Сделай Сам Свою Работу на 5

Friedrich Wilhelm Nietzsche

Самомотивация 2015

Отчет по музыке

Wer mit Ungeheuern kämpft, mag zusehn,

dass er nicht dabei zum Ungeheuer wird.

Und wenn du lange in einen Abgrund blickst,

blickt der Abgrund auch in dich hinein.

Friedrich Wilhelm Nietzsche

Вступление.Предваряя аналитическую часть отчета, хотелось бы остановиться на нескольких существенных моментах, определяющих условия выполнения заданий. Также важно пояснить, почему отчет составлялся столь долго.

Европейская металическая (с одной «л», поскольку речь идет о направлении музыки) сцена мне была достаточно знакома, поэтому к заданию я приступил с удовольствием (искренне благодарю организаторов за возможность вернуться в покинутый мир любимой музыки). Кроме того, несмотря на отсутствие музыкального образования, теоретизировать, основываясь на эмпирическом опыте, я могу бесконечно. Насколько выводам моих аналитических построений можно доверять, пусть решает специалист, но с наставником мне в свое время очень повезло. В старших классах моим металическим образованием занимался истинный фанатик, друг моего отца, да будет путь его легким. Он сумел не только заинтересовать меня огромным пластом неизвестных, шокирующих направлений, но и зажечь во мне огонь просвещения, который не потух до сих пор. Так что, несмотря на отсутствие у меня в тот период доступа к Горбушке и ее аналогам, справочникам и интернетам, мне удалось шагнуть из шаблонного подросткового мирка «Metallica», «Nirvana», «Гражданской Обороны», «Кино», «Арии» и других не менее известных в России исполнителей в чудесную и хаотичную Вселенную «Therion», «Dark Tranquillity», «Moonspell», «Blind Guardian» и многих других, для нашего города в те времена совершенно незнакомых. И случилось это в далеком, поистине эпохальном для метала, 1996-м году. Мое обучение началось со списка в 100 позиций, которые мне необходимо было самостоятельно добыть и прослушать, чтобы (по словам моего гида) «иметь поверхностное представление о современной металической музыке». Список со временем потерялся, но я точно знаю, что до сих пор прослушал его не весь.



В связи с этой форой, задание тренинга хотелось максимально усложнить. Для прослушивания и анализа были определены все 3 задания уровня «медиум» и задание «хард». Как и следовало ожидать, само прослушивание заняло намного больше времени, чем я рассчитывал. Справедливости ради следует отметить, что творчество «Marduk» я знал поверхностно (пару альбомов когда-то прокрутил и забыл), «Dismal Euphony», «Sadness», «Sopor Aeternus», «Diablo Swing Orchestra» не слышал никогда. «Waltari» в свое время была для меня одной из самых интересных групп, жаль только «Death Metal Symphony» я так и не достал себе в фирменном варианте. Что касается уровня «хард», то здесь для меня совершенно новым опытом, как ни странно, был «Paradise Lost», который в детстве меня совершенно не заинтересовал, и какой-то выдающейся роли его я не ощущал в общем потоке, даже когда позднее увлекся готик-роком и готик-металом.

Терминология.Позволю себе некоторое отступление в область терминологии, чтобы избежать недопонимания со стороны тех, кто серьезно заинтересуется этим отчетом. Как я уже писал выше, у меня был хороший наставник, он научил меня видеть саму суть музыки, ее структуру, истоки, взаимовлияние направлений, поэтому журнальные стилевые (жанровые) определения, так же как и простонародные, далеко не всегда совпадают с моими. Если говорить о какой-то базе данных, обобщающей музыкальный материал и которой лично я доверяю как авторитетной классификации, то такой ресурс – Encyclopaedia Metallum (ссылка: http://www.metal-archives.com/). Я также изредка присматриваюсь к опубликованным на данном сайте рецензиям. Рекомендую всем настоящим ценителям и исследователям метала. Приведу пример собственных наблюдений за употреблением термина «готика» и его производных в интерпретации рокового и металического материала, тем более что это крайне важный термин в русле проблематики моих заданий.

