Сделай Сам Свою Работу на 5

I. Дигибридное скрещивание при независимом наследовании





Задачи С6

1. У человека ген вьющихся волос (А) доминирует над геном гладких волос, а глухота является рецессивным признаком (в). Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребёнок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего появления глухих детей с глад­кими волосами в семье.

2. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Составьте схему решения за­дачи. Определите генотипы родителей, первого ребёнка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Признаки наследуются независимо.

3. У человека тёмный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) - над голубым (в), гены не сцеплены. Определите геноти­пы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности имеет место в данном случае?



4. В одной семье, где супруги были близорукими и кареглазыми, родился сын с нормальным зрением и голубыми глазами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Какова вероятность появления в этой семье детей, похожих на первого ребёнка?

5. Голубоглазый правша, отец которого был левшой, женится на кареглазой левше из семейства, все члены которо­го в течение нескольких поколений имели карие глаза. Какого потомства и с какой вероятностью в отношении этих двух признаков следует ожидать от этого брака?

6. Кареглазый правша женится на голубоглазой правше. Первый ребенок имеет голубые глаза и оказывается левшой. Каковы генотипы родителей, и какие фенотипы могут иметь дальнейшие потомки этой пары?

7. Голубоглазый мужчина правша женился на каре­глазой женщине правше. У них родились два мальчика: кареглазый левша и голубоглазый левша. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства и вероятность рож­дения в этой семье голубоглазого правши, если голубоглазость – рецессивный признак. Признаки не сцеплены.



8. У нормальных родителей родился глухонемой ребёнок-альбинос. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ребёнка, генотипы и фенотипы возможного потомства.

9. У человека свободная мочка уха (А) доминирует над несвободной, а подбородок с треугольной ямкой (В) – над гладким. Девушка с гладким подбородком и свободной мочкой уха, у которой мать имела несвободную мочку уха, выходит замуж за мужчину с таким же фенотипом. Составьте схему решения задачи. Определите возможные генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Обоснуйте их. Какова вероятность появления детей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке в этой семье?

10. Альбинизм (а) и фенилкетонурия (в) - за­болевание, связанное с нарушением обмена веществ (ФКУ) - на­следуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей-альбиносов, не страдающих ФКУ и вероятность рождения детей-альбиносов, больных ФКУ.

11. Известно, что хорея Гентингтона (А) - за­болевание, проявляющееся после 35-40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и по­ложительный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Со­ставьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей с положительным резусом и резус-отрицательных детей с хореей Гентингтона.



 

12. При скрещивании растения арбуза с длинны­ми полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему решения задачи. Определите доминантные и рецес­сивные. признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.

13. Потомство томатов, полученное от скрещивания гомозиготных растений со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами с гомозиготными томатами, имеющими карликовый рост и ребристые плоды, скрестили между собой. Во втором поколении образовалось четыре фенотипические группы растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы первого и второго поколения (F1 и F2), их соотношение, если А - нормальная высота стебля, а В - гладкая форма плодов. Гены высоты стебля и формы плодов находятся в различных парах гомологичных хромосом.

14. При скрещивании двух сортов томата с крас­ными шаровидными и жёлтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды красные шаровидные. Составьте схему ре­шения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

15. При самоопылении двух растений томатов с красными двугнездными плодами одно из них дало только растение с крас­ными двугнездными плодами, а от второго было получено 24 растения с красными двугнездными плодами и 10 растений с красны­ми многогнездными плодами. Можно ли определить генотипы исходных растений? Какие скрещивания необходимо поставить для проверки вашего предположения? У томатов красный цвет плодов доминирует над желтым, двугнездность над многогнездностью. Признаки наследуются независимо.

16. Используя рисунок, определите, какие признаки плодов томата (тёмная или светлая окраска, грушевидная или шаровидная форма) доминируют; каковы генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов F1 и F2. Составьте схему решения задачи. Гены обоих признаков не сцеплены.

 

17. Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нор­мальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схему решения задачи. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений томата.

18. При скрещивании томата с пурпурным сте­блем (А) и красными плодами (В) и томата с зелёным стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и жёлтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

19. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (в) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими ко­робочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Опреде­лите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.

20. От скрещивания растений дурмана с пурпурными цветками и гладкими коробочками с дурманом, имеющим белые цветки и колючие коробочки, было получено 320 растений с пур­пурными цветками и колючими коробочками и 312 — с пурпур­ными цветками и гладкими коробочками. Определите генотипы исходных растений. Каковы будут фенотипы и генотипы потом­ков, полученных от скрещивания потомков F1, с разными феноти­пами? У дурмана пурпурная окраска цветков доминирует над белой, ко­лючие семенные коробочки над гладкими.

21. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов - над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпу­клыми плодами, 58 с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 – с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.

22. У гороха при скрещивании растений, имеющего стелющийся опушенный стебель с растением, имеющим прямостоячий неопушенный стебель, гибриды оказались со стелющимся опушенным стеблем. В следующем скрещивании между собой гибридов из F1 получено растений: 124 стелющихся опушенных, 428 стелющихся неопушенных, 412 прямостоячих опушенных, 137 прямостоячих неопушенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях? Объясните, на чем основан Ваш ответ.

23. Красная окраска плода земляники (А) неполно до­минирует над белой, а нормальная чашечка (В) неполно домини­рует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Составьте схему решения задачи. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, а также генотипы и фенотипы потомства, по­лученного от скрещивания растения земляники с розовыми плодами и промежуточной формы чашечкой с растением, имеющим красные плоды и листовидную чашечку.

24. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья – над широкими. Гены рас­полагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое по­томство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.

25. При скрещивании двух растений львиного зева, одно из которых было с нормальными по форме красными цвет­ками, а другое – с видоизменёнными по форме белыми цветками, в потомстве все растения оказались с нормальными розовыми цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в F1 и F2, если гены не сцеплены.

26. При скрещивании растений львиного зева с красными пилорическими (правильными) цветками с растениями, имеющими желтые зигоморфные (неправильные) цветки, в первом поколении все растения имели розовые зигоморфные цветки, а во втором:

39 с красными зигоморфными

94 с розовыми зигоморфными

45 с желтыми зигоморфными

15 с красными пилорическими

28 с розовыми пилорическими

13 с желтыми пилорическими

Как наследуются признаки? Определите генотипы исходных растений. Какая часть растений F2 с красными зигоморфными цветками будет гомозиготна по этим признакам?

27. При скрещивании растений ржи, имеющих восковой налет, с растениями без воскового налета в F2 получается расщеп­ление: 3/4 растений с восковым налетом и 1/4 — без воскового налета. В F2 от скрещивания растений с нормальными и гофриро­ванными листьями 3/4 растений имеют нормальные и 1/4 гофри­рованные листья. Признаки наследуются независимо. Как насле­дуется каждый из признаков? Какое расщепление в F2 следует ожидать среди 288 растений, если скрестить гомозиготные расте­ния без воскового налета с нормальными листьями с растениями с восковым налетом и гофрированными листьями?

28. Растение тыквы с белыми дисковидными плодами скре­стили с растением, имевшим желтые шаровидные плоды. В F1 по­лучено: 25 растений с белыми дисковидными, 23 — с белыми ша­ровидными, 22 — с желтыми дисковидными и 24 — с желтыми шаровидными плодами. Объясните расщепление. У тыквы белая окраска плодов доминирует над жел­той, дисковидная форма плода доминирует над шаровидной.

29. От скрещивания растений тыквы с белыми дисковидными плодами с растениями, имевшими белые шаровидные плоды, получено расщепление: 3/8 с белыми дисковидными, 3/8 с белы­ми шаровидными, 1/8 с желтыми дисковидными и 1/8 с желтыми шаровидными плодами. Определите генотипы исходных растений и потомков. Что получится, если скрестить растения с белыми дисковидными плодами из F1 с растениями с желтыми шаровидными плодами? У тыквы белая окраска плодов доминирует над жел­той, дисковидная форма плода доминирует над шаровидной.

30. У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой (кофейной), а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричне­вых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

31. У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой (кофейной), а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 2 щенка чёрных короткошёрстных, 1 щенок чёрный длинношёрстный, 1 - коричневый короткошёрстный, 2 ко­ричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и по­томства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

32. У кур простой (листовидный) гребень (к) рецессивен по отношению к розовидному (К), оперённые ноги (А) доминируют над голыми (а). Гены не сцеплены. Кур с листовидным гребнем и голыми ногами скрестили с дигетерозиготным петухом, имеющим розовидный гребень и оперённые ноги. Составьте схему решения задачи. Определите генотип родителей, генотип и фенотип гибридов первого поколения, число потомков с фенотипом матери (в %).

33. Чёрный хохлатый петух скрещен с такой же кури­цей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объ­ясните появление четырёх фенотинических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки - чёр­ное оперение (А), хохлатость (В).

