Сделай Сам Свою Работу на 5

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров — членов НП «ИПБ России»





Введение

1. ИПБ России, являясь членом Международной федерации бухгалтеров (МФБ, International Federation of Accountants, IFAC), разделяет ее миссию в служении общественным интересам, укреплении бухгалтерской профессии во всем мире, в разработке, внедрении и соблюдении скоординированных и взаимоувязанных профессиональных стандартов.

2. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, разработанный МФБ, устанавливает основополагающие принципы профессиональной этики бухгалтерской профессии и применяется профессиональными бухгалтерами во всем мире.

3. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров ИПБ России (далее – Кодекс):

основан на Кодексе этике профессиональных бухгалтеров, разработанном МФБ в 2010 году и вступившем в силу в 2011 году;

не противоречит законодательству Российской Федерации;

не противоречит принятой в марте 2012 года Советом по аудиторской деятельности новой редакции Кодекса этики аудиторов, которая вступает в силу с 01.01.2013.

4. Настоящий Кодекс – свод правил поведения, обязательных для профессиональных бухгалтеров — членов ИПБ России при осуществлении ими профессиональной деятельности.



5. Преднамеренное несоблюдение членом ИПБ России таких норм может повлечь проведение внешней проверки его поведения и в случае выявления нарушений этических норм введение санкций вплоть до исключения из членов ИПБ России.

6. Положения настоящего Кодекса являются базовыми, поскольку не представляется возможным ввести этические требования, распространяющиеся на все ситуации и обстоятельства, с которыми могут столкнуться профессиональные бухгалтеры в своей работе.

Общие положения

1.1. Отличительной особенностью профессионального бухгалтера, как специалиста, является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому ответственность профессионального бухгалтера не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного заказчика услуг или работодателя. Действуя в общественных интересах, профессиональный бухгалтер должен соблюдать и подчиняться требованиям профессиональной этики.

1.2. Настоящий Кодекс имеет следующую структуру:



а) в разделе 1 «Основные принципы этики и концептуальный подход к их соблюдению» приведены основные принципы профессиональной этики профессиональных бухгалтеров (далее – основные принципы этики) и общее руководство по их соблюдению, которое профессиональный бухгалтер должен применять при:

выявлении угроз нарушения основных принципов этики;

оценке значимости выявленных угроз;

принятии мер предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня, при котором соответствие основным принципам этики не подвергается опасности. Меры предосторожности необходимы в случаях, когда профессиональный бухгалтер принимает решение, что угрозы превосходят уровень, при котором разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив конкретные факты и обстоятельства, известные профессиональному бухгалтеру на момент принятия решения, может обоснованно считать, что соблюдение основных принципов этики не подвергается опасности;

б) в разделе 2 «Применение концептуального подхода к соблюдению основных принципов этики публично практикующими профессиональными бухгалтерами» описано, как применять концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики в конкретных ситуациях. Данный раздел содержит также примеры мер предосторожности, уместных в отношении угроз нарушения основных принципов этики, и описание ситуаций, в которых невозможно принять достаточные меры предосторожности против угроз, и, следовательно, необходимо избегать действий или отношений, ведущих к возникновению таких угроз;

в) в разделе 3 «Применение принципа независимости пользователями услуг публично практикующих профессиональных бухгалтеров (аудиторов)» описано применение принципа независимости к взаимоотношениям между публично практикующим профессиональным бухгалтером, оказывающим аудиторские услуги, и заказчиком этих услуг, угрозы независимости и меры предосторожности, применяемые для устранения возникающих угроз.



г) в разделе 4 «Применение концептуального подхода к соблюдению основных принципов этики профессиональными бухгалтерами, работающими в организациях» описано, как концептуальная основа, содержащаяся в разделе 1, применяется в определенных ситуациях к профессиональным бухгалтерам, работающим в организациях.

1.3. Требования профессиональной этики, содержащиеся в настоящем Кодексе, применимы во всех случаях при оказании бухгалтерами профессиональных услуг, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Раздел 1. Основные принципы этики и концептуальный подход к их соблюдению

Основные принципы этики

1.4. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать следующие основные принципы этики:

a) Честность – быть прямым и честным во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях.

б) Объективность – не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов или неуместное влияние других лиц могли повлиять на профессиональные или деловые суждения.

