|
Подготовка и проведение соревнований, похода
Подготовка и проведение квалификационных соревнований по туристскому многоборью, подготовка и проведение спортивного похода в период каникул (зимних и летних).
Календарно-тематическое планирование
№
| Разделы, темы
| Кол-во часов
| Выдано
| Приме-чание
| По плану
| По факту
|
| История становления, развития спортивного туризма. Основные понятия, термины в спортивном туризме
|
| | | | История становления и развития различных видов спортивного туризма в России
|
| 1,09
| 1,09
| | Основные понятия и термины в спортивном туризме
|
| 5,09
8,09
| 5,09
8,09
| |
| Нормативно-правовое обеспечение различных видов спортивного туризма
|
|
|
| | Правила соревнований по туристскому многоборью.
|
| 12,09/
15,09/
| 12,09/
15,09/
| | Права и обязанности спортсменов, капитанов команд. Система проведения соревнований школьников по спортивному туризму.
|
| 19,09/
22,09/
| 19,09/
22,09/
| |
| Физико-технические основы топографии и ориентирования на местности
|
|
|
| | Особенности изображения рельефа местности на географических картах и на спортивных картах. Условные обозначения различных географических объектов на спортивных картах.
|
| 26,09/
29,09/
| 26,09/
29,09/
| | Особенности работы с компасом при ориентировании на местности.
|
| 3,10/
6,10/
| 3,10/
6,10/
| | Особенности ориентирования и преодоления (пробегания) различных видов местности.
|
| 10,10/
13,10/
17,10/
20,10/
24,10/
27,10/
| 10,10/
13,10/
17,10/
20,10/
24,10/
27,10/
| |
| Правила выполнения расчётов оптимальных вариантов преодоления препятствий и дистанций на соревнованиях
|
|
|
| | Планирование работы команды на различных этапах туристских слётов.
|
| 31,10/
| 31,10/
| | Взаимодействие членов туристской команды при преодолении естественных или искусственных препятствий на дистанции во время соревнований.
|
| 10,11/
14,11/
17,11/
| 10,11/
14,11/
17,11/
| | Обязанности капитана, штурмана и хронометриста на дистанции во время соревнований при контроле за временем прохождения дистанции (преодоление технического этапа).
|
| 21,11/
| 21,11/
| |
| Психологическая, морально-нравственная и физическая подготовка юных туристов-многоборцев
|
|
| | | Психологическая и физические особенности подготовки спортсменов на разных этапах дистанции.
|
| 24,11/
| 24,11/
| | Принципы взаимопомощи в команде.
|
| 28,11/
| 28,11/
| | Психологический настрой и физическая выносливость туриста-многоборца.
|
| 1,12/
| 1,12/
| | Спортивные травмы и их предупреждение.
|
| 5,12/
| 5,12/
| |
| Организация питания, тренировочный режим и режим отдыха туристов-многоборцев на туристических слётах и в походах
|
|
|
| | Понятие питании туриста – спортсмена в походах, о калорийности различных продуктов питания, о режиме дня.
|
| 8,12/
| 8,12/
| | Утренняя физическая зарядка.
|
| 12,12/
| 12,12/
| | Решение задач по расчёту количества различных продуктов питания исходя из их калорийности, веса и цены.
|
| 15,12/
| 15,12/
| | Составление меню на двух-трёхдневные полевые тренировочные сборы.
|
| 19,12/
| 19,12/
| | Приготовление пищи на костре; чистка и мытьё котлов, личной посуды.
|
| 22,12/
| 22,12/
| |
| Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях
|
|
| | | Законы РФ об охране окружающей среды. Понятия «экологическая обстановка», «экологическое загрязнение», «экологически чистый маршрут, источник, продукт». Туризм и охрана окружающей среды.
|
| 26,12/
| 26,12/
| | Туристский бивак. Благоустройство бивака.
|
| 29,12/
16,01/
| 29,12/
16,01/
| | Самообслуживание в спортивном туризме. Комфорт в туризме и его самостоятельное создание туристами-спортсменами на туристских слётах и соревнованиях при размещении в полевых условиях.
|
| 19,01/
| 19,01/
| | Организация отдыха туристов-спортсменов, их культурных развлечений на туристских слётах.
|
| 23,01/
| 23,01/
| | Оборудование и благоустройство туристского костра. Оборудование места отдыха, приёма пищи. Соблюдение правил охраны природы при организации и проведении соревнований.
|
| 26,01/
| 26,01/
| |
| Подготовка и проведение туристских слётов и соревнований
|
|
| | | Виды спортивных соревнований по туристскому многоборью
|
| 30,01/
| 30,01/
| | Преодоление полосы препятствий
|
| 2,02/
6,02/
9,02/
13,02/
16,02/
20,02/
| | | Прохождение контрольно- туристского маршрута (личный и командный)
|
| 23,02/
27,02/
1,03/
5,03/
8,03/
12,03/
| | | Прохождение эстафетных дистанций
|
| 15,03/
19,03/
| | | Подготовка компьютерной презентации результатов участия команды в туристских соревнованиях.
|
| 22,03/
| | |
| Техника безопасности в спортивном туризме
|
|
| | | Основные правила безопасности при проведении соревнований по ориентированию на местности и туристскому многоборью.
|
| 2,04/
5,04/
| | | Ознакомление с правилами соблюдения безопасности при движении по дистанции во время соревнований.
