Краткое изложение темы практического занятия
БОУ ВПО Воронежская государственная академия им. Н.Н. Бурденко
Министерство здравоохранения РФ
Кафедра клинической и детской стоматологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
«Утверждаю»
Зав. кафедрой стоматологии
детского возраста, д.м.н.
______________Сущенко А.В.
«_____»____________ 2012г
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №3
Для ассистентов по проведению практических занятий по пропедевтике стоматологических заболеваний (хирургический раздел) на тему
«Периоды детского возраста и их характеристика. Анатомические и физиологические особенности детского возраста, в разные возрастные периоды. Характеристика зубочелюстной системы в различные возрастные периоды. Особенности приема детей хирургом-стоматологом в разные возрастные периоды»
Факультет стоматологический
Авторы: к.м.н. Корытина И.В.
ВОРОНЕЖ 2012
Тема № 3«Периоды детского возраста и их характеристика. Анатомические и физиологические особенности детского возраста, в разные возрастные периоды. Характеристика зубочелюстной системы в различные возрастные периоды. Особенности приема детей хирургом-стоматологом в разные возрастные периоды»
Место проведения занятия:учебная комната, хирургический кабинет стоматологической поликлиники.
Цель обучения:
Знать периоды детского возраста и их характеристика, анатомо-физиологические особенности детского возраста, в разные возрастные периоды. Знать особенности приема детей хирургом-стоматологом в разные возрастные периоды
Хронокарта практического занятия.
№
| Этапы занятия
| Материальное оснащение
| Время
| Оборудование
| Уч. Пособия, средства контроля
|
| Введение
| Инструктаж раскрытия темы занятия и плана его проведения
| Метод. Разработка для ассистентов
| 5 минут
|
| Контроль уровня исходных знаний
| Вопросы, ситуационные задачи.
| Ответы на вопросы, решение ситуационных задач.
| 20 минут
|
| М/б разбор ООД, ЛДС если есть в метод. Для студентов
| Таблицы, схемы
| Групповое обсуждение таблиц, схем
| 40 минут
|
| Кабинет хируга-стоматолога
| оборудование клинического кабинета, инструментарий, бланки историй болезней, Дневник врача.
| Перечень практических навыков
| 20 минут
|
| Контроль результатов усвоения.
| Тестирование, коллоквиум, решение ситуационных задач.
| Оценка знаний студентов заносится в журнал успеваемости
| 20 минут
|
| Заключение (ответы на вопросы студентов, обсуждение)
| | Ситуационные задачи, тесты, беседа с ассистентом.
| 20 минут
|
| Задание к следующему занятию, литература
| | Методические рекомендации, учебная и дополнительная литература.
| 20 минут
| Вопросы, знание которых необходимо для изучения данной темы:
- Периоды детского возраста.
- Анатомические особенности детского возраста.
- Физиологические особенности детского возраста.
Вопросы, подлежащие изучению:
- Периоды детского возраста и их характеристика.
- Анатомо-физиологические особенности детского организма, в разные возрастные периоды.
- Характеристика зубочелюстной системы в различные возрастные периоды.
- Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.
- Особенности приема детей хирургом-стоматологом.
Краткое изложение темы практического занятия
В практическом отношении целесообразно различать внутриутробный период, подразделяющийся на стадии эмбриона и плода, и внеутробный, включающий:
а) период новорожденности;
б) грудной;
в) преддошкольный (ясельный);
г) дошкольный;
д) младший школьный;
е) старший школьный.
Период внутриутробного развития.Для плода организм матери является окружающей средой, и состояние ее здоровья, условия жизни во время беременности имеют важнейшее значение для его нормального физиологического развития.
Внутриутробный период развития подразделяется на две стадии:
эмбриональную – до 2х мес. Первая стадия характеризуется формированием органов и систем, питанием из желточного мешка- зародыш превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека. Различные заболевания матери могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности, а различные эндогенные и экзогенные тератогенные факторы — к порокам развития (эмбриопатии), первые 3—7 нед беременности принято считать критическим периодом. Аномалии развития формируются главным образом в первые 3 мес беременности. К этому времени относится возникновение некоторых аномалий в области лица и челюстей, наиболее часто — расщелин верхней губы и неба
и фетальную {плацентарную) — до рождения. В фетальной стадии развития идут интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подготавливается к внеутробной жизни.