в) Профессиональная компетентность и должная тщательность – поддерживать профессиональные знания и умения на уровне, необходимом, чтобы гарантировать заказчику услуг или работодателю получение компетентных профессиональных услуг, с учетом тенденций в профессиональной практике, законодательства и методов работы, а также соблюдать тщательность в работе в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами.

г) Конфиденциальность – соблюдать конфиденциальность информации, приобретенной в результате профессиональных и деловых взаимоотношений, и не раскрывать такую информацию третьим лицам без надлежащего разрешения, если нет юридического или профессионального права или обязанности раскрыть такую информацию. Профессиональный бухгалтер не должен использовать информацию для собственной выгоды или выгоды третьих лиц.

д) Профессиональное поведение – соблюдать соответствующее законодательство и нормативные правовые акты и избегать любых действий, которые дискредитируют профессию.

Концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики

1.5. Обстоятельства работы профессиональных бухгалтеров, могут создавать определенные угрозы нарушения основных принципов этики. Невозможно определить каждую ситуацию, которая создает угрозы основным принципам этики, и определить соответствующие меры предосторожности для устранения угроз. Кроме того, характер заданий может различаться и, следовательно, могут возникать различные угрозы, требующие применения различных мер предосторожности. Поэтому Кодекс устанавливает концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики, который требует, чтобы профессиональный бухгалтер идентифицировал, оценил и предпринял ответные действия в отношении таких угроз.

1.6. Концептуальный подход помогает профессиональным бухгалтерам соблюдать этические требования Кодекса и действовать в интересах общества. Он применим в любых обстоятельствах, которые могут создавать угрозы нарушения основных принципов этики, и способен предостеречь профессионального бухгалтера от ошибки признать ту или иную ситуацию приемлемой только потому, что она прямо не определена настоящим Кодексом как недопустимая.

1.7. В случаях, когда профессиональный бухгалтер обнаруживает угрозы нарушения основных принципов этики и, оценив их, принимает решение, что они превышают допустимый уровень, он должен определить, существуют ли уместные меры предосторожности и возможно ли предпринять их для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня. Выполняя такие действия, профессиональный бухгалтер должен руководствоваться своим профессиональным суждением, анализируя, могло бы разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив конкретные факты и обстоятельства, известные профессиональному бухгалтеру в момент принятия решения, считать, что угрозы будут устранены или сведены до приемлемого уровня после принятия мер предосторожности так, что соблюдение основных принципов этики не будет нарушено.

1.8. Профессиональный бухгалтер должен оценивать любые угрозы нарушения основных принципов этики в случаях, когда ему становится известно (или он предполагает) об обстоятельствах или взаимоотношениях, которые могут создать такие угрозы.

1.9. При оценке значимости угрозы профессиональный бухгалтер должен принимать во внимание качественные и количественные факторы. Применяя концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики, профессиональный бухгалтер может столкнуться с ситуациями, когда угрозы не могут быть устранены или сведены до приемлемого уровня, потому что они слишком значимы или надлежащие меры предосторожности по какой-либо причине неприменимы. В случае, когда профессиональный бухгалтер не может предпринять надлежащие меры предосторожности, он должен отказаться от предоставления запрашиваемых у него профессиональных услуг или прекратить их предоставление в случае, если он является публично практикующим профессиональным бухгалтером, или уволиться в том случае, если он является профессиональным бухгалтером, работающим в организации.

1.10. Профессиональный бухгалтер может непреднамеренно нарушить какое-либо требование настоящего Кодекса. В зависимости от характера и значимости такое непреднамеренное нарушение может не представлять опасности для соблюдения основных принципов этики. Как только такое нарушение обнаруживается, оно должно быть исправлено, и должны быть приняты необходимые меры предосторожности.

1.11. В случаях, когда профессиональный бухгалтер сталкивается с необычными обстоятельствами, в которых применение конкретного требования настоящего Кодекса привело бы к неадекватному результату или результату, не соответствующему общественным интересам, профессиональный бухгалтер может обратиться за консультацией в ИПБ России, или иной регулирующий орган.

