Значение и место плавания в системе физ воспитания.
Плаванье способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечение на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему.
У пловцов обычно хорошая осанка: они стройны, гибки и не сутулятся.
Плавание способствует развитию функции дыхания. На грудную клетку пловца действует большое гидростатическое давление. Это затрудняет вдох и выдох; в результате существенно улучшается вентиляция легких, что, в свою очередь, имеет большое профилактическое значение.
При плавании работают практически все мышцы скелетной мускулатуры. Известно, что оздоровительный эффект физических упражнений зависит главным образом от размера активной мышечной массы. В условиях дефицита двигательной активности плавание может стать отличным средством ее оптимизации.
Нагрузки при плавании чаще всего носят выраженный динамический характер. Механизм мышечного «переключения» (напряжение – расслабление) удачно оптимизирует нагрузку распространяется на жизнедеятельность всего организма человека.
Техника плавания способом «кроль» на груди
Кроль на груди – не только быстрый, но и экономичный способ плавания. Он широко используется во время дальних проплывов и на марафонских дистанциях.
Способ имеет прикладное значение: с его помощью можно преодолевать значительные расстояния, подплывать к утопающему. Элементы техники кроля на груди можно использовать для транспортировки утопающего (потерпевшего), для перемещения груза.
Современная техника кроля характеризуется горизонтальным положением тела, попеременными движениями ног, попеременными движениями рук, проносом рук в подготовительном для гребка движении над поверхностью.
Положение тела.Тело в воде занимает сравнительно высокое, вытянутое и хорошо обтекаемое горизонтальное положение. Угол атаки – 3–5 градусов. Голова удерживается почти строго на продольной оси тела, лицо опущено в воду, взгляд направлен вперед-вниз.
Движения ногами. Движения ногами попеременные. Направления движений: снизу вверх и сверху вниз. Снизу вверх – движение подготовительное; сверху вниз – рабочее.
Рассмотрим движения на примере одной ноги (движение другой ногой аналогично).
Исходное положение. Нога закончила предыдущее ударное движение, выпрямлена, стопа находится в крайнем нижнем положении на глубине примерно 30–40 см. Носок оттянут. Между линией ноги и горизонтальной линией – острый угол приблизительно в 20 градусов. Из такого исходного положения начинается подготовительное движение ногой вверх.
Подготовительное движение. Первую часть движения нога проходит практически прямой. За счет этого таз устремляется вниз (уже в этот момент начинается рабочее движение; разделение целостного слитного движения в известной степени условно и используется с целью анализа). Затем, в тот момент, когда прямая нога оказывается в горизонтальном положении, вниз устремляется бедро. Голень и стопа при этом продолжают движение вверх, к поверхности. В результате возникшего противоречия нога сгибается в коленном суставе. Заканчивается подготовительное движение тогда, когда стопа окажется у самой поверхности воды. Угол сгибания ноги в коленном суставе оказывается в этот момент значительным.
Рабочее движение. Вслед за тазом и бедром, в рабочее движение последовательно вовлекаются голень и стопа. За счет передачи начатого движения с одного звена на другое происходит хлестообразный удар – энергичное движение голенью и стопой вниз с полным выпрямлением ноги в коленном суставе.
В целом ноги работают «в противофазе»: если одна нога выполняет подготовительное движение, другая в этот момент – рабочее. Размах ног небольшой. Движение «от таза» или «от бедра». Ритм и интенсивность подчинены движениям руками. Возможны скрестные движения. Внешним признаком правильности выполняемого движения является бурлящий след, оставляемый пловцом на поверхности.
Движения руками попеременные. Это обеспечивает экономичность техники и ее эффективность, так как попеременная работа позволяет большее время без перерыва создавать тяговые усилия внутри цикла, «мягче» передавать движение с одного работающего звена на другое.
Руки – основной движитель в кроле.
Пространственная траектория движения кисти в горизонтальной, боковой и фронтальной плоскостях представлена на рис. 3.
Движения носят фазный характер. Выделяют следующие фазы: «захват», «подтягивание», «отталкивание», «выход руки из воды», « движение руки над водой », «вход руки в воду».