34. При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью и черных кроликов с мохнатой шерстью получено потомство: 25% белых мохнатых, 25% белых гладких, 25% черных мохнатых и 25% черных гладких. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства 9белый цвет и гладкая шерсть – рецессивные признаки). Объясните, какой закон проявляется в данном случае.

35. Рассмотрите рисунок. Определите генотипы родителей, соотношение фенотипов у гибридов второго поколения. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется во втором поколении?


 

36. При скрещивании белых кроликов с мохнатой шерстью и черных кроликов с гладкой шерстью получено потомство: 50% черных мохнатых и 50% черных гладких. При скрещивании другой пары белых кроликов с мохнатой шерстью и черных кроликов с гладкой шерстью 50% потомства оказалось черных мохнатых и 50% – белых мохнатых. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните, какой закон проявляется в данном случае.

37. От приобретённых хозяйством чёрных комолых (безрогих) животных крупного рогатого скота в течение ряда лет было получено 710 потомков. Среди них оказалось 389 чёрных комолых, 133 чёрных рогатых, 143 красных комолых, 45 красных рогатых. Составьте схему решения задачи. Определите тип скре­щивания и характер наследования признаков, генотипы родителей и потомства.

38. У овец серая окраска шерсти (А) доминирует над чёрной, а рогатость (В) - над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с серым рогатым самцом, гомозиготным по второму признаку? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

39. У овец серая окраска шерсти (А) доминирует над чёрной, а рогатость (В) - над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с чёрным рогатым (гомозигота) самцом? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

40. У овец серая окраска шерсти (А) доминирует над чёрной, а рогатость (В) - над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результа­ты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

41. У свиней гены, определяющие цвет щетины (А - чёрная щетина, а - рыжая щетина) и длину щетины (В - длинная щетина, в - короткая щетина), находятся в разных парах хромосом. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, полученного в результате скрещивания чёрной особи с длинной щетиной, гетерозиготной только по второму признаку, и рыжей особи с короткой щетиной. Составьте схему решения задачи. Какое потомство можно ожидать от скрещивания потомков F1 с разными фенотипами между собой?

42. У свиней чёрная окраска щетины (А) до­минирует над рыжей (а), длинная щетина (В) - над короткой (в). Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, полученного при скрещивании чёрного с длинной щетиной дигетерозиготного животного с гомо­зиготным чёрным с короткой щетиной. Составьте схему решения задачи.

43. У свиней ген А определяет развитие чёрной окраски щетины, а ген В - наличие длинной щетины. Гены не сцеплены. Определите генотипы родителей, генотипы и феноти­пы потомства, полученного в результате скрещивания животных: чёрного короткощетинового гетерозиготного по первому аллелю и рыжего длиннощетинового гомозиготного по обеим парам аллелей. Составьте схему решения задачи. Какой закон Менделя проявляется в данном случае?

44. Поставлено два скрещивания:

1. Гомозиготный комолый белый бык скрещен с гомозиготной рогатой красной коровой. Какая окраска будет у потомков F1? Будут ли они рогаты? Каково должно быть потомство возвратного скрещивания гибридов F1 с исходным быком? С исходной коровой?

2. Комолый чалый бык, скрещенный с рогатой белой коровой, дал рогатую чалую телку. Какое потомство может получиться от скрещивания этой телки с ее отцом?

У крупного рогатого скота комолость доминирует над рогатостью, окраска контролируется одним геном с неполным доминированием, окраска гетерозиготных животных — чалая.

 

II. Наследование групп крови

45. В родильном доме в одну ночь родилось четыре мла­денца, имевших группы крови 0. А, В и АВ. Группы крови четы­рех родительских пар были: I пара — 0 и 0; II пара — АВ и 0; III пара — А и В; IV пара — В и В. Четырех младенцев можно с пол­ной достоверностью распределить по родительским парам. Как это сделать? Каковы генотипы всех родителей и детей?

46. В родильном доме случайно перепутали двух мальчи­ков. Родители одного из них имеют А и 0 группы крови, родители другого — А и АВ, мальчики имеют А и 0 группы крови. Опреде­лите, кто чей сын и генотипы родителей и детей.

47. У матери группа крови 0, у отца АВ. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из своих родителей? Дайте ар­гументированный ответ. Какие группы крови могут быть у детей этих родителей?

48. Женщина с группой крови В имеет ребенка с группой кропи 0. Каковы их генотипы, и каким не может быть генотип отца?