Угрозы основным принципам этики и меры предосторожности

1.12. Соблюдению основных принципов этики может угрожать широкий круг обстоятельств и взаимоотношений. Обстоятельства или взаимоотношения могут стать причиной более одной угрозы, а одна угроза может привести к нарушению более одного основного принципа этики. Большинство угроз можно разделить на следующие виды:

а) угрозы личной заинтересованности, которые могут возникнуть вследствие финансовых или других интересов профессионального бухгалтера и ненадлежащим образом повлиять на его суждение или поведение;

б) угрозы самоконтроля, которые могут возникнуть в случаях, когда профессиональный бухгалтер в ходе выполнения текущего задания не может надлежащим образом оценить результаты предыдущего вынесенного суждения или услуг, оказанных самим профессиональным бухгалтером или иным работником той организации, в которой работает профессиональный бухгалтер (организация-работодатель);

в) угрозы заступничества, которые могут возникнуть в случае, если профессиональный бухгалтер будет продвигать позицию заказчика услуг или работодателя до такой степени, что объективность профессионального бухгалтера будет находиться под угрозой;

г) угрозы близкого знакомства, которые могут возникнуть в результате длительных или тесных взаимоотношений с заказчиком услуг или работодателем, когда профессиональный бухгалтер излишне проникается его интересами или соглашается с его действиями;

д) угрозы шантажа, которые могут возникнуть в случаях, когда с помощью угроз (реальных или воспринимаемых как таковые) профессиональному бухгалтеру пытаются помешать действовать объективно.

1.13. Меры предосторожности, которые могут устранить указанные угрозы или свести их до приемлемого уровня, подразделяются на:

а) предусмотренные профессией, нормативными правовыми актами;

б) обусловленные рабочей средой.

1.14. Меры предосторожности, предусмотренные профессией, нормативными правовыми актами, включают:

а) требования к образованию, профессиональной подготовке и опыту, необходимым для занятия профессиональной деятельностью;

б) требование постоянного повышения профессиональной квалификации;

в) руководство по корпоративному поведению (управлению);

г) профессиональные стандарты;

д) мониторинг со стороны профессии или надзорных органов и дисциплинарные процедуры;

е) внешние проверки уполномоченными третьими лицами отчетов, документов, сообщений и иной информации, подготовленных профессиональным бухгалтером.

1.15. Разделы 2 и 3 настоящего Кодекса рассматривают меры предосторожности, обусловленные рабочей средой, для публично практикующих профессиональных бухгалтеров и профессиональных бухгалтеров, работающих в организациях соответственно.

1.16. Определенные меры предосторожности могут увеличить вероятность выявления или пресечения неэтичного поведения. Такие меры включают:

а) эффективную, широко освещаемую систему работы с жалобами и претензиями, управление которой осуществляется организацией-работодателем, профессиональными организациями или регулирующими органами, позволяющую коллегам, работодателям и представителям общественности обращать внимание на факты непрофессионального или неэтичного поведения;

б) четко определенную обязанность сообщать о нарушениях требований этики.

Разрешение этических конфликтов

1.17. От профессионального бухгалтера может потребоваться разрешить конфликт, связанный с применением основных принципов этики (далее – этический конфликт).

1.18. Приступая к формальному или неформальному процессу разрешения этического конфликта, профессиональный бухгалтер должен рассмотреть следующие факторы (каждый в отдельности или в совокупности с другими факторами):

а) уместные факты;

б) имеющиеся этические проблемы;

в) основные принципы этики, имеющие отношение к проблеме;

г) установленные внутренние процедуры;

д) альтернативные действия.

Рассмотрев указанные факторы, профессиональный бухгалтер должен определить соответствующий образ действий, совместимый с основными принципами этики, взвесив последствия каждого возможного образа действий. В случае если проблема остается неразрешенной, профессиональный бухгалтер должен проконсультироваться с компетентными лицами в своей организации или организации заказчика услуг с целью получения помощи для разрешения этического конфликта.

1.19. В случаях, когда обстоятельства приводят к этическому конфликту с заказчиком услуг или такой конфликт возник внутри организации заказчика услуг, профессиональный бухгалтер должен определить, следует ли ему обратиться за консультацией к руководству данного заказчика услуг (например, к совету директоров или в комитет по аудиту).

1.20. В интересах профессионального бухгалтера может быть осуществлено документирование проблемы, деталей любых обсуждений ее и принятых по ней решений.

