Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 1 Место и роль газеты «Спорт-экспресс» в системе российской спортивной журналистики





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 3

ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

TRAVELER'SCOFFEE.................................................................................. 4

ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА И ОПИСАНИЕ МЕДИАПЛАНА ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ КОФЕЙНИ TRAVELER'SCOFFEE....................................................................... 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... .8

СПИСОК ИСПОЛЬУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 13

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность контрольной работы обусловлена ростом роли спорта в обществе. Президент Российской Федерации Владимир Путин в 2012 году на заседании Совета по развитию физкультуры и спорта заявил о необходимости пропаганды спорта средствами массовой информации[1]. Такая пропаганда призвана популизировать спорт в нашей стране, призвать молодежь активнее заниматься физическим трудом и впоследствии улучшить результаты российских спортсменов на международной арене.

Общественно-политические и другие средства массовой информации не могут в полной мере освещать спортивные события, происходящие в мире. Поэтому задача продвижения спорта в массы в первую очередь ложится на специализированные, а точнее на спортивные СМИ.



Цель контрольной работы заключается в изучении спортивным на примере одной из самых известных спортивных газет РФ «Спорт-экспресс».

Задачами работы являются:

Проанализировать рынок спортивной журналистики в России

Определить место и роль газеты «Спорт-экспресс» в системе спортивной журналистики России

Проанализировать структуру рубрик в газете «Спорт-экспресс».

ГЛАВА 1 Место и роль газеты «Спорт-экспресс» в системе российской спортивной журналистики

 

Рынок спортивной журналистики в России разнообразен и включает в себя все виды СМИ или, как говорит Прохоров, «подсистемы журналистики»[2]: телеканалы, интернет-порталы, большое количество журналов и газет, и даже радиоканалы. Чтобы определить место и роль газеты «Спорт-экспресс» в системе спортивной журналистики России, необходимо проанализировать типологические характеристики всех средств массовой информации, представленных на рынке спортивной журналистики РФ. Роль типологии отмечает Я. Н. Засурский: «Типология помогает понять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства…»[3]. Он же выделяет следующие основные параметры типологизации: целевое назначение, время выхода, периодичность, характер аудитории, предметно-тематическая направленность[4]. Так как спортивные СМИ являются частью специализированной периодики, то их целевое назначение, в целом, одинаково. По мнению Акопова, в таких случаях для дальнейшей классификации необходимо «производить деление по тематике»[5]. То есть основные различия у спортивных СМИ следует искать в их предметно-тематической направленности.



Корконосенко предлагает следующую классификацию средств информации: пресса (газеты, журналы), аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение), информационные службы. Он же отмечает промежуточное положение сети Интернет в системе СМИ[6]. Однако рассматривать место и роль спортивного издания в спортивной журналистике, не беря в расчет интернет-порталы, неправильно. Спортивная кибержурналистика получила широкое распространение в нашей стране и занимает достойное место в системе СМИ.

Однако начинать анализ все-таки следует с прессы. В России существует большое количество газет и журналов, посвященных спортивной тематике. Одним из основных игроков на рынке спортивной печатной журналистики является газета «Советский спорт». Это старейшее из ныне существующих спортивных изданий России. В 2014 году газета отмечает свое 90-летие. Это ежедневное издание формата A2. Объем «Советского спорта» - 16 - 20 полос. Такие «издательские характеристики»[7] позволяют говорить об оперативности материалов газеты. Основной упор в издании сделан на такие виды спорта, как футбол, хоккей и теннис. Но журналисты «Советского спорта» не обходят стороной и менее популярные виды спорта: шахматы, велоспорт, гандбол и многие другие. Объем в 16-20 полос позволяет достаточно полно освещать основные события из мира спорта. Кроме того, на страницах газеты содержится большое количество диаграмм, таблиц и других статистических данных, что позволяет читателю быстро ознакомиться с большим количеством информации. Еще одним плюсом «Советского спорта» можно считать телепрограмму, которая всегда находится на предпоследней полосе газеты. Это не обычная телепрограмма, она включает в себя лишь спортивные события, которые будут транслироваться на российском телевидении.



А одним из немногих минусов этого СМИ является реклама. Причем здесь речь идет как о количестве, так и о качестве. Например, номер «Советского спорта» от 26 мая 2012 года фактически на каждой полосе содержит рекламные объявления. Кроме этого, многие рекламные объявления придают изданию явно не положительный имидж: лекарственный препарат, способствующий улучшению функционального состояния мочеполовой системы, повышению мужской энергии и улучшению эрекции (третья полоса), а также 3 рекламных объявления алкогольной продукции (пятая, девятая и пятнадцатая полосы)[8]. Реклама зачастую является показателем видения редакцией своей целевой аудитории. Если редакция «Советского спорта» считает своих читателей потребителями вышеперечисленной продукции, то это можно считать элементарным неуважением к своим читателям, потому что реклама именно такого характера преобладает на страницах газеты.

