………………… 22



8. Список основной и дополнительной учебной литературы…………… 25

9. Список ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»…………………………………..…………………………………..…..29

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины . 29

11. Перечень информационных технологий……………..………….………42

12. Материально-техническая база………………………………………..…43

 

I. Пояснительная записка

1. Наименование дисциплины (модуля)

«Историческая поэтика»

2. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

2.1.Место дисциплины в структуре ООП подготовки магистров

Дисциплина «Историческая поэтика» включена в вариативную часть общепрофессионального цикла ООП бакалавриата по направлению 45.03.01 «Филология» (профиль «Зарубежная филология (английский язык и литература).

Дисциплина логически взаимосвязана с такими курсами, как «Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Сравнительное литературоведение», «Историческая поэтика», «История зарубежной литературы», «Современная зарубежная литература», «История русской литературы», «История мировой художественной культуры», «Философия» и др.

Данная рабочая программа составлена на основе типовой программы дисциплины «Историческая поэтика» (Автор: д.ф.н., проф. С.Н. Бройтман) историко- филологического факультета РГГУ (М., 1999). Программа разработана в 2008 году и в качестве базового учебника опирается на следующее учебное пособие: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Т.2. // Теория литературы: учебное пособие для студ. филологических фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2010.



Мы несколько расширили список основной учебной, справочной и дополнительной литературы, включив в него ряд монографических и справочных изданий, которые наиболее полно отражают современную научную ситуацию.

Историческая поэтика - наука, до сих пор находящаяся в процессе становления и не получившая окончательного статуса, хотя основы ее были заложены более ста лет назад великим ученым А. Н. Веселовским (1838-1906). Несмотря на исследования отечественных и зарубежных ученых, специально посвященные проблемам исторической поэтики, ее общие очертания еще только вырисовываются.

Предмет курса - история поэтики. Цель и задачи его состоят в том, чтобы на материале всемирной литературы дать студентам знания об исторических стадиях развития поэтики и ее основных категорий, а также сформировать навыки исторического подхода к фактам литературы и теоретическим понятиям, обобщающим ее опыт.

Исходя из назревших потребностей филологического образования, общий курс «Теория литературы» дифференцирован на курсы «Теоретическая поэтика» и «Историческая поэтика», изучаемые на четвертом курсе. Овладевая предметом «Теоретической поэтики», студенты знакомятся с системой литературоведческих категорий, терминов и понятий. Следующим этапом в развитии теоретических познаний студентов становится изучение происхождения и исторического развитие этой системы, что и является прерогативой «Исторической поэтики». Предложенный подход способствует дифференцированному и углубленному овладению предметом, и в то же время он опирается на авторитетную традицию отечественной науки, в недрах которой родилась новая филологическая дисциплина «Историческая поэтика», явившаяся вкладом России в мировую филологию.

Материал в программе излагается в историческом аспекте, хронологические рамки - от возникновения литературы до наших дней. Данное обстоятельство (в соответствии с целями и задачами), определило структуру курса, который мы сочли целесообразным, вслед за автором «Исторической поэтики», разделить на Введение и три основных блока, каждый из которых посвящен одной из больших стадий в истории поэтики. 1-й блок посвящен поэтике эпохи синкретизма. 2-й блок – эйдетической (традиционалистской) поэтике. 3-й блок – поэтике художественной модальности.

Каждая из этих стадий представлена как целостная эпоха художественного развития, имеющая свои исходные эстетические принципы, которые реализуются в основных теоретических понятиях: автор и герой, слово и образ, сюжет, род и жанр. В дальнейшем возможно расширение круга изучаемых категорий. В результате знакомства со сменяющими друг друга стадиями художественного развития, студенты должны получить целостную картину эволюции поэтики мировой литературы и обогатить историко-литературным содержанием уже усвоенную ими систему понятий теоретической поэтики. Они должен овладеть теоретически и практически основными понятиями исторической поэтики и уметь применять их в работе над текстом.

Основными целями и задачами курса являются, также, постижение типологии художественного творчества как соотношения формы и содержания в специфически жанрово-родовом, сюжетно-образном, композиционном и художественно-вербальном знаке; теоретическое обобщение прослушанных историко-литературных курсов; формирование навыков свободного теоретико-литературного мышления в целях дальнейшей научной работы и для общего самоутверждения.

