Краткий исторический очерк развития анатомии
СЕМЕСТР
Лекция № 1 Введение
Методы изучения анатомии.
Цель лекции. Рассмотреть предмет, цели и задачи анатомии. Воспитать у студентов определенные этические нормы поведения на анатомической кафедре (уважительное и бережное отношение к органам человеческого тела и к трупу). Раскрыть приоритет отечественных ученых в анатомии человека.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Рассмотреть предмет, цели и задачи анатомии как науки.
2. Рассмотреть основные методы анатомического исследования.
3. Раскрыть связь анатомии со смежными дисциплинами.
4. Рассмотреть место анатомии среди медицинских дисциплин в системе подготовки врача.
5. Раскрыть приоритет отечественных ученых в анатомии.
Анатомией называется наука, изучающая форму и строение тела, происхождение и развитие органов и систем, включая их микроскопическую и ультрамикроскопическую организацию. Термин «анатомия» произошел от греческого слова — anatome — разрезать, рассекать. Основная задача анатомии человека — изучение строения, происхождения человеческого организма в процессе его развития и жизнедеятельности. Основным объектом изучения анатомии является человек. По методам исследования анатомия делится на макроскопическую (изучает строение организма без помощи специальных оптических приборов) и микроскопическую (с использованием микроскопа и других оптических приборов – гистология, цитология).
Изучение строения тела человека по системам (костной, мышечной, и др.) называется систематической или описательной анатомией.
Топографическая (хирургическая) анатомия изучает строение тела человека с учетом положения (топографии) органов по отношению к полостям тела (голотопия), скелету (скелетотопия) и взаиморасположение органов друг по отношению к другу (синтопия).
Пропорции и внешние формы тела человека изучает пластическая анатомия. При изучении строения тела человека широко используются данные сравнительной анатомии, изучающей строение животных в филогенезе (в процессе эволюции). Функциональная анатомия рассматривает структуры организма в связи с выполняемыми ими функциями.
Из микроскопической анатомии выделились гистология (учение о тканях) и цитология (учение о клетке).
Современную анатомию называют функциональной, так как она рассматривает строение человека в связи с его функциями: стремится выяснить, не только как организм устроен, но и почему именно так он устроен.
Связь анатомии со смежными дисциплинами
В зависимости от методов исследования анатомия (в широком смысле) включает макроскопическую анатомию или нормальную человека, микроскопическую анатомию, ультрамикроскопическую. Гистология, цитология и эмбриология являются составными частями анатомии.
Гистология – наука о форме, строении, функции, происхождении и развитии тканей. Цитология - наука о форме, строении, функции, происхождении и развитии клеток. Эмбриология - наука о строении и закономерностях внутриутробного развития организма. Анатомия, гисто-логия, цитология и эмбриология составляют общую науку о строении, форме и развитии организма, называемой морфологией.
Для понимания филогенеза человека анатомия использует данные палеонтологии (наука, изучающая ископаемые остатки костей предков), сравнительной анатомии, антропологии (изучает историю человека, его физическую природу с учетом исторического развития общественной группы, к которой он принадлежит и роль труда в антропогенезе).
Строение и функции органов анатомия рассматривает с учетом происхождения и развития человека в филогенезе (развитие рода человека как биологического вида). Для этого анатомия изучает развитие человека в онтогенезе. Так эмбриология изучает развитие организма до рождения — пренатальный период развития. Развитие организма после рождения и до смерти — постнатальный период, изучает возрастная анатомия, в которой выделяют науку о старении — геронтологию (от греческого geron — старик).
Для понимания строения организма с точки зрения связи формы и функции анатомия пользуется данными физиологии – науки о жизнедеятельности организма. Тесно связана методологически с патологической анатомией, исследующей больной организм и болезненные изменения органов.