В России есть также и спортивные журналы. Одним из самых популярных журналов о спорте является PROспорт. До мая 2013 года этот журнал выходил 1 раз в 2 недели. Теперь это ежемесячное издание. Объем - 100 полос, а тираж - 100 тысяч экземпляров. Однако в этом СМИ большой упор делается на развлечение читателя, нежели на информирование. PROспорт можно смело отнести к «желтой» прессе. Корконосенко в своей работе «Основы журналистики» так описывает характеристики подобных изданий: «Это источник сенсационных, неприличных или вульгарных материалов, которые сочетаются с грубыми заголовками и иллюстрациями»[9]. Ярким примером сказанному является обложка декабрьского номера журнала за 2013 год, куда помещена фотография Елены Ильиных, российской фигуристки, серебряного призера Чемпионата Европы 2012, в купальнике[10]. Подобные издания выполняют лишь две функции журналистики: информационную и развлекательную. Это, по определению Туленкова, «люди, которые не являются каждодневными потребителями спортивной информации. Для них в спорте важны только положительные эмоции. То или иное поражение российских спортсменов их не волнует»[11]. Рекламные слоганы этого издания, «Мужской журнал о спорте», «Первый интересный журнал о спорте», также показывают направленность журнала на сенсации и развлечения.

Но большинство спортивных журналов в России посвящено отдельному виду спорта. Как правило, этот вид спорта - футбол. Слюсаренко называет такие издания «ССЖ»[12] или специализированные спортивные издания. Одним из принципов специализации таких журналов он называет «одновременное ограничение целевой аудитории», что можно условно выразить формулой «журнал не обо всем и не для всех»[13]. Видное место в системе российской спортивной журналистики занимают журналы «Футбол» и «Totalfootball».

Журнал «Футбол» существует уже более полувека. В издании большое внимание уделяется именно перипетиям российского футбола. Например, последний номер 2013 года был почти полностью посвящен отечественному футболу. События футбольного мира нашей страны заняли 41 полосу. В то время, когда весь журнал состоял из 48 полос[14]. В предпоследнем номере при таком же объеме отечественный футбол разместился на 31 полосе[15]. Специально для журнала пишут материалы известные эксперты в области футбола: Илья Казаков, телекомментатор, пресс-атташе сборной Россия по футболу с 2005 года, Алексей Андронов, один из самых известных футбольных комментаторов в нашей стране.

По данным информационно-аналитической компании «Медиалогия» журнал «Футбол» стал самым цитируемым спортивным журналом в России за III квартал 2013 года[16]. Несмотря на все плюсы, издание имеет и достаточно серьезный минус. Основные события в мире футбола, то есть футбольные матчи, происходят в пятницу, субботу и воскресенье. А день выхода журнала - как раз пятница. Следовательно, об оперативности информации в «Футболе» сложно говорить, и журналисты вынуждены делать ставку на аналитику событий.

Журнал «Totalfootball» начал распространяться в России в феврале 2006 года. Это ежемесячное издание объемом в 116 полос и тиражом примерно в 150 тысяч экземпляров. Журнал включает в себя 5 разделов: «Разогрев», «Игровая модель», «Академия», «Олдскул» и «Офсайд». Достоин упоминания из этих всех разделов лишь один: «Игровая модель». Здесь размещено большое интервью с героем номера (футболист российских футбольных клубов), а также много репортажей и аналитических материалов. Остальные разделы специализированы и, помимо, рубрики «Олдскул» почти не несут серьезной информации. В последнем разделе «Офсайд» вообще публикуются околофутбольные материалы для легкого чтения, а также юмор. Бросается в глаза и большое количество рекламы, зачастую не связанной с тематикой издания.

Каждый номер журнала включает в себя DVD-диск. Такое совмещение способов коммуникации в журнале позволяет считать «Totalfootball» «мультимедийным»[17] СМИ. Однако этим обусловлен один из главных минусов журнала - его стоимость. В киосках «Роспечати» «Totalfootball» продается за 250 рублей.

Радио «Спорт» - единственный в России федеральный спортивный радиоканал. На этом радио всегда достаточно оперативная информация. Часто в сетку вещания попадают прямые трансляции спортивных событий. Единственным минусом радио является то, что послушать его можно лишь в 9 городах России: Владимир, Казань, Карачаевск, Невинномысск, Липецк, Москва, Ставрополь, Тамбов, Челябинск. Однако и эту проблему радиоканал успешно решил, открыв вещания через сеть Интернет.

