Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности функционирования СЭЗ в разных странах





Практика создания различного рода зональных образований существует с давних времен. Еще в античные времена Финикия, Греция и Римской империи гарантировалось право свободного, беспошлинного прохода и безопасность в нескольких портах. Фактически статус СЭЗ имели города Ганзейского союза, существовавшего в XIV-XVI вв. (Гамбург, Кенигсберг, Копенгаген и др.). Здесь появились первые товарные биржи, развивалась транзитная торговля. В 1547 г. город Ливорно был объявлен городом свободной торговли, где купцы получили право вести не облагаемую налогом торговлю. Подобных примеров в мировой истории много.

В настоящее время СЭЗ существуют в странах с разным уровнем развития, однако условия их создания, цели и задачи существенно отличаются. Создание свободных зон в развитых странах имеет свою специфику:

• основной целью создания СЭЗ является не стимулирование экспорта, а сохранение существующих и образование новых рабочих мест;

• главной движущей силой развития свободных зон в промышленно развитых странах служит национальный капитал, а иностранные инвесторы, несмотря на наличие преференций, имеют второстепенное значение;



• зоны гораздо в большей степени, чем в развивающихся странах, играют роль центров регионального развития, создаваемых в целях устранения внутренних территориальных диспропорций;

• в развитых странах действуют СЭЗ всех видов, но наибольшее развитие получили научно-технические зоны и зоны свободной торговли.

Исторически считалось, что формирование современных свободных экономических зон было положено созданием в 1934 г. в США зон внешней (свободной) торговли (ЗВТ) для активизации внешнеторговой деятельности посредством снижения издержек производства автомобилей. Помимо этого предполагалось снизить уровень безработицы в регионе, масштабы которой значительно возросли в период экономического кризиса начала 1930-х гг.

В настоящее время в США функционирует более 250 зон внешней торговли, созданием и управлением которыми занимается Департамент ЗВТ. Эти СЭЗ имеют специальный режим деятельности, формально находятся “вне таможенной территории’ страны и, таким образом, освобождены практически от всех видов таможенных пошлин и тарифов, федеральных акцизных налогов и большинства квотных ограничений по экспортно-импортным операциям. Их основной деятельностью является стимулирование экспорта. Благодаря функционированию зон, было создано дополнительно более 370 тысяч рабочих мест. Экономическими льготами от ведения бизнеса в этих СЭЗ воспользовалось около 2800 компаний.



В США получила развитие и такая форма СЭЗ, как предпринимательские зоны, которые возникли в результате региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в отсталых районах за счет предоставления большей финансовой свободы и значительных льгот. Обычно они расположены в экономически депрессивных районах больших занимают площадь от 2 до 5 км2, не имеют четких границ и отличаются лишь статусом компаний. Для получения статуса предпринимательской зоны район, выделяемый для этих целей, должен отвечать ряду требований:

• более 70% жителей района должны иметь личный доход менее 80% среднего дохода для этого города или всей страны;

• уровень безработицы в этом районе должен быть значительно выше, чем по всему городу или всей стране.

В США предпринимательские зоны создаются по инициативе местных властей на срок от 10 до 20 лет. Зоны не обременяют бюджеты разных уровней, а способствуют сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы и ведут к постепенному увеличению налоговых поступлений.

В Европе первой и самой известной СЭЗ стала зона благоприятствования “Шеннон”, созданная в Ирландии в 1957 г. с целью сохранения 300 рабочих мест, так как были открыты трансатлантические линии (до этого самолеты совершали промежуточную посадку в Шенноне). В настоящее время в ней сосредоточено около 25% общего ирландского экспорта. На территории СЭЗ расположены более ста предприятий, экспортирующих продукцию на сумму 165 млрд дол. в год. Учитывая то, что СЭЗ в Шенноне рассматривалась как инструмент экономического развития региона, поставленные задачи были успешно выполнены. Кроме того, введение дополнительных налоговых льгот на территории всей Ирландии позволило ей существенно увеличить размеры экспорта. В настоящее время, экспорт составляет до 70% ВНП Ирландии, что в два раза выше, чем аналогичный показатель для стран ЕС в целом и во много раз выше соответствующих показателей США, Японии и Германии.