1.21. В случае если значительный этический конфликт не поддается разрешению, профессиональный бухгалтер может обратиться за профессиональным советом в ИПБ России или получить юридическую консультацию, не нарушая при этом конфиденциальность. Существует широкий круг случаев, когда профессиональному бухгалтеру может потребоваться консультация. Например, профессиональный бухгалтер может встретиться с недобросовестными действиями, сообщая о которых он может нарушить конфиденциальность. В таком случае профессиональный бухгалтер должен рассмотреть возможность получения юридической консультации, чтобы определить, обязан ли он раскрывать полученную информацию внешней стороне, в том числе и регулирующему органу.

1.22. Если все возможности исчерпаны, а этический конфликт остается неразрешенным, профессиональный бухгалтер должен, если это возможно, отказаться от конкретных обязательств или полностью сложить с себя обязанности в рамках задания организации-работодателя или заказчика услуг.

Честность

1.23. Профессиональный бухгалтер должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях. Принцип честности также предполагает справедливое ведение дел и правдивость.

1.24. Профессиональный бухгалтер не должен сознательно быть связан с отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, если есть основания полагать, что:

а) указанная информация содержит в существенном отношении неверные или вводящие в заблуждение утверждения;

б) указанная информация содержит необдуманные (опрометчивые) заявления или информацию;

в) в указанной информации пропущены или неясно изложены необходимые данные там, где пропуски или неясности могут вводить в заблуждение.

В случаях, когда профессиональному бухгалтеру становится известно, что существует такая связь с указанной информацией, он должен принять меры для устранения этой связи.

1.25. Профессиональный бухгалтер не будет считаться нарушившим пункт 1.24 настоящего Кодекса, если он представит отчет, в котором отражены основания, приведенные в этом пункте.

Объективность

1.26. Профессиональный бухгалтер не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений.

1.27. Профессиональный бухгалтер может оказаться в ситуации, которая может навредить его объективности. Профессиональному бухгалтеру следует избегать отношений, которые могут исказить или повлиять на его профессиональные суждения.

Профессиональная компетентность и должная тщательность

1.28. Соблюдение принципа профессиональной компетентности и должной тщательности обязывает профессионального бухгалтера:

а) постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление заказчикам услуг и работодателям квалифицированных профессиональных услуг;

б) действовать добросовестно в соответствии с применимыми профессиональными стандартами при оказании профессиональных услуг.

1.29. Квалифицированная профессиональная услуга предполагает наличие обоснованного суждения по применению профессиональных знаний и навыков в процессе предоставления такой услуги. Профессиональная компетентность обеспечивается в два этапа:

а) достижение должного уровня профессиональной компетентности;

б) поддержание должного уровня профессиональной компетентности.

1.30. Поддержание должного уровня профессиональной компетентности требует постоянной осведомленности и понимания соответствующих технических, профессиональных и деловых достижений. Постоянное повышение профессиональной квалификации развивает и поддерживает способности, позволяющие профессиональному бухгалтеру компетентно работать в профессиональной среде.

1.31. Под добросовестностью понимается обязанность профессионального бухгалтера действовать в соответствии с требованиями задания (договора), внимательно, тщательно и своевременно.

1.32. Профессиональный бухгалтер должен предпринимать разумные меры для того, чтобы лица, работающие под его началом в профессиональном качестве, имели надлежащую подготовку и надзор (контроль).

1.33. В случаях, когда это уместно, профессиональный бухгалтер должен ставить заказчиков услуг, работодателей или иных пользователей профессиональных услуг в известность об ограничениях, присущих этим услугам.

Конфиденциальность

1.34. Соблюдение принципа конфиденциальности обязывает профессионального бухгалтера:

а) обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими и конкретными полномочиями,, за исключением случаев, когда профессиональный бухгалтер имеет законное или профессиональное право либо обязанность раскрыть такую информацию;

б) не использовать конфиденциальную информацию, полученную в результате профессиональных или деловых отношений, для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ.

1.35. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность вне профессиональной среды, помня об опасности непреднамеренного разглашения информации лицам, с которыми он находится в тесных деловых отношениях или близком родстве.

1.36. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, раскрытой ему потенциальным заказчиком услуг или работодателем.