49. От брака между мужчиной с группой крови АВ и жен­щиной с группой крови А родилось трое детей с группами крови В, АВ и 0. Определите генотипы родителей и детей. Нет ли в этом сообщении чего-либо, вызывающего сомнение?

50. Можно ли исключить отцовство, если мать имеет груп­пу крови А, ребенок — группу крови В, а предполагаемые отцы — группы крови 0 и АВ? Дайте аргументированный ответ.

51. У матери нулевая группа крови, у отца группа крови В. Могут ли дети унаследовать группу крови матери? Каковы гено­типы матери и отца?

52. Кровь одного из родителей относится к группе А, другого — к группе В. Каковы генотипы родителей, если у них имеется много детей со следующими группами крови:

а) у всех АВ;

б) по­ловина АВ, половина В;

в) половина АВ, половина А;

г) 1/4 АВ, 1/4 А, 1/4 В, 1/4 0?

53. У женщины группа крови АВ, у ее отца – тоже. Муж женщины имеет группу крови 0, его мать — группу А. Определите генотипы всех указанных лиц. Какие группы крови могут быть у детей мужчины и женщины?

54. Если в семье, где у отца кровь группы А, а у матери — группы В, первый ребенок имел кровь группы 0, то какова веро­ятность появления следующего ребенка с той же группой крови? Какие группы крови могут быть еще у детей от этого брака?

55. Если у родителей, имеющих кровь группы В и 0, родил­ся ребенок с группой крови 0, то какова вероятность, что их следу­ющий ребенок будет иметь кровь группы В? А? Каковы генотипы членов этой семьи?

56. Мужчина, имеющий группу крови 0, женился на жен­щине с группой крови А. У отца жены группа крови 0. Какова ве­роятность, что дети от этого брака будут иметь группу крови 0? Группу крови А?

57. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер группы крови) детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.

 

58. У отца четвёртая группа крови и отрицательный резус, у матери первая группа и положительный резус (гомозигота). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возмож­ные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявится в этом случае? (положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r).

59. У отца первая группа крови и отрицательный резус, у матери - вторая группа и положительный резус (дигетерозигота). Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, их группы крови и резус-фактор. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? (положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r)

60. У отца третья группа крови (гетерозигота) и отрицательный резус, у матери – вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите возможные генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей, их группы крови и резус-фактор. Составьте схему решения за­дачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? (положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r)

61. У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери - вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? (положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r)

 

IV. Сцепленное наследование

61. Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании получен­ных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков.

62. При скрещивании самок мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (доминантные признаки) с самцами с чёрным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) в потомстве были обнаружены не только особи с серым телом, нормальными крыльями и чёрным телом, укороченными крылья­ми, но и небольшое число особей с серым телом, укороченными крыльями и чёрным телом, нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены. Составьте схему скрещивания. Объясните полученные результаты.

63. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки до­минантные) с самками с чёрным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

64. При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками (доминантные признаки) и гороха с морщинистыми семенами без усиков в потомстве получили: 40% растений с гладкими семенами и усиками, 40% растений с морщинистыми семенами без усиков, 10% растений с гладкими семенами без усиков, 10% растений с морщинистыми семенами и усиками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните появление четырёх фенотипических групп в потомстве

65. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением, имеющим морщини­стые семена и без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосо­ме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон генетики при этом проявляется?

66. У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоуз­лия» (в) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточ­ная метёлка» (v). При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и нормальную метёлку, всё потомство было похоже на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве оказалось 75% рас­тений с нормальными междоузлиями и нормальными метёлками, а 25% растений с укороченными междоузлиями и зачаточной метёлкой. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется во втором случае?

67. У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщини­стой формы семян также сцеплены. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 семени коричне­вых гладких и 3998 семян белых морщинистых, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений кукурузы и её потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками.

68. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными и 289 с гладкими неокрашенными семенами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чем основан Ваш ответ.

69. При скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветков и усами с растением с бледной окраской цветков и без усов (гены сцеплены) в F1 все растения были с яркими цветками и усами. При скрещивании между собой гибридов F1 были получены растения: с яркими цветками и усами, бледными цветками без усов. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление двух фенотипических групп особей в F2.

