Сделай Сам Свою Работу на 5

Краткое изложение темы практического занятия





БОУ ВПО Воронежская государственная академия им. Н.Н. Бурденко

Министерство здравоохранения РФ

Кафедра клинической и детской стоматологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

«Утверждаю»

Зав. кафедрой стоматологии

детского возраста, д.м.н.

______________Сущенко А.В.

«_____»____________ 2012г

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №3

Для ассистентов по проведению практических занятий по пропедевтике стоматологических заболеваний (хирургический раздел) на тему

«Периоды детского возраста и их характеристика. Анатомические и физиологические особенности детского возраста, в разные возрастные периоды. Характеристика зубочелюстной системы в различные возрастные периоды. Особенности приема детей хирургом-стоматологом в разные возрастные периоды»

Факультет стоматологический

Авторы: к.м.н. Корытина И.В.

ВОРОНЕЖ 2012

Тема № 3«Периоды детского возраста и их характеристика. Анатомические и физиологические особенности детского возраста, в разные возрастные периоды. Характеристика зубочелюстной системы в различные возрастные периоды. Особенности приема детей хирургом-стоматологом в разные возрастные периоды»



Место проведения занятия:учебная комната, хирургический кабинет стоматологической поликлиники.

Цель обучения:

Знать периоды детского возраста и их характеристика, анатомо-физиологические особенности детского возраста, в разные возрастные периоды. Знать особенности приема детей хирургом-стоматологом в разные возрастные периоды

Хронокарта практического занятия.

Этапы занятия Материальное оснащение Время
Оборудование Уч. Пособия, средства контроля
Введение Инструктаж раскрытия темы занятия и плана его проведения Метод. Разработка для ассистентов 5 минут
Контроль уровня исходных знаний Вопросы, ситуационные задачи. Ответы на вопросы, решение ситуационных задач. 20 минут
М/б разбор ООД, ЛДС если есть в метод. Для студентов Таблицы, схемы Групповое обсуждение таблиц, схем 40 минут
Кабинет хируга-стоматолога оборудование клинического кабинета, инструментарий, бланки историй болезней, Дневник врача. Перечень практических навыков 20 минут
Контроль результатов усвоения. Тестирование, коллоквиум, решение ситуационных задач. Оценка знаний студентов заносится в журнал успеваемости 20 минут
Заключение (ответы на вопросы студентов, обсуждение)   Ситуационные задачи, тесты, беседа с ассистентом. 20 минут
Задание к следующему занятию, литература   Методические рекомендации, учебная и дополнительная литература. 20 минут

Вопросы, знание которых необходимо для изучения данной темы:



  1. Периоды детского возраста.
  2. Анатомические особенности детского возраста.
  3. Физиологические особенности детского возраста.

Вопросы, подлежащие изучению:

  1. Периоды детского возраста и их характеристика.
  2. Анатомо-физиологические особенности детского организма, в разные возрастные периоды.
  3. Характеристика зубочелюстной системы в различные возрастные периоды.
  4. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.
  5. Особенности приема детей хирургом-стоматологом.

Краткое изложение темы практического занятия

В практическом отношении целесообразно различать внутриут­робный период, подразделяющийся на стадии эмбриона и плода, и внеутробный, включающий:

а) период новорожденности;

б) грудной;

в) преддошкольный (ясельный);

г) дошкольный;

д) младший школь­ный;

е) старший школьный.

Период внутриутробного разви­тия.Для плода организм матери яв­ляется окружающей средой, и со­стояние ее здоровья, условия жизни во время беременности имеют важ­нейшее значение для его нормаль­ного физиологического развития.



Внутриутробный период разви­тия подразделяется на две стадии:

эмбриональную – до 2х мес. Первая стадия характеризуется формирова­нием органов и систем, питанием из желточного мешка- зародыш превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза чело­века. Различные заболевания матери могут привести к самопро­извольному прерыванию беремен­ности, а различные эндогенные и экзогенные тератогенные факто­ры — к порокам развития (эмбриопатии), первые 3—7 нед беременности принято считать кри­тическим периодом. Аномалии раз­вития формируются главным обра­зом в первые 3 мес беременности. К этому времени относится возник­новение некоторых аномалий в об­ласти лица и челюстей, наиболее часто — расщелин верхней губы и неба

и фетальную {пла­центарную) — до рождения. В фетальной стадии развития идут интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подготавливается к внеутробной жизни.

С 4/2—5 мес внутриутробного развития начинается минерализа­ция молочных резцов, а с 7 мес — клыков и моляров. Химический со­став и структура эмали этих зубов в значительной мере определяются именно в этот период. В связи с этим представляется особенно важ­ной так называемая антенатальная профилактика — дородовая охрана здоровья матери и ребенка, которая должна быть основной задачей не только акушеров и педиатров, но и врачей других специальностей, в том числе стоматологов.

