|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методические материалы к разработке рабочей программы по предмету «Музыка» в начальной школе
Пояснительная записка
Учебный предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство».
Основная цель изучение музыки в начальной школе:
· формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
· воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
· развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
· обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация)
Целью уроков музыки в 1 классе является введения ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения, доступные его восприятию.
Целью уроков музыки во 2 классе является развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений, понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл; накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
Целью уроков музыки в 3 классе развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений; сопоставление особенностей их творческого почерка; совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);
Целью уроков музыки в 4 классе расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ; выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставление их с музыкой других народов и стран; воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе.
Сроки реализации программы – 4 года, с 1 по 4 классы (сроки определяет образовательное учреждение).
Нормативная база. Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основной образовательной программы ОУ, с учетом примерной программы НОО по музыке, на основе авторской программы УМК Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка.1-4 классы» издательства «Просвещение», 2010 года издания.
Нормативно-методическое обеспечение:
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
· Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
· Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 04 февраля 2011г. № 19707).
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011г., регистрационный N 22540).
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. № 253 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).
· Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
· Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] / /http://mon.gov.ru/work/obr/dok/
· Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. 2 часть. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
· Основная образовательная программа образовательного учреждения.
· Авторские программы по музыке.
Логика структуры программы Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка.1-4 классы» разворачивается следующим образом:
В 1 классе происходит введения учащихся в многообразный мир музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения, доступные их восприятию.
Во 2 классе рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки.
В 3 классе предметом рассмотрения являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др.
В 4 классе рассматриваются характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставление их с музыкой других народов и стран; взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр); тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов; основные формы музыки и приемы музыкального развития
Место учебного предмета «Музыка» в междисциплинарных программах.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов реализует следующие положения «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов направлена на формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни через осознанное использование обучающимися на уроках здоровьесберегающих музыкальных технологий, к которым относятся дыхательная гимнастика, тонирование, ритмотерапия, движения под музыку, релаксация.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов направлена на формирование универсальных учебных действий, в поурочном планировании представленасвязь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета через характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
2. Общая характеристика учебного предмета. Основное рекомендуемое содержание образования в начальной школе представлено в примерной программе по музыке следующими содержательными разделами: «Музыка в жизни человека» (30 часов), «Основные закономерности музыкального искусства» (60 часов), «Музыкальная картина мира» (30 часов).
Для реализации содержания «Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык» изучение музыкально-краеведческого содержания следует продолжать во всех классах начальной школы для того, чтобы к концу начальной школы выпускник научился ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции.
Основные виды деятельности обучающихся: хоровое, ансамблевое и сольное пение, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, различного рода импровизации; инсценирование и драматизация песен, фольклорных образцов музыкального искусства. Творческое начало обучающихся развивается в размышлениях и высказываниях о музыке, художественных импровизациях, музицировании, индивидуальной и коллективной проектной деятельности.
3. Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане ОУ ООО. Предмет изучается в 1-4 классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классе).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.В этом разделе конкретизируются планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включающими, в том числе, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Для того, чтобы выделить личностные и метапредметные результаты освоения ООП, которые могут формироваться на уроке музыки, надо проанализировать их (из ООП) и выбрать именно те, которые могут быть достигнуты на уроке музыки.
Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержании «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, общения, установления аналогии в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты.
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Предметные результаты в 1 классе: выявлять жанровое начало музыки (песня, танец, марш); ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.); узнавать особенности звучания знакомых музыкальных инструментов, оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах), проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Предметные результаты во 2 классе: показыватьэмоциональное и осознанное отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке; понимать содержание сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на интонационно-образный смысл; накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; понимать приемы развития и музыкальные формы (на основе повтора, контраста, вариативности); расширение умений и навыков хорового пения, пластического интонирования (музыкально-ритмических движений), элементарного музицирования на детских инструментах; активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных); накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.
Предметные результаты в 3 классе обогащение представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка, совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель); освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (пение, музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.).
Предметные результаты в 4 классе расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.); стилей, национальных и композиторских школ, выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставление их с музыкой других народов и стран, тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов; умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе; формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности; расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр).