«Готика» - один из самых многозначных терминов, эволюция контекстов которого не завершилась и по сей день. Я оставляю в стороне практически весь пласт значений, связанных с архитектурой, и лишь частично затрону литературные корни некоторых музыкальных жанров. И да, на протяжении всего отчета я постараюсь быть краток.

1. Существуют, как это ни странно, средневековые готические музыкальные произведения. Найти о них какую-либо информацию или услышать не так уж просто, даже в условиях тотальной интернетизации. Поскольку нет такого термина «готическая средневековая музыка». Речь идет о музыке классического и позднего средневековья, которая в период «готики» делилась на несколько потоков. Есть у меня один сборничек и есть

его раздача:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=622914.

Что же в этих композициях? Простое пение высоким женским голосом на религиозные сюжеты, язык может быть народа-сочинителя (немецкий, к примеру) или латынь, если автор являлся образованным духовным лицом на службе церкви. На мой профанский взгляд, именно эти произведения могли косвенно привести к возникновению готик-дума и оказали сильное влияние на электронный пост-панк, паган-направления и при синтезе с академической музыкой породить симфонический рок - «Lacrimosa» и симфонический метал – «Therion». И, конечно, практически в прямой связи с этим звучанием находятся такие музыканты, как «Dead Сan Dance» и «Ataraxia» (среди того, что нам задано – «Sopor Aeternus»), позиционирующие себя как нео-фолк и нео-классика.

2. Готик-рок (пост-панковое направление) достаточно детально описан в различных справочниках. Обращу внимание на следующие важные моменты и акценты: изначально готик-рок определялся по тематике текстов, наследующей литературной готике/романтике, использованию психоделических инструментов и приемов, «странному» депрессивному вокалу (серьезно, я встречал термин «странный голос» в бумажных энциклопедиях рока). Среди столпов направления: «The Cure», «The Sisters of Mercy», «The Mission», «Siouxsie & The Banshees», «The Cult», «Bauhaus», «Joy Division» и многие другие. Среди важнейших представителей я назвал бы еще «Fields of the Nephilim», повлиявшую, как мне кажется, на возникновение и развитие готик-дума и симфонического метала. Интересно, что именно готик-роком английского образца являются многие популярные произведения «Русского рока», сыгранные «Кино», «Алиса», «Агата Кристи», «Nautilus Pompilius».

2.1. И именно на основе готик-рока в Европе зародился готик-метал, по сути, тот же самый жанр, но с утяжеленной гитарой и усложненной ритм-секцией. Типичным примером готик-метала для меня выступает «Dreadful Shadows», а не «Lacrimosa», которая метал стала спорадически играть только с 1999-го года, и это был не готик-метал. И, упаси Боже, не «Nightwish», которая представляет собой обычный хэви-метал (в лучшем случае павер) с клавишными и около-оперным вокалом. Меня самого в свое время, после выхода дебютника «Nightwish», приглючило, и я было подумал, что это группа из круга скандинавских готик-метал команд, однако быстро пришел в себя.

3. Металисты, сформировавшие свое музыкальное видение в 70-80-е годы, вспомнят еще такую трактовку готик-метала, как любого метала немецкого или скандинавского происхождения. То есть, по этой версии термина, готик-металом был, например, «Grave Digger» или «Accept». Понятие, синонимичное или близкое понятию «тевтонский рок».