Технико-внедренческие зоны промышленно развитых стран заявили о себе как о новой эффективной форме интеграции науки и производства, о месте развертывания инновационной деятельности и создания фирм, занятых разработкой новых технологий. Конкретные формы организации ТВЗ в каждом отдельном случае могут быть различны. Эти СЭЗ являются, как правило, собственностью (на долевых началах) университета, местного муниципалитета, акционерных обществ и производственных ассоциаций. Одни ТВЗ функционируют на коммерческой основе, другие являются бесприбыльными организациями. Их финансирование осуществляется из разных источников: фондами, учреждаемыми университетами или благотворительными организациями; местными муниципалитетами, федеральными ведомствами и министерствами, промышленными фирмами, а также самими технопарками.

Лидирует в создании технико-внедренческих зон США. Согласно различным оценкам, в этой стране насчитывается от 80 до 150 подобных образований. Формы их организации и управления различны: они могут создаваться по инициативе отдельных лиц или частных организаций либо по указанию правительств отдельных штатов. Наиболее известные ТВЗ относятся к первому типу. Среди них технопарк “Силиконовая долина”, недалеко от Стенфордского университета; технопарк “Бостонский маршрут 128” при Массачусетском технологическом институте; “Парк-треугольник Северной Каролины” в районе трех i крупных университетов. Объем инвестиций, направленных в технопарк “Силиконовая долина”, составляет больше 20% общего объема инвестиций, вложенных в промышленные предприятия США. Именно здесь расположено около 20% мирового производства вычислительной техники и компьютеров, находятся производства крупнейших компьютерных фирм “Интел” и “Майкрософт”.

Технико-внедренческие зоны широко распространены и в других странах мира. В 1990-х гг. в Голландии и Германии их было 45 и 50 соответственно, в Великобритании — 25; в Японии действует 18 технополисов, крупнейший из них — “Цукуба” — обеспечивает работой 145 000 человек. Их формирование было осуществлено в рамках программы “Технополис”, разработанной Министерством внешней торговли и промышленности Японии.

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой основными целями создания свободных зон является интеграция в мировое хозяйство, привлечение всех форм иностранных инвестиций, стимулирование производства экспортной и импортозамещающей продукции и увеличение занятости населения. Свободные экономические зоны этих стран характеризуются следующими отличительными признаками:

• наличием тенденции к расширению границ, увеличению масштабов торгово-производственной деятельности;

• постоянным процессом либерализации особого режима управления СЭЗ для иностранных инвесторов;

• большой торгово-промышленной диверсификацией деятельности СЭЗ в процессе их функционирования, тенденцией к комплексному развитию.

Свободные экономические зоны, несомненно, являются “генератором занятости” в развивающихся странах. Однако именно их зачастую обвиняют в низком уровне заработной платы и неразвитости трудовых отношений. Для большинства зон характерна занятость на низкооплачиваемых должностях, не требующих высокой квалификации. В большинстве предприятий СЭЗ работают женщины, на некоторых их доля доходит до 90%. Такое положение объясняется тем, что в большинстве стран — учредителей свободных зон имеется избыток рабочей силы, что I препятствует росту заработной платы. Обычно в этих зонах раз- % мещают трудоинтенсивные производства, такие как производ- 1 ство одежды, обуви, сборка электронных устройств, где исполь- \ зуются несложные технологии. От персонала не требуется высо- 1 кая квалификация, а из-за наличия значительных людских ресурсов высокая текучесть кадров не является проблемой. И поскольку стоимость труда составляет значительную часть затрат' на производство продукции, то возникает стремление снизить ее.

Мировой опыт показывает, что СЭЗ во многих развивающихся :| странах нередко становятся основной концепцией экономического роста, рассчитанного на определенный период. В этих странах обычно прослеживается тенденция к развитию промыт- i ленно-производственных зон экспортной ориентации как способ привлечения иностранных инвестиций. Причем если для стран Азии и Африки характерна обработка экспортных товаров, то в странах Латинской Америки чаще создаются свободные пограничные зоны и зоны свободных складов для хранения грузов, j В некоторых развивающихся странах СЭЗ способствуют развитию существующих предприятий тяжелой промышленности. Например, экспортно-производственная зона Тринидада и Тобаго занимается переработкой нефти, Ганы — переработкой добываемых там бокситов в алюминий, а свободные экономические зоны Объединенных Арабских Эмиратов созданы на основе химической, нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности.

Экономический подъем новых индустриальных стран (НИС) Юго-Восточной Азии (Гонконг, Сингапур, Тайвань) во многом связан с развитием свободных зон, позволивших создать значительное количество рабочих мест, повысить производительность труда, увеличить налоговые поступления и интегрироваться в мировое хозяйство. Цель создания зон — экономический рост.

