Сделай Сам Свою Работу на 5

Пользователи бухгалтерской информации





Бухгалтерский учёт: возникновение, развитие и его современная роль в управлении экономикой организации

Возникновение учёта

Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Бухгалтерский учёт осуществляет функции анализа, управления и контроля за хозяйственной деятельностью.

Традиция ведения бухгалтерского учёта существует много веков, появилась одновременно с письменностью. Первое описание практического применения двойной бухгалтерии дано математиком Лукой Пачоли в Трактате о счетах и записях в 1494 г., в период становления и развития всемирной торговли.

Основной целью учёта Пачоли считал ведение своих дел в должном порядке и как следует, чтобы можно было без задержки получить всякие сведения, как относительно долгов, так и требований. Пачоли писал: “Сначала купец должен составить подробно свой инвентарь”. В качестве регистров им допускались как свободные листы, так и книги. Последовательность расположения статей в инвентаризационной описи была обусловлена степенью защиты имущества от возможных утрат. Начинать надо было с предметов, “которые более ценны и легко утрачиваются, как-то: наличные деньги, драгоценности, серебряные изделия и пр.” Пачоли в текущем учёте предполагал оценку по себестоимости. При характеристике факта хозяйственной жизни выделял четыре момента, которые должны быть отражены в учёте:



- субъект (прикладывающий к чему-либо своё воздействие);

- объект (предмет, явление, на который направлена какая - либо деятельность);

- время;

- место.

Пачоли являлся основоположником двойной записи, позволяющей выверить ошибки в отражении информации. Пачоли считал баланс “способом переноса содержания одной Главной книги в другую”.

На современном этапе развития экономики основными элементами бухгалтерского учёта являются:



- документация;

- инвентаризация;

- калькуляция;

- счета бухгалтерского учёта;

- двойная запись;

- баланс.

Использование элементов регламентируется действующим законодательством.

Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учёта

Информация бухгалтерского учёта является основой для принятия управленческих решений внутри организации и вне её.

Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом “О бухгалтерском учёте”, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте являются:

- обеспечение единообразного ведения учёта имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчётности.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:



- планы счетов бухгалтерского учёта и инструкции по их применению;

- положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учёта хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчётности;

- другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учёта.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учёт, самостоятельно формируют свою учётную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Задачи и функции бухгалтерского учёта в РФ

Основными задачами бухгалтерского учёта являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчётности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчётности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

В управлении хозяйствующим субъектом бухгалтерский учёт выполняет ряд функций: контрольную, информационную, обеспечение сохранности имущества, аналитическую и функцию обратной связи.

Контрольная функция осуществляется по следующим основным направлениям:

выполнение программ по объёмам выработанной, отгруженной и реализованной продукции;

рациональное использование материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов предприятия;

формирование фактических затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции;

деятельность различных подразделений предприятия: цехов, участков и т.д.;

формирование финансовых результатов деятельности предприятия;

финансовое состояние предприятия, а также информация о конкурентах;

состояние финансовой и другой отчётности (по запросам пользователей).

Информационная функция - является главной функцией бухгалтерского учёта, так как последний является основным источником информации, предоставляемой разным уровням управления и лежащей в основе принимаемых руководством решений. Информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.

Обеспечение сохранности имущества. Инструментом реализации данной функции является инвентаризация имущества предприятия, в ходе которой проверяется соответствие учётных данных и фактического наличия материальных ценностей.

Функция обратной связи означает, что бухгалтерский учёт формирует и передает информацию о фактических параметрах развития объекта управления: о состоянии имущества и источников его формирования; обязательств предприятия; отношениях с поставщиками, подрядчиками, банками, собственниками и т.д. Посредством данной функции осуществляется контроль выполнения плановых показателей, стандартов и норм; выявляют недостатки и скрытые резервы производства.

Аналитическая функция позволяет изучить перспективы развития хозяйствующего субъекта, выявить имеющиеся недостатки и наметить пути совершенствования всех направлений хозяйственной деятельности.

Пользователи бухгалтерской информации

В рыночной экономике бухгалтер обязан предоставлять информацию тем, кто её использует, независимо от того, являются они внутренними или внешними потребителями информации.

Администрация организации несёт ответственность за конечный финансовый результат - прибыль. Менеджеры принимают большинство решений на основании данных бухгалтерского учёта, их интересует себестоимость единицы продукции, наличие денежных средств, чистая прибыль...

Внешних пользователей можно разделить на пользователей с прямым финансовым интересом и пользователей с непрямым (косвенным) финансовым интересом.

Пользователи с прямым финансовым интересом изучают финансовые отчёты организаций, в которых содержатся сведения о результатах работы организаций, прибыльности и ликвидности. Прибыльность - получение дохода от инвестирования средств. Ликвидность - наличие достаточных платёжных средств для оплаты долгов в установленные сроки. На основании финансовых отчётов инвесторы могут сделать заключение о финансовых перспективах организации в будущем, стоит ли вкладывать в неё средства. Кредиторов интересует имеет ли организация деньги, чтобы выплачивать проценты и своевременно погашать долг.

Пользователей с (непрямым) косвенным финансовым интересом можно разделить на группы:

- налоговые органы;

- регулирующие органы;

- органы планирования экономики;

- другие.

Налоговые органы контролируют правильность и своевременность уплаты налогов. По каждому налогу необходимо вести финансовую отчётность.

Организации предоставляют информацию регулирующим органам на уровне государства, города, округа. Например, энергетические организации должны пересматривать тарифы на электрическую и тепловую энергию на основе бухгалтерских отчётов.

Централизованное планирование, управление и контроль на уровне государства, организации осуществляется на основе данных финансовых отчётов.

Другими пользователями финансовой отчётности являются профессиональные союзы при подготовке к заключению коллективных договоров. Пользователями финансовой отчётности с косвенным финансовым интересом также являются консультанты, потребители, покупатели и др.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.