В России спорт освещается и на телевидении. Вартанова отмечает, что постепенно аудитория в России переходит от «читающей нации к нации телевизионной»[18]. Поэтому спортивные телеканалы в наше время играют значительную роль в системе спортивной журналистики. Особняком спортивного телевещания в России стоят спортивные каналы НТВ-Плюс. У НТВ есть 8 спортивных каналов собственного производства, на которых освещаются фактически все крупные спортивные соревнования России и мира. Здесь работает большое количество спортивных журналистов, телекомментаторов, экспертов. Очень много прямых трансляций и аналитических программ.

Однако и здесь есть свои минусы. НТВ-Плюс - это спутниковое телевидение, которое доступно далеко не каждому жителю нашей страны. Помимо ежемесячной абонентской платы потребителям пакетов каналов НТВ-Плюс необходимо приобрести и установить дорогостоящее оборудование - спутниковую тарелку и телеприемники, способные транслировать передачи в высоком качестве.

Абонентская плата за пакет спортивных телеканалов НТВ-Плюс «Суперспорт» составляет 299 рублей в месяц[19]. Однако этот самый пакет спортивных телеканалов включает целых 22 канала. Помимо телеканалов собственного производства сюда входят Наш футбол, Спорт 1, Боец, СпортХит и многие другие каналы.

Еще одним телеканалом, делающим большой упор на спортивную составляющую, является Россия-2. Здесь, как и на НТВ-Плюс, транслируются важные события мира спорта. Большой плюс России-2 состоит в том, что этот канал является общедоступным. У телезрителей есть возможность смотреть его без дополнительных затрат на кабельное или спутниковое телевидение. Популярность этого телеканала показывает такой показатель, как цитируемость. По данным за III квартал 2013 года Россия-2 занимает десятое место по Индексу Цитирования среди российских спортивных СМИ[16]. Недавно на этом телеканале произошли серьезные изменения. До 2010 года он носил название «Спорт» и имел сугубо спортивную направленность. После смены названия сменилась и концепция. Теперь на телеканале присутствует большое количество познавательных, научных программ, транслируются художественные фильмы. Но и спортивная составляющая до сих пор занимает существенное место в сетке вещания.

Подобные изменения по заявлению генерального директора ВГТРК Олега Добродеева связаны с проблемой наполняемости эфира телеканала. По его словам самые интересные и масштабные спортивные соревнования проходили вечером, а «в дневное время телеканал вынужден был транслировать повторы соревнований или не столь интересные спортивные события»[20]. Большая часть спортивной составляющей ушла с этого канала на Спорт 1, также находящийся под ведомством ВГТРК. Этот канал начал круглосуточное вещание через семь месяцев после смены концепции телеканалом Россия-2. Однако для просмотра Спорт 1 необходимо подключение к кабельному или спутниковому телевидению. Таким образом, в России с 1 января 2010 года нет общедоступного спортивного телеканала.

Следующий вид СМИ - информационные агентства. Это, по мнению Погорелова, «самые осведомленные их всех средств массовой информации»[21]. В России спортивным информационным агентством является «Весь Спорт». Это агентство занимает четвертое место по Индексу цитирования среди российских СМИ спортивной отрасли за III квартал 2013 года[16]. Однако одним из основных факторов успеха ИА «Весь Спорт» является его уникальность на рынке спортивной журналистики. «Весь Спорт» - единственное информационное агентство России.

За последние годы появилось большое количество электронных СМИ. Овсепян связывает это с возникновением и бурным развитием нового средства коммуникации - Интернета[22]. Одни из основных особенностей кибер-журналистики формулируются в книге «Интернет-журналистика»: «Интернет позволяет оставаться актуальным, оперативно реагируя на события. И главное, новость может быть вставлена в быстро подготовленный аналитический обзор, который посредством гипертекстовых ссылок связывается с другими материалами»[23]. Таким образом, главной особенностью электронных СМИ считается скорость предоставления информации.

В Толковом словаре В. И. Даля определение Журналистики звучит следующим образом - «срочная словесность»[24]. То есть Владимир Иванович считал неотъемлемой частью журналистики оперативность в передаче информации, с чем успешно способны справляться интернет-ресурсы.

Корконосенко делит все интернет-ресурсы на 2 части: «электронные версии бумажных изданий и автономные сетевые газеты и журналы»[6]. В системе российской спортивной журналистики представлены сайты как первого вида, так и второго.

Самой популярной электронной версией газеты является сайт sovsport.ru[16]. Этот интернет-ресурс, действительно, не портит репутацию газете. Ежедневно на сайт выкладывается большое количество оперативной информации. Причем это могут быть как и небольшие новостные заметки, так и аналитические материалы, интервью, репортажи. Часто на сайт выкладываются материалы из самой газеты, однако саму электронную версию газеты нельзя скачать бесплатно.