С одной стороны, НИС и свободные экономические зоны взаимодополняют друг на друга: успешное развитие экономики этих стран было обусловлено сменой приоритетов экономической политики и во многом благодаря созданию СЭЗ. С другой стороны, экономический взлет подтвердил зависимость между притоком иностранных инвестиций и экономическими успехами, что способствовало дальнейшему распространению зональных образований.

Успешный опыт создания СЭЗ виден на примере Китайской Народной Республики. Развитие зональной практики в Китае началось в 1980 г., когда было создано 5 особых экономических районов: Шеньчжень (327,5 км2), Шаньтоу (52 км2), Чжухай (15,2 км~) в провинции Гуандун, Сямынь (131 км2) в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань. В 1984 г. правительство Китая открыло для внешней торговли 14 крупных портовых городов. К 2000 г. в Китае было создано около 100 СЭЗ, включая 32 зоны технико-экономического освоения и 52 зоны высоких технологий.

Интересы китайской стороны соблюдались за счет следования конкретным целям: стимулирование производства товаров народного потребления, развитие высокотехнологичных отраслей, увеличение объемов экспорта и соответствующей дифференциации условий размещения иностранных инвестиций. Наиболее льготный режим создавался в небольших зонах технико-экономического развития, образованных в качестве промышленных центров экспортного и высокотехнологичного производства. В открытых районах, которые представляют собой обширные территории и более значимы для национальной экономики в целом, создавались менее льготные, но все же достаточно привлекательные условия. Большое значение для иностранных инвесторов имела четкость регламентации условий размещения капитала внутри зональных образований.

При создании СЭЗ учитывались родственные связи с диаспорой за рубежом. В отношении этнических китайцев, проживающих за рубежом, применялся более льготный режим, чем для других иностранных инвесторов. Кроме того, этническим китайцам была предоставлена большая свобода при сбыте продукции на внутреннем рынке Китая, а также право на повышенную долю участия в совместных предприятиях. И как результат, в 1980-е гг. около 80% всех поступлений иностранного капитала в СЭЗ Китая приходилось на Гонконг, Сингапур и Тайвань.

Китайское руководство пошло на значительные расходы при подготовке зональных территорий. При этом в основном использовались не дотационные, а возвратные условия финансирования: льготные займы государственных банков, выданных на 7- 10 лет под 4% годовых, средства коммерческих банков Китая.

Большая часть специальных зон и зон технико-внедренческого характера стали развитыми производственными комплексами с участием иностранного капитала. Число предприятий, размещенных в зонах и наладивших производство, достигает нескольких сотен, причем развитие СЭЗ идет устойчивыми темпами. Эффективность зональной стратегии Китая подтверждается тем фактом, что через специальные зоны в страну пришло свыше половины иностранных инвестиций.

В 1980-е гг. свободные экономические зоны создавались в странах Центральной и Восточной Европы, что связано со стремлением привлечь иностранные инвестиции и современные технологии, стимулировать развитие экспортных производств посредством введения особого экономического режима. В этих странах СЭЗ является началом рыночных реформ.

В Польше созданы два типа свободных зон: зоны свободной торговли (ЗСТ), или свободные таможенные зоны, и специальные экономические зоны. ЗСТ создавались на территории действующих предприятий (в частности, морских и речных портов, аэропортов, железнодорожных станций), где вводился особый беспошлинный режим и выполнялись торгово-сбытовые, транспортные и складские операции. Среди основных отличий организационно-экономических условий хозяйствования в ЗСТ Польши следует отметить: равные условия хозяйствования для иностранного и отечественного инвестора, наличие налоговых льгот, неограниченный перевод прибылей за границу, осуществление финансового оборота внутри ЗСТ в свободно конвертируемой валюте, применение ускоренной амортизации.

Специальные экономические зоны предусматривают введение беспошлинного режима, предоставление хозяйственным субъектам большей экономической свободы и ряда налоговых льгот: освобождение производственных фирм, действующих на территории зон, от уплаты налога на недвижимость в течение двадцати лет, полное или частичное освобождение от уплаты подоходного налога в течение двадцати лет.