Овладение курсом Историческая поэтика обеспечивает фундаментальную основу знаний студента-филолога в следующих общеэстетических и профессиональных компетенциях:

1. Формирование онтолого-этического и гностико-аксиологического восприятия художественной и реальной действительности.

2. Понимание значения литературного творчества и конкретных произведений в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи и человечества в целом, поскольку «единственным признаком благородства скоро станет знание литературы» (Августин Аврелий).

3. Овладение основными методами лингво-литературоведческого анализа.

4. Подготовка преподавания литературы и языка в школе или последующая профессиональная деятельность в сфере гуманитарных знаний.

Курс указанной литературы составлен с учетом требований, предъяв­ляемых к студентам: знать необходимый минимум текстов, представлять характер времени, в которое они создавались, уметь их анализировать. При этом особенно важно уяснить происхождение и историческое развитие системы литературоведческих категорий, терминов и понятий, основные тенденции, закономерности и своеобразие развития русской и мировой литератур в тот или иной даже небольшой период в отдельной запад­ноевропейской стране. Необходимо выработать целенаправленное постижение типологии художественного творчества как соотношения формы и содержания в специфически жанрово-родовом, сюжетно-образном, композиционном и художественно-вербальном знаке.

Студент должен обладать филологическим мышлением, быть готовым к самостоятельной научно-исследовательской деятельности и владеть навыками информационного поиска.

 

2.2. Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся профессиональных компетенций в части, предусмотренной настоящей рабочей программой.

Главная цель курса - на материале всемирной литературы дать студентам знания об исторических стадиях развития поэтики и ее основных категорий и сформировать навыки исторического подхода к фактам литературы и теоретическим понятиям, обобщающим ее опыт.

Задачами изучения дисциплины «Историческая поэтика» являются:

- формирование у будущих специалистов целостного представления о месте исторической поэтики в современной системе гуманитарного знания и основных этапах её развития;

- постижение студентами типологии художественного творчества как соотношения формы и содержания в специфически жанрово-родовом, сюжетно-образном, композиционном и художественно-вербальном знаке;

- знакомство со сменяющими друг друга стадиями художественного развития;

- овладение научным метаязыком, исследовательским подходом и важнейшими категориями исторической поэтики;

- знакомство с отечественными и мировыми традициями и достижениями исторической поэтики;

- изучение широкого социально-исторического и культурологического контекста, развитие навыков ведения свободной дискуссии по актуальным проблемам развития современной культуры;

- теоретическое обобщение прослушанных историко-литературных курсов.

Знания и навыки, полученные в рамках данной дисциплины, имеют методологический характер и большую практическую ценность, поскольку позволяют студенту освоить современные практики анализа текста художественного произведения.

2.3. Объем дисциплины (модуля)

Количество академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем
Лекции 26 ч.
Лабораторные
Практические -
Контролируемая самостоятельная работа 1 ч.
Часов аудиторных занятий, всего 27 ч.
Самостоятельная работа 45 ч.
Часов, всего 72 ч.
Зачетных единиц, всего 2 ЗЕ

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

В результате изучения дисциплины студент должен достичь следующих результатов:

Результаты обучения по дисциплине Компетенции
Код Содержание
Знать: историю и теорию исторической поэтики в ее основных этапах и положениях; научные категории и понятийный минимум, необходимые для усвоения данной дисциплины; современную научную методологию и методы исследования литературного произведения и литературного процесса ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию.
ОПК-3 Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных.
ОПК-4 Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
ПК-3 Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем.
ПК-9 Владеть базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов.
ПК-15 Понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом
связь курса с другими гуманитарными дисциплинами; круг проблем, в ряду которых находятся проблемы и вопросы данного курса; обязательные блоки и разделы курса; важнейшие концепции теории и истории литературы; основные методологические проблемы современной филологии. ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию.
ОПК-3 Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных.
ОПК-4 Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
ПК-3 Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем.
ПК-9 Владеть базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов.
ПК-15 Понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом
Уметь: свободно ориентироваться в современных литературоведческих концепциях; постигать смысл художественных текстов через анализ их структуры; оперировать современным терминологическим аппаратом; работать с научным и художественным текстом; расширять и углублять знания на основе самостоятельного изучения специальной литературы; использовать полученные знания по дисциплине в будущей профессиональной дея-тельности. ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию.
ОПК-3 Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных.
ОПК-4 Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
ПК-3 Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем.
ПК-9 Владеть базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов.
ПК-15 Понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом
Владеть: современным понятийно-терминологическим аппаратом; собственным комплексным представлением об исторической поэтике. ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию.
ОПК-3 Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных.
ОПК-4 Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
ПК-3 Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем.
ПК-9 Владеть базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов.
ПК-15 Понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом

 

4. Объем дисциплины (Тематический план)

Темы (разделы) Количество часов
Аудиторные занятия Сам. работа
Всего ауд. в том числе
Лек. Лаб. Пр. КСР
4 курс VIII семестр
Тема 1.1. Введение. Историческая поэтика. Предмет, метод и периодизация исторической поэтики.
Тема 2. Блок 1. Поэтика эпохи синкретизма. 1. Синкретизм как художественный принцип. 2. Субъектная структура эстетического объекта.
Тема 3. 3. Словесный образ. 4. Сюжет.
Тема 4. 5. Литературные роды. 6. Жанры.
Тема 5. Блок 2. Эйдетическая (традиционалистская) поэтика. 1. Художественные принципы эйдетической поэтики.
Тема 6. 2. Субъектная сфера. 3. Словесный образ.
Тема 7. 4. Сюжет. 5. Жанры.
Тема 8. 6. Завершение эйдетической поэтики.
Тема 9. Блок 3. Поэтика художественной модальности. 1. Принципы поэтики художественной модальности.
Тема 10. 2. Субъектная сфера.
Тема 11. 3. Словесный образ.
Тема 12. 4. Сюжет.
Тема 13. 5. Деканонизация жанров.
Итого часов
Итоговый контроль    
Всего по дисциплине часов  
ЗЕ  

5. Содержание дисциплины (основные разделы и темы курса)