4. По аналогии с готик-металом, происходящим от готик-рока, следовало бы ожидать сходной эволюционной модели и для готик-дума. Однако здесь совершенно другая история. Термин готик-дум сейчас редко употребляется, поскольку странным образом журналисты и невежественные фанаты стали определять готик-думовые команды в готик-метал (пишется обычно так - doom/gothic metal, подразумевая, что на раннем этапе творчества группа играла дум-метал, а потом стала играть готик-метал). Чтобы более четко понять разницу данных направлений, предлагаю ознакомиться с дискографией «Theatre of Tragedy», где альбом 96-го года представляет собой готик дум-метал , а альбом 98-го уже готик-метал. Что изменилось? Ушел гроулинг, остался второй мужской вокал, исполнявший чистые депрессивные партии. Сменился инструментальный состав: виолончели и фортепиано заменились на синтезатор и акустическую гитару, барабаны стали глуше и так далее – звучание стало более «рОковым». Что же такое готик-дум в моем понимании? Попытаюсь объяснить: это не «готик», если говорить о связи с готик-роком, в нем присутствует лишь готическая атмосфера и антураж (устаревший среднеанглийский, использованный норвегами для написания лирики, образные системы Эдгара По и Шекспира), дуалистический контрастный вокал – на самом деле их три, но я имею в виду фрагменты, когда гроулинг исполняется одновременно (!) с чистым высоким женским вокалом, то есть, на мой взгляд, используется готическая средневековая структура (см. часть про «средневековую готическую музыку» выше). И это не «дум-метал» в парадигме английского тяжелого блюза, поскольку в нем гораздо больше метала, чем в том же «Paradise Lost», к примеру. То есть gothic-doom metal основан на противопоставлении своей музыки создателям английского тяжелого депрессивного психоделического блюза и в основе имеет скорее медленный death-metal, без соло-партий гитары при этом. Готик-рок же на готик-дум музыкально напрямую почти не повлиял, только через трансформированную средневековую музыку, но это скорее работы дарк-вейв коллективов. Повышенное внимание к средневековой музыке и мелодике, одновременно с обращением к симфонической академической музыке и ее приемам, инструментам – вот главные особенности направления, наличие классического или оперного вокала вторично. Найти релизы идентичные по стилю первому (1995) и второму (1996) альбому «Theatre of Tragedy» весьма проблематично – они сами, вероятно, не поняли всю уникальность своего звучания и, под действием внутреннего разлада, перешли на уже приевшийся всем в конце 90-х готик-метал, такая же судьба ожидала другие немногочисленные готик-думовые группы.

В конце 90-х метал-группы с женским вокалом, с одной стороны, широко распространились и очаровали даже стариков-хардрокеров и прогрессивщиков, с другой стороны – многие металисты стали воспринимать их как единую волну (см. выше про «Nightwish»), к этому добавился наплыв готик-рока 3-й волны, заметная потеря в тяжести мейнстримовых металических групп, разумеется, это привело к разочарованию и холиварам поклонников классического дума, дета, блэка. И самобытные по звучанию пластинки вроде ранних «Theatre of Tragedy» и «Lacrimas Profundere», были забыты даже самими создателями. Сегодня все метал-группы с женским вокалом запихивают под одну гребенку в «готик-метал», и на мой взгляд – это действительно трагедия, обесценивающая одно из интересных откровений музыки 90-х годов.

Несколько слов о других терминах. Наиболее популярная точка зрения на эволюцию рока определяет место «метала» как такового в качестве жанра рок-музыки, выделившегося посредством цепи случайностей из блюза, благодаря работам музыкантов «психоделического рока», то есть наркоманам, будем говорить открыто. Признавая историческое значение некоторых известных событий, тем не менее, считаю, что почва метала и его истинная гармония лежит в традиционной европейской и академической музыке. Лишь отчасти можно считать весь метал «прогрессивным роком», а термин «прогрессивный метал» для рока может выглядеть откровенной тавтологией. Термин «психоделические элементы» я употребляю не в значении связи с «психоделическим роком», а лишь в смысле психоделического звучания некоторых эффектов – наборов сэмплов и клавишных партий и особых эффектов гитар с целью создать особую атмосферу музыкального произведения.