Основными методами исследования в анатомии являются:
1) секционный (рассечение трупов, органов, частей туловища, тканей;
2) препаровочный (выделение исследуемых органов и тканей для установления формы, размеров, синтопии, протяженности, трофики);
3) инъекционный (введение различных веществ: контрастных в кровеносные и лимфатические сосуды, межоболочечные пространства, полости);
4) коррозионный (развитие инъекционного). В качестве инъекционной массы используют эпоксидную смолу, гипс и др. После отвердевания опущение препарата в 10% H2SO4. Через 2-3 дня происходит разъедание мягких тканей и остается слепок отвердевшей массы. Этот метод используется для изучения характера ветвления сосудов, их диаметра. Бронхов, чашечно-лоханочной системы почек и др. органов;
5) рентгеновский (рентгеноанатомия) – прижизненное изучение посредством рентгеновского излучения структуры, формы и функции органов и тканей. Первым в России занялся рентгеноанатомией В.Н.Тонков – изучал зародыши, новорожденных, детей, студентов с целью уточнить особенности роста скелета. П.Ф. Лесгафт изучал строение суставов и внутренних органов. М.Г. Привес – остеогенез. Именно рентгеновский метод позволил установить, что анатомически мертвое тело по своим размерам и форме не идентично анатомически живому. Появилась возможность проследить все детали становления ряда структур, оценить их функциональную значимость, и не только с статике. Но и в динамике. Были выявлены пределы смещаемости внутренних органов при выполнении различных физических упражнений, влияние движений в суставах на положение артерий и вен;
6) экспериментальный – моделирование заболевания на животных. После умерщвления животного производится исследование органов и систем. Результаты эксперимента экстраполируются на человека (Тонков В.Н. исследовал коллатеральное кровообращение). Космическая анатомия является разделом экспериментальной анатомии;
7) эндоскопический – осмотр полых внутренних органов и полостей тела, как правило, через естественные отверстия с помощью эндоскопов;
8) томографический (изучение формы и структуры объектов на изображениях рентгеновских срезов;
9) макромикроскопический – исследование объектов с использованием различных контрастных методик:
10) световая микроскопия – традиционный метод. Разрешающая способность микроскопа 0,2мкм (1мкм = 10-6 м; 1нм = 10-9 м);
11) электронная микроскопия. Разрешающая способность микроскопа 0,002нм, что в 100 000 раз больше, чем у светового микроскопа;
12) трансмиссионная (просвечивающая) электронная микроскопия (ТЭМ) – дает изображение при очень больших увеличениях (до 100 000 раз и более);
13) сканирующая (растровая) электронная микроскопия (СЭМ) – создает объемное изображение;
14) гистохимия – изучает химический состав и обменные процессы в тканях и клетках;
15) радиоизотопная микроскопия - изучение обменных процессов с использованием радиоактивных «меченых» элементов-радионуклидов: С14 , Н3, Р32 – они играют роль меток при фотографировании;
16) фазово-контрастная микроскопия с микрокиносъемкой – изучение деления, внутренних процессов, движения фибрилл, митохондрий, вакуолей;
17) темнопольная микроскопия – использует эффект рассеивания света на границе сред с разной преломляющей силой;
18) ультрафиолетовая микроскопия (увеличивает разрешающую способность до 0,1мкм) – исследование нуклеиновых кислот внутриклеточно;
19) люминесцентная микроскопия (добавление флюорохромов) – изучение микроструктуры в динамике и комбинирование с другим методом микроскопии, например, контрастированием;
20) биометрический и другие методы – достижения физики, химии и др. наук используются для создания разнообразных методов исследования в виде различных подходов (инструментов) анатомии.
Анатомия и физиология – это альфа и омега медицинских знаний. «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины». Создает фундамент, основу медицинским знаниям по различным направлениям профессиональной деятельности. Без качественных знаний в этих науках невозможна успешная профессиональная деятельность.
Краткий исторический очерк развития анатомии
Анатомия возникла в глубокой древности в связи с развитием практической медицины. Первые медицинские труды ученых содержали неполные и примитивные анатомические данные.
