Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация интерфейсов





Определение интеллектуального интерфейса

Напомним принятые в информационных технологиях определения интерфейса пользователя.Интерфейс пользователя (User interface) - элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением. В том числе: средства отображения информации, отображаемая информация, форматы и коды; командные режимы, язык пользователь-интерфейс;устройства и технологии ввода данных; диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером; обратная связь с пользователем;поддержка принятия решений в конкретной предметной области;порядок использования программы и документация на нее [1]Графический интерфейс пользователя (Graphical user interface) - графическая среда организации взаимодействия пользователя с вычислительной системой. Графический интерфейс позволяет управлять поведением вычислительной системы через визуальные элементы управления: окна, списки, кнопки, гиперссылки и т.д. [1]Несмотря на множество работ, например [2,4-6], посвященных вопросу организации ИнИ, сегодня отсутствует достаточно ясное определение данного понятия.Интеллектуальный интерфейс (Intelligent interface) - интерфейс пользователя, дополнительно снабженный программным обеспечением, способным выполнять элементарные функции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, накопления, обучения всех составных элементов, участвующих в процессе взаимодействия с пользователем, делая обычный интерфейс пользователя разумным, т.е. интеллектуальным.В ИнИ должны быть реализованы следующие функции: анализ выполняемых действий пользователя. Для этого реализуются функции распознавания действий человека и текущего состояния информационной системы, определение класса пользователя и в зависимости от этого проведения непрерывного его обучения в соответствии со степенью образования [5]; оптимизация выполнения технических операций. Формируется четкая последовательность действий интерфейса: опрос пользователя – формирование (при необходимости возврат к диалогу с пользователем) и выполнение команд для аппаратной части прибора – вывод результатов измерений;синтез формируемых сообщений для пользователя. Реализация механизма формирования различных диалоговых форм и сообщений; обоснование алгоритма измерения или результата измерений при выполнении нестандартной задачи или аварийном режиме работы.В структуре ИнИ (рис. 1) должна быть реализована база данных (базовых понятий, определений, единиц измерений, типовых словосочетаний, фраз, сообщений, ситуаций, возникающих в процессе измерения, задач измерения и пр.) и правил (формирования сообщений пользователя, пополнения базы данных и пр.).





 

 

рис. 1 Структура прибора с интеллектуальным интерфейсом

 

Классификация интерфейсов

По аналогии с процедурным и объектным подходом к программированию различают процедурно-ориентированный и объектно-ориентированный подходы к разработке интерфейсов

Типы пользовательских интерфейсовПроцедурно-ориентированные интерфейсы предоставляют пользователю возможность выполнения некоторого набора действий, для которых могут вводиться соответствующие исходные данные. Вся работа с программой сводится к выбору действия, которое надо выполнить (если такой выбор предоставляется), вводу данных (при необходимости) и обработке полученных результатов.Объектно-ориентированные интерфейсы используют несколько иную модель взаимодействия с пользователем, ориентированную на манипулирование объектами предметной области. Мы не будем подробно останавливаться на объектно-ориентированных пользовательских интерфейсах, поскольку для решения учебных задач достаточно процедурного подхода, значительно более простого в реализации. В качестве примера объектно-ориентированного интерфейса можно привести программу «Проводник» ОС Windows. Объектами предметной области в этом случае являются файлы и папки. Выполнение операции может выглядеть так: пользователь «берет» файл (точнее, объект интерфейса, соответствующий файлу) и «перетаскивает» его в другую папку, инициируя таким образом перемещение «физического» файла на диске.Процедурно-ориентированные интерфейсы, в свою очередь, можно разделить на несколько подтипов: консольные, меню и со свободной навигацией.Консольным называют интерфейс, который организует взаимодействие с пользователем на основе последовательного ввода и вывода информации в текстовом режиме по принципу «вопрос-ответ». Обычно такой интерфейс реализует конкретный сценарий работы, например: ввод данных - решение задачи - вывод результата (рис. 2, а). Единственное отклонение от последовательного процесса, которое обеспечивается данным интерфейсом, заключается в организации цикла для обработки нескольких наборов данных (рис. 2, б). Подобные интерфейсы в настоящее время используют только в процессе обучения программированию или в тех случаях, когда вся программа реализует одну функцию, например, в некоторых системных утилитВ качестве примера программы с консольным интерфейсом рассмотрим программу решения квадратного уравнения (см. рис. 3).Данная программа последовательно запрашивает коэффициенты уравнения, после чего производит вычисления, выводит результат и предлагает повторить ввод данных. Никаких средств перехода к предыдущему шагу не существует, и если пользователь ошибся при вводе параметров, то ему придется дойти до решения, а затем вводить параметры еще раз.Интерфейс-меню, в отличие от консольного интерфейса, позволяет пользователю выбирать необходимые операции из специального списка, выводимого ему программой. В этом типе интерфейсов последовательность действий выбирается самим пользователем. Различают одноуровневые и иерархические меню. Первые используют для сравнительно простых случаев, когда вариантов немного (не более 5-7), и они включают операции одного типа, например, Создать, Открыть, Закрыть и т.п. Вторые применяются при большом количестве вариантов или их очевидных различиях, например, операции с файлами и операции с данными, хранящимися в этих файлах. На рис. 4 показана типичная структура алгоритма программы, организующей одноуровневое меню.Алгоритм программы с многоуровневым меню обычно строится по уровням, причем выбор команды на каждом уровне осуществляется так же, как для одноуровневого меню.Интерфейс-меню предполагает, что программа в любой момент времени находится либо в состоянии обслуживания меню (ожидания выбора со стороны пользователя), либо в состоянии выполнения операции. Пользователь, как правило, вынужден ожидать, пока выполняется выбранное им действие.Меню может быть построено различными способами. Простейший вариант реализации меню - вывод списка пунктов и предложение ввести номер пункта из этого списка (см. рис. 5, а). Более сложный вариант - список, по которому можно перемещаться с помощью клавиш (обычно клавиши управления курсором). Достоинства этого способа в том, что он удобнее, привлекательнее выглядит, не требует от пользователя соотнесения текста меню с номером пункта и уменьшает вероятность ошибки при выборе за счет того, что текущий пункт меню «подсвечивается». В отличие от интерфейса-меню интерфейс со свободной навигацией обеспечивает возможность осуществления любых допустимых в конкретном состоянии операций, доступ к которым возможен через различные интерфейсные компоненты. На данный момент сформировался стандартный набор компонент пользовательского интерфейса, которые широко применяются в самых разнообразных программах и поддерживаются многими операционными системами и библиотеками. Поскольку даже разные реализации этих компонент подчиняются некоторым общим принципам управления, интерфейсы, построенные на их основе, привычны и понятны любому пользователю. Это является несомненным достоинством интерфейсов со свободной навигацией.Внешний вид некоторых распространенных интерфейсных элементов в системе ОС Windows приведен на рис. 6. Перечислим эти компоненты (в скобках даны устоявшиеся английские названия):