1.37. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации внутри своей организации и в организации заказчика услуг.

1.38 Профессиональный бухгалтер должен предпринять разумные меры, чтобы лица, работающие под его началом в профессиональном качестве, и лица, от которых он получает консультации или помощь, с должным уважением относились к его обязанности соблюдать конфиденциальность информации.

1.39. Необходимость соблюдать конфиденциальность сохраняется после окончания отношений между профессиональным бухгалтером и заказчиком услуг или работодателем. Меняя место работы, или приступая к работе с новым заказчиком услуг, профессиональный бухгалтер имеет право использовать предыдущий опыт. Однако профессиональный бухгалтер не должен использовать или раскрывать конфиденциальную информацию, собранную или полученную ранее в результате профессиональных или деловых отношений.

1.40. В следующих обстоятельствах от профессионального бухгалтера требуется или может потребоваться раскрытие конфиденциальной информации, либо такое раскрытие может быть уместным:

а) раскрытие разрешено законодательством или санкционировано заказчиком услуг или работодателем;

б) раскрытие требуется законодательством, например:

при подготовке документов или представлении доказательств в ходе судебного разбирательства;

при сообщении уполномоченным государственным органам ставших известными профессиональному бухгалтеру фактов нарушения законодательства;

в) раскрытие является профессиональной обязанностью или правом (если это не запрещено законодательством):

при обзорной проверке качества работы, проводимой ИПБ России или уполномоченным органом;

при ответе на запрос (или в ходе расследования) ИПБ России или уполномоченного государственного органа;

при защите профессиональным бухгалтером своих профессиональных интересов в ходе судебного разбирательства.

1.41. При принятии решения о возможности раскрытия конфиденциальной информации профессиональный бухгалтер должен учитывать:

а) будет ли нанесен ущерб интересам какой-либо из сторон, включая третьи стороны, интересы которых также могут быть затронуты, при наличии разрешения заказчика услуг или работодателя на раскрытие информации;

б) является ли соответствующая информация известной и в разумной степени обоснованной. В ситуации, когда имеют место неподтвержденные факты, неполная информация либо необоснованные выводы, должно быть использовано профессиональное суждение для определения, в каком виде раскрывать информацию (если ее необходимо раскрывать);

в) характер предполагаемого сообщения и стороны, которым планируется передача информации;

г) являются ли стороны, которым планируется передача информации, надлежащими получателями информации.

Профессиональное поведение

1.42. Соблюдение принципа профессионального поведения обязывает профессионального бухгалтера исполнять требования применимых нормативных правовых актов и избегать действий, о которых профессиональный бухгалтер знает или должен знать, что они могут дискредитировать профессию. Это включает действия, которые разумное и хорошо осведомленное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией, взвесив все конкретные факты и обстоятельства, известные профессиональному бухгалтеру, вероятнее всего сочло бы их негативно влияющими на репутацию профессии.

1.43. При предложении и продвижении своей кандидатуры и услуг профессиональный бухгалтер не должен дискредитировать профессию. Профессиональный бухгалтер должен быть честным, правдивым и не должен:

а) делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые он может предоставить, свою квалификацию и приобретенный опыт;

б) давать пренебрежительные отзывы о работе других профессиональных бухгалтеров или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других профессиональных бухгалтеров.

Раздел 2. Применение концептуального подхода к соблюдению основных принципов этики публично практикующими профессиональными бухгалтерами

2.1. Настоящий раздел не описывает всех обстоятельств и взаимоотношений, которые могут встретиться публично практикующему профессиональному бухгалтеру и создать угрозы нарушения основных принципов этики. В связи с этим публично практикующий профессиональный бухгалтер должен внимательно анализировать такие обстоятельства и взаимоотношения.

2.2. Публично практикующий профессиональный бухгалтер не должен участвовать в деятельности, которая оказывает или может оказать негативное влияние на его честность, объективность и репутацию бухгалтерской профессии и, в результате, стать несовместимой с основными принципами этики.

Угрозы и меры предосторожности

2.3. В п.п. 2.4 – 2.14 рассматриваются примеры обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы основным принципам этики при предоставлении услуг публично практикующими профессиональными бухгалтерами и меры предосторожности для устранения этих угроз или сведения их до приемлемого уровня, применимые в этих случаях и указанные в п. 1.12.

