Сделай Сам Свою Работу на 5

Об истории русского балета.





Первым хореографическим спектаклем в России был "Балет об Орфее", показанный в "комедийной хоромине" царя Алексея Михайловича в его вотчине - подмосковном селе Преображенском (13 февраля 1675г.). С 1-й половины 18 в. балет прививался балетмейстерами и учителями танцев из Италии и Франции. Обладавшая своим богатым танцевальным фольклором, Россия оказалась весьма благодатной почвой для развития балетного театра. Постигая преподаваемую иностранцами науку, русские, в свою очередь, вносили в иноземный танец собственные интонации. В 1730-х гг. в Петербурге балетные сцены в придворных оперных спектаклях ставили Ж.Б. Ланде и А. Ринальди (Фоссано). В 1738 открылась Петербургская балетная школа (ныне Санкт-Петербургская академия танца им. А.Я.Вагановой), создателем и руководителем которой был Ланде в 1773г. Воспитательном доме открылось балетное отделение - предтеча и основа Московского хореографического училища. Одним из первых его педагогов и хореографов был Л.Парадиз. К концу 18 в. получили развитие крепостные труппы в подмосковных имениях графов Шереметевых (Кусково, Останкино) и др.



К тому времени Петербург, и Москва имели придворные и публичные театры. В них работали крупные иностранные композиторы, балетмейстеры и мн. русские исполнители-А.С. Сергеева, В.М. Михайлова, Т.С. Бубликов, Г.И. Райков, Н.П. Берилова. Начиная с 1760 гг. рус. Балет развивался в общем русле театра классицизма. Идеалом эстетики классицизма была "облагороженная природа", а нормой художественного произведения - строгая соразмерность, выраженная в форме трёх единств - места, времени и действия. В пределах этих нормативных требований центром действия становился человек, его судьба, его поступки и переживания, посвящённые одной цели, отмеченные единой всепоглощающей страстью. Основным принципам классицизма отвечал жанр героико-трагедийного балета. Выразителем эстетики балетного классицизма на Западе был Ж.Ж. Новер, рассматривавший балетный спектакль как самостоятельное художественное целое, с крепкой сюжетной интригой, логично и последовательно развитым действием, с героями - носителями сильных страстей. Во 2-й половине 18 в. в Петербурге балеты ставили австриец Ф. Гильфердинг, итальянцы Дж. Канциани, Г. Анджолини, во время использовал и русские сюжеты (например, "Семира" на основе трагедии А. П. Сумарокова в постановке Анджолини и с его музыкой, 1772г.).



Эти спектакли с их острыми конфликтами и развёрнутым действием были новыми на русской сцене. В Москве работал в числе других итальянец Дж.Соломони, пропагандировавший балеты Новера, поставивший "Тщетную предосторожность" в хореографии Ж. Доберваля (шла под названием "Обманутая старуха", 1800). На рубеже 18-19 вв. русский балет вступил в пору расцвета. Появились отечественные композиторы - А.Н. Титов, С.И. Давыдов и обрусевшие композиторы-иностранцы - К.А. Кавос, Ф.Е. Шольц. Русский танцовщик и балетмейстер И. И. Вальберх наметил путь к синтезу русского исполнительского стиля с драматической пантомимой и виртуозной техникой танца итальянского балета, а также со структурными формами французской школы. В его искусстве утвердились принципы сентиментализма. Ведущим жанром стал мелодраматический балет.

События Отечественной войны 1812 вызвали расцвет балетов-дивертисментов: в Петербурге их ставил Вальберх, в Москве - И.М. Аблец, И. К. Лобанов, А.П. Глушковский. Солистами были: в Петербурге Е. И. Колосова, в Москве - Т.И. Глушковская, А.И. Воронина-Иванова. В 1800- 20 гг. В Петербурге развернулась деятельность балетмейстера Ш. Дидло. Продолжатель традиций Новера и Доберваля, Дидло ставил балеты на мифологические сюжеты ("Зефир и Флора", 1808; "Амур и Психея", 1809г.; "Ацис и Галатея", 1816г.) и героико-исторические темы ("Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники" Ф. Венюа, 1817г.;"Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов "Кавоса и Т.В.Жучковского, 1819г.). В сотрудничестве с Кавосом он выдвинул принцип программности, основанный на единстве музыкальной и хореографической драматургии балетного спектакля. В его преромантических балетах сложно взаимодействовали ансамбли сольного и кордебалетного танцев. Героико-трагедийные балеты Дидло раскрывали действие средствами психологи - зированной пантомимы и изобиловали контрастными драматическими положениями. Разнообразием выразительных средств обладали его комедийные балеты ("Молодая молочница, или Нисетта и Лука" Ф. Антонолини, 1817г.; "Возвращение из Индии, или Деревянная нога" из Вени, 1821г.). В 1823г. Дидло поставил балет по мотивам поэмы А.С.Пушкина "Кавказский пленник, или Тень невесты". В его спектаклях прославились Е.И. Колосова, М.И. Данилова, А.И. Истомина, Е.А. Телешова, А.С. Новицкая, Огюст (А. Пуаро), Н.О. Гольц.