- опция, флажок (checkbox), рис. 6, а;

- поле ввода (edit box), рис. 6, б;

- наборный счетчик (spin control, up/down control), рис. 6, в;

- кнопка (button), рис. 6, г;

- индикатор хода выполнения задачи (progress bar), рис. 6, д;

- ползунок (slider), рис. 6, е;

- списки: линейный (list box, рис. 6, ж), выпадающий (combo box, рис. 6, з), древовидный (tree control, рис. 6, и);

- переключатель (radio button), рис. 6, к;

- меню (menu), рис. 6, л;

- панель инструментов (toolbar), рис. 6, м.

Существенной особенностью интерфейсов со свободной навигацией является способность изменяться в процессе взаимодействия с пользователем, предлагая выбор только тех операций, которые имеют смысл в конкретной ситуации (например, блокируя ввод в те или иные поля).

 
а) б) в)  
г) д) е)  
ж) з) и)  
к) л) м)  
       

Рис.6. Компоненты интерфейса со свободной навигацией

Как правило, интерфейсы этого типа реализуют, используя событийное программирование и объектно-ориентированные библиотеки, что предполагает применение визуальных сред разработки программного обеспечения. Тем не менее, несложные интерфейсы со свободной навигацией можно реализовать и на процедурно-ориентированном языке (например, Си) в однозадачной операционной системе без событийного управления (например, MS-DOS). Пример такого интерфейса для программы решения квадратного уравнения приведен на рис. 7.

Рис.7. Внешний вид интерфейса со свободной навигацией

Интерфейс данной программы состоит из трех полей ввода для коэффициентов a, b, c и кнопки «Выход». Пользователь может вводить значения в поля в произвольном порядке. После ввода значения программа автоматически пересчитывает корни квадратного уравнения и обновляет информацию на экране. Текущий элемент управления (поле ввода или кнопка) подсвечивается, как это принято во всех системах, допускающих навигацию с использованием клавиатуры

Юзабилити (Usability) – это свойство продукта быть годным к использованию. Степень юзабилити может быть разной, в зависимости от удобства использования и полезности продукта. Если говорить о сайте как об определенном интернет-продукте, то он также обладает своим юзабилити в той или иной степени.

Юзабилити – это та характеристика, которая в первую очередь обращена к живым посетителям сайта. Поисковые машины ее не оценивают, она лишь косвенно влияет на ранжирование.

Чем выше юзабилити, тем успешнее сайт, тем лучше продается продукт, тем выше трафик, а соответственно, выше выдача в поисковых системах – все взаимосвязано. Низкая степень юзабилити, соответственно, уменьшаетпосещаемость сайта. Однако, она абсолютно не означает, что этот сайт не содержит хорошего контента. Наоборот, контент может быть интересным, полезным, а юзабилити – низким. Например, интересная информация находится на странице многоуровневого меню с невнятным названием, добраться до которой ни в один, ни в два клика никак не получится. Или информация набрана и расположена так, что прочесть ее невозможно. Вот и получается по поговорке: висит груша – нельзя скушать.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.