2.4. Примеры обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы личной заинтересованности, включают:

а) финансовую заинтересованность в заказчике услуг у участника группы, выполняющего задание;

б) чрезмерную зависимость организации, выполняющей задание, от общего размера вознаграждения, получаемого от одного заказчика услуг;

в) тесные деловые отношения с заказчиком услуг у участника группы, выполняющей задание;

г) обеспокоенность организации возможностью потери значимого заказчика услуг;

д) реальную возможность у участника рабочей группы стать работником заказчика услуг;

е) условное вознаграждение, зависящее от результата выполнения задания, предусмотренное договором с заказчиком услуг на выполнение задания;

ж) обнаружение существенной ошибки при оценке результатов оказанных ранее сотрудником организации услуг, в которой работает профессиональный бухгалтер.

2.5. Примеры обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы самоконтроля, включают:

а) выпуск организацией заключения об эффективности функционирования финансовых систем, разработку или внедрение которых она же осуществляла;

б) наличие в составе группы, выполняющей задание, участника, который является или в недавнем прошлом являлся руководителем или иным должностным лицом этого заказчика услуг;

в) наличие в составе группы, выполняющей задание, участника, который работает или в недавнем прошлом работал у заказчика услуг в должности, позволяющей оказывать непосредственное и существенное влияние на предмет задания.

2.6. Примеры обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы заступничества, включают:

а) продвижение организацией акций заказчика услуг;

б) представление профессиональным бухгалтером интересов заказчика услуг при разбирательстве или споре с третьей стороной.

2.7. Примеры обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы близкого знакомства, включают:

а) близкий родственник или член семьи участника рабочей группы является руководителем или иным должностным лицом заказчика услуг;

б) близкий родственник или член семьи участника рабочей группы является сотрудником заказчика услуг в должности, которая позволяет оказывать непосредственное существенное влияние на предмет задания;

в) руководитель или иное должностное лицо заказчика услуг или сотрудник, занимающий должность, позволяющую ему оказывать существенное влияние на предмет рассмотрения, недавно был руководителем задания в организации;

г) принятие подарков или знаков особого внимания от заказчика услуг, за исключением случаев, когда их стоимость является явно незначительной;

д) длительные деловые отношения между заказчиком услуг и старшими работниками организации.

2.8. Примеры обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы шантажа, включают:

а) угрозу отстранения организации от выполнения задания для заказчика услуг;

б) отказ заказчика услуг от заключения с организацией договора на выполнение задания, если организация не одобрит способ учета определенного факта хозяйственной жизни;

в) угрозу заказчика услуг возбудить судебный иск против организации;

г) оказание заказчиком услуг давления на организацию с целью необоснованного снижения объема выполняемых работ для сокращения вознаграждения;

д) оказание давления на профессионального бухгалтера с целью заставить его согласиться с мнением работника заказчика услуг по определенному вопросу только потому, что этот работник имеет больше опыта в решении подобных вопросов;

е) зависимость карьерного роста профессионального бухгалтера от его согласия с ненадлежащим подходом заказчика услуг к способам бухгалтерского учета.

2.9. Профессиональный бухгалтер должен основываться на собственном суждении для того, чтобы принять решение, как наилучшим образом предотвратить угрозы, превышающие приемлемый уровень: путем принятия мер для устранения угрозы или сведения ее до приемлемого уровня, либо путем прекращения выполнения задания или отказа от такого задания на этапе его принятия.

2.10. Меры предосторожности, обусловленные рабочей средой, различаются в зависимости от конкретных обстоятельств. Они включают общие меры предосторожности, принятые в организации, и меры предосторожности, относящиеся к конкретному заданию.