Рекомендации по оснащению и методической литературе изложены в приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений». Формирование и развитие интереса обучающихся к музыкальному образованию остается одной из важных и сложных проблем школьной музыкальной педагогики. Чтобы заинтересовать, увлечь школьников, учитель музыки сегодня должен свободно владеть синтезатором, компьютером, программными продуктами, поэтому современное музыкальное образование должно осуществляться только в условиях современного технического оснащения школы, помогающего учителю музыки проводить интересные и качественные учебные занятия.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд[1]
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.)
2.Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. «Музыка 1-4 классы» – М. : Просвещение, 2011.
3.Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011.
4. Рабочая программа «Музыка» 1-4 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.
5. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 1-4 классы, авт. Е. Д. Критская, Л.А.Алексеева, М.: Просвещение, 2010
6. Учебники Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».
7. Пособия для учащихся: «Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс», «Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс», «Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс», «Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс».
8. Пособия для учителей: «Музыка. Хрестоматия музыкального материального материала. 1 класс», «Музыка. Хрестоматия музыкального материального материала. 2 класс», «Музыка. Хрестоматия музыкального материального материала. 3 класс», «Музыка. Хрестоматия музыкального материального материала. 4 класс», «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 1 класс» (MP 3), «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 2 класс» (MP 3), «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 3 класс» (MP 3), «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс» (MP 3), «Уроки музыки. 1-4 классы».
9..Книги о музыке и музыкантах.
10.Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия[2]
1.Портреты композиторов. 2.Таблицы признаков характера звучания 3.Таблица длительностей 4.Таблица средств музыкальной выразительности
5.Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров. .Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Экранно-звуковые пособия[3]
1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
3.Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4.Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5.Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6.Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
7.Нотный и поэтический текст песен.
8.Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
9.Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Технические средства обучения[4]
1.Музыкальный центр 2.Микшерный пульт 3.Акустическая система «Домашний кинотеатр» 4.Ноутбук 5.Экран 6.Мультимедиа проектор
7.Микрофоны
Цифровые и электронные образовательные ресурсы[5]
1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
3.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
4.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
6.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
7.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
8.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
9.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
Музыкальные инструменты[6]
1.Пианино
2.Блок-флейта
3.Клавишный синтезатор
4.Электропианино
5.Металлофоны
Тематическое планирование (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой)
№
п/п
| Разделы, темы
| Классы
|
|
|
|
|
| «Музыка вокруг нас»
|
|
|
|
|
| «Музыка и ты»
|
|
|
|
|
| «Россия – родина моя»
|
|
|
|
| 4.
| «День, полный событий»
|
|
|
|
|
| «О России петь – что стремиться в храм»
|
|
|
|
|
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
|
|
|
|
|
| «В музыкальном театре»
|
|
|
|
|
| «В концертном зале»
|
|
|
|
|
| «Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье»
|
|
|
|
| | Итого: 135 часов
|
|
|
|
| Тематическое планирование в 1 классе по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка» (в соответствии с требованиями ФГОС)
Содержание в соответствии с ФГОС (ООП)
| Характеристика основных видов учебной деятельности (с авторской программы)
| Планируемые результаты по разделу (ООП)
| Раздел «Музыка вокруг нас» (16 часов)
| Музыка в жизни человека.Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры.
Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык»
| Наблюдатьза музыкой в жизни человека.
Различатьнастроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Исполнятьпесни (соло, ансамблем, хором).
Игратьна детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на различных инструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира
Сравниватьмузыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Осуществлятьпервые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Инсценироватьдля школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
Участвоватьв совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Знакомитьсяс элементами нотной записи. Знакомство с фортепианной клавиатурой
Выявлятьсходство и различие музыкальных и живописных образов.
Подбиратьстихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Моделироватьв графическом рисунке особенности песни, танца, марша.
Раздел«Музыка и ты»(17 часов)
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравниватьречевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального предложения».
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Разыгрывать народные песни,участвовать в коллективных играх-драматизациях. Ритмические игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др. Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей и их графическое изображение; ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «пазлы»
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п. Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. Пластическое интонирование музыкального образа с применением «звучащих жестов»; двигательная импровизация под музыку контрастного характера.
Игры-драматизации.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
Участвовать в командных состязаниях: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».и проведении урока-концерта.
| Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
• воспринимать музыку различных жанров; размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить отечественные народные музыкальные традиции;
• воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
• реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
• соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
• реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции
| | | | | | Поурочное планирование в 1 классе
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|