 

Задание «хард».Само задание «хард» достаточно своеобразно: сравнить поальбомно (первый-первый, второй-второй) дискографии «Amorphis», «Anathema» и «Paradise Lost», определить общий вектор развития. Возможно, от нас требовалось прослушать все альбомы, не пытаясь глубоко разобраться в причинах их написания, ориентироваться лишь на настроение, ощущение, технику исполнения. Но лично для себя я посчитал такой подход неприемлемым и занялся классификационным анализом с привлечением множества связанных с темой источников. То есть база музыки, которую мне пришлось прослушать вдобавок, выросла приблизительно в три раза, но это позволило мне разорвать себе ряд шаблонов, сделать важнейшие концептуальные выводы и даже несколько небольших открытий, достойных музыковедческих статей.

Заданные группы существенно различаются в звучании, альбомы выпущены в разные годы и соответствуют различным этапам развития базовых направлений метала в Европе, что несколько сбивает с толку. В дискографиях часто демо-версии и EP могут выполнять роль номерных дебютных альбомов, что также может искажать картину. Мной был создан вспомогательный экселевский документ, в котором в виде примечаний к альбомам указаны краткие комментарии, возникшие у меня при прослушивании тех или иных этапов дискографии. В описании ниже будут приведены попытки сравнительной характеристики.

1. Дебютные альбомы «Paradise Lost» 1990, «Amorphis» 1992 и «Anathema» 1993 сразу указывают на асинхронность развития этих групп. Первые два релиза почти полностью созданы в стилистике death-metal (см. примечания), при этом отклонения «Paradise Lost» связаны с «английским» влиянием «Black Sabbath» в мелодике, темпе и использовании клавишных партий, а «Amorphis» обогащают звучание типично скандинавским тремоло, при этом скорость большинства композиций выше и есть зачаточные фолк-элементы. Что касается «Anathema», то в их дебютном альбоме сходный стилистический этап уже пройден (существовал в виде демо-записей и EP), а «Serenades» представляет, на мой взгляд, классический английский дум-метал, при этом уже в нем заложена база для трансформации стиля в прогрессивный метал и даже прогрессивный рок под влиянием «Pink Floyd».

2. Еще больший разрыв по времени между вторым альбомом «Paradise Lost» 1991 и вторыми альбомами «Amorphis» 1994 и «Anathema» 1995. Если я сейчас начну описывать, что произошло на металической сцене Европы за этот промежуток времени, то получится книжечка страниц на 200. Но не будем, так сказать, поддаваться на провокации. Второй альбом «Paradise Lost» по количеству идей вполне можно рассматривать как полноценный дебютник, самое важное, что в нем есть, это как раз рождение готик-дума, достаточно редкого направления, про которое я написал выше в терминологическом разделе. Да, разумеется, в нем есть и классический дум (развитие идей «Black Sabbath»), и готик-метал (возможно, что именно в этой пластинке он родился), и многое другое, куда более популярное впоследствии, но гораздо менее интересное с точки зрения эволюционных трансформаций. Второй альбом «Amorphis» сохраняет дэтовую основу, но мелодически это уже совершенно новая музыка: народные мотивы и мажорное звучание сочетаются при помощи дэт-метала с психоделическими эскизами, напоминающими «Pink Floyd». Но наиболее целостное влияние этой известной английской группы демонстрируют их земляки «Anathema» во втором своем номерном альбоме. Можно сказать, что их стиль оформился на этом этапе в дум-метал с психоделическими элементами. Важно понимать, что вторые альбомы «Amorphis» и «Anathema» были написаны также под влиянием второго альбома «Paradise Lost», как минимум опосредованно, через весь котел стилевого разнообразия, который заварился в первой половине 90-х в Европе.