2.11. Общие меры предосторожности включают:

а) стиль руководства организацией, при котором подчеркивается важность соблюдения основных принципов этики;

б) правила и процедуры осуществления контроля и мониторинга качества выполнения заданий;

в) документально зафиксированные правила, предусматривающие необходимость выявления угроз нарушения основных принципов этики, оценку их значимости и применение мер предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня, или в случаях, когда надлежащие меры предосторожности не могут быть предприняты или их вообще не существует, прекращение выполнения задания или отказ от такого задания на этапе его принятия;

г) документально зафиксированные внутренние правила и процедуры, требующие соблюдения основных принципов этики;

д) правила и процедуры, позволяющие идентифицировать интересы и взаимоотношения между организацией или участниками группы, выполняющей задание, и заказчиками услуг;

е) правила и процедуры контроля зависимости доходов организации от поступлений от одного заказчика услуг и при необходимости сокращение такой зависимости;

ж) правила и процедуры, запрещающие лицам, не являющимся участниками группы, выполняющей задание, ненадлежащим образом влиять на результаты задания;

з) своевременное доведение информации о правилах и процедурах организации и изменениях в них до сведения всех руководителей заданий и профессиональных работников, и надлежащая организация обучения этим правилам и процедурам;

и) назначение ответственного лица за должное функционирование системы внутреннего контроля качества из числа руководителей организации;

к) информирование всех руководителей и работников организации обо всех заказчиках услуг и связанных с ними сторонах, независимость по отношению к которым все руководители и работники должны соблюдать;

л) дисциплинарный механизм, стимулирующий соблюдение правил и процедур организации;

м) официально объявленные правила и процедуры, стимулирующие и уполномочивающие работников сообщать руководству организации о любых проблемах, связанных с соблюдением основных принципов этики.

2.12. Меры предосторожности, относящиеся к конкретному заданию, включают:

а) привлечение к проверке выполненной работы профессионального бухгалтера, не участвовавшего в выполнении задания, или обращение к нему для получения необходимой консультации;

б) получение консультаций от независимой третьей стороны, например, незаинтересованных членов совета директоров заказчика услуг, ИПБ России, регулирующего органа или других профессиональных бухгалтеров;

в) обсуждение этических вопросов с представителями собственника и/или руководством заказчика услуг;

г) раскрытие представителям собственника и/или руководству заказчика услуг характера оказываемых услуг и размера вознаграждения за них;

д) привлечение другой организации для выполнения или повторного выполнения части задания.

2.13. В зависимости от характера задания публично практикующий профессиональный бухгалтер может также полагаться на меры предосторожности, применяемые заказчиком услуг. Однако для сведения угроз нарушения основных принципов этики до приемлемого уровня полагаться исключительно на такие меры невозможно

2.14. Меры предосторожности, заложенные в системах и процедурах заказчика услуг, могут включать:

а) утверждение или одобрение назначения организации для выполнения задания лицами, не входящими в руководство заказчика услуг;

б) наличие у заказчика услуг компетентных работников, обладающих опытом и полномочиями для принятия управленческих решений

в) наличие у заказчика услуг внутренних процедур, обеспечивающих объективный выбор организации для выполнения заданий;

г) наличие у заказчика услуг структуры корпоративного поведения (управления), которая бы обеспечивала надлежащий контроль за процессом оказания услуг и информирование о предоставляемых услугах.

Заключение договора об оказании профессиональных услуг

Принятие заказчика услуг

2.15. Прежде чем установить отношения с новым заказчиком услуг публично практикующий профессиональный бухгалтер должен рассмотреть вопрос, может ли выбор этого заказчика услуг привести к возникновению угроз нарушения основных принципов этики. Потенциальная угроза честности или профессиональному поведению может, например, возникнуть при наличии сомнительных характеристик заказчика услуг (его собственников, руководящих лиц или деятельности).

2.16. Сомнительными характеристиками заказчика услуг (если они известны) являются, например: участие заказчика услуг в незаконной деятельности (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, коррупция, коммерческий подкуп); репутация непорядочного контрагента; сомнительная практика составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2.17. Публично практикующий профессиональный бухгалтер должен оценить значимость любых угроз нарушения основных принципов этики и по мере необходимости предпринять меры предосторожности для их устранения или сведения их до приемлемого уровня. Такими мерами предосторожности могут быть:

понимание деятельности заказчика услуг; получение информации о собственниках, руководителях и лицах, ответственных за административную и коммерческую деятельность заказчика услуг;

получение от заказчика услуг гарантий усовершенствовать практику корпоративного поведения (управления) либо систему внутреннего контроля.

2.18. В случае если угрозы не могут быть сведены до приемлемого уровня путем принятия соответствующих мер предосторожности, публично практикующий профессиональный бухгалтер должен отказаться вступать в отношения с заказчиком услуг.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.