С 4/2—5 мес внутриутробного развития начинается минерализация молочных резцов, а с 7 мес — клыков и моляров. Химический состав и структура эмали этих зубов в значительной мере определяются именно в этот период. В связи с этим представляется особенно важной так называемая антенатальная профилактика — дородовая охрана здоровья матери и ребенка, которая должна быть основной задачей не только акушеров и педиатров, но и врачей других специальностей, в том числе стоматологов.
Период новорожденности, или неонатальный период(отлат. новорожденный) начинается от первого вдоха ребенка и условно продолжается до конца 4-й недели жизни (28 дней).
В этот период могут наблюдаться особые состояния, пограничные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физиологическая желтуха, физиологический мастит, транзиторная лихорадка, физиологическая потеря массы тела, альбуминурия, моче-кислый инфаркт почек, половые кризы). Они бывают кратковременными, в дальнейшем не повторяются, но при неблагоприятных условиях могут перейти в патологический процесс.
У новорожденного наблюдается недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции обмена воды, что определяет непостоянство осмотического давления плазмы и склонность к обезвоживанию. В течение первых 3—4 дней жизни масса тела новорожденного заметно снижается. Это явление физиологическое, получившее название физиологической убыли массы тела- на 6-9% от первоначальной массы тела. Но быстро увеличивается— за первый месяц жизни примерно на 800 г.
Наряду с точечными кровоизлияниями к физиологическим родовым травмам надо отнести и так называемую родовую опухоль — кровоизлияние с отеком тканей, вызванное давлением на месте предлежащей части. Опухоль чаще всего располагается в области темени или затылка, но может иметь и другую локализацию: при лицевом предлежании — на лице, при лобном — на лбу.
Желтуха новорожденных наблюдается в основном на 2—3-й день жизни, реже к концу 1-х или на 4—5-е сутки. Желтушное окрашивание кожи раньше всего появляется на лице.
Об этих изменениях должны знать детские стоматологи, особенно оперирующие ребенка в первые дни его жизни.
Выраженные пороки развития ЧЛО легко определяет педиатр или акушер родильного дома, менее выраженные могут остаться незамеченными. Ребенок иногда плохо захватывает сосок матери, щелкает при сосании языком, что может быть обусловлено короткой уздечкой языка. Если при этом ребенок не получает достаточного количества молока при нормальной лактации у матери и масса тела его не увеличивается, производят рассечение короткой уздечки языка. Учитывая, что у новорожденного очень лабильны все системы гомеостаза, необходимо наблюдение за ним врача в течение 1—3 дней после этой небольшой операции.
При кормлении ребенок иногда захлебывается молоком, что может быть обусловлено укорочением мягкого неба или его скрытой расщелиной. Определить такой порок сможет стоматолог, который и даст рекомендацию матери кормить ребенка в вертикальном положении.
При искусственном вскармливании важно с первых дней жизни обеспечить необходимую нагрузку на челюсти и мягкие ткани ЧЛО новорожденного (коррекция жесткости соски). При кормлении грудью ребенок первых дней жизни сжимает сосок десневыми валиками с силой около 300 г, а к 2-недель-ному возрасту эта сила увеличивается до 700—800 г за счет роста и развития жевательных и лицевых мышц.
Грудной периодначинается с 3—4-й недели жизни и заканчивается (условно) в 12 мес. Он характеризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и психического развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Увеличивается рост, окружность головы, груди. Существенно меняются пропорции тела - преобладающее удлинение конечностей и в меньшей степени туловища и головы. Развиваются статические функции: ребенок хорошо держит голову; переворачивается с живота на спину; самостоятельно садится, а к году начинает ходить. В 5—6мес прорезываются первые молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.
В грудном возрасте у ребенка значительными темпами идет психическое развитие. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2—3-й недели, а особенно после месяца, развиваются условные рефлексы (первая сигнальная система). К концу года ребенок произносит первые осмысленные слова (с этого момента начинается развитие речи — вторая сигнальная система). К этому времени замедляется физическое развитие, его опережает психическое.
Первоначальный пассивный иммунитет у ребенка постепенно ослабевает, а приобретенный иммунитет еще отсутствует. Случайный контакт с различными инфекциями сенсибилизирует организм, что делает его особенно предрасположенным к различным гноеродным и другим инфекциям. Наиболее часто входными воротами инфекции оказываются кожа, слизистая оболочка рта и дыхательных путей. Склонность к диффузным реакциям и неспособность к ограничению того или иного патологического процесса лишь определенным органом или одной тканью тоже весьма характерны для этого возраста.