70. При скрещивании крольчих, имеющих сплошную окраску и короткую шерсть с кроликами, имеющими пятнистую окраску и длинную шерсть (гены сцеплены), гибриды оказались пятнистыми с длинной шерстью. В результате анализирующего скрещивания крольчихи из F1 было получено потомство: пятнистое с длинной шерстью, со сплошной окраской и с короткой шерстью, со сплошной окраской и с длинной шерстью, с пятнистой и короткой шерстью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление 4-ех фенотипических групп в F2.

 

III. Признаки, сцепленные с полом

71. Отец и сын — дальтоники, а мать различает цвета нор­мально. Определите генотипы родителей и ребенка. Правильно ли будет сказать, что в этой семье сын унаследовал свой недоста­ток от отца?

72. Девушка, имеющая нормальное зрение, отец которой был дальтоником, выходит замуж за мужчину с нормальным зре­нием, отец которого также был дальтоником. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче. Какое зрение может быть у потомства от этого брака?

73. Женщина-дальтоник вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения детей-дальтоников (в %). Ген дальтонизма - рецессивный, на­ходится в Х-хромосоме.

74. Мужчина-дальтоник женился на женщине с нормальным зрением, но имевший отца-дальтоника. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы мужчины и женщины, генотипы и фенотипы возможного потомства. Какова вероятность рождения дочерей и сыновей-дальтоников?

75. В семье, где родители имеют нормальное цве­товое зрение, сын - дальтоник. Гены нормального цветового зрения и дальтонизма располагаются в Х-хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей-носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

76. У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то, что отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальто­низмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы мужа и жены. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, сына-дальтоника, дочери-дальтоника?

77. У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный при­знак) родились две дочери и два сына. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы по­томства, если признак свёртываемости крови сцеплен с полом.

78. Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого по­томства, соотношение генотипов и фенотипов.

79. Отсутствие потовых желёз у человека наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье муж и жена здоровы, но отец жены был лишён потовых желёз. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы мужа и жены, возможного потомства, вероятность рождения детей, обладающих этим признаком, вероятность рождения здоровых детей-носителей этого гена.

80. Атрофия зрительного нерва наследуется как рецес­сивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но мать жены имела этот дефект. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможного потомства, вероятность рождения больных детей и вероятность рождения здоровых детей-носителей этого гена.

 

81. У человека ген цветовой слепоты (дальтонизма) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой, а ген вьющихся волос (А) доминирует над гладкими волосами и является аутосомным. В семье, где родители имели нормальное цветовое зрение, у отца вьющиеся волосы, а у матери - гладкие, родился мальчик - дальтоник с гладкими волосами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, возможные генотипы других детей и вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с вьющимися волосами.

82. У человека ген цветовой слепоты (дальтонизма) – рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой, нормальный слух (В) доминирует над глухотой и находится в аутосоме. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – дальтоник с нормальным слухом (гомозиготен), родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему реше­ния задачи и определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.

83. У человека ген карих глаз (А) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

84. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А - наличие меланина в клетках кожи, а - отсутствие меланина в клетках кожи, альбинизм), а гемофилии - сцеплено с полом (ХН - нор­мальная свёртываемость крови, Хь - гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины-альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

85. У человека отсутствие потовых желез проявляется как сцепленный с полом рецессивный признак. Альбинизм обуслов­лен аутосомным рецессивным геном. У одной супружеской пары, нормальной по этим признакам, родился сын с обеими указанны­ми аномалиями. Укажите вероятные генотипы отца и матери. Ка­кова вероятность того, что у второго сына также проявятся обе эти аномалии? Какова вероятность того, что их третьим ребенком будет нормальная девочка?

86. Мужчина с голубыми глазами и нормальным зрением, оба родителя которого имели карие глаза и нормальное зрение, женится на нормальной по зрению женщине с карими глазами. Родители женщины имели карие глаза и нормальное зрение, а го­лубоглазый брат был дальтоником. От этого брака родилась де­вочка с карими глазами и нормальным зрением и два голубогла­зых мальчика, один из которых оказался дальтоником. Составьте родословную и определите генотипы всех членов этой семьи.

87. Женщина с группой крови А и нормальной свертывае­мостью крови (здоровая) выходит замуж за здорового мужчину с группой крови В. От этого брака родилось три ребенка: Катя — здоровая, с группой крови А; Витя - здоровый, с группой крови 0; Глеб — гемофилик, с группой крови А. Известно, что родители женщины были здоровы, мать имела группу крови 0, а отец — АВ. У мужчины отец и мать здоровы, их группы крови А и В соответ­ственно. Объясните, от кого Глеб унаследовал гемофилию. Опре­делите генотипы всех членов семьи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.