Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Дидактическое обеспечение
| Методическое обеспечение
| 1 класс
| Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 1 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2010.
Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2010
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.:
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)
| Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
| 2 класс
| Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 2 кл. учеб. для
общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2010.
Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение, 2010.
Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение, 2007.
| Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
| 3 класс
| Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 3 кл. учеб. для
общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2008.
Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2010.
Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2006.
| Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
| 4 класс
| Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 4 кл. учеб. для
общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2008.
Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2010.
Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2007.
| Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
| Педагогические условия и средства реализации стандарта:
Формы: учебное занятие
Типы уроков:
- уроки «открытия» нового знания
- уроки отработки умений и рефлексии
- уроки общеметодологической направленности
- уроки развивающего контроля
Виды уроков:
· урок – беседа
· урок – экскурсия
· урок – игра
· урок-концерт
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
· Методы логики (аналитико-синтетический, индуктивный, дедуктивный)
· Тип обучения (объяснительно-иллюстративные, проблемно-развивающие)
· Уровень познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы)
· Уровень проблемности (монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный)
· Дидактическая цель и функции (методы стимулирования, организации и контроля)
· Вид деятельности преподавателя (метод изложения учебного материала и методы организации самостоятельной учебной деятельности)
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
· Стимулирование и мотивация интереса к учению.
· Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познаватель-ной деятельности:
· Устного контроля и самоконтроля.
· Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Принципы обучения:
1. Принцип научности обучения
2. Связи теории с практикой
3. Системности
4. Принцип сознательности и активности в обучении
5. Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
6. Принцип наглядности
7. Доступность обучения
8. Принцип прочности усвоения знаний
· Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- урок, тест, экскурсия, путешествие, выставка.
· Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
· Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».
2. Примерная программа основного общего образования по музыке.
3. Авторская программа по музыке.
4. Хрестоматии с нотным материалом.
5. Сборники песен и хоров.
6. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
7. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.
8. Учебники по музыке.
9. Книги о музыке и музыкантах.
10. Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия
1. Атласы музыкальных инструментов.
2. Портреты композиторов.
3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал:
1. Карточки с признаками характера звучания.
2. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
3. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
3. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
6. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
8. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
9. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
Технические средства обучения
1. Музыкальный центр.
2. Видеомагнитофон.
3. Фортепиано.
4. Компьютер.
5. Экран.
6. Проектор.
Экранно-звуковые пособия
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
7. Нотный и поэтический текст песен.
8. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
9. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Оборудование кабинета
1. Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
2. Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
3. Стол учительский с тумбой
Приложение 1.
Итоговый тест 1 класс
1 полугодие
Тема раздела: « Музыка вокруг нас»
- Найдите лишнее:
Три «кита» в музыке – это…
а) Песня
б) Танец
в) Вальс
г) Марш
- Выберите верное утверждение:
а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
3. Выберите верное утверждение:
а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
- Найдите лишнее:
Народные инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) дудка
Симфонические инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) арфа
- Найдите лишнее:
Народные праздники – это…
а) Новый год
б) Рождество
в) 1 сентября
Итоговый тест 2 класс 1 четверть
(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)
- Назовите музыкальный символ России:
а) Герб России
б) Флаг России
в) Гимн России
- Назовите авторов-создателей Гимна России:
а) П.Чайковский
б) А.Александров в) С.Михалков
3. Найдите лишнее:
Три «кита» в музыке – это…
а) Песня
б) Танец
в) Вальс
г) Марш
- Приведите в соответствие:
1) «Марш деревянных солдатиков» а) С. Прокофьев
2) «Шествие кузнечиков» б) П. Чайковский
- Определите жанр произведений П.Чайковского:
1) «Нянина сказка» а) Марш
2) «Похороны куклы» б) Песня
3) «Вальс» в) Танец
Итоговый тест 2 класс 2 четверть
(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)
- Найдите лишнее:
Названия колокольных звонов России:
а) Благовест
б) Праздничный трезвон
в) Громкий
г) Набат
- Выберите верное:
Какой колокольный звон призывал людей на пожар или войну?
а) Благовест
б) Праздничный трезвон
в) Набат
- Назовите Святых земли русской:
а) Александр Невский
б) Сергей Прокофьев
в) Сергий Радонежский
- Назовите композитора, который сочинил кантату «Александр Невский»:
а) П.И.Чайковский
б) С.С.Прокофьев
- Назовите русский народный праздник, одним из обычаев которого было колядование:
а) Новый год
б) Рождество Христово
Итоговый тест 3 класс 1 четверть
(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)
- Оцените утверждение:
Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.
а) верно
б) неверно
- Выберите наиболее точное определение:
Кантата – это…
а) большое произведение, состоящее из нескольких частей.
