Сделай Сам Свою Работу на 5

Значение и место плавания в системе физ воспитания.





Плаванье способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечение на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему.

У пловцов обычно хорошая осанка: они стройны, гибки и не сутулятся.

Плавание способствует развитию функции дыхания. На груд­ную клетку пловца действует большое гидростатическое давление. Это затрудняет вдох и выдох; в результате существенно улучшается вентиляция легких, что, в свою очередь, имеет боль­шое профилактическое значение.

При плавании работают практически все мышцы скелетной мускулатуры. Известно, что оздоровительный эффект физичес­ких упражнений зависит главным образом от размера актив­ной мышечной массы. В условиях дефицита двигательной активности плавание может стать отличным средством ее опти­мизации.

Нагрузки при плавании чаще всего носят выраженный ди­намический характер. Механизм мышечного «переключения» (напряжение – расслабление) удачно оптимизирует нагрузку распро­страняется на жизнедеятельность всего организма человека.



Техника плавания способом «кроль» на груди

Кроль на груди – не только быстрый, но и экономичный спо­соб плавания. Он широко используется во время дальних про­плывов и на марафонских дистанциях.

Способ имеет прикладное значение: с его помощью можно преодолевать значительные расстояния, подплывать к утопаю­щему. Элементы техники кроля на груди можно использовать для транспортировки утопающего (потерпевшего), для переме­щения груза.

Современная техника кроля характеризуется горизонталь­ным положением тела, попеременными движениями ног, попе­ременными движениями рук, проносом рук в подготовительном для гребка движении над поверхностью.

Положение тела.Тело в воде занимает сравнительно высо­кое, вытянутое и хорошо обтекаемое горизонтальное положе­ние. Угол атаки – 3–5 градусов. Голова удерживается почти строго на продольной оси тела, лицо опущено в воду, взгляд направлен вперед-вниз.

Движения ногами. Движения ногами попеременные. Направления движений: снизу вверх и сверху вниз. Снизу вверх – движение подготовительное; сверху вниз – рабочее.



Рассмотрим движения на примере одной ноги (движение дру­гой ногой аналогично).

Исходное положение. Нога закончила предыдущее ударное движение, выпрямлена, стопа находится в крайнем нижнем положении на глубине примерно 30–40 см. Носок оттянут. Между линией ноги и горизонтальной линией – острый угол приблизительно в 20 градусов. Из такого исходного положения начинается подготовительное движение ногой вверх.

Подготовительное движение. Первую часть движения нога проходит практически прямой. За счет этого таз устремляется вниз (уже в этот момент начинается рабочее движение; разделение целостного слитного движения в известной степени условно и используется с целью анализа). Затем, в тот момент, когда прямая нога оказывается в горизонтальном положении, вниз устремляется бедро. Голень и стопа при этом продолжают движение вверх, к поверхности. В результате возникшего про­тиворечия нога сгибается в коленном суставе. Заканчивается подготовительное движение тогда, когда стопа окажется у самой поверхности воды. Угол сгибания ноги в коленном суставе оказывается в этот момент значительным.

Рабочее движение. Вслед за тазом и бедром, в рабочее движе­ние последовательно вовлекаются голень и стопа. За счет пере­дачи начатого движения с одного звена на другое происходит хлестообразный удар – энергичное движение голенью и стопой вниз с полным выпрямлением ноги в коленном суставе.

В целом ноги работают «в противофазе»: если одна нога вы­полняет подготовительное движение, другая в этот момент – рабочее. Размах ног небольшой. Движение «от таза» или «от бедра». Ритм и интенсивность подчинены движениям руками. Возможны скрестные движения. Внешним признаком правиль­ности выполняемого движения является бурлящий след, остав­ляемый пловцом на поверхности.



Движения руками попеременные. Это обеспечивает экономичность техники и ее эффективность, так как попеременная работа позволяет большее время без переры­ва создавать тяговые усилия внутри цикла, «мягче» передавать движение с одного работающего звена на другое.

Руки – основной движитель в кроле.

Пространственная траектория движения кисти в горизонтальной, боковой и фронтальной плоскостях представлена на рис. 3.

Движения носят фазный характер. Выделяют следующие фазы: «захват», «подтягивание», «отталкивание», «выход руки из воды», « движение руки над водой », «вход руки в воду».