Врачи и естествоиспытатели Древней Греции обогатили сведения о строении и функциях организма. Гиппократ и его ученики в IV веке до новой эры написали ряд трудов, посвященных анатомии: «Об анатомии», «О сердце», «О железах». Аристотель (IV в. до н. э.), крупнейший философ и естествоиспытатель древней Греции, собрал и изложил в своих трудах большое количество фактов, касающихся строения животных.
В IV—III в. до н. э. в Александрии врачи Герофил и Эразистрат внесли огромный вклад в развитие анатомии, производя вскрытия трупов. Герофил описал оболочки мозга, его желудочки, сосудистые сплетения и венозные синусы. Им были открыты предстательная железа, млечные (лимфические) сосуды, хрусталик и оболочки глаза. Герофил назвал начальный отдел тонкой кишки двенадцатиперстной.
Эразистрат (300-250 гг. до н. э.) описал извилины полушарий го-ловного мозга, чувствительные и двигательные нервы, клапаны сердца, дугу аорты, межреберные артерии, полые вены, венозные клапаны, ввел термины «артерия», «паренхима».
Во II веке новой эры видное место в истории анатомии принадлежит врачу и ученому Клавдию Галену (131 — ок. 200), который собрал и систематизировал анатомо-физиологические сведения в труде «О назначении частей человеческого тела», издававшемся на протяжении 13 веков.
Ошибочные представления Галена о движении крови были опровергнуты только в XVII веке английским ученым Вильямом Гарвеем в труде «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных».
В государствах Средней Азии в IX-XI вв. возник новый очаг культуры. Особенно большой вклад в медицину внес таджикский ученый Авиценна (Абу-Али Ибн-Сина) (980-1037). Его основной труд «Канон врачебной науки» в пяти книгах содержит массу сведений анатомического и физиологического характера. Канон пользовался широкой известностью, как в странах Востока, так и Западной Европы.
Новый этап в развитии анатомии приходится на эпоху Возрождения и связан с именами Леонардо да Винчи (1452-1519) и Андрея Везалия (1514-1564). Леонардо да Винчи — великий итальянский художник и ученый. Его анатомические рисунки натуральных препаратов отобразили действительное строение тела человека впервые в истории анатомии.
Андрей Везалий в 1543 г. издал свой главный труд «О строении человеческого тела в семи книгах», основанный на вскрытии и препарировании человеческих трупов. Последователи Везалия описывали различные органы тела человека. Евстахий Бартоломей (1510-1574) изучал анатомию зубов, почек, органа слуха, вен. Фаллопий Габриель (1523-1562) описал скелет, орган слуха и кровеносные сосуды человеческого плода. Боталло Леонард (1530-1600) в 1564 г. описал проток, соединяющий в период внутриутробного развития легочную артерию с дутой аорты. Варолий Костанцио (1543-1575) исследовал головной мозг и черепные нервы.
С изобретением микроскопа и открытием Марчело Мальпигии (1628-1694) кровеносных капилляров и легочных альвеол было положено, начало микроскопической анатомии.
Открытие Гаспара Азелли (1581-1626) положило начало изучению лимфатической системы, которое было продолжено Жаном Пеке (1622-1674) и Олаусом Рудбеком (1630-1702).
Основоположниками науки о развитии организмов (эмбриологии) являлись Каспар Фридрих Вольф (1733-1794) и Карл Максимович Бэр (1792-1876).
Во второй половине XIX века были созданы учение о клетке и эволюционная теория, послужившие основой всех современных биологических знаний. Сформулированная в 1839 г. Т. Шванном и Т. Шлейденом клеточная теория сыграла огромную роль в развитии анатомии.
Чарлз Роберт Дарвин (1809-1882) английский естествоиспытатель в 1859 году в работе «Происхождение видов путем естественного отбора» изложил эволюционную теорию, на которой базируется сравнительная анатомия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|