В настоящее время в Польше зарегистрировано 9 зон свободной торговли и 3 специальные экономические зоны. Всемирная торговая организация ограничила срок деятельности зональных образований обоих типов в Польше (за исключением зоны EVRO-PARK в Мелеце), чтобы дать всем своим членам равные права. С учетом интеграции польской экономики в Европейский союз предполагается создать две специальные экономические зоны в граничащих с государствами ЕС городах Костшинь и Слубице. При этом Костшиньская зона будет сотрудничать с крупнейшим в Европе технопарком “Научно-промышленный центр Виста”.

Венгрия использовала режим классического оффшора, создав благоприятные условия зарубежным инвесторам. Объем иностранного капитала в экономике страны превышает 7 млрд дол. США, что составляет более 50% всех иностранных инвестиций в Центральной и Восточной Европе. В Венгрии функционируют более 20 тысяч предприятий с иностранным капиталом. Крупнейшими инвесторами в венгерскую экономику являются фирмы США, Германии, Австрии, Англии, Франции, Японии, Италии, Швеции. Иностранные бизнесмены осуществляют как портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг), так и прямые (создание СП, предприятий со 100%-ной иностранной собственностью, приобретение пая уже действующего предприятия). Оффшорным фирмам в Венгрии предоставлены льготы в виде 85% скидки от действующей ставки налога на прибыль (т.е. если для обычных фирм размер налога 36%, то для оффшорных — 5,4%); права получать кредиты и займы за рубежом без специального разрешения венгерских властей; возможности иметь счета в иностранных банках при условии, что капитал находится на счете венгерского банка; разрешения оказывать консалтинговые и маркетинговые услуги для нерезидентов.

В то же время на оффшорные компании распространяются некоторые ограничения: запрет на занятия банковской деятельностью; большинство руководителей и сотрудников должны быть гражданами Венгрии; при решении спорных вопросов и исполнении юридических актов на территории страны разрешено пользоваться услугами только венгерских адвокатов; запрет на долевое участие в других венгерских фирмах.

На начало 2002 г. в Российской Федерации создано более 'Z0 свободных экономических зон, однако реально работают только 3 — СЭЗ “Калининград”, СЭЗ “Выборг”, СЭЗ “Находка”. Подавляющее большинство российских СЭЗ оказались нежизнеспособными.

В Республике Беларусь в настоящее время существуют 6 свободных экономических зон: СЭЗ “Брест”, СЭЗ “Минск”, “ СЭЗ “Гомель-Ратон”, СЭЗ “Витебск”, СЭЗ “Гродно” и СЭЗ “Могилев”. Свободные экономические зоны Беларуси комплексные и включают в себя свободные производственные, экспортные и таможенные зоны. Помимо этого, в СЭЗ “Брест” входят еще и свободная банковская, страховая и рекреационная зоны. Все отечественные зоны созданы на длительную перспективу — сроком от тридцати до пятидесяти лет.

В соответствии с концепцией организации СЭЗ в Республике Беларусь базовыми принципами их создания являются:

• стимулирование производства продукции по новейшим технологиям в пределах географической территории, на которой устанавливаются налоговые и другие льготы и преференции для производителей экспортных и импортозамещающих товаров из местного и привозного сырья и материалов;

• либерализация банковской, страховой и иной деятельности, а также таможенных процедур в отношении товаров, не предназначенных для выпуска в свободное обращение на территории Республики Беларусь;

• равные защита и условия для развития всех форм собственности и обеспечение ее неприкосновенности;

• гармоничное сочетание интересов республики, регионов и субъектов хозяйствования на территории зон.

Свободные зоны Беларуси должны решить целый комплекс актуальных задач, в том числе:

• содействие международной интеграции и сотрудничеству;

• ускорение социально-экономического развития отдельных регионов и совершенствование отраслевой структуры их деятельности при условии последующего слияния экономик СЭЗ или отдельных производств с хозяйственной структурой окружающего региона;

• оперативное внедрение в производство отечественных и зарубежных технологий с последующей передачей положительных результатов для широкого использования в национальной экономике и на внешних рынках;

• насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными продуктами, изделиями и услугами производственного и потребительского назначения;

• развитие экспортной базы и увеличение валютных поступлений за счет более интенсивного включения соответствующих территорий в систему МЭО (торговых, валютно-кредитных, страховых, информационных, транспортных и других отношений) на основе использования преимуществ зон;

• апробация на локальном уровне различных вариантов внедрения новых форм хозяйствования, приспособленных к условиям мирового рынка. Особое значение имеет практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса с последующим использованием полученных знаний и навыков в системе национального хозяйства.