б) большое произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, оркестра.
в) произведение для хора и оркестра.
3. Назовите композитора, сочинившего кантату «Александр Невский»:
а) П.И.Чайковский
б) С.С.Прокофьев
в) М.И.Глинка
4. Назовите композитора, сочинившего оперу «Иван Сусанин»:
а) П.И.Чайковский
б) С.С.Прокофьев
в) М.И.Глинка
5. Назовите композитора, сочинившего «Детский альбом»:
а) П.И.Чайковский
б) С.С.Прокофьев
в) М.И.Глинка
г) М.П.Мусоргский
6. Приведите в соответствие:
а) «С няней» 1) С.С.Прокофьев
б) «Сказочка» 2) П.И.Чайковский
в) «Нянина сказка» 3) М.П.Мусоргский
Итоговый тест 3 класс 2 четверть
(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)
- Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:
а) песня
б) былина
в) романс
- Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:
а) балалайка
б) рожок
в) гусли
- Выберите правильный ответ:
Главной особенностью былин является:
а) четкий ритм
б) распев
- Найди лишнее:
Имена первых певцов-сказителей:
а) Садко
б) Баян
г) Римский-Корсаков
- Найдите лишнее:
Произведения, которые воспевают образ матери.
а) «Аve, Maria”
б) «Богородице Дево, радуйся!»
в) «Александр Невский»
г) Икона «Богоматерь Владимирская»
- Выберите правильный ответ:
Церковный праздник, который отмечает событие – вход Иисуса Христа в Иерусалим – это…
а) Масленица
б) Вербное воскресенье
в) Пасха
г) Рождество
Итоговый тест по музыке 3 класс 3 четверть
(Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
- В какой опере русского композитора звучит сцена « Прощание с масленицей»?
а) «Руслан и Людмила»
б) «Снегурочка»
в) «Орфей и Эвридика»
- Приведите в соответствие:
1) Опера «Снегурочка» а) П.И.Чайковский
2) Балет «Спящая красавица» б) К.В.Глюк
3) Опера «Руслан и Людмила» в) Н.А.Римский-Корсаков
4) Опера «Орфей и Эвридика» г) М.И.Глинка
- Верно ли следующее утверждение?
Увертюра – это спектакль, в котором актеры поют.
а) Верно
б) Неверно
- Выберите жанр, который по-другому называют «музыкальное состязание»:
а) симфония
б) концерт
- Назовите инструмент, на котором исполнял Николо Паганини:
а) скрипка
б) флейта
в) фортепиано
- Приведите в соответствие:
1) скрипка а) духовой инструмент
2) флейта б) струнный инструмент
в) струнно-смычковый инструмент
- Приведите в соответствие:
1) Опера а) Спектакль, в котором актеры только танцуют
2) Балет б) Спектакль, в котором актеры поют, танцуют, говорят
3) Мюзикл в) Спектакль, в котором актеры только поют
Итоговый тест по музыке 3 класс 4 четверть
(Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
- Приведите в соответствие:
1) Концерт №1 для фортепиано с оркестром а) П.И.Чайковский
2) «Героическая» симфония б) Э.Григ
3) Сюита «Пер Гюнт» в) Л.Бетховен
- Выберите наиболее точное определение:
Сюита – это …
а) большое музыкальное произведение,
б) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких контрастных между собой частей,
в) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей.
- Найди лишнее:
В произведение «Пер Гюнт» входят следующие части:
а) «Утро»
б) «В пещере горного короля»
в) «Балет невылупившихся птенцов»
г) «Танец Анитры»
д) «Смерть Озе»
- Найди лишнее:
Произведения Л.Бетховена – это…
1) «Лунная соната»
2) «Спящая красавица»
3) «Героическая симфония»
- Приведите в соответствие:
1) «Рассвет на Москве-реке» а) В.Моцарт
2) «Шествие солнца» б) М.Мусоргский
3) «Симфония №40» в) С.Прокофьев
- Оцените утверждение:
Джаз – это музыкальное направление XX века, особенностью которого являются острый ритм и импровизация.
