Сделай Сам Свою Работу на 5

Откуда брала сюжеты греческая трагедия?





Из чего возникло театральное творчество?

День возникновения театра сокрыт за грядой давно ушедших веков и тысячелетий, в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохи истории человечества. Той эпохи, когда человек, впервые взявший в свои руки орудия первобытного труда, становился человеком. Можно считать, что элементы театральной культуры проявились в первобытных трудовых обрядах. Их можно разбить на три стадии. Первая — охотничьи пляски. Это попытка перевоплотиться в другое существо, подражать ему. Древние люди думали, что любое животное есть человек, надевший маску. С животными старались дружить и тщательно изучали их повадки. Друзьями человека были птицы, рыбы, кабаны, лошади. Врагами — тигры, волки, змеи. В славянских сказках рыбак и рыбка легко находят общий язык, человек и волк враждуют.

Первыми актерами можно считать также шаманов и колдунов. Они умело подражали голосам, завораживали, гипнотизировали. Подготовка к охоте была специальным зрелищем. Люди верили, что от качества подготовки зависит удача. Однако данная тема более характерна не для европейских,

а для африканских и азиатских народов. На второй стадии развития театра оживляются времена



года и создаются образы природы. Изображаются процессы посева и сбора урожая. Рождение и умирание в природе тесно связаны с рождением и смертью человека. На этом этапе появлялись фантастические образы, олицетворяющие силы природы, — ожившие огонь, вода, камень. Первобытное сознание свято относилось к огню и воде, понимая, что без них не прожить. Постепенно обрядовые и ритуальные представления усложнялись, переходя в этап философского осмысления. На третьей ступени присутствует столкновение добра со злом. В схватке этих сил появляется конфликт. Театр стоит на пороге рождения драмы. Еще не произносятся слова. В едином зрелищном действе пантомима, музыкальные и танцевальные элементы соединяются с криком Долгое время театр существовал без литературы. Он был просто зрелищем. Но во все эпохи и с самого рождения жила в человеке вечная потребность в игре. Она создала театр.

В каких странах мира были до Греции первые попытки создания театрального искусства?



Первые упоминания о театральных действах в Египте отсылают нас к 2600 г. до н. э. Это была культовая практика жреческой элиты. Статуи богов выносили из храмов. Процессия двигалась через весь город. Музыка, танцы и драматическая игра сопровождали ее. Жрецы надевали маски животных. Некоторые маски даже имели политический смысл — например, маска шакала. Символы и персонажи были немногочисленными и постоянными. Маска у египтян означала очень многое: от сил природы до бытовых подробностей.

Исполнитель в маске мог петь, танцевать, ходить на ходулях и по канату, заниматься акробатикой, водить марионеток и что-то рассказывать. Бой барабанов имел определенный смысл, который и актер, и зритель самостоятельно расшифровывали. Индейские племена Америки также создавали сложные маски и костюмы для священных представлений и развлечений. Предполагают, что они даже явились изобретателями громкоговорителей и технических фокусов для своих представлений. Между танцами и пантомимами стали появляться сатирические рассказы о деревенской жизни. Таким образом, действия в масках можно считать первоисточником театра, который был популярен не только в племенах охотников и земледельцев, но и в социальных структурах.

Итак, на очень ранней стадии своего развития разные народы стали использовать маски, одушевлять предметы, придумывать и оживлять кукол. Это и были ростки театральной культуры. И только в Древней Греции к музыке, танцу, пантомиме присоединили слово в виде диалога. Тогда и возник театр в его современном понимании.



 

3. Где родилась драма? В Др. Греции

Аристотель как первый исследователь театра с полной определенностью связывает начало драмы с культом Диониса. Его уверенность подтверждается тем, что театральному зрелищу всегда предшествовали жертвоприношения на алтаре Диониса. Представления шли в форме состязаний поэтов-драматургов.

 

Что занимало в греческом фольклоре особое место и дало толчок театру?

Происхождение греческого театра связано с обрядовыми играми в честь богини – покровительницы земледелия Деметры и бога плодородия Диониса. Дионис считался богом творческих сил природы. Позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Диониса часто изображали в виде быка или козла. На праздниках, ему посвященных, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. В Афинах существовали четыре больших ежегодных праздника в честь Диониса. Культ Диониса был включен в официальную государственную религию, и праздники были превращены в официальные общегражданские торжества. На них популярны были переодевания и разыгрывание ряжеными сцен из многочисленных историй о Дионисе. Народ хорошо знал эти истории, передавал их из уст в уста, украшая собственными подробностями. Именно на этих праздниках начиная с 500 г. до н. э. стали регулярно проводиться театральные состязания. 534 г. до н. э. принято считать датой рождения мирового театра. Он не был похож на современный. Театр был очень демократичен. Он обращался к народу и служил трибуной, с которой можно убедить в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно своего наивысшего расцвета театр достиг в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Первым праздником театра был праздник начала весны. Открывалась навигация после зимних ветров, и в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего года. Празднества продолжались три дня. Каждый из этих дней имел свое назначение. В первый день праздника афинские домохозяева пробовали молодое и уже готовое к употреблению вино и совершали им возлияния на жертвенниках бога Диониса. Все домочадцы и их дети, а также слуги и рабы принимали участие в праздничном веселье. Во второй день праздника раз-влечения продолжались. Ряженые, представлявшие сатиров, вакханок и нимф, ходили по городу, навещали знакомых, участвовали в шумных играх, на которых происходили своеобразные соревнования — кто скорее выпьет большой кубок вина. Победители награждались венком из плюща и мехом вина. Последний день праздника был целиком посвящен не живым, а мертвым. В этот день приносили жертву подземному божеству, которое господствовало над душами умерших.