Из существующего в Республике Беларусь перечня налоговых и иных платежей резиденты отечественных СЭЗ платят в бюджет республики 8 налогов: налог на прибыль и доходы, налог на добавочную стоимость, акцизы, экологический налог, подоходный налог с физических лиц, налог на землю, взносы на государственное и социальное страхование, государственные пошлины и сборы.

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, на 01.01.2005 г. в свободных экономических зонах Беларуси зарегистрировано 284 предприятия, 70% из них — предприятия с иностранными инвестициями. Численность работников, занятых на предприятиях — резидентах СЭЗ, составила более 20 тысяч человек.

Резидентами свободных зон Беларуси на январь 2005 г. накоплено (без учета банков-резидентов) 160,4 млн дол. США. По объемам накопленных иностранных инвестиций лидируют СЭЗ “Брест” и СЭЗ “Минск” — 50,9 млн дол. США и 50,2 млн соответственно. Объявленный уставный фонд предприятий-резидентов на 01.01.2005 г. составил 51488 млн дол. США, что составляет около 8% объявленного уставного капитала СП и ИП по республике.

В белорусских экономических зонах работают инвесторы из 24 стран, больше всего зарегистрировано предприятий с участием польского и российского капитала, однако наибольший объем капиталовложений осуществляется из Германии. Крупных иностранных инвесторов, поступления от которых составили бы свыше 10 млн дол. США, привлечь в отечественные СЭЗ пока не удается. Отчасти это результат недостаточно активной рекламы белорусских СЭЗ.

Внешнеторговая деятельность резидентов отечественных СЭЗ характеризуется постоянным ростом основных показателей. Доля внешней торговли СЭЗ в общем объеме торговли Беларуси за последние 3 года увеличилась более чем в 3,5 раза.

Среди экспортируемых товаров лидирующие позиции занимают мебель и части к ней, продукты из рыбы, колбасные и консервированные изделия из мяса, упаковочные принадлежности, холодильное оборудование и шоколадные изделия.

В то же время предприятия свободных зон республики занимаются импортом, преимущественно из стран дальнего зарубежья. Доля их продукции достигла 80% общего объема. В товарной структуре импорта преобладают технологическое оборудование, изделия из алюминия, пластмассы, рыба и морепродукты, древесные плиты. В большинстве это “инвестиционный” импорт, который в дальнейшим может привести к росту экспорта.

В товарообороте Беларуси более 60% занимают страны СНГ, из них Россия около 90%. Причинами такой географической ориентированности внешней торговли резидентов стали усиление торгово-экономических связей с Российской Федерацией, в том числе в рамках таможенного союза, отсутствие практики сертификации большинства видов продукции в соответствии с международными стандартами и относительно их низкое качество.

Значительная часть производимой резидентами зон продукции реализуется на внутреннем рынке Республики Беларусь, что не в полной мере отвечает концепции создания свободных экономических зон. Вместе с тем нельзя однозначно сказать, что резиденты СЭЗ являются конкурентами отечественных производителей по ценовым показателям за счет получаемых в зоне налоговых и таможенных льгот. Во-первых, доля резидентов на внутреннем рынке по отдельным видам продукции, производимой в зонах в больших количествах, незначительна, во-вторых, диапазон цен, как правило, значительно выше сложившихся цен у национальных, в том числе и государственных, производителей.

Рентабельность реализованной продукции свободных зон Республики Беларусь составила по предприятиям-резидентам более 17%. Вместе с тем велика доля убыточных предприятий — 31% зарегистрированных в отечественных СЭЗ предприятий.

В целом влияние хозяйственной деятельности резидентов белорусских зональных структур на экономику страны можно охарактеризовать как незначительное, так как их удельный вес в основных макроэкономических показателях не превышает 1,5- 2,5%, а производительность труда, объем инвестиций на создание одного рабочего места и фондовооруженность мало отличаются от сложившегося в среднем по республике уровня аналогичных показателей. Свободные экономические зоны пока не стали теми точками экономического роста, которые могли бы реализовать инвестиционный и экспортный потенциал Беларуси и вывести страну на новый технологический уровень производства. Частично это можно объяснить периодом становления СЭЗ. В то же время растущие объемы инвестиций и анализ основных показателей деятельности резидентов белорусских свободных зон свидетельствует о более динамичном развитии СЭЗ в сравнении с другими регионами республики. Это дает основания предполагать об увеличении роли свободных экономических зон в экономике Беларуси.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.