Академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий)
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Информационных технологий
(наименование кафедры)
| Утверждена
Ученым советом филиала
(в составе ОП ВО)
Протокол № _____
от «__» _________ 201__ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ДВ.6.2 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
(индекс и наименование дисциплины (модуля), в соответствии с учебным планом)
по направлению подготовки (специальности)
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
(код и наименование направления подготовки (специальности))
Государственная и муниципальная служба
направленность(и) (профиль (и)/специализация(ии))
Бакалавр
квалификация выпускника
очная, заочная
форма(ы) обучения
Владимир, 2016 г.
Автор-составитель:
Доцент кафедры информационных технологий,
кандидат технических наук А.Н. Кисляков
(ученое звание, ученая степень, должность) (подпись) (Ф.И.О.)
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой информационных технологий
( наименование кафедры)
Протокол от«»2016 г. №
Заведующий кафедрой информационных технологий А.Н. Кисляков
(наименование кафедры) (подпись) (Ф.И.О.)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения............................................. 4
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы................................................... 4
3. Место дисциплины в структуре ОП ВО........................................................................ 5
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся................ 6
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов.............................................. 7
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине........................................................................................................................ 8
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине........................................................................................................................ 9
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.................................................................................. 9
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описания шкал оценивания......................................................... 10
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы...................... 11
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций............................................................................................................ 14
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины....................................................................................................................... 14
8.1. Основная литература............................................................................................... 14
8.2. Дополнительная литература................................................................................... 14
8.3. Нормативные правовые документы...................................................................... 15
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для изучения дисциплины............................................................................................... 15
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины...................... 16
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем........................................................................... 17
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине................................................................... 17
1. Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения
Целью преподавания дисциплины «Информационная безопасность» является получение студентами представления об информационных технологиях в области защиты информации, знаний о возможностях программных средств защиты компьютерных систем, умений использовать современные средства защиты информации в профессиональной деятельности.
В процессе изучения курса «Информационная безопасность» необходимо решить следующие задачи:
1. Получение теоретических знаний о методах и средствах обеспечения безопасности информационных технологий, освоение системных комплексных методов защиты информации от различных видов угроз, принципах криптографической защиты информации, защите информации в компьютерных сетях;
2. Получение практических навыков по применению методов и средств защиты как документированной информации (на бумажных и технических носителях), циркулирующей в традиционном или электронном документообороте, находящейся в компьютерных системах, так и недокументированной информации, распространяемой персоналом в процессе управленческой (деловой) или производственной деятельности.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:
общепрофессиональных компетенций (ОК):
-способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6)
Профессиональные компетенции (ПК):
- способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-8)
Таблица 1
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код компетен-ции
| Содержание компетенции
| Планируемые результаты обучения по дисциплине
|
ОК-6
| способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
| Знать:
З1 – круг задач профессиональной деятельности, решаемых с помощью информационно-коммуникационных технологий
З2 – основные требования информационной безопасности
| Уметь:
У1 – уметь решать стандартные задачи с помощью информационно-коммуникационных технологий
У2 – применять методы защиты информации для обеспечения информационной безопасности
| Владеть:
В1 – навыками работы с информационно-техническими средствами
В2 – навыками работы с учетом основных требований информационной безопасности
|
ПК-8
| способность применять знания в области политических наук в научно-информационной, педагогической, информационно-справочной, организационно-управленческой и проектной деятельности
| Знать:
З1 – положения законов и иных нормативных правовых актов в сфере информационной безопасности
З2 – методы проектирования информационных систем с учетом требований информационной безопасности
| Уметь:
У1 – применять знания в области организационно-управленческой деятельности для обеспечения информационной безопасности
У2 – применять знания в области проектирования информационно-коммуникационной инфраструктуры с учетом требований информационной безопасности
| Владеть:
В1 – способностью применять знания в области организационно-управленческой деятельности
В2 – способностью применять знания в области проектной деятельности
|
3. Место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина «Информационная безопасность» Б1.В.ДВ.6.2 является одной из дисциплин по выбору вариативной части Б1.В. Усвоение материала обеспечивается сочетанием аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. Основным видом учебных занятий по данной дисциплине являются лекции, а также практические занятия, которые проводятся в виде диспутов. Изучение дисциплины осуществляется для студентов очной формы обучения в течение 6-го семестра и в течение 3-го курса для студентов заочной формой обучения. По дисциплине осуществляется текущий контроль и промежуточная аттестация в форме зачета.