В Москве с 1806 балетная труппа частного театра М. Меддокса перешла в ведение Дирекции императорских театров. До 1812 здесь неоднократно сменялись второстепенные балетмейстеры. После изгнания французов из Москвы балетную школу и труппу возглавил ученик Дидло балетмейстер А. П. Глушковский. Последователь Вальберха и Дидло, Глушковский в своей редакции переносил на московскую сцену петербургский репертуар, в первую очередь балеты Дидло, ставил анакреонтические балеты и балеты-мелодрамы, использовал сюжеты А. С. Пушкина ("Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" Шольца, 1821) и В. А. Жуковского ("Три пояса, или Русская Сандрильона" Шольца, 1826). Глушковский подготовил моек. балетную труппу, в к-рой танцевали Воронина-Иванова, Т. И. Глушковская, В. С. и Д. С. Лопухины, к созданию романтического репертуара. В 1-й трети 19 в. русское балетное искусство достигло творческой зрелости, сложилось как национальная школа. Точнее всего особенность исполнительского искусства русских танцовщиц определил А. С. Пушкин, когда охарактеризовал танец своей современницы А. И. Истоминой как "душой исполненный полёт". Балет занял привилегированное положение среди других видов театра. Власти уделяли ему пристальное внимание,обеспечивали государственными субсидиями. В 1825 в Москве был открыт Большой театр, и балетная труппа получила технически оснащённую сцену и одновременно ведущую танцовщицу, педагога, хореографа преромантического направления Ф.В. Гюллень - Сор. К началу 1830 гг. и московская, и петербургская балетная труппы выступали в хорошо оборудованных театрах. Русский балет органично воспринял родившийся в Зап. Европе романтизм. К середине 30-х гг. спектакли отличались великолепием и стройностью, высокой школой мастерства и слаженностью ансамбля. Конфликт мечты и действительности - основной в романтическом искусстве - обновил тематику и стиль художественного творчества. В балетном театре выявились две разновидности романтического искусства. Первая утверждала несовместимость мечты и реальности в обобщённо - лирическом плане, где главенствовали фантастические образы - сильфиды, вилисы, наяды. Другая тяготела к напряжённым жизненным ситуациям и порой содержала мотивы критики действительности (в центре разнообразных, часто экзотических событий был вступающий в борьбу со злом герой-мечтатель). Среди деятелей первой ветви - балетмейстер Ф. Тальони и танцовщица М. Тальони; второй - балетмейстер Ж. Перро и танцовщица Ф. Эльслер. Оба направления объединяло новое, эстетически перспективное соотношение танца и пантомимы.