Период новорожденности, или неонатальный период(отлат. ново­рожденный) начинается от первого вдоха ребенка и условно продол­жается до конца 4-й недели жизни (28 дней).

В этот период могут наблюдать­ся особые состояния, пограничные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физио­логическая желтуха, физиологи­ческий мастит, транзиторная ли­хорадка, физиологическая потеря массы тела, альбуминурия, моче-кислый инфаркт почек, половые кризы). Они бывают кратковремен­ными, в дальнейшем не повторяют­ся, но при неблагоприятных усло­виях могут перейти в патологиче­ский процесс.

У новорожденного наблюдается недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции об­мена воды, что определяет непосто­янство осмотического давления плазмы и склонность к обезвожива­нию. В течение первых 3—4 дней жиз­ни масса тела новорожденного за­метно снижается. Это явление фи­зиологическое, получившее назва­ние физиологической убыли массы тела- на 6-9% от первоначальной массы тела. Но быстро увели­чивается— за первый месяц жизни примерно на 800 г.

Наряду с точечными кровоизлия­ниями к физиологическим родовым травмам надо отнести и так называ­емую родовую опухоль — кровоиз­лияние с отеком тканей, вызванное давлением на месте предлежащей части. Опухоль чаще всего распола­гается в области темени или затыл­ка, но может иметь и другую лока­лизацию: при лицевом предлежании — на лице, при лобном — на лбу.

Желтуха новорожденных наблю­дается в основном на 2—3-й день жизни, реже к концу 1-х или на 4—5-е сутки. Желтушное окраши­вание кожи раньше всего появляет­ся на лице.

Об этих изменениях должны знать детские стоматологи, особен­но оперирующие ребенка в первые дни его жизни.

Выраженные пороки развития ЧЛО легко определяет педиатр или акушер родильного дома, менее вы­раженные могут остаться незаме­ченными. Ребенок иногда плохо за­хватывает сосок матери, щелкает при сосании языком, что может быть обусловлено короткой уздеч­кой языка. Если при этом ребенок не получает достаточного количест­ва молока при нормальной лакта­ции у матери и масса тела его не увеличивается, производят рассече­ние короткой уздечки языка. Учи­тывая, что у новорожденного очень лабильны все системы гомеостаза, необходимо наблюдение за ним врача в течение 1—3 дней после этой небольшой операции.

При кормлении ребенок иногда захлебывается молоком, что может быть обусловлено укорочением мягкого неба или его скрытой рас­щелиной. Определить такой порок сможет стоматолог, который и даст рекомендацию матери кормить ре­бенка в вертикальном положении.

При искусственном вскармлива­нии важно с первых дней жизни обеспечить необходимую нагрузку на челюсти и мягкие ткани ЧЛО новорожденного (коррекция жесткости соски). При кормлении грудью ребенок первых дней жизни сжимает сосок десневыми валиками с силой около 300 г, а к 2-недель-ному возрасту эта сила увеличива­ется до 700—800 г за счет роста и развития жевательных и лицевых мышц.

Грудной периодначинается с 3—4-й недели жизни и заканчива­ется (условно) в 12 мес. Он харак­теризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физи­ческого и психического развития. Масса тела ребенка к концу перво­го года жизни утраивается. Увеличивается рост, окружность головы, груди. Существенно меняются пропорции тела - преобладающее удлинение конеч­ностей и в меньшей степени туло­вища и головы. Развиваются стати­ческие функции: ребенок хорошо держит голову; переворачивается с живота на спину; самостоятельно садится, а к году начинает ходить. В 5—6мес прорезываются первые мо­лочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.

В грудном возрасте у ребенка значительными темпами идет пси­хическое развитие. По мере диффе­ренцирования ЦНС, начиная с 2—3-й недели, а особенно после месяца, развиваются условные реф­лексы (первая сигнальная система). К концу года ребенок произ­носит первые осмысленные слова (с этого момента начинается разви­тие речи — вторая сигнальная сис­тема). К этому времени замедляется физическое развитие, его опережает психическое.

Первоначальный пассивный им­мунитет у ребенка постепенно ослабевает, а приобретенный имму­нитет еще отсутствует. Случайный контакт с различными инфекциями сенсибилизирует организм, что де­лает его особенно предрасположен­ным к различным гноеродным и другим инфекциям. Наиболее часто входными воротами инфекции ока­зываются кожа, слизистая оболочка рта и дыхательных путей. Склон­ность к диффузным реакциям и не­способность к ограничению того или иного патологического процес­са лишь определенным органом или одной тканью тоже весьма ха­рактерны для этого возраста.