Предшествующими дисциплинами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Информационная безопасность», являются: Б1.Б.24 «Информационные технологии в управлении».
В результате изучения дисциплины «Информационная безопасность» специалист получает представление об информационных технологиях в области защиты информации, возможностях программных средств защиты информационных систем, а также методах проектирования информационно-коммуникационной инфраструктуры с учетом требований информационной безопасности. Это должно позволить специалисту использовать современные средства защиты информации в его профессиональной деятельности.
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества
академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий)
и на самостоятельную работу обучающихся
Курс рассчитан на 18 часов лекций, 36 часов практических занятий и 54 часа самостоятельной работы для очной формы обучения. Всего 3 зачетные единицы (108 часов). Промежуточная аттестация в форме зачета предусмотрена в 6 семестре для очной формы обучения.
Курс рассчитан на 4 часов лекций, 4 часа практических занятий и 96 часов самостоятельной работы для заочной формы обучения. Всего 3 зачетные единицы (108 часов). Промежуточная аттестация в форме зачета предусмотрена в на 3-м курсе для заочной формы обучения.
Таблица 2
Объем дисциплины
Вид учебных занятий
и самостоятельная работа
| Объем дисциплины (модуля), час.
| Всего
| Семестр, курс1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения
| Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
|
| | | | | |
| | | | | | | лекционного типа (Л)
|
|
|
|
|
| |
| | | | | | | лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
|
|
|
|
|
| |
| | | | | | | практического (семинарского) типа (ПЗ)
|
|
|
|
|
| |
| | | | | | | Самостоятельная работа обучающихся (СР)
|
| | | | | |
| | | | | | | Промежуточная аттестация
| Форма2
| З
|
|
|
| | | З
| | | | | | | час.
|
|
|
| | | |
| | | | | | | Общая трудоемкость (час. / з.е.)
| 108/3
| | | | | | 108/3
| | | | | | | Заочная форма обучения
| Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
|
| | |
| | | | | | | | | | лекционного типа (Л)
|
|
|
|
|
| |
| | | | | | | лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
|
|
|
|
|
| |
| | | | | | | практического (семинарского) типа (ПЗ)
|
|
|
|
|
| |
| | | | | | | Самостоятельная работа обучающихся (СР)
|
| | |
| | | | | | | | | | Промежуточная аттестация
| Форма2
| З
|
| | З
| | | | | | | | | | час.
|
|
|
|
| |
|
| | | | | | | Общая трудоемкость (час. / з.е.)
| 108/3
| | | 108/3
| | | | | | | | | |
Примечание: 1 – семестр – для очной формы обучения, курс – для заочной формы обучения.
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов
Таблица 3
Содержание дисциплины
№ п/п
| Наименование тем
| Содержание тем
| Коды компе-тенций
| Коды ЗУН
(в соответствии с табл. 1)
| | | Тема 1.
| Информационная безопасность и уровни ее обеспечения
| Понятие информационной безопасности. Основные составляющие информационной безопасности. Важность проблемы. Виды и источники угроз информационной безопасности. Технические каналы утечки информации. Система формирования режима информационной безопасности. Нормативно-правовые основы информационной безопасности в РФ. Зарубежный опыт. Стандарты информационной безопасности. Мероприятия по обеспечению информационной безопасности в сфере государственного и муниципального управления. Основные проблемы.