3. Третьи альбомы «Amorphis» и «Anathema» вышли в один год (1996), отстав по времени от третьего альбома «Paradise Lost» на четыре года. Можно сказать, что в третьих альбомах наиболее ярко проявились избранные группами пути. Коротко их можно охарактеризовать следующим образом: «Paradise Lost», казалось, могли унаследовать и развить стиль «Black Sabbath» со всеми его особенностями. То есть это бесхитростная однообразная медленная музыка с обогащающими вставками для придания особой тягостной атмосферы, но не призванная шокировать слушателя, экстремальное прошлое отступило. «Amorphis» шагнули далеко вперед в техническом и композиторском отношении: ничего не потеряв в дэтовой основе, они приобрели народные мелодические ходы и дополнили их прогрессивными элементами, восходящими к 70-м годам 20 века и подчеркнули своим характерным приемом – солирующей или ритмовой гитарой с вау-эффектом. Лирическая основа музыки выросла идейно, концентрируя внимание на эпических произведениях финского народа. «Anathema» пошли по пути преобразования своего стиля из депрессивного дум-метала в прогрессивный метал, насыщенный психоделическими элементами, также восходящий к творчеству прог-роковых коллективов 70-х годов. Можно сказать, что на данном этапе проявилась истинная сущность всех трех исследуемых коллективов.

4. Четвертый альбом «Paradise Lost» вышел в 1993 году и, как мне кажется, подвержен сильному влиянию американской гранжевой сцены, в то время переживающей свой расцвет. Металисты (слушатели и музыканты) по-разному восприняли скандально прославившуюся группу «Nirvana», довольно большое число отнеслись к ее резонансу в роке, а особенно в метале негативно, однако некоторые мейн-стримовые метал-группы стали использовать гранжевое звучание и похожий тип вокала в своих композициях. Так закопала себя живьем «Metallica» и многие другие группы в США. Похоже, что эта мода коснулась и английских классиков дум-метала на какое-то время. «Anathema» в 1998 году выпустила альбом, развивающий выбранную ими линию психоделического прогрессивного метала, но более лаконичный и слитный по звучанию. «Amorphis» в 1999-м записывают фолк-прогрессив альбом, также обращаясь к наследию «Pink Floyd» и «Jethro Tull». Альбом звучит несколько беднее третьего, гроулинг появляется ненадолго в середине альбома, заметен некоторый кризис идей, наиболее остро проявившийся в последующих двух альбомах.

5. Пятый альбом «Paradise Lost», изданный в 1995 году, – один из самых популярных в их творчестве, лично мне он показался невыразительным, особенно если учитывать потенциал группы, их весьма ощутимое стремление к постоянному поиску новых идей и пятилетний опыт вершины металического Олимпа. Это направление я бы назвал «типично британский метал». Альбом 1999 года, выпущенный «Anathema», еще более похож на «Pink Floyd», на мой взгляд, группа в нем окончательно утрачивает свою металическую специфику и поворачивается в сторону прог-рока. Пятый альбом «Amorphis» (2001) в схожем ключе обрывает связь с металом и довольно сильно урезает народные мелодии, но если «Anathema» сознательно двигались в сторону своего звучания, то «Amorphis» явно заблудились в прогрессивном роке.

6. «Paradise Lost» начинают играть готик-рок/готик-метал попеременно с шестого альбома (1997). Примерно в это время многие метал-группы находятся под влиянием ренессанса готик-рока (скорее, его выхода в популярные чарты из андерграунда). «Anathema» в шестом альбоме (2001) основывается на популярной волне пост/инди-рока и брит-попа, сохраняя свою относительную самостоятельность в виде своеобразного тяжелого «Pink Floyd». «Amorphis» выпускают в 2003 году кризисный релиз из огрызков своего прошлого наработанного неформатного материала (здесь даже ощущаются запоздалые отголоски «Nirvana») и по сути распадаются на время – группу покидает вокалист, бывший во многом идейным лидером.