 

5. Какие три жанра древнегреческой драмы выросли из обрядовых игр в честь бога Диониса?

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра
древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская драма (названная так по хору, состоявшему из сатиров).

Аристотель как первый исследователь театра с полной определенностью связывает начало драмы с культом Диониса. Его уверенность подтверждается тем, что театральному зрелищу всегда предшествовали жертвоприношения на алтаре Диониса. Представления шли в форме состязаний поэтов-драматургов. Термин «трагедия»

состоит из двух слов: «трагос» — козел, «оде» — песня. Получается «песнь козлов». С обрядами культа Диониса связано и слово «комедия». Оно тоже составное: «комос»

и «оде» — песнь комоса. Комосами назывались шествия ряженых. Театральные представления носили характер соревнования. К состязаниям допускались три трагических поэта и три комических, причем каждый трагик должен был представить три трагедии и одну так называемую сатировскую драму.

 

Откуда брала сюжеты греческая трагедия?

Трагедия была отражением страстной стороны дионисийского культа. По свидетельству Аристотеля, трагедия, ведет свое начало от певцов дифирамба. К диалогу запевал с хором постепенно примешивались элементы актерской игры. Слово «трагедия» происходит от двух греческих слов: tragos – «козел» и ode – «песнь». Это название приводит нас к сатирам – козлоногим существам, спутникам Диониса, которые прославляли подвиги и страдания бога. Греческая трагедия, как правило, заимствовала сюжеты из хорошо известной каждому греку мифологии. Интерес зрителей концентрировался не на фабуле, а на авторской трактовке мифа, на общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. В рамках мифологической оболочки драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую обстановку, высказывал свои философские, этнические, религиозные воззрения. Не случайно, роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна. Трагедия как жанр — это не только описание печальных событий, не число погибших. Герои трагедии ищут оправдания своим поступкам. И делают это с помощью театра. Они находятся в ситуации, когда выхода нет, когда приходится осмысливать свою судьбу, свой выбор и любое решение оказывается катастрофическим. Герой побеждает

ситуацию ценой собственной гибели. Великая тайна драматического действия состояла в том, что герой погибал, а зрители, вытирая слезы жалости, расходились с просветленной душой.(Например: Илиада, Одиссея, миф о Медее, о царе Эдипе, подвиги Тессея и др.)

 

Что такое мистерия?

Мисте́рия (от лат. служба) — один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией. Сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками. С середины XV века мистерии стали наращивать объём. В «Мистерии о Деяниях Апостолов» более 60000 стихов, а её представление в Бурже в 1536 году длилось, по свидетельствам, 40 дней.

Если в Италии мистерия умерла естественным образом, то в ряде других стран она была запрещена во времена Контрреформации; в частности, во Франции — 17 ноября 1548 года приказом парижского парламента; в протестантской Англии в 1672 году мистерию запретил епископ Честера, а через три года запрещение повторил архиепископ Йорка. В католической Испании мистериальные представления продолжались до середины XVIII века, их сочиняли и Лопе де Вега, и Тирсо де Молина, и Кальдерон де ла Барка, Педро; лишь в 1756 году они были официально запрещены указом Карла III.

В ХХ веке образец мистерии оставил композитор Луиджи Даллапиккола («Иов», 1950).

 

8. Что такое фарс1) Жанр средневекового народного театра: небольшая комическая сценка или пьеса, как правило, бытовой или сатирической направленности, разыгрываемая между действиями во время исполнения религиозных драм (мистерий) с целью развлечь зрителей. Героями Ф., лишенного поучительности, обычно становились незадачливые мастеровые, ловкие адвокаты, монахи-шарлатаны, смекалистые солдаты, разного рода плуты и мошенники и др. Традиции Ф. ощутимы, например, в пьесах Ж.-Б. Мольера "Плутни Скапена", "Мещанин во дворянстве" и др. Главными принципами актерского искусства для фарсеров были характерность, доведенная до пародийной карикатуры, и динамизм, выражающий активность и жизнерадостность самих исполнителей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.