Сделай Сам Свою Работу на 5

Паспорт рабочей программы 3 стр.





Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 41 имени Эриха Кестнера

Приморского района

Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованию «Утверждаю»

Педагогическим советом Директор гимназии № 41

Протокол № ___ от _________ _________ Т.Б.Кухарская

Приказ _____ от _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

Внеурочной деятельности

«Театральная студия»

Класс

На 2015-2016 учебный год

 

 

Составила:

Учитель начальных классов

Смирнова Наталия Анатольевна

Санкт-Петербург

Содержание

Паспорт рабочей программы 3 стр.

  1. Пояснительная записка 4 стр.
  2. Требования к уровню подготовки обучающихся 4 стр
  3. Требования к планируемым результатам 4 стр
  4. Содержание учебного курса 6 стр.
  5. Календарно-тематическое планирование 8 стр.
  6. Перечень учебно-методического обеспечения 10стр.
  7. Приложение 11 стр.

9. Лист внесения изменений 22 стр.

1. Паспорт рабочей программы

Тип программы Программа общеобразовательных учреждений
Статус программы Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная студия»
Категория обучающихся Учащиеся 1э и 1б классов ГБОУ гимназии № 41 имени Эриха Кестнера Приморского района Санкт-Петербурга
Сроки освоения программы 1 год
Объём учебного времени 96 часов
Форма обучения очная
Режим занятий 3 часа в неделю

Пояснительная записка.



 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная студия» для 1 класса составлена в соответствии:

- с положением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников;

- требованиями основной образовательной программы ОУ и на основании учебного плана ГБОУ гимназии №41 имени Эриха Кестнера

- программа составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем Стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа кружка «Театральная студия» составлена на основе:

- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);



- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр г. Петрозаводска);

- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт–Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.



Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, возможности для развития детей, для их духовного и нравственного роста, формирование опыта социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для де­тей младшего школьного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.), повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи:

· опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

· помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

общения;

· через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

· научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к

любой работе.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка

средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

· игра

· беседа

· иллюстрирование

· изучение основ сценического мастерства

· мастерская образа

· мастерская костюма, декораций

· инсценирование прочитанного произведения

· постановка спектакля

· работа в малых группах

· актёрский тренинг

· выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Программа кружка «Театр в начальной школе» включает разделы:

1. «Мы играем – мы мечтаем!»

2. Театр.

3. Основы актёрского мастерства.

4. Наш театр.

Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.

В программу кружка «Театральная студия» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых в программе «Чтение и начальное литературное образование».

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом курса «Театральная студия» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

Направленность программы дополнительного образования «Театр Муравейник»

-развитие творческих способностей учащихся, овладение навыками коллективного взаимодействия и общения; приобщение к общечеловеческим духовным ценностям.

 

Новизна программы

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Цель:

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра;

-воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи:

· Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;

· научить детей самостоятельно изготавливать декорации; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни;

· помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

· через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

· научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

 

Формирование Универсальных Учебных Действий

Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Отличительные особенности:

Разработанная мною программа рассчитана на полный курс обучения детей и адаптирована для учащихся начальной школы

Возраст детей:6-10 лет

Сроки реализации: 1 год, 96 часов в учебный год, 3 часа в неделю

Ожидаемые результаты

Первый год обучения

-Умение элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.

- Воспитанники овладевают умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимают смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций, темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.

-Воспитанники должны иметь элементарные навыки по изготовлению костюма, декораций.

Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем.

Воспитанники должны иметь элементарные представления о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира.

Формы проведения занятий:

· игра

· беседа

· иллюстрирование

· изучение основ сценического мастерства

· мастерская образа

· мастерская костюма, декораций

· инсценирование прочитанного произведения

· постановка спектакля

· посещение спектакля

· работа в малых группах

· актёрский тренинг

· экскурсия

· выступление

Организация процесса

В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 11 - 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся.. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с текстами, умением самостоятельно изготавливать костюмы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При распределении занятий учитывается уровень подготовки и возраст обучающихся, используются индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы является подведение итогов: выступления перед зрителями - родителями, одноклассниками, участие в городских и районных фестивалях. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.

Артистизм свойственен человеческой природе, особенно детской. О пользе развития этого качества можно говорить часами, но самое главное: у маленьких артистов возрастает уверенность в себе, повышается самооценка, он не боится высказывать своё мнение, непринужденно ведёт себя. У ребёнка начинает работать абстрактное мышление и образное восприятие мира.