№ п/п Наименование раздела Содержание раздела
1. Тема 1.1. Введение. Историческая поэтика. Предмет, метод и периодизация исторической поэтики. Предпосылки возникновения данной научной дисциплины. А.Н. Веселовский - основатель исторической поэтики. Сравнительно-исторический метод А.Н. Веселовского. Методология исследований в работах А.А. Потебни, О.М. Фрейденберг, М.М. Бахтина. Методология в современных работах по исторической поэтике (Вяч.Вс. Иванова, В.Н. Топорова, С.С. Аверинцева, Е.М. Мелетинского, А.В. Михайлова, П.А. Гринцера и др.). Проблемы периодизации. «Большое время» исторической поэтики и выделяемые ею 3 стадии развития мировой литературы: эпоха синкретизма (дорефлексивного традиционализма), эйдетическая поэтика (эпоха риторики или рефлексивного традиционализма) и поэтика художественной модальности (эпоха индивидуально-творческой (неканонической) поэтики.
2. Тема 2. Блок 1. Поэтика эпохи синкретизма. 1. Синкретизм как художественный принцип. 2. Субъектная структура эстетического объекта. Поэтика эпохи синкретизма (дорефлексивного традиционализма). 1. Временная локализация стадии синкретизма в мировой литературе. Принцип синкретизма и его действие в мировосприятии, мышлении, культуре и искусстве. 2. Субъектная сфера в поэтике эпохи синкретизма и формы его отражения в фольклоре. Синкретизм автора и героя. Архаические и сакральные формы речеведения. Пение как архаическая форма «высказывания» и его историческая семантика. Донарративные формы высказывания и рождение наррации. Прямая речь и нерасчлененность в ней функций автора и героя. Постепенное развитие шаблона косвенной речи и появление «рассказа», разделение субъекта и объекта, автора и героя. «Неосознанное авторство» эпохи синкретизма. Эволюция авторства: от певца к поэту. Архаические формы героя. Совпадение героя и его поступков. Появление образа-характеристики.
3. Тема 3. 3. Словесный образ. 4. Сюжет. Субстациональная модальность синкретического (мифологического) слова. Неразличение слова и обозначаемого им предмета. Образный синкретизм и его исторические формы. Кумуляция и параллелизм. Начало разложения образного синкретизма и рождение тропа. Архаические формы тропа как «иное сказывание» (О.М. Фрейденберг). Соотношение тропа с кумуляцией и параллелизмом. Историческая семантика тропа и роль этого образного языка в последующие эпохи поэтики. Сюжет в эпоху синкретизма. Кумулятивный сюжет и принципы его организации. Рудименты кумулятивного сюжета в классическом эпосе (сюжетная семантика «Одиссеи» в трактовке О.М. Фрейденберг). Переход от кумулятивного сюжета к циклическому. Первоначальная кумулятивная связь мотивов и более поздняя циклическая организация их. Циклический сюжет и принципы его организации. Связь циклического сюжета и мифа. Вегетативный и солярный варианты циклического сюжета. Циклический сюжет в эпической драме и волшебной сказке. Соотношение циклического и кумулятивного сюжетов в эпоху синкретизма. Позднейшая историческая судьба двух архетипических сюжетных форм.
4. Тема 4. 5. Литературные роды. 6. Жанры. Синкретизм литературных родов. Разложение синкретизма и начало дифференциации поэтических родов. Лиро-эпические песни, соотношение в них повествовательного и лирического начал. Ранние формы эпоса. Эпическая поэма. Эпическое событие. Симметрия в эпической поэме и ее семантика. Сюжет эпической поэмы. Жанровое своеобразие волшебной сказки. Выделение лирики из обрядового синкретизма. Обрядовая и необрядовая лирика. Дифференциация лирических жанров. Драма и ее выделение из родового синкретизма. Корифей, хор и актер в драме. Драматический сюжет. Дифференциация драматических жанров.
5. Тема 5. Блок 2. Эйдетическая (традиционалистская) поэтика. 1. Художественные принципы эйдетической поэтики. Эйдетическая поэтика(эпоха риторики или рефлексивного традиционализма). 1. Временная локализация стадии эйдетической (традиционалистской, риторической) поэтики в мировой литературе. Принцип различения в эйдетической поэтике и границы его действия. Своеобразие рефлексивной процедуры в европейской и восточной (индийской и китайско-японской традиции). Неполная дифференциация «идеи» и «образа» при акцентировании «идеи» и редукции «образа». Развитие чувства личности в эпоху риторики и его границы. Самосознание литературы, рождение науки о литературе, первые поэтики и риторики. Роль канона в эйдетической поэтике. Классицизм как возрождение и завершение канона этой эпохи.
6. Тема 6. 2. Субъектная сфера. 3. Словесный образ. 2. Субъектная сфера в эйдетической поэтике. Принцип различения и следы синкретизма в субъектной сфере. Эволюция авторства. Автор и герой. Эволюция героя. От образа- характеристики к образу- характеру. Целостность и индивидуальность характера. Саморазвитие характера. 3. Слово и образ в эйдетической поэтике. Риторическое и мифологическое слово. Самосознание риторического слова в поэтиках и риториках. Теория тропов и фигур в античной традиции. Своеобразие образных принципов в разных поэтических традициях мировой литературы.