Еще одним влиятельным интернет-ресурсом является электронная версия газеты «Спорт-экспресс» - sport-express.ru. По наполняемости и оперативности этот сайт не уступает электронной версии «Советского спорта». Здесь даже можно бесплатно скачать газету в электронном виде. Помимо этого, есть и собственное интернет-телевидение, куда ежедневно выкладывается большое количество сюжетов. На этом телевидении также существуют достаточно интересные авторские программы.

Однако минусом сайта является реклама. Рекламные постеры зачастую мешают в просмотре ленты новостей. Кроме этого, на сайте присутствует реклама эротического содержания.

Еще одной электронной версией СМИ, только на этот раз телеканала, является портал eurosport.ru. По структуре этот сайт похож на два вышеперечисленных. Здесь есть лента новостей с небольшими новостными заметками, а основная часть занята аналитическими материалами и интервью. Качественным отличием электронной версии «Евроспорта» от sovsport.ru и sport-express.ru является широкое использования технологических возможностей интернет-журналистики. В первую очередь это связано с прямыми трансляциями некоторых спортивных событий, в частности биатлона. Благодаря программному обеспечению можно просмотреть результаты биатлонистов на каждой контрольной точке трассы, а также в режиме реального времени есть возможность следить за стрельбой спортсменов. При открытии одной из вкладок программы, через которую ведется трансляция, можно узнать, попадает биатлонист по мишеням или нет.

Во многом активное использование технологий является следствием молодости работающих на сайте журналистов. Почти никому из них на данный момент нет даже 35 лет. Зачастую молодость работников сайта играет не на руку самому изданию. Журналисты часто используют слова типа «круто», «клёво» или же «фигово». Также на сайт часто выкладываются материалы из различных социальных сетей, в основном из Twitter и Facebook. Эти материалы содержат фотографии с вечеринок, в которых принимали участие спортсмены или же снимки полуобнаженных девушек, жен и сестер спортсменов. В такие моменты сайт напоминает скорее светскую хронику или «желтое» СМИ, нежели спортивное издание.

Самым цитируемым спортивным интернет изданием является сайт rsport.ru. Р-Спорт - это один из профильных сайтов Группы РИА Новости[25]. Rsport.ru - лидер среди спортивных изданий по оперативности информации. Лента новостей здесь обновляется каждые 15-20 минут. Однако все материалы этого сайта - новостные заметки, состоящие из 3-5 предложений. Аналитические материалы на rsport.ru отсутствуют.

Еще одним спортивным интернет-СМИ является sports.ru. В рейтинге цитирования сайт занимает шестое место (третье среди интернет-изданий)[16]. Главным минусом журналистов сайта является их стремление найти сенсацию. Почти в каждом интервью есть какая-нибудь «громкая» фраза. Вот выдержки из интервью, опубликованных на сайте в 2013 году: Александр Панов: «Наркотики? Прилив кайфа - а потом одни проблемы», Сергей Харламов: «В России каждый футболист так или иначе замешан в договорняке. На мне - два греха». Все эти цитаты вынесены журналистами в названия материалов.

Самым цитируемым российским спортивным изданием является газета «Спорт-экспресс»[16]. Газета выходит 6 раз в неделю (все дни, кроме воскресенья). Объем издания - 8 полос (вторник-четверг, суббота) и 16 полос (понедельник, пятница). Одним из преимуществ газеты над другими печатными изданиями является оперативность и актуальность информации. А, по мнению Свитич, удовлетворение потребностей в оперативной и актуальной информации является «основной социальной функцией журналистики»[26]. Часто «Спорт-экспресс» поступает в печать только в 2-3 часа ночи по московскому времени (время подписания указывается на последней полосе вместе с остальными выходными данными). Примером оперативности может служить освещение футбольных матчей Лиги Чемпионов и Лиги Европы. Например, в 269 номере за 2013 год появился материал о матче «ЦСКА» - «Манчестер Сити»[27]. По московскому времени этот матч закончился в 1:40. В номере был опубликован подробный материал об этом матче с основными статистическими данными.

Еще одним плюсом газеты является ее стабильность. Здесь не наблюдается текучки кадров, свойственной журналистике в последние годы. С момента основания (1991 год) по сей день в газете работают 5 из 13 журналистов, стоявших у истоков «СЭ». 18 лет (1991-2009) до момента своей смерти главным редактором был Владимир Кучмий.

«Спорт-экспресс» является единственным представителем России в European Sport Magazines. Это влиятельнейшая ассоциация Европейских спортивных изданий.

Тираж газеты в среднем составляет 200 тысяч экземпляров, что почти в 3 раза больше, чем у основного конкурента «СЭ» среди печатных изданий - газеты «Советский спорт» (75-80 тысяч экземпляров).

Все это позволяет говорить, что «Спорт-экспресс» является лидером на рынке российской спортивной журналистики.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.