В грудном возрасте могут действовать факторы, приводящие к зубо-челюстным деформациям и аномалиям, например привычка сосать пальцы, язык, губы. В этом случае ребенку лучше дать пустышку, вынув ее изо рта при наступлении глубокого сна, а во время бодрствования ограничить движения рук специальной одеждой. Важно, чтобы подушка была небольшой и плоской. Сон с опущенной на грудь головой тормозит развитие нижней челюсти, при запрокинутой голове мышцы шеи напряжены, а нижняя челюсть смещается кзади. В этом возрасте выявляется затруднение носового дыхания, что также приводит к нарушению роста и развития челюстей.
На 1-м году жизни продолжаются формирование и минерализация молочных зубов и начинается минерализация постоянных зубов. Различные болезни детей, при которых нарушается водно-солевой обмен, влияют на структуру твердых тканей зуба и могут быть причиной их системной гипоплазии и низкой резистентности к кариесу.
Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет — ясельный возраст)характеризуется быстрым совершенствованием двигательных навыков ребенка, речи и психики, продолжающимся ростом. Ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой его развития является игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас ребенка, он начинает говорить, составляя сначала примитивные фразы. К 2—3 годам предложения становятся многословными. Малыш подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Для ребенка этого возраста характерна значительная эмоциональная лабильность.
Развивается лимфоидная ткань лимфатических узлов, миндалин, аденоидов. На фоне такой гиперплазии в них часто возникают воспалительные процессы. Увеличивается возможность распространения острых детских инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и д.р.). до концо 2го года прорезываются все временные зубы.
Дошкольный период (от 3 до 7лет).В этом периоде у детей замедляется процесс роста, но происходит первое физиологическое «вытягивание». К концу периода начинается замена временных зубов на постоянные. Из стоматологических заболеваний наиболее распространены: кариес и его осложнения, периоститы, остеомиелиты челюстей, абсцессы, лимфадениты, флегмоны, нарушения прикуса и деформации зубных рядов.
Заметно снижается склонность к генерализации процесса и токсическим реакциям. В этом периоде самыми частыми являются не только острые инфекционные заболевания, но и такие, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм и др.). респираторные инфекции зачастую сопровождаются увеличением и воспалением лимфатических узлов ЧЛО - лимфаденитами неодонтогенного происхождения, которые требуют лечения ребенка в стационаре.
Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет).Усиленно развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Молочные зубы полностью заменяются постоянными. В это время нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправильное положение за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого портфеля и ряд других моментов могут привести к искривлению позвоночника. Помимо острых инфекционных заболеваний, начинают появляться хронические (туберкулез, нефрит, ревматизм и др.).
Структурное дифференцирование тканей завершено. Этот период отличается от предыдущего в основном количественным, а не качественным развитием ребенка, поэтому преддошкольный и дошкольный периоды часто объединяют в один — период молочных зубов.В преддошкольном и дошкольном периодах у детей при отсутствии комплексной профилактики выявляются многие стоматологические заболевания. Наиболее массовыми являются кариес и его осложнения.
Период полового созревания.Это последний период детства (пубертатный период или старший школьный возраст), продолжающийся от 12 до 16—17 лет. Он характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом. У девочек вторичные половые признаки обычно развиваются на 1 — 1,5 года раньше, чем у мальчиков. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой и нервной систем («юношеское сердце», «юношеская гипертензия», у девушек — дисциркуляторные расстройства в виде акроцианоза и обморочных состояний), обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой, — неустойчивостью вегетативно-эндокринной системы. Помимо стоматологических заболеваний, характерных для школьников, у них нередко развиваются гингивиты, а при отсутствии профилактических мероприятий, раннего выявления и систематического лечения — и более глубокие поражения тканей пародонта.
Быстрое разрушение 1.6, 2.6, 3.6, 4.6, первыми прорезывающимися из постоянных, часто приводит к их удалению, что ведет к потере «ключа окклюзии», с последующим развитием зубо-челюстных деформаций».
Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды должны служить научным обоснованием дифференцированной стоматологической помощи детям.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|