|
Богатырские и героические образы в музыке.
Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы это часто встречаем в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре и кино.
Как известно, Россия имеет большую территорию, массу природных ресурсов и красивых мест. Понятно всем, что именно поэтому Россия во все времена была объектом нездорового интереса со стороны иностранцев. С древних времён со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть всем этим и поработить наш народ. Но пока никому это не удалось, потому что мужество наших героев помогало отстоять нашу свободу и независимость. Поэтому образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
В музыке богатырская тема отражается, например, во второй симфонии композитора Александра Порфирьевича Бородина, которая так и называется «Богатырская».
Послушаем основную мелодию первой части данной симфонии. Вопрос детям: какими вы представляете себе героев этой симфонии (мужествеными, бесстрашными, сильными, могучими, верными своей Родине).
Мы все слышим, что в основной теме звучат грозные октавные унисоны которые постепенно расслаиваются на аккорд. Какие мысли эти звуки у вас вызывают? (Это воспринимается как устрашение врага мощной и твёрдой богатырской силой). ( Богатыри увидели опасность, которая надвигается на Русь и отправились в скачки). Сразу воспоминается знаменитой изречение «Кто к нам с мечом придёт – тот от меча и погибнет». Затем звучит вторая тема, которая звучит мужественно, но уже более нежно, как тема любви к Родине. Какая картина вам представляется?
Если вы не знаете пока точного ответа на этот вопрос, давайте посмотрим картину В.М. Васнецова «Три богатыря». И это ещё один момент, когда музыка связана с живописью, когда под впечатлением от музыки в нашей памяти оживают определённые образы. Может быть и наоборот – картина Васнецова «Три богатыря» может «зазвучать» этой симфонией. Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 годаона была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. «Три богатыря» описание картины Васнецова Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?». На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины — 295х446 см. Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под чёлкой, зло косит глазом в сторону врага. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов-кочевников. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова, тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы, сапоги. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен; ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Илья – старший, без его приказа застава не сдвинется с места. Уберёт Илья копьё – значит, может Добрыня ринуться на врага. Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. Безбородое лицо по-юношески миловидно. На боку у Алёши Поповича колчан, а стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Рыжий конь, на котором сидит Алёша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил – ждёт команды. Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях (до поры до времени) передают сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением – не пропустить врага в пределы Руси. Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность. Картина В.М.Васнецова «Богатыри» – это памятник воинской славы русского народа. Художнику удалось передать в своём произведении народное понимание образов богатырей; в этом заключается сила и убедительность картины.
Есть также картина «Два князя». Что вы видите на картине, ребята? Старший из них – это наверное отец, а младший – сын. Возможно, отец указывает сыну на далёкий огонь и дым военных пожарищ. Отец учит сына любить и защищать свою Родину. Надо признать, что у человека есть внутренний слух. Это способность мысленно услышать то, что на самом деле в этот момент не звучит. А есть и внутреннее зрение – это способность мысленно увидеть то, что в данный момент нет перед глазами.
А сейчас речь пойдёт про Александра Невского. Он за свою жизнь совершал подвиги, самый известный из них - Ледовое побоище. Это было решающее сражение против Ливонского ордена произошло на Чудском озере, зимой 1242 года. Исторически важное сражение, в котором войска Невского одержали решительную победу, остановило немецкую агрессию. Подробности этого столкновения детально описаны, каждый школьник знает про то, как немцы шли "свиньёй" и рыцари, облачённые в тяжёлые доспехи, пошли под лёд Чудского озера. По преданию, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. По условиям мира Орден отказался от всех недавних завоеваний и уступил новгородцам часть Латгалии (одна из историко-культурных областей Латвии).
На слайдах мы видим триптих.
Что изображено в левой трети картины? (изображен русский воин-богатырь, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра.)
Опишите лицо героя картины, Чем оно привлекает внимание? (Мы видим мужественное лицо с правильными жесткими чертами. Выражение его сурово. Мы понимаем, что перед нами человек, готовый к трудному бою: губы его плотно сжаты, брови сдвинуты. В глазах нет страха, а есть решимость идти до конца. Он смотрит вдаль, туда, откуда, вероятно, идут полчища врага.)
- Какие детали одежды подчеркивают, что перед нами воин? (На князе металлическая кольчуга, тяжелый панцирь, латы. Металлическими доспехами защищены руки и ноги. На голове — шлем, в руках — огромный тяжелый меч. Тяжело спадает с плеч багровый плащ. Именно так одевались на Руси воины.)
- Изображая князя, художник стремился к достоверной передаче деталей. Однако в руках князя только тяжелый литой меч, но нет другого необходимого атрибута - щита. Как вы думаете, почему? («Может быть потому, что щит предназначен для того, чтобы защищаться. Александр Невский готовится не защищаться, СА защищать свою землю, свой народ. Мне кажется, что князь — символ щита, человек, который должен защищать свою родину».)
- О чем говорит нам поза полководца? (Он твердо стоит на своей земле и не отдаст ни одной ее пяди. Он готов защищать эту землю, ведь именно так становится человек, желающий защитить кого-то. Его ноги расставлены. Руки крепко сжимают меч. Его поза говорит о духовной и физической силе этого человека, его уверенности в себе и предстоящей победе.)
- Справа на картине мы видим стяг с изображением Спаса — Спасителя, Христа.
- Что же готов защищать герой картины? (Он готов защищать русскую землю: ее огромное небо, церкви, реки, леса, холмы — все, что мы видим за ним на заднем плане картины.)
А теперь вспомним эпизоды Великой Отечественной войны. В годы войны даже дети защищали страну кто как мог
Таким образом, богатырский мотив звучит и в песне «Маленький трубач» С. Никитина.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|