Один из непременных залогов успешного труда учащихся – разумная организация их досугового времени. Пусть ученик, старательно корпевший над учебниками целую четверть, закрепит свои успехи, пройдя через маленький праздник, в котором он сам выступает. Ведь общеизвестно – в игровой занимательной форме ребята без особого напряжения повторяют элементы пройденного на уроках материала, расширяют горизонты уже имеющихся знаний.

Программа включает в себя упражнение на жизненное внимание и избранное, целенаправленное: вспоминать, слышать, видеть, осязать, обонять. Выполнение конкурсных заданий: кто быстрее, точнее увидел, услышал, почувствовал.

В программе предусмотрены сценарии, которые не закончены. Ребята сами должны придумать и написать отдельные сцены, которые даны в данных сценариях только намёком. Эта работа поможет в дальнейшем писать самостоятельные пьесы своего театра, заниматься проектной деятельностью.

 

Цели и задачи программы:

Цель – реализация творческого потенциала учащихся, формирование интеллекта учащихся с помощью разумно организованного досуга, сценическое воплощение литературного произведения

 

Эстетические задачи.

- расширение кругозора детей

- повышение эмоциональной культуры

- привитие любви к литературе

- формирование навыков выразительного чтения

- развитие мышления, фантазии, умения импровизировать.

- знакомство с декоративно-прикладным искусством, посредством изготовления элементов декораций и элементов костюмов

Воспитательные задачи.

- формирование идеалов, убеждений

- развитие культуры общения со сверстниками, (учиться действовать согласованно, обсуждать результаты позитивно, учиться договариваться в группе)

- научить применять полученные умения и навыки в жизни;

- воспитание трудолюбия и аккуратности через общественно полезный труд в коллективе и семье (изготовление костюмов совместно с родителями)

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

- свободное и правильное поведение на сцене;

- обладание навыками выразительного чтения, выразительной речи, соблюдении логических ударений;

- уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- уметь запоминать движения, позы, порядок расположения, выполнять групповые упражнения, тренировать память, внимание;

- уметь фантазировать, творить, сочинить продолжение (завершение) заданного сюжета (темы):

- знать изученные песни и музыку к музыкальным спектаклям:

- уметь танцевать изученные композиции танцев

 

 

Календарно-тематическое планирование

(при занятиях 3 часа в неделю – 96 часов)

 

№ п\п Содержание занятий Период Кол-во часов Дата план Дата факт
1 четверть (13,5 часов)
1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Знакомство с содержанием занятий 1 полугодия. Смотр-конкурс детских стихотворений и песен. Игры-потешки. октябрь 1,5 часа   02.10    
2. Знакомство с театром. Что такое театр? Просмотр отрывка из фильма «Приключения Буратино». октябрь 1,5 часа 06.10    
3. Первые артисты - Петрушка. Что такое роль? Просмотр мультфильма « Два веселых гуся». Распределение ролей. Разучивание песни «Песенка гусей» октябрь 1,5 часа 1,5 часа 09.10 13.10  
Импровизация песни « Два веселых гуся». Сменные роли. Знакомство с русскими народными инструментами. октябрь 1,5 часа 16.10  
5. Разучивание небылиц и проигрывание их. Просмотр презентации: «Потешки, небылицы». октябрь 1,5 часа 20.10  
6. Работа над потешками. Инсценировка потешек по группам. октябрь 1,5 часа  
7. Знакомство со сказкой В.Даля «Война грибов и ягод».Просмотр рисованной сказки. Обсуждение сказки и распределение ролей. октябрь 1,5 часа 27.10  
8. Работа над сказкой. Разучивание русской народной песни «Во поле березка стояла…».   октябрь 1,5 часа 30.10  
Итого: 13.5 часов
 
2 четверть (24 часа)
9. Работа над сказкой. Обсуждение элементов костюмов. ноябрь 1,5 часа 03.11  
10. Работа над сказкой. Обсуждение вопроса: Как должны держаться артисты на сцене? ноябрь 1,5часа 06.11  
11. Генеральная репетиция сказки «Война грибов и ягод» ноябрь   1,5 часа 10.11  
12. Презентация сказки «Война грибов и ягод». ноябрь 1.5 часа 13.11  
Беседа: Как создаются спектакли? Просмотр презентации. ноябрь 1.5 часа 17.11  
14. Знакомство со сценарием сказки «Рукавичка». Просмотр одноимённого мультфильма. Распределение ролей.   декабрь 1.5 часа 20.11  
15. 16. Работа над сказкой (разучивание и отработка ролей). ноябрь 1,5 часа 1,5 часа 24.11 27.11  
             

 