Танец вышел на первый план, стал кульминацией драматического действия. Романтическое искусство ярко проявилось и в исполнительстве, особенно Е.И. Андреяновой, Е.А. Санковской, Т.Герино. В репертуар русского театра вошли все наиболее известные романтические балеты. Зап. Европы: "Сильфида", "Жизель", "Эсмеральда", "Корсар", "Наяда и рыбак", "Катарина, дочь разбойника". В 1860-е годы в России начался распад романтического спектакля. В годы, когда русская литература и искусство приобрели реалистическую направленность, балет оставался придворным театром с обилием эффектов феерии, дивертисментных номеров. Вместе с тем А. Сен-Леон обогащал лексику как классического, так и характерного танца, расширяя возможности развёрнутых танцевальных ансамблей, подготавливая свершения М.И. Пети-па. Одновременно К. Блазис в московской балетной школе совершенствовал технику танцовщиц. Поэтическую высоту балетного искусства сохраняли М.Н. Муравьёва, П.П. Лебедева, Н.К. Богданова, В.Ф. Гельцер. Исторически сложилось так, что именно русскому балету предстояло возродить балетное искусство в новом качестве. Балетмейстер М.И. Петипа начинал творческую деятельность в канонах изживавшей себя эстетики романтизма. Но он продолжил процесс обогащения танца, начатый в эту эпоху. В его балетах на музыку штатных композиторов императорских театров Ц. Пуни ("Царь Кандавл", 1868г.) и Л. Минкуса ("Баядерка", 1877г.) содержательной основой и кульминацией действия являлись виртуозно разработанные ансамбли классического танца, где развивались и контрастно противопоставлялись темы кордебалетного и сольного танца, сталкивались танцевальные мотивы - характеристики. Благодаря Петипа сложилась эстетика "большого", или академического, балета - монументального зрелища, построенного по нормам сценарной и музыкальной драматургии, и внешнее действие раскрывалось в пантомимных мизансценах, а внутреннее – в канонических структурах классического танца. Поиски Петипа нашли завершение в его сотрудничестве с П. И. Чайковским ("Спящая красавица", 1890г.; "Лебединое озеро", 1895г.) и А. К. Глазуновым ("Раймонда", 1898г.; "Времена года", 1900г.), чьи партитуры стали вершинами балетного симфонизма 19 в. Творчество балетмейстера Л И. Иванова, помощника Петипа ("Щелкунчик", 1892г.; сцены лебедей "Лебединого озера", 1895г.), уже предвещало новую образность танца начала 20 в. В балетах Петипа и Иванова выступали Е.О. Вазем, Е.П. Соколова, В.А. Никитина, П.А. Гердт, Н.Г. Легат, М.Ф. Кшесинская, А.И. Собещанекая, А. В. Ширяев, О. И. Преображенская, К. Брианца, П. Леньяни, В. Цукки.

К началу 20 в. русский балет занял ведущее место в мировом балетном театре. Балетмейстер - реформатор М.М. Фокин обновил содержание и форму балетного спектакля, создав новый тип спектакля - одноактный балет, подчинённый сквозному действию, где содержание раскрывалось в нерасторжимом единстве музыки, хореографии, сценогра-фии ("Шопениана", "Петрушка", "Шехеразада"). А.А. Горский ("Дочь Гудулы" по роману В. Гюго "Собор Парижской Богоматери", 1902г.; "Саламбо" по роману Г. Флобера, 1910г.) тоже выступил за целостность балетного действия, историческую достоверность стиля, естественность пластики. Главными соавторами обоих балетмейстеров стали не композиторы, а художники (они же иногда бывали авторами сценария). Спектакли Фокина оформляли Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, А.Я. Головин, Н.К. Рерих; Горского - К.А. Коровин. На балетмейстеров - реформаторов оказало влияние искусство американской танцовщицы А. Дункан, пропагандистки "свободного" танца. Однако наряду с отжившим отвергалось ценное - обобщённость музыкально-хореографических образов. Но обреталось и новое - балет входил в контекст художественных течений своего времени.

С 1909г. С. П. Дягилев организовал гастроли русского балета в Париже, известные под названием Русские сезоны. Они открыли миру композитора И.Ф. Стравинского и хореографа Фокина ("Жар-птица", 1910г.; "Петрушка", 1911г.), танцовщика и балетмейстера В.Ф. Нижинского ("Послеполуденный отдых фавна", 1912г.; "Весна священная", 1913г.) и других, привлекли в балетный театр прославленных музыкантов и художников.

С началом Русских сезонов за границей, организованных Дягилевым, русский балет существовал и в России и в Европе. После октября 1917г., когда многие артисты эмигрировали, русский балет за рубежом развивался особенно интенсивно. На протяжении 1920-40 гг. русские артисты (А. П.Павлова со своей труппой), балетмейстеры (Фокин. Л.Ф. Мясин, Б.Ф.Нижинская, Дж. Баланчин, Б.Г. Романов, С.М. Лифарь) возглавляли коллективы ("Балле рюс - де Монте-Карло", "Орижиналь балле рюс", "Русский романтический театр" и многие другие), создавали школы и труппы во многих странах Европы и Америки, оказав огромное влияние на мировой балет. Долгие годы сохраняя русский репертуар, традиции русской школы танца, эти коллективы одновременно испытывали влияние искусства техрегионов, где они работали, и постепенно ассимилировались им.