Основы построения информационно-телекоммуникационной инфраструктуры с учетом требований информационной безопасности.
| ОК-6
| З1, З2
У1
В1,
| | ПК-8
| З1,
У1, У2
В1, В2
| | Тема 2
| Компьютерная безопасность. Защита от вирусов и вредоносного программного обеспечения.
| Вирусы как угроза информационной безопасности. Классификация компьютерных вирусов. Характеристика "вирусоподобных" программ. Антивирусные программы. Профилактика компьютерных вирусов.
| ОК-6
| З1, З2
У1, У2
В1, В2
| | ПК-8
| З2
У2
В2
| | Тема 3
| Информационная безопасность вычислительных сетей.
| Особенности обеспечения информационной безопасности в компьютерных сетях. Сетевые модели передачи данных. .Модель взаимодействия открытых систем OSI/ISO. Адресация в глобальных сетях. Классификация угроз в вычислительных сетях. Принципы защиты распределенных вычислительных сетей.
| ОК-6
| З1, З2
У1, У2
В1, В2
| | ПК-8
| З2
У2
В2
| | Тема 4
| Механизмы обеспечения информационной безопасности
| Идентификация и аутентификация Криптография и шифрование Методы разграничения доступа. Регистрация и аудит.
Межсетевое экранирование. Технология виртуальных частных сетей.
| ОК-6
| З1, З2
У1, У2
В1, В2
| | ПК-8
| З1, З2
У1, У2
В1, В2
| |
Таблица 4
Структура дисциплины
№ п/п
| Наименование тем (разделов)
| Объем дисциплины (модуля), час.
| Форма текущего контроля успеваемости4, промежуточной аттестации
| Всего
| Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий
| СР
| Л
| ЛР
| ПЗ
| КСР
| Очная форма обучения
| Тема 1
| Информационная безопасность и уровни ее обеспечения
|
|
|
|
|
|
| Д
| Тема 2
| Компьютерная безопасность. Защита от вирусов и вредоносного программного обеспечения.
|
|
|
|
|
|
| Д
| Тема 3
| Информационная безопасность вычислительных сетей.
|
|
|
|
|
|
| Д
| Тема 4
| Механизмы обеспечения информационной безопасности
|
|
|
|
|
|
| Д
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
|
| Зачет
| Всего:
|
|
| |
| |
| Зачет
| Заочная форма обучения
| Тема 1
| Информационная безопасность и уровни ее обеспечения
|
|
|
|
|
|
| Д
| Тема 2
| Компьютерная безопасность. Защита от вирусов и вредоносного программного обеспечения.
|
|
|
|
|
|
| Д
| Тема 3
| Информационная безопасность вычислительных сетей.
|
|
|
|
|
|
| Д
| Тема 4
| Механизмы обеспечения информационной безопасности
|
|
|
|
|
|
| Д
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
|
| Зачет
| Всего:
|
|
| |
|
|
| Зачет
| Примечание: Формы текущего контроля успеваемости: диспут (Д).
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Трудоемкость самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информационная безопасность» составляет 54 часа для очной формы обучения и 96 часов для заочной формы обучения.
Таблица 5
Вопросы для самостоятельного изучения
№ темы
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во часов (очно/заочно)
|
| Концепция информационной безопасности Российской Федерации. Виды защищаемой информации
| 18/30
| Организационно-распорядительные документы в сфере информационной безопасности. Политика информационной безопасности
| Понятие защищенной информационной системы. Программа информационной безопасности
|
| Защита информационной инфраструктуры от атак. Антивирусные средства защиты
| 12/22
|
| Причины успешной реализации удаленных угроз в вычислительных сетях
| 12/22
|
| Механизм электронной цифровой подписи
| 12/22
| Мандатное и дискретное управление доступом
|
| Итого:
| 54/96
| 7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Промежуточная аттестация студентов по дисциплине «Информационная безопасность» проводится в соответствии с Учебным планом в форме зачета в 6 семестре для студентов очной и заочной формы обучения. Студент допускается к зачету по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплине: выполнения всех заданий и мероприятий, предусмотренных программой дисциплины.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|