Проблемы инновационного предпринимательства
Отчет
О проведении круглого стола
Проблемы современного управления и предпринимательского развития
Тамбов 2015
Апреля 2015 года в Тамбовском бизнес – колледже состоялся Круглый стол посвященный рассмотрению вопросов развития современного менеджмента и предпринимательства.
Цель проведения круглого стола - обсуждение проблем современного управления и тенденций развития предпринимательства в России.
Задачи круглого стола:
1. Прикладные:
F рассмотреть проблемы и направления развития предпринимательства в России;
F изучить внутренние резервы повышения эффективности предпринимательских структур;
F изучить направления развития современного менеджмента;
F выявить основные проблемы управленческой практики в России;
F исследовать подходы к развитию управленческой науки и практики;
2. Образовательные:
F развитие и углубление знаний студентов в области будущей профессии;
F создание условий для развития исследовательской деятельности студентов;
F развитие у студентов навыков самостоятельной работы с литературными источниками;
F развитие творческого потенциала студентов;
Участники круглого стола:
Преподаватели ПЦК «Экономических дисциплин» ТОГБОУ СПО «Тамбовский бизнес колледж», студенты 1-го курса ТОГБОУ СПО «Тамбовский бизнес колледж», обучающиеся по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет», члены и участники СНК «Школа молодого предпринимателя»
Вступительное слово председателя ПЦК Экономических дисциплин
Величко Татьяна Павловна
Современная рыночная система хозяйствования базируется на предпринимательском типе экономического поведения, который имеет ряд особенностей и характерных черт. Действуя в собственных интересах, предприниматель удовлетворяет наши запросы, облагораживает нашу жизнь, делает ее более комфортной. В основе предпринимательской деятельности лежит новая комбинация факторов производства или производство нового товара или же внедрение какого-либо инновационного элемента в процесс производства товара или продвижения его к потребителю, что повышает эффективность производства и наиболее полно соответствует интересам потребителя и общества в целом.
Предпринимательство это в первую очередь мыслительный процесс, поэтому добиться успеха в предпринимательстве можно только на основе предварительной подготовки.
Современное предпринимательство базируется на синергетическом объединении менеджмента и маркетинга в целостную систему деятельности, в которой управление ресурсами осуществляется в соответствии с потребностями рынка, маркетинг приобретает действенный целенаправленный характер через менеджмент. Экономическая деятельность может быть успешной, когда оно в совершенстве изучило рынок, потребителей, их предпочтения и потребности.
Проблемы инновационного предпринимательства
Крикунова Кристина
студентка гр. 102
Согласно стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, путь инновационного развития Российской экономики связан с созданием долгосрочных ориентиров развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок. В этой связи, модернизация российской экономики предполагается возрастание роли инновационного предпринимательства, крупных научных организаций и предприятий наукоёмкого сектора экономики.
Для понимания природы предпринимательства рассмотрим этапы эволюции предпринимательства в мировой практике. Выделяют три этапа развития предпринимательской среды:
·доиндустриальный;
·индустриальный;
·постиндустриальный.
Основные характеристики названных этапов представлены в таблице 1.
Современный – постиндустриальный этап развития предпринимательской среды требует от участников экономических процессов постоянной ориентации на новаторство и внедрение инновационных технологий.
Таблица 1.
Основные этапы эволюции предпринимательства
Категории для сравнения
| Этап 1 Доиндустриальный
| Этап 2 Индустриальный
| Этап 3 Постиндустриальный
| Сфера
| Арбитражная торговля (работа на разнице определенных показателей в зависимости от времени)
| Материальное производство
| Нематериальное производство, инновации
| Роль
| Вспомогательная
| Усиливается
| Ведущая
| Функциональное содержание
| Поиск сфер прибыльного приложения капитала
| Поиск способов наилучшей комбинации факторов
| Новаторство
| Функция
| Монополия собственника (единоличная)
| Рассредоточение монополии собственника (корпорация)
| Социализация производства, вместо приспособления к внешним условиям их трансформации
| Таким образом, все большую роль приобретает инновационное предпринимательство. На рисунке 1 сформирована и представлена подробная классификация инновационного предпринимательства с характеристиками каждого его вида.
Рисунок 1. Классификационные виды инновационного предпринимательства
На рисунке 1 выделено шесть видов инновационного предпринимательства, которые затрагивают различные сферы жизни общества, из чего следует – инновации развиваются во многом.