В России после 1917 балет остался крупным центром общенационального искусства. Несмотря на эмиграцию ряда выдающихся деятелей балетного театра, школа русского балета уцелела, выдвигала новых исполнителей. Пафос движения к новой жизни, революционная тематика, а главное, простор творческого эксперимента вдохновляли мастеров балета, позволяли дерзать. В то же время традиции предшественников, академизм исполнительской культуры сохранялись. Руководитель труппы Большого театра Горский переделывал балеты классического наследия, создавая собственные сценические редакции ("Лебединое озеро", 1920г.; "Жизель", 1922г.). Возглавивший в 1920 гг. петроградскую труппу Ф.В. Лопухов, знаток классического наследия, талантливо реставрировал старый репертуар. Лопухов поставил первую танцсимфонию "Величие мироздания" (1922г.), аллегорически изображал революцию ("Красный вихрь", 1924г.), обращался к традиции народных жанров ("Пульчинелла", 1926; "Байка про лису...", 1927).

Интенсивная творческая работа, поиски новых форм шли как за пределами академических театров, так и в их стенах. В эти годы получили развитие различные направления танцевального искусства. Открылись студии Дункан, Л.И. Лукина, В.В. Майи, И.С. Чернецкой, Л.Н. Алексеевой, Н.С.Познякова, мастерская Н.М. Фореггера, "Гептахор", "Молодой балет" Г.М.Баланчивадзе, студия "Драмбалет". Особое значение имела деятельность К.Я. Голейзовского, новаторски разрабатывавшего жанр эстрадно хореографической миниатюры и ставившего балеты как в студии Московский Камерный балет, так и в Большом театре ("Иосиф Прекрасный",1925, Экспериментальный театр - филиал Большого театра). К середине 20 гг. период экспериментов во всём русском искусстве, в частности хореографическом, завершился закрытием ряда студий, кампаниями в прессе за возврат к традициям русской культуры 19 в. Это было начало формирования официального метода социалистического реализма в хореографическом театре, где на первый план вышли спектакли, в которых форма "большого балета" 19 в. сочеталась с новым содержанием ("Красный мак", 1927). Официальные требования реалистичности, общедоступности искусства привели к преобладанию на сцене спектаклей, созданных в жанре так называемого драм балета. Балеты этого типа - многоактные, обычно основанные на сюжете известного литературного произведения, строились по законам драматического спектакля, содержание которого излагалось с помощью пантомимы и изобразительного танца.

Наиболее известными мастерами этого жанра были Р. В. Захаров ("Бахчисарайский фонтан", 1934; "Утраченные иллюзии", 1935) и Л. М. Лавровский ("Кавказский пленник", 1938; "Ромео и Джульетта", 1940). К большей тан - цевальности в пределах драмбалета стремились В. И. Вайнонен ("Пламя Парижа", 1932г.), В.М. Ча-букиани ("Лауренсия", 1939г.). В 1930 гг. сформировалась новая школа исполнительства, которой были свойственны, с одной стороны, лиризм и психологическая глубина (в творчестве Г.С. Улановой, К.М. Сергеева, М.М. Габовича), с другой, - героическая манера танца, экспрессия и динамика (в творчестве М.Т. Семёновой и многих танцовщиков-мужчин, в частности Чабукиани, А.Н. Ермолаева). В числе ведущих артисток конца 20-х - начала 30-х гг. также Т.М. Вечеслова, Н.М. Дудинская, О.В. Лепешинская.