В грудном возрасте могут дейст­вовать факторы, приводящие к зубо-челюстным деформациям и ано­малиям, например привычка сосать пальцы, язык, губы. В этом случае ребенку лучше дать пустышку, вы­нув ее изо рта при наступлении глу­бокого сна, а во время бодрствова­ния ограничить движения рук спе­циальной одеждой. Важно, чтобы подушка была небольшой и плос­кой. Сон с опущенной на грудь го­ловой тормозит развитие нижней челюсти, при запрокинутой голове мышцы шеи напряжены, а нижняя челюсть смещается кзади. В этом возрасте выявляется затруднение носового дыхания, что также при­водит к нарушению роста и разви­тия челюстей.

На 1-м году жизни продолжаются формирование и минерализация молочных зубов и начинается ми­нерализация постоянных зубов. Различные болезни детей, при ко­торых нарушается водно-солевой обмен, влияют на структуру твер­дых тканей зуба и могут быть при­чиной их системной гипоплазии и низкой резистентности к кариесу.

Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет — ясельный возраст)характеризуется быстрым совер­шенствованием двигательных навы­ков ребенка, речи и психики, про­должающимся ростом. Ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой его развития яв­ляется игра, через которую он по­знает окружающую среду и приоб­ретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас ре­бенка, он начинает говорить, со­ставляя сначала примитивные фра­зы. К 2—3 годам предложения ста­новятся многословными. Малыш подражает взрослым, поэтому осо­бенно важно разговаривать с ним правильно. Для ребенка этого возраста характерна значительная эмоциональная лабильность.

Развивается лимфоидная ткань лимфатических узлов, миндалин, аденоидов. На фоне такой гиперплазии в них часто возникают воспалительные процессы. Увеличивает­ся возможность распространения острых детских инфекционных за­болеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и д.р.). до концо 2го года прорезываются все временные зубы.

Дошкольный период (от 3 до 7лет).В этом периоде у детей замед­ляется процесс роста, но происходит первое физиологическое «вытягивание». К концу периода начинается замена временных зубов на постоянные. Из стоматологических заболеваний наиболее распространены: кариес и его осложнения, периоститы, остеомиелиты челюстей, абсцессы, лимфадениты, флегмоны, нарушения прикуса и деформации зубных рядов.

Заметно снижается склон­ность к генерализации процесса и токсическим реакциям. В этом пе­риоде самыми частыми являются не только острые инфекционные забо­левания, но и такие, в развитии ко­торых большую роль играет аллер­гия (бронхиальная астма, ревма­тизм и др.). респираторные инфекции зачастую сопровождаются увеличением и воспалением лимфатических узлов ЧЛО - лимфаденитами неодонтогенного происхождения, которые требуют лечения ребенка в стационаре.

Период младшего школьного воз­раста (от 7 до 12 лет).Усиленно развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Мо­лочные зубы полностью заменяют­ся постоянными. В это время нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправильное положение за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого портфеля и ряд других моментов могут привести к искрив­лению позвоночника. Помимо острых инфекционных заболева­ний, начинают появляться хрони­ческие (туберкулез, нефрит, ревма­тизм и др.).

Структурное дифференцирование тканей завершено. Этот период отличается от пре­дыдущего в основном количествен­ным, а не качественным развитием ребенка, поэтому преддошкольный и дошкольный периоды часто объе­диняют в один — период молочных зубов.В преддошкольном и дошко­льном периодах у детей при отсут­ствии комплексной профилактики выявляются многие стоматологиче­ские заболевания. Наиболее массо­выми являются кариес и его ослож­нения.

Период полового созревания.Это последний период детства (пубер­татный период или старший школьный возраст), продолжающийся от 12 до 16—17 лет. Он характеризуется вы­раженной перестройкой эндокрин­ной системы, усиленным ростом. У девочек вторичные половые при­знаки обычно развиваются на 1 — 1,5 года раньше, чем у мальчиков. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сер­дечно-сосудистой и нервной систем («юношеское сердце», «юношеская гипертензия», у девушек — дисциркуляторные расстройства в виде акроцианоза и обморочных состоя­ний), обусловленные, с одной сто­роны, быстрым, непропорциональ­ным ростом всего тела и отдельных органов, с другой, — неустойчиво­стью вегетативно-эндокринной си­стемы. Помимо стоматологических забо­леваний, характерных для школь­ников, у них нередко развиваются гингивиты, а при отсутствии про­филактических мероприятий, ран­него выявления и систематического лечения — и более глубокие пора­жения тканей пародонта.

Быстрое разрушение 1.6, 2.6, 3.6, 4.6, первыми прорезывающимися из постоянных, часто приводит к их удалению, что ведет к потере «ключа окклюзии», с последующим развитием зубо-челюстных деформаций».

Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды должны служить научным обосно­ванием дифференцированной сто­матологической помощи детям.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.