|
| 9,04/
12,04/
| | | Понятие страховки и разновидности страховочных устройств.
|
| 16,04/
19,04/
23,04/
26,04/
30,04/
| | | Способы применения страховки на местности.
|
| 3,05/
7,05/
10,05/
14,05/
17,05/
| | |
| Подготовка и проведение соревнований, похода
|
|
| | | Подготовка и проведение соревнований по туристскому многоборью, подготовка и проведение спортивного похода в период каникул (зимних и летних).
|
| 21,05
| | | |
|
|
| | |
Требования к уровню подготовки
К концу учебного года обучающиеся должны овладеть:
· Знаниями:
Ø основные сведения по истории развития туризма в России; виды туризма;
Ø роль туризма в становлении личности; законы, правила, нормы поведения юных туристов;
Ø требования, предъявляемые к туристскому снаряжению; перечень группового и личного снаряжения для походов выходного дня и многодневных походов;
Ø основные требования к месту привала и бивака; порядок работы по развертыванию и свертыванию лагеря; типы костров, меры безопасности при разведении костра и заготовки дров; туристические узлы;
Ø понятие о факторах риска: голоде, жажде, холоде, переутомлении и др.; понятие о факторах выживания;
Ø порядок подготовки к походу; основные источники сведений о районе путешествия;
Ø перечень должностей и их обязанности;
Ø основные правила движения группы на маршруте; общие характеристики естественных препятствий и правила их преодоления;
Ø меры безопасности при проведении тренировочных занятий, походов; правила поведения в незнакомой местности и населенном пункте;
Ø основные требования к продуктам в походе; правила хранения и переноски продуктов в походе; принцип составления меню и списка продуктов;
Ø порядок подведения итогов похода.
· Умениями и навыками:
Ø составление перечня группового и личного снаряжения для различных походов; укладка рюкзака; уход за снаряжением; подгонка снаряжения;
Ø выбор места для бивака; установка палатки, размещение в ней вещей; заготовка дров, разведение костра; безопасное использование инструментов; вязка туристских узлов;
Ø подбор одежды согласно подгонным условиям; питьевой режим в походе, режим дня в походе;
Ø составление плана подготовки к походу; составление плана – графика движения;
Ø выполнение обязанностей по должностям в походе и во время подготовки к нему;
Ø соблюдение правил и режима движения; преодоления несложных естественных препятствий;
Ø использование страховки и самостраховки; вязка туристических узлов;
Ø составление списка продуктов, меню, фасовка, упаковка продуктов; приготовление пищи на костре;
Ø составление отчета о походе; ремонт снаряжения; подготовка экспонатов для школьного музея, кабинета.
Планируемые результаты изучения предмета
Воспитательные результаты внеурочной деятельности младших школьников распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение младшим школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком и на лыжах, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения младших школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям туризмом, к природе, к малой родине и родному
Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта волонтёрской деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, социально-коммуникативных компетенций и компетенции в сфере сохранения и укрепления здоровья.
Социокультурная идентичность — осознание младшим школьником себя в контексте управления социокультурным пространством собственного существования, принятие себя как субъекта социокультурного взаимодействия, личности и индивидуальности.
Социально-коммуникативная компетенция предполагает высокую степень эффективности самовыражения и самореализации младшего школьника в социальном взаимодействии (при соблюдении этикета, принципов коммуникативной толерантности), осознанное позиционирование себя как субъекта межличностного взаимодействия, владение управленческими (организаторскими) компетенциями (изучение потребностей аудитории, поиск наиболее адекватных вариантов удовлетворения потребностей и т. д.).
Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.
Обучающиеся должны знать:
— основные этапы истории туризма;
— основные виды туризма;
— основные социальные функции туризма и краеведения;
— ведущие музеи, исторические и памятные места своего микрорайона и города;
— историю своей школы, её традиции;
— основные вехи истории родного края;
— жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внёсших вклад в развитие туризма;
— азбуку туристско-краеведческой деятельности;
— правила поведения в музеях и других общественных местах;
— сущность и специфические особенности организации путешествий;
— основы методики проведения поисково-исследовательской работы;
— основы методики оформления краеведческого исследования;
— основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;
— основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
— основные виды растительного и животного мира своего края;
— способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;
— способы охраны природы в туристском путешествии.
Обучающиеся должны уметь:
— общаться с людьми;
— вести исследовательские краеведческие записи;
— систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;
— составлять справочную картотеку;
— вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;
— выступать с докладами;
— оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;
— работать с научно-популярной литературой;
— осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов туристского интереса;
— соблюдать правила личной гигиены;
— овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;
— ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе;
— рисовать планы местности;
— выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;
— владеть техникой перемещения на местности пешком и на лыжах с грузом-рюкзачком;
— владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и искусственных препятствий.
Обучающиеся должны обладать следующими качествами:
— инициативностью;
— аккуратностью;
— коммуникабельностью;
— целеустремлённостью;
— самокритичностью;
— творческой активностью;
— способностью к оказанию взаимопомощи;
— самостоятельностью;
— исполнительностью;
— способностью к взаимодействию в команде;
— физической активностью;
— выносливостью;
— упорством в достижении поставленных целей;
— уважением к старшим, родителям, семейным традициям;
— милосердием, заботой о старших и младших;
— экологической культурой;
— любовью к своей малой родине;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|