а) верно
б) неверно
Итоговый тест по музыке
(Программа «Музыка» Е.Д.Критская)
4 класс 1 четверть
1. Приведите в соответствие:
а) народная музыка 1) «Концерт №3»
б) профессиональная музыка 2) «Ты река ли, моя реченька»
3) «Солдатушки, бравы ребятушки»
4) Кантата «Александр Невский»
2. Приведите в соответствие:
а) солдатская 1) «Ты река ли, моя реченька»
б) хороводная 2) «Солдатушки, бравы ребятушки»
в) игровая 3) «А мы просо сеяли»
г) лирическая 4) «Милый мой хоровод»
- Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником:
а) П.И.Чайковский
б) Н.А.Римский – Корсаков
в) М.И.Глинка
- Оцените утверждение:
Стихотворение «Осенняя пора» А.С.Пушкина и произведение «Осенняя песнь» П.И.Чайковского – это лирические произведения
а) верно
б) неверно
- Приведите в соответствие:
а) П.И.Чайковский 1) «Осенняя песнь»
б) Н.А.Римский – Корсаков 2) «Венецианская ночь»
в) М.И.Глинка 3) «Три чуда»
Итоговый тест по музыке
(Программа «Музыка» Е.Д.Критская)
4 класс 2 четверть
1. Выберите правильные ответы:
В оркестр русских народных инструментов входят:
а) скрипка
б) бубен
в) виолончель
г) балалайка
д) домра
е) барабан
ж) баян
з) гусли
и) флейта
2.Приведите в соответствие:
а) Струнные инструменты 1) рожок
б) Ударные инструменты 2) бубен
в) Духовые 3) гусли
3. Найдите лишнее:
Жанры народных песен:
а) Колыбельные
б) Игровые
в) Плясовые
г) Хороводные
д) Спокойные
е) Трудовые
ж) Обрядовые
4.Найдите лишнее:
Струнно-смычковые инструменты:
а) Скрипка
б) Альт
в) Арфа
г) Виолончель
д) Контрабас
5. Приведите в соответствие:
а) С.В.Рахманинов 1) «Старый замок»
б) М.П.Мусоргский 2) «Полонез»
в) Ф.Шопен 3) «Сирень»
6. Оцените утверждение:
Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.
а) верно
б) неверно
Тест по музыке 4 класс 3 четверть
(программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
- Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:
а) Н.А.Римский-Корсаков
б) М.И.Глинка
в) П.И.Чайковский
- Оцените утверждение:
Музыка в народном стиле – это композиторская музыка, похожая на народную музыку.
а) Верно
б) Неверно
- Назовите композитора балета «Петрушка»:
а) М.И.Глинка
б) П.И.Чайковский
в) И.Ф.Стравинский
- Найдите лишнее:
В музыкальном театре показывают следующие спектакли:
а) опера
б) балет
в) этюд
г) оперетта
д) мюзикл
- Приведите в соответствие:
1) Опера а) актеры только танцуют
2) Балет б) актеры поют, танцуют, говорят, только комедия
3) Оперетта в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма
4) Мюзикл г) актеры только поют
Тест по музыке 4 класс
4 четверть
(Программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной)
- Какой праздник называют «Светлым праздником»?
а) Троица
б) Пасха
в) Рождество Христово
г) Масленица
- Назовите произведение русского композитора, в котором передается звучание колокольного звона «Праздничный трезвон»
а) С.В.Рахманинов «Светлый праздник»
б) А.П.Бородин «Богатырская симфония»
в) М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
3. Назовите народный праздник поклонения матушке-природе:
а) Масленица
б) Троица
в) Пасха
г) Ивана Купала
4. Выберите композитора, которого по-другому называют «музыкальным сказочником»
а) П.И.Чайковский
б) М.П.Мусоргский
в) Н.А.Римский-Корсаков
г) М.И.Глинка
- Найди лишнее:
Произведения Н.А.Римского-Корсакова – это…
а) «Рассвет на Москве-реке»
б) «В пещере горного короля»
в) «Шехеразада»
г) «Садко»
д) «Снегурочка»
е) «Сказка о царе Салтане»
- Приведите в соответствие:
1) сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» а) Н.А.Римский-Корсаков
2) сюита «Шехеразада» б) М.П.Мусоргский
3) симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке» в) С.В.Рахманинов
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Музыка» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контрольпроводится, в основном, В устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: пение, игра на музыкальных инструментах, рисунки на музыкальные темы. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контрольпроводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий.
Итоговый контрольпроводится в конце каждого полугодия в виде теста.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
Общими критериями оценивания результативности обучения музыки являются следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании хорового , ансамблевого и сольного пения;
- индивидуальный прогресс в пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях;
- индивидуальный прогресс в игре на музыкальных инструментах;
- индивидуальный прогресс в инсценировании песен, сюжетов сказок;
- умение прочитать и понять нотную грамотность;
- интерес к музыке, расширение музыкального кругозора.
Способами оценивания результативности обучения музыки являются:
- тестирование;
- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, жанровой принадлежности музыкальных произведений;
- выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
- выполнение заданий по ориентировке в книгах;
- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой
деятельности (в составлении выставок, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
- наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы; .
- наблюдения за музыкальной деятельностью учащихся;
- анализ отзывов учащихся о прослушанном;
- анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|