Вход руки в воду завершает подготовку к началу гребка. В воду последовательно входят кисть, предплечье, плечо. Вход осуществляется развернутой наружу ладонью, со стороны большого пальца. Рука входит в воду напротив одноименного плечевого сустава или чуть ближе к продольной оси тела. Крен тела в момент входа руки в воду составляет от 10 до 30°.
Фаза «захвата» начинается сразу после входа руки в воду. Она относительно кратковременна и выполняется энергично. Сначала рука идет вперед-вниз и несколько в сторону. Рабочая плоскость кисти как бы «наскальзывает» на встречный поток воды, развернута ладонью вниз и немного кнаружи, локоть удерживается в высоком положении. Рука в данной фазе выпрямляется.
В начале фазы захвата положение линии плеч горизонтально. К концу фазы имеет место крен туловища (15–35°).
Выполнение фазы движений одной рукой приходится на завершение гребка другой. Происходит как бы передача движения с одной руки на другую. Это весьма важно для сохранения внутрицикловой скорости. Необходимо также удерживать тело относительно его продольной оси.
Фаза «подтягивания» начинается с активного вращения руки в плечевом суставе. Пловец усиливает давление ладони на воду. Меняется направление выполняемого движения: оно теперь выполняется назад-внутрь-вниз. Кисть начинает смещаться относительно воды назад. Пловец усиливает давление ладони на воду.
К началу подтягивания рука согнута в локтевом суставе до угла 130–150°, к концу подтягивания величина этого угла составляет 90–100°. В начале фазы кисть ориентирована к фронтальной плоскости под углом около 45°, а к окончанию фазы кисть – почти строго фронтально.
Начало фазы выполняется преимущественно за счет движения предплечья, плечо остается как бы фиксированным. Затем, как только кисть и предплечье заняли оптимальное для гребка положение, начинаются энергичное разгибание и приведение плеча. По сути, этот момент совпадает с началом фазы отталкивания.
Фаза «отталкивания». Наиболее энергичная и решающая часть гребка. Кисть с ускорением движется под животом и тазом спереди назад и немного кнаружи, сохраняя предельно положение, близкое к фронтальному. Рука разгибается в локтевом суставе. Завершается гребок опорным скользящим движением кисти вверх-назад и немного кнаружи. В конце гребка (соответственно и фазы) рука практически полностью выпрямляется в локтевом суставе, кисть проходит около бедра и разворачивается мизинцем назад – вверх, на выход из воды.
Фаза «выход руки из воды». Начало данной фазы и окончание предыдущей совпадают с креном туловища на противоположную сторону, за счет чего часть плечевого пояса руки оказывается над водой. Затем над поверхностью последовательно появляются локоть, предплечье и кисть. Кисть выходит из воды за линией таза, у бедра.
«Движение руки над водой» выполняется в едином ритме с противоположной рукой, находящейся в гребке, то есть «в противофазе».
Начинается эта часть движения с активного движения плеча, его вращения в плечевом суставе; предплечье и кисть в первой половине фазы (или подготовительного периода) несколько отстают. Во второй половине этой фазы кисть и предплечье «обгоняют» плечо, пронос выполняется быстрым маховым движением. Кисть движется у самой поверхности воды в течение всего подготовительного периода. Преимущественное движение руки вдоль туловища, а не через сторону предупреждает отклонения тела пловца вправо и влево от заданного направления движения, способствует его более эффективному продвижению вперед.
Дыхание
Наиболее благоприятный момент для вдоха наступает тогда, когда рука заканчивает фазу отталкивания, наиболее активную, завершающую часть гребка. В то время как одна рука заканчивает гребок, другая, двигаясь «в противофазе», оказывается на входе в воду. Все это способствует крену туловища и наиболее высокому в цикле положению головы относительно поверхности воды. В этот момент цикла голова вместе с плечевым поясом поворачивается в сторону. Рот оказывается над поверхностью воды – в небольшой воронке за передней волной. Следует быстрый, энергичный вдох через рот. После вдоха, с началом подготовительного движения рукой по воздуху, голова вместе с плечевым поясом поворачивается лицом вниз. Выдох после кратковременной задержки дыхания на протяжении всей остальной части движения выполняется в воду: сначала плавно, через рот, потом (в конце рабочего движения рукой), усиливаясь, через нос и рот. Завершается дыхательный цикл в момент появления рта над поверхностью воды.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|