Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 19. Дорожные конструкции





Дорожное полотно (дорожная конструкция) = земляное полотно + дорожная одежда (основание + покрытие)

Подготовка грунтового основания (земляное полотно). Слой почвы, на котором будут размещены несущее основание и верхнее покрытие, требует тщательной подготовки, так как он несет нагрузку со стороны дорожного покрытия и подвержен воздействию характерных для данной территории почвенных и гидрологических процессов.

Устойчивость грунтового основания, его однородность и проницаемость являются ключевыми факторами в определении толщины остальных слоев в конструкции дорожного покрытия, поэтому перед началом работ важно выяснить все особенности объекта проектирования. По материалам предпроектных изысканий устанавливают тип подстилающих грунтов, механический состав, устойчивость к деформациям, уровень грунтовых вод, особенности гидрологического режима, а также выясняют другие особенности участка, подлежащего благоустройству.

Для предотвращения миграции почвенных коллоидов из нижних почвенных слоев в верхнее основание иногда в качестве разделителя используют геоткань, которую укладывают поверх грунтового основания.



При работе на глинистых почвах возникает опасность проявления так называемых процессов пучения грунта, которые возникают на неравномерно увлажненных грунтах при их замерзании и оттаивании. Впоследствии это может привести к разрушению верхнего покрытия (рис.1). Предотвратить эти явления можно путем стабилизации уровня влажности почвы за счет создания дренажной системы, которая также позволит стабилизировать уровень грунтовых вод и контролировать процессы периодического подтопления. Представленная для примера конструкция включает в себя систему водоотвода из перфорированных труб, расположенных ниже уровня промерзания грунта, характерного для данного региона.

Рис. 1 Деформации дорожного покрытия: а — пучение грунта; б — обрушение края

Несущее основание. Несущим основанием называется слой инертного материала (чаще всего — щебня), который укладывают на подготовленное земляное корыто. Основание переносит на себя нагрузку от движущихся по поверхности транспорта и пешеходов, а также отводит лишнюю воду, предотвращая подтопление верхнего покрытия.



В зависимости от уровня нагрузки и стабильности грунта конструкция несущего основания может быть различной. Для дорожек и площадок с низкой нагрузкой на стабильных грунтах в качестве основания может использоваться один слой крупнозернистого песка или мелкого щебня. При высокой нагрузке или на глинистых слабо дренированных грунтах для получения прочного покрытия часто требуется устройство двухслойного несущего основания. В таких случаях нижний слой состоит из более грубого материала (щебень более крупных фракций), чем верхний. Перенося на себя нагрузку, он предохраняет верхнее покрытие от возможного разрушения.

Для обеспечения максимальной поддержки верхнего покрытия и предотвращения его перекашивания, а также для лучшего поперечного отведения воды под покрытием оба слоя несущего основания должны выступать за края проектируемой дорожки или площадки.

При использовании верхнего покрытия из материалов, подверженных вымыванию, для предотвращения этих явлений поверхность несущего основания рекомендуется обработать битумными герметиками или использовать в качестве разделителя геоткань.

Покрытие – верхняя часть, непосредственно воспринимающая воздействие колесной нагрузки, сопротивляющаяся истиранию и влиянию атмосферных факторов. Этот слой должен быть наиболее прочным. Устраивают его минимально допустимой толщины, т.к. он является наиболее дорогостоящей частью. Обычно, помимо основного слоя, покрытие состоит из слоя износа, непосредственно подвергающегося истиранию. Его толщину не учитывают при расчете конструкций дорожной одежды и заменяют по мере износа новым слоем.



Классификация основных дорожных покрытий.

Типы покрытий Наименование покрытий
Усовершенствованные капитальные Цементобетонные и железобетонные (сборные и монолитные); асфальтобетонные на цементобетонном, щебеночном и гравийном основаниях, укрепленных вяжущими материалами. Брусчатые мостовые из гранитных или шлаковых камней (с заливкой швов вяжущими) на щебеночном и грунтощебеночном основаниях, укрепленных вяжущими материалами.
Облегченные Битумно-минеральные смеси, а также холодный асфальт на основаниях из щебня, шлака, не обработанных вяжущими материалами, из грунта, укрепленного вяжущими материалами, грунто-щебня и гравийного материала. Черная щебеночная на щебеночном, гравийном, шлаковом, а также грунтощебеночном основаниях. Брусчатые мостовые на песчаном или гравийном основании, а также мозаиковые мостовые на прочном каменном основании.
Переходные Грунто-асфальтовые, щебеночные, гравийные и шлаковые с поверхностной обработкой вяжущими материалами. Грунтощебеночные, обработанные вяжущими материалами. Мостовые из булыжного камня. Грунтовые, укрепленные вяжущими материалами.

Дорожные одежды для улиц должны удовлетворять многим требованиям. К ним относят: прочность, износоустойчивость, ровность, шероховатость, максимальную механизацию при строительстве, широкое использование местных строительных материалов, низкую стоимость строительства и эксплуатации дорог. Дорожные одежды в городе должны быть беспыльными, бесшумными, достаточно шероховатыми, легко поддаваться восстановлению после разрытий.

Конструкцию одежды проезжей части улицы назначают с учетом перспективной интенсивности и состава движения, категорий улицы, дороги или площади, климатических условий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.