Вход руки в воду завершает под­готовку к началу гребка. В воду последовательно входят кисть, пред­плечье, плечо. Вход осуществляется развернутой наружу ладонью, со стороны большого пальца. Рука входит в воду напротив одноименного плечевого сустава или чуть ближе к продольной оси тела. Крен тела в момент входа руки в воду составляет от 10 до 30°.

Фаза «захвата» начинается сразу после входа руки в воду. Она относительно кратковременна и выполняется энергично. Снача­ла рука идет вперед-вниз и несколько в сторону. Рабочая плос­кость кисти как бы «наскальзывает» на встречный поток воды, развернута ладонью вниз и немного кнаружи, локоть удержива­ется в высоком положении. Рука в данной фазе выпрямляется.

В начале фазы захвата положение линии плеч горизонталь­но. К концу фазы имеет место крен туловища (15–35°).

Выполнение фазы движений одной рукой приходится на за­вершение гребка другой. Происходит как бы передача движе­ния с одной руки на другую. Это весьма важно для сохранения внутрицикловой скорости. Необходимо также удерживать тело относительно его продольной оси.

Фаза «подтягивания» начинается с активного вращения руки в плечевом суставе. Пловец усиливает давление ладони на воду. Меняется направление выполняемого движения: оно те­перь выполняется назад-внутрь-вниз. Кисть начинает смещать­ся относительно воды назад. Пловец усиливает давление ладо­ни на воду.

К началу подтягивания рука согнута в локтевом суставе до угла 130–150°, к концу подтягивания величина этого угла со­ставляет 90–100°. В начале фазы кисть ориентирована к фрон­тальной плоскости под углом около 45°, а к окончанию фазы кисть – почти строго фронтально.

Начало фазы выполняется преимущественно за счет движе­ния предплечья, плечо остается как бы фиксированным. Затем, как только кисть и предплечье заняли оптимальное для гребка положение, начинаются энергичное разгибание и при­ведение плеча. По сути, этот момент совпадает с началом фазы отталкивания.

Фаза «отталкивания». Наиболее энергичная и решающая часть гребка. Кисть с ускорением движется под животом и та­зом спереди назад и немного кнаружи, сохраняя предельно положение, близкое к фронтальному. Рука разгибается в лок­тевом суставе. Завершается гребок опорным скользящим движением кисти вверх-назад и немного кнаружи. В конце греб­ка (соответственно и фазы) рука практически полностью выпрямляется в локтевом суставе, кисть проходит около бедра и разворачивается мизинцем назад – вверх, на выход из воды.

Фаза «выход руки из воды». Начало данной фазы и оконча­ние предыдущей совпадают с креном туловища на противопо­ложную сторону, за счет чего часть плечевого пояса руки ока­зывается над водой. Затем над поверхностью последовательно появляются локоть, предплечье и кисть. Кисть выходит из воды за линией таза, у бедра.

«Движение руки над водой» выполняется в едином ритме с противоположной рукой, находящейся в гребке, то есть «в противофазе».

Начинается эта часть движения с активного движения пле­ча, его вращения в плечевом суставе; предплечье и кисть в пер­вой половине фазы (или подготовительного периода) несколь­ко отстают. Во второй половине этой фазы кисть и пред­плечье «обгоняют» плечо, пронос выполняется быстрым махо­вым движением. Кисть движется у самой поверхности воды в течение всего подготовительного периода. Преимущественное движение руки вдоль туловища, а не через сторону предупреж­дает отклонения тела пловца вправо и влево от заданного на­правления движения, способствует его более эффективному продвижению вперед.

Дыхание

Наиболее благоприятный момент для вдоха наступает тог­да, когда рука заканчивает фазу отталкивания, наиболее актив­ную, завершающую часть гребка. В то время как одна рука заканчивает гребок, другая, двигаясь «в противофазе», оказы­вается на входе в воду. Все это способствует крену туловища и наиболее высокому в цикле положению головы относительно поверхности воды. В этот момент цикла голова вместе с плечевым поясом поворачивается в сторону. Рот оказывается над по­верхностью воды – в небольшой воронке за передней волной. Следует быстрый, энергичный вдох через рот. После вдоха, с началом подготовительного движения рукой по воздуху, го­лова вместе с плечевым поясом поворачивается лицом вниз. Вы­дох после кратковременной задержки дыхания на протяжении всей остальной части движения выполняется в воду: сначала плавно, через рот, потом (в конце рабочего движения рукой), усиливаясь, через нос и рот. Завершается дыхательный цикл в момент появления рта над поверхностью воды.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.