В 1930-е гг. балетный театр в России развивался интенсивно. Новые оперно-балетные театры с балетными труппами были открыты в Ленинграде (Малый оперный театр), Москве (Московский художественный балет - впоследствии Театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) и многих других городах России. Однако несмотря на успехи, монополия одного направления в балетном театре привела к искусственно культивируемому единообразию. Из театрального обихода ушли многие виды спектаклей, в частности, одноактные постановки, в том числе бессюжетные и симфонические балеты. Обеднились танцевальные формы и танцевальный язык, поскольку в спектаклях использовался исключительно классический танец и лишь в отдельных случаях – народно - характерный. В результате того, что все искания за пределами драм балета объявлялись формалистическими, Лопухов, после разгромной критики балета Д. Д. Шостаковича "Светлый ручей", Голейзовский, Л. В. Якобсон и некоторые другие лишились возможности ставить балеты в ведущих балетных труппах или оттеснялись на эстраду. Все представители неакадемических течений, свободного" пластического, ритмопластического танца прекратили постановочную работу. Но в конце 1940-х - начале 1950 гг. наступил кризис и официально поддерживаемого драм балета. Балетмейстеры, приверженные этому направлению, предпринимали тщетные попытки сохранить его, усиливая зрелищность спектаклей с помощью сценических эффектов (например, сцены наводнения в "Медном всаднике" Захарова, 1949г.). Тем не менее, исполнительское мастерство, его традиции сохранялись. В эти годы на сцену вышли М.М. Плисецкая, Р.С. Стручкова, В.Т. Бовт, Н.Б. Фадеечев. Перелом наступил в конце 1950 гг., когда выдвинулось новое поколение хореографов. Первыми на путь новаторства вступили ленинградские хореографы Ю.Н. Григорович ("Каменный цветок", 1957г.; "Легенда о любви", 1961г.; позднее "Спартак", 1968г.) и И.Д. Бельский ("Берег надежды", 1959г.; "Ленинградская симфония", 1961г.), строившие спектакль на основе музыкально-танцевальной драматургии, раскрывавшие его содержание в танце. Близки к этому поколению хореографов Н.Д. Касаткина и В.Ю. Василёв, О.М. Виноградов. В те же годы вернулись к творчеству и создали ряд новых постановок Лопухов и Голейзовский; возродились забытые ранее жанры - одноактного балета, балета-плаката, сатирического балета, балетной симфонии, хореографической миниатюры, расширилась тематика балетного спектакля, обогатилась лексика. В этом процессе обновления значительная роль принадлежала Л.В. Якобсону.

Хореограф неустанно искал новые средства художественной выразительности, использовал в балете образность других искусств. На балетные сцены России вышло новое поколение исполнителей, в первые годы своего творчества ставшее союзником хореографов новой волны: М.Н. Барышников, Н.И. Бессмертнова, В.В. Васильев, И.А. Колпакова, М.Л. Лавровский, Н.Р. Макарова, Е.С. Максимова, Р.X. Нуреев, А.Е. Осипенко, А.И. Сизова, Ю.В. Соловьёв, Н.И. Сорокина, Н.В. Тимофеева.

После интенсивного подъёма балетного искусства в 1960 - начале 1970 гг. наступило замедление в его развитии, когда на основных сценах создавалось мало нового, значительного, многие постановки были эпигонскими. Тем не менее экспериментальная работа не останавливалась и в эти годы, когда создавали спектакли М.М. Плисецкая, В.В. Васильев, Н.Н. Боярчиков, Г.Д. Алексидзе, Д.А. Брянцев. В конце 80-х - начале 90-х гг. значительно увеличилось число гастролей за рубежом как балетных трупп крупнейших оперно-балетных театров, так и небольших коллективов, специально созданных с коммерческими целями. Начиная с 1970 гг. русские артисты, ощущая свою не востребованность в устаревшем и бедном репертуаре театров, стали всё чаще работать за границей. Первым вынужден был остаться за рубежом Нуреев, за ним последовали Макарова, Барышников; позднее, когда подобная практика легализовалась, за границей стали работать, подчас ставя спектакли и даже возглавляя балетные труппы в США и Европе, Григорович, Виноградов, а также Плисецкая, Васильев и др. В составе многих зарубежных коллективов работают русские танцовщики младшего поколения. С 1970 гг. в русском хореографическом искусстве наметился новый для нашей страны процесс - возникновение балетных трупп, независимых от оперно-балетных театров (коллективы, возглавляемые Якобсоном, Касаткиной и Василёвым, Б.Я. Эйфманом). В конце 1980 в начале 1990 гг. их число увеличивается, среди них появляются студии свободного танца, танца модерн или использующие новую лексику, сочинённую руководителями коллективов. При этом академический балет, как и школа классического танца, по-прежнему остаётся ведущим. Приобщение к другим формам хореографии, получившим широкое развитие во всём мире, только начинается.

Мои выводы:

В наше время понимают и ценят балет не многие, особенно современная молодежь, они лучше сходят в ночной клуб, чем посетят театр. Поэтому я считаю, что надо с самого детства прививать и учить ребенка красивому как было упомянуто в самом начале реферата.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.