7. Седьмой альбом «Paradise Lost» (1999), на мой взгляд, представляет собой типичный готик-рок, который в обозначенный период исполняют многочисленные молодежные ансамбли по всей Европе и Америке. «Anathema» выпускает свой седьмой альбом в 2003 году, и он создан все в том же пост-роковом стиле. В 2006 году на сцену возвращаются «Amorphis», гораздо более технически подготовленными и монолитными, с новым сильным вокалистом, даже лирика альбома опирается на концептуально проработанный полноценный сюжет, в который интересно вникать. По стилю это мелодический прогрессивный метал, основанный на традиционных мотивах и сюжетах, в гитарной технике восходящий, на мой взгляд, не только к прогрессивному психоделическому року, но и к арт-року. Среди трех исследуемых групп именно «Amorphis» демонстрируют на данном этапе настоящую творческую переработку собственного этнического наследия, а не механическое следование потоку популярных направлений и не слепую ретрансляцию национальных достижений.

8. На данном этапе все три группы продолжают следовать выбранным линиям. «Paradise Lost» в 2001 году выпускают готик-рок/готик-метал альбом. «Amorphis» в 2007-м создают еще один сильный (возможно, самый важный в истории группы) альбом, также на основе сюжета Калевалы, но куда более глубокий по атмосфере. Здесь я не могу избежать субъективной оценки, но в этом альбоме как никогда более удается ощутить физический контакт с миром северных народов. Зимняя природа одновременно и очаровывает своей красотой, и погружает в осязаемую непроглядную воду безмолвной реки мертвых. «Anathema» записывает свой новый альбом только в 2010 году, но принципиально он ничем не отличается от предыдущего. Он все такой же атмосферный, наполненный светом и воздухом, мелодии позитивные и возвышенные. От «Pink Floyd» эту музыку явно отличает настроение, но не стиль.

9. Девятый альбом «Paradise Lost» (2002) записан в индастриал/метал направлении, наверное, это совпадение, но данный эксперимент соответствует по времени пику популярности в Европе группы «Rammstein». Музыка альбома сохраняет тем не менее мелодику готик-рока и его характерные вокальные черты. «Amorphis» выпускают новый альбом в 2009-м, по настроению и звуку он более позитивный и легкий, но возникают кое-какие проблемы с записью и изданием (см. комментарий в экселевском файле), поэтому при всех его преимуществах осадочек он оставил. Стиль и мелодизм остаются прежними, совсем незаметно начинает падать роль метала в пользу прог-рока. «Anathema» в 2012 году продолжает эксплуатировать выбранное направление, рассчитывая, видимо, на аудиторию поклонников «Muse», «Radiohead» и прочих. К слову сказать, сам брит-поп/инди-рок этого времени куда более интересный и насыщенный, чем творчество «Anathema», взять хоть тех же «Coldplay».

10. В 2005 году выходит новый альбом «Paradise Lost», несмотря на название и попытку утяжеления, содержит он привычный готик-метал. «Amorphis» записывают новый альбом в 2011-м. При сохранении стилевых особенностей трех предыдущих альбомов звучание значительно сдвигается в сторону прог- и арт-рока. Десятый альбом «Anathema» выходит в 2014 году и на данный момент является последним и близким по стилю, мелодике, настроению, инструментальному составу и вокалу ко всем релизам группы с 2001-го года.

11. «Paradise Lost» c 2007 года начинают утяжеляться в рамках условного направления «пост-дум», определения которому я не нашел, а самостоятельно выделить критерии отличий такой музыки от медленного треш-метала не смог. «Amorphis» записывают свой последний альбом в 2013 году, и он несет характер произведения, подводящего итог большому этапу творчества: в нем собраны и со вкусом перемешаны все стилевые находки «Amorphis» за все время их существования. Получившиеся коктейли композиций в паре случаев можно даже назвать авангардными.

12. Отдельно хотелось бы рассмотреть альбомы «Paradise Lost» 2009 и 2012 годов, исполненные в близком стиле. На мой взгляд, данные релизы знаменуют собой возврат к давно забытым идеям альбомов 1991-1992 годов и могут рассматриваться как развитие ранних работ «Black Sabbath».