17. Работа над сказкой. Разучивание движений и репетиция «выхода» героев из рукавички. декабрь 1,5 часа 01.12  
18. 19. Работа над сказкой. Разучивание танца «Ни кола и ни двора...» декабрь 1,5 часа 1,5 часа 04.12 08.12  
21. Работа над сказкой. Обсуждение характеров героев: Как они должны разговаривать? Работа над выразительным произношением реплик. декабрь 1,5 часа 1,5 часа 11.12 15.12  
22. Работа над сказкой. Отработка движений танца «Ни кола и ни двора...» декабрь 1,5 часа 18.12  
Генеральная репетиция сказки «Рукавичка» декабрь 1,5 часа 22.12  
24. Презентация сказки «Рукавичка». декабрь 1,5 часа 25.12  
Итого: 24 часа
3 четверть (36 часов)
Беседа: Для чего мы ходим в театр? Театральные игры. январь 1,5 часа 12.01  
Знакомство со сценарием сказки «Козленок, который умел считать до десяти». Просмотр одноимённого мультфильма. Распределение ролей. январь 1,5 часа 15.01  
Работа над сказкой.(разучивание и отработка ролей). Разучивание движений «цифр 1 – 9» январь 1,5 часа 1,5 часа 18.01 19.01  
    Работа над сказкой. Знакомство с музыкальными композициями к сказке. Разучивание синхронных движений под музыку. январь 1,5 часа 1,5 часа   22.01 25.01  
Работа над сказкой. Отработка движений под музыку, « работа цифр». январь 1,5 часа 1,5 часа 1,5 часа 26.01 29.01 02.02  
Работа над сказкой. Обсуждение элементов костюмов. февраль 1,5 часа 1,5 часа 05.02 09.02  
Работа над сказкой. Отработка движений и реплик героев « на корабле» февраль 1,5 часа 1,5 часа 1,5 часа 12.02 16.02 19.02  
Работа над сказкой. Обсуждение характеров героев: Как они должны разговаривать? Работа над выразительным произношением реплик. февраль 1,5 часа 1,5 часа 24.02 26.02  
Генеральная репетиция сказки «Козленок, который умел считать до десяти». март 1,5 часа 1,5 часа 01.03 04.03  
Презентация сказки ««Козленок, который умел считать до десяти». март 1,5 часа 09.03  
Беседа: Как надо вести себя в театре? Просмотр презентации.   март 1,5 часа 11.03  
Знакомство со сценарием сказки «Сказка о маленьком мышонке». Просмотр мультфильмов: Сказка о глупом мышонке и Сказка об умном мышонке. Распределение ролей. март 1,5 часа   15.03    
Работа над сказкой (разучивание и отработка ролей). март 1,5 часа 1,5 часа 18.03 22.03  
Работа над сказкой. Разучивание танца «Песенка друзей...» март 1,5 часа   25.03  
Итого: 36 часов
4 четверть (22,5часа)
Работа над сказкой. Знакомство с музыкальными композициями к сказке. Разучивание синхронных движений под музыку. апрель 1,5 часа 1,5 часа 01.04 05.04  
52. Работа над сказкой. Отработка движений под музыку, «выход и уход героев». апрель 1,5 часа 1,5 часа 08.04 12.04  
Работа над сказкой. Отработка движений танца «Песенка друзей...» апрель 1,5 часа 1,5 часа 15.04 19.04  
Работа над сказкой. Обсуждение элементов костюмов и изготовление декораций. апрель 1,5 часа 1,5 часа 22.04 26.04  
Работа над сказкой. Отработка движений под музыку, репетиция танца. май 1,5 часа 1,5 часа 29.04 04.05  
Работа над сказкой. Работа над выразительным произношением реплик. май 1,5 часа 1,5 часа 06.05 10.05  
Генеральная репетиция сказки «Сказка о маленьком мышонке». май 1,5 часа   13.05    
  Презентация сказки «Сказка о маленьком мышонке». май 1,5 часа   17.05    
    Беседа: Чему мы научились за год? Просмотр презентации « Наши спектакли».     1,5 часа 20.05    
Итого: 22, 5 часа
Итого за год: 96 часов

Список литературы:

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

 

Список рекомендованной литературы:

1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

4. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

7.М.А. Давыдова И.А. Агапова « Праздники в школе» Москва Айрис Пресс 2004 г.

8. Н. Зарецкая «Музыкальные сказки» Москва Айрис Пресс 2004 г

9..Н.П. Колпакова «Охотники за песнями Москва Детгиз 1963 г

10.Н.П. Колпакова «А мы просо сеяли. Очерки об устной поэзии крестьян –земледельцев» Ленинград 1984 г.

 

Приложение 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.