7. Тема 7. 4. Сюжет. 5. Жанры. 4. Сюжет в эйдетической поэтике. «Готовый сюжет» эйдетической эпохи. Соотношение кумулятивного и циклического сюжетов в сборниках сказок и новелл. От сюжета-мотива к сюжету-ситуации. Аллегорический и символический сюжет. Принцип сюжетной неопределенности. Зарождение метасюжета и метаповествования. 5. Роды и жанры в эйдетической поэтике. Жанровое мышление. Формирование жанровых канонов и процесс «затвердения» жанра. Устойчивое и изменчивое в канонических жанрах. Роман как маргинальный жанр в эйдетической поэтике. Эволюция романа. Эпос и роман. Незавершенное настоящее в романе. Рождение метароманной структуры. «Дон Кихот» М. Сервантеса как «роман романа».
8. Тема 8. 6. Завершение эйдетической поэтики. Два этапа в истории эйдетической поэтики. Эпоха Возрождения и начало утверждения самоценности жизни и человека. Воздействие народно-смеховой культуры на литературу. Идея становления и ее формы в романе «Гаргантюа и Пантагрюэле» Ф.Рабле. Рождение сюжета-ситуации в «Декамероне» Д. Боккаччо. Изменение традиционного соотношения «идеи» и «жизни» в романе Сервантеса. Идея и «тайна» у Шекспира в свете исторической поэтики.
9. Тема 9. Блок 3. Поэтика художественной модальности. 1. Принципы поэтики художественной модальности. Поэтика художественной модальности (эпоха индивидуально-творческой (неканонической) поэтики). 1. Становление поэтики художественной модальности. Идея самоценной и автономной личности. Реакция на рационализм в поэтике сентиментализма. Начало размыкания монологических моделей в литературе и культуре. Эстетическая установка на оригинальность и борьба против «правил» канонического искусства в литературном процессе. Принципы становления, «неопределенности» и «возможности» в поэтике романтизма. Роль литературной критики. Реализм как неканоническое литературное направление. Кратчайшая формула реализма: «Никакого предрассудка любимой мысли. Свобода» (А.С. Пушкин) и ее эстетический смысл. Реализм как искусство, правила которого не даны до начала «игры», а создаются в процессе самой «игры» (Ю.М. Лотман).
10. Тема 10. 2. Субъектная сфера. Автор в поэтике художественной модальности. Обращенность автора к герою и возникновение диалогической речи. Автор и герой в прозе. Кризис монологического авторства. Превращение героя из объекта в субъекта художественного события. Возрастание автономности и повышение статуса героя. Образ-личность и его отличие от образа-характера. Новые формы отношения автора и героя. Объективное и многосубъектное повествование. Несобственная прямая речь, внутренний монолог и поток сознания. Автор и герой в поэзии. Автор и герой в ролевой лирике. Природа лирического «я». Лирический герой. Субъектный неосинкретизм в неканонической лирике и его художественные функции. Субъектная структура неканонической поэзии.
11. Тема 11. 3. Словесный образ. Диалогичность прозаического слова. Двуголосое слово в прозе. Рождение «простого» (нестилевого) слова в поэзии. «Простое» и «прозаическое» слово как третий исторический тип слова (наряду с мифологическим и риторическим). Самоценность слова в поэзии. Эволюция тропеического образного языка в поэтике художественной модальности. Соотношение компаративного и бытийного планов в образе. Идея «соответствий» и образный неосинкретизм. Новая жизнь архаических образных языков кумуляции и параллелизма. Взаимоосвещение исторических образных языков (кумуляции, параллелизма, тропа) и «простого» слова в неканонической поэтике. Поэтическая модальность как отношение образных языков. Метаобразные структуры. Самоценность и «субъектность» образа. Образ как порождающее новые образы устройство (В.Н. Топоров).
12. Тема 12. 4. Сюжет. «Готовый сюжет» эйдетической эпохи и «новый» сюжет. Сюжет-ситуация и его неканонический характер. Индивидуальность в сюжете. Внешнее и внутреннее действие в сюжете. Принцип сюжетной неопределенности. Реальный и возможный сюжеты. Рождение неокумулятивного сюжета. Исторические типы сюжета и их взаимоосвещение в неканонической поэтике. Метасюжетные структуры.
13. Тема 13. 5. Деканонизация жанров. Деканонизация жанров и роль романа в этом процессе. Своеобразие неканонических жанров по сравнению с каноническими. «Внутренняя мера» в неканонических жанрах. Роман как неканонический жанр. Неканоническая поэма. Неканоническая баллада. Деканонизация драмы. Неканонические жанры в лирике и диалог жанровых «идей» в неканонических жанрах. Метажанровые образования.

5.1. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине

С целью реализации компетентностного подхода предусмотрено использование в учебном процессе следующих форм и методов личностно-ориентированных образовательных технологий:

1. В лекционном курсе:

— информативная лекция;

— проблемная лекция;

— лекция-беседа (лекции-диалога).

 

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы

обучающихся по дисциплине

Перечень методических рекомендаций

Название Автор Точка доступа
Методические рекомендации по написанию контрольной работы Малащенко В.В. УМК «Историческая поэтика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины Малащенко В.В. УМК «Историческая поэтика»
Историческая поэтика. Т.2. // Теория литературы: учебн. пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. заведений: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2010. Бройтман С.Н. Библиотека БФУ им. И. Канта: НА, ч. з. N 4.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.