Заключение к заданию «хард»

1. Сравнительный анализ наглядно продемонстрировал, что единым вектором развития для исследуемых исполнителей метала является выработка особой «этноспецифической» ниши, основанной на опыте волны прогрессивного рока 70-х годов, с одной стороны, и обращенной в куда более глубокое традиционное прошлое – с другой. Музыка «Paradise Lost» восходит к творчеству ранних «Black Sabbath», и никакая сила современных течений не смогла истребить этот стержень в них. «Anathema» неотступно следует за особым звучанием «Pink Floyd», лишь слегка перерабатывая свой стиль на современный лад. «Amorphis», обращаясь к опыту английских коллег, в какой-то степени могли ориентироваться на методы и приемы «Jethro Tull», однако саму мелодику и образы черпали из собственно финской традиционной музыки.

2. Необходимо отметить также, что построение классификаций современной музыки в настоящее время наталкивается на непреодолимые препятствия, связанные со скоростью создания и распространения музыки, а также числом музыкантов и политикой звукозаписывающих компаний и тех, кто ей противостоит. Налицо постоянная потеря и подмена определений и самоопределений циклически возвращающихся направлений. В конечном итоге терминология становится делом сугубо субъективным, что отвечает всей постмодернистской парадигме в познании.

 

Задание «медиум»

В данном задании я отказался от списков мелких отличительных черт сопоставляемых произведений, сосредоточившись на более глубоком анализе и попытках понять причины различий.

1. «Those of the unlight» 1993 является вторым альбом «Marduk» и представляет собой классический шведский блэк-метал. Под таким определением я подразумеваю следующие его особенности: он качественно сыгран и записан, в отличие от true-black альбомов известных норвежцев этого периода, в нем редко присутствуют мелодические вставки (клавиши и акустические струнные) и какие-либо вокальные партии, кроме лидирующего скриминга. Исключение представлено композицией №7. Важно отметить, что кроме скоростных риффов основной ритмовой гитары на фоне бласт-бит, в композициях встречены проигрыши, исполненные среднетемповым переливчатым тремоло, которое (по моему мнению) является этническим признаком шведской метал-сцены (например, первая и последняя композиции альбома со второй минуты). Структурно такие проигрыши обычно заменяют соло-партии хэви-металических произведений в последней трети композиции. Хэви-металические соло-партии в данном релизе встречаются чаще, чем такое тремоло, что указывает на архаичность стиля альбома, связанного корнями с металом 80-х годов. В дальнейшем шведский блэк приобретет свое истинное оформление в творчестве таких групп, как «Dark Funeral» и «Naglfar».

Для сравнения нам предоставлен дебютный альбом «Dismal Euphony», вышедший уже во второй половине 90-х годов и представляющий собой мелодик-блэк по стилю, в некоторых моментах даже симфо-блэк. Альбом оставляет акустическое впечатление – метал здесь лишь основа, и он сильно скрадывается большим количеством электронных партий и живыми инструментами. Сами металические партии более сложны, разнообразны и мелодичны. Тремоло также используется в проигрышах, но заключено в оболочку фоновых клавишных партий. Важной особенностью стиля данного релиза является наличие нескольких (около 10) типов мужского и женского вокала. И это при том, что половина композиций в альбоме – инструменталки. Словом, это настоящий дебютный альбом, крайне насыщенный материалом, видно, что музыканты выложились на полную. Довольно часто подобные релизы остаются не превзойденными в будущем и несколько сыроватыми по записи. Если честно, я ожидал сильного влияния норвежской блэк-метал сцены на данную группу (в частности, в январе 1996-го вышел альбом «Dimmu Borgir», достаточно близкий по звучанию), но рад был ошибиться, данный релиз необычайно самобытен. Получил искреннее удовольствие от прослушивания, начал искать оригинальные фирменные диски.

При сравнении двух блэк-металических пластинок можно избрать подход наличия/отсутствия элементов, продиктованный как минималистическим подходом «Marduk», так и особой значимостью дебютного альбома для «Dismal Euphony», а также контекстом более поздней ступени блэк-металической сцены для последних. Добавлю еще, что творчество группы «Marduk» более соответствует шведскому звучанию блэк-метала, нежели у «Dismal Euphony», хотя они и являются земляками, ключом к пониманию этих различий является особая техника тремоло, в зачаточном состоянии присутствующая в альбоме «Marduk».