После рассмотрения принципов и видов инновационного предпринимательства следует рассмотреть сущность концепции инновации с целью определения и самой сущности инновационной деятельности, в основе которой лежат инновации (см. рис. 2).
Рисунок 2. Элементы сущностной концепции инновации
Создаваемые инновации или усовершенствованные технологии - это виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций, носит название инновационной деятельности, которая демонстрирует всю сущность концепции инновации.
Несмотря на все прилагаемые усилия со стороны государства, бизнеса и общественных организаций остается не решенным множество проблем развития предпринимательства. В таблице 2 приведены наиболее значимые из данных проблем.
Таблица 2
Проблемы, препятствующие развитию инновационного предпринимательства в РФ
Проблема
| Специфика проблемы
| 1) Эффективность рынков
| · неэффективность рыночных механизмов,
· высокая степень монополизации рынков,
· высокие барьеры для торговли,
· значительная роль государства в экономике,
· административные барьеры, ограничивающие предпринимательство,
· сложности с получением помещений и высокая арендная ставка,
· высокое налоговое бремя.
| 2) Институциональная среда
| · соблюдение прав собственности, в т.ч. на интеллектуальную собственность
· коррупция и неправомерное влияние на бизнес
· высокое бремя административного регулирования
· неэффективная судебная система.
| 3) Финансовый сектор
| · нестабильность банковской системы,
· трудности с получением банковских кредитов,
· неустойчивость банков,
· недоступность финансовых ресурсов для компаний,
· низкая операционная эффективность банков.
| 4) Совершенствование и развитие бизнеса
| · давление со стороны чиновников,
· низкая конкурентоспособность компаний,
· ограниченная развитость кластеров,
· доминирование продуктов с относительно низкой добавленной стоимостью,
· низкий уровень управленческих компетенций.
| 5) Образование
| · быстрая деградация образования, в особенности математического и естественнонаучного,
· нехватка квалифицированных кадров-менеджеров, бухгалтеров, рабочей силы.
|
В таблице 2 особое внимание стоит обратить на такую проблему как институциональная среда России, так как уровень ее развития очень сильно отстаёт от уровня развитых стран и ряда развивающихся. Это одно из наиболее слабых мест российской экономики, развитие институциональный базы сильно отстает от уровня развития самой страны, что является серьезным препятствием в развитие конкретных отношений в стране. Другая, не менее важная проблема – это быстрая деградация образования, в особенности математического и естественнонаучного, что прямо связано с инновационной активностью в различных отраслях науки и сферах деятельности российских предприятий.
Следует представить также, выявленные в ходе исследования, недостатки инновационной деятельности российских предприятий (см. табл. 3), проранжированные по частоте присутствия в предпринимательском бизнесе в России сегодня.
Таблица 3
Недостатки инновационной деятельности в России
Недостаток
| Частота присутствия в России
| Результат
| Внедрение новшества требует значительно больших затрат, чем ожидалось при принятии решения о внедрении
| 70 – 95%
| Дополнительные денежные потери
| Потенциально эффективные новшества не внедряются или внедряются со значительным опозданием
| 58 – 70%
| Не используется возможность получения полезного эффекта от использования новшества
| Внедрение новшества в силу явного или скрытого сопротивления или плохой организации внедрения
| 40 – 50%
| Отсутствует ожидаемый эффект
| Внедряется новшество, которое не обладает необходимым инновационным потенциалом
| 15 – 20%
| Причинами возникновения являются ошибки в оценке полезности новшества
|
Проблема, которая имеет огромный вес в принятии решений о внедрениях в новшествах - это затраты. Как правило, при внедрении инноваций существует огромный риск ошибиться в масштабах изменений, что влечёт за собой большие кредитные задолженности, с которыми предприятие не всегда в силах рассчитаться. Именно поэтому, следует выявить и затем внимательно изучать факторы, характеризующие инновационную деятельность, как препятствующие, так и способствующие ей (см. рис. 3).
Рисунок 3. Факторы, характеризующие инновационную деятельность
В качестве вывода следует отметить, что инновационный потенциал предпринимательства может быть в полной мере реализован только в условиях благоприятного инвестиционно-инновационного политического регулирования. Именно поэтому в России стратегия развития малого инновационного бизнеса должна быть интегрирована в общую Стратегию инновационного развития РФ, разрабатываемую Министерством экономического развития России.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|