2. «Sadness» во втором своем альбоме (1995) работают в стиле, который лично я ожидал слышать в альбомах «Paradise Lost» после 1991 года. Это очень атмосферный и насыщенный разнообразными партиями готик-дум/дарк метал. Что-то в них есть от «Samael», что-то от «Tiamat», но больше всего по ощущениям мне напомнил альбом австралийцев «Virgin Black» 2001 года и последний альбом «Celtic Frost» (2006). Темп исполнения в основном средний, вокалов несколько, используются клавишные. Экстремального вокала в чистом виде не обнаружил, в основном все тот же грубый вокал, похожий на Холмса и женские дополнительные партии. Очень красивые акцентированные басовые партии, вплетенные в ритм-секцию. Довольно оригинальная не-металическая композиция №7, основанная на психоделических клавишных партиях и атмосферном женском вокале.

«Sopor Aeternus» в изучаемом двойном альбоме (1999) записали неоклассик/дарквейв композиции, посвященные известному деятелю готик-роковой сцены, Роззу Уильямсу. Не имея формально никакой связи с роком и металом, данное направление призвано воспроизводить средневековое звучание или атмосферу посредством средневековых народных и классических инструментов. Используется также роковая ритм-секция и набор разнообразных вокальных партий. Музыке присуща, помимо ожидаемой камерности, некоторая театрализованность, что характерно для многих немецких пост-панковых групп, включая электронные направления и симфо-роковые вроде «Lacrimosa» и «Samsas Traum».

Сравнительный анализ при самом поверхностном подходе обнаруживает важное звено, источник различий между стилями – метал, восходящий к творчеству «Black Sabbath» в стилевой основе альбома «Sadness», который отсутствует в альбоме «Sopor Aeternus». Объединяющими звеньями выступают средневековая и академическая музыка, сквозь готик-рок проникающие в оба направления.

3. Финская металическая сцена чрезвычайно богата на экспериментальные направления, и среди многочисленных ее самородков особо выделяется имя Картси Хаттаки, композитора, певца и басиста «Waltari». Альбом «Yeah! Yeah! Die! Die! Death Metal Symphony in Deep C» – это помимо самого альбома еще и шоу, которое мне, к сожалению, так и не удалось посмотреть. В данном случае мы имеем дело с настоящим произведением искусства: задача композитора была соединить в рамках одной симфонии (правда, нестандартной по структуре, всего 8 частей, а не 4) академическую музыку, вооруженную оперным вокалом, дэт-метал с его гроулингом и скримингом, рэп с его традиционным речитативом и рэйв/индастриал в восьмой части, если я не ошибся в стиле. Альбом завершается метализированным рок-н-роллом. Это концептуальный альбом, лирика его посвящена взаимодействию нескольких аллегорических персонажей и, несмотря на форму, тематика текстов поднимает довольно серьезные проблемы.

Альбом 2009 года «Diablo Swing Orchestra» представляет собой сборник композиций, основанных на синтезе джаза и прогрессивного метала, также можно отнести их творчество к симфоник-металу. Оркестр использует широкий спектр вокальных партий, в том числе женские и мужские оперные партии, хоралы. Мелодии используются популярные, танцевальный аккомпанемент сочетается с фрагментами мюзиклов, маршами. Инструментальный состав не уступает разнообразием набору компонентов, изъятых из разных стилей, особо хотелось бы отметить партии виолончели.

Если говорить о сравнении стилей «Waltari» и «Diablo Swing Orchestra», то в них настолько же мало общего, насколько мало сходство между академической и джазовой музыкой. Объединяющим звеном мог бы являться метал, но подход к использованию метала также различается.

 

К данному отчету прилагается схематичный документ